• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поддьяков А. Н., Елисеенко А. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28. С. 4-4.

Рассматривается процесс решения комплексной проблемы человеком при исследовании виртуальной фабрики, смоделированной посредством компьютерного динамического сценария, и управлении ею. Выявлены связи динамики: а) оценок субъективной неопределенности (представлений об особенностях системы и способах решения задачи, ожиданий от эффектов собственных действий) и б) эффективности решения (величины убытков или прибыли). Показано, что субъективная неопределенность является сложным психологическим образованием и выполняет различные функции в решении комплексных задач: она может выступать и мощным фактором положительной мотивации, интереса к задаче, и фактором отрицательной мотивации, ухода от поисков решения. За снижением субъективной неопределенности в ходе решения стоят два существенно разных механизма у двух разных групп решателей. У решателей с исследовательским поведением имеет место нарастание оптимистической определенности на основе всё более полной и успешной ориентировки субъекта в изучаемой системе и способах действий с ней, нарастающая уверенность в ожидаемых реакциях системы и в способах достижения цели. У решателей с хаотическим поведением увеличивается пессимистическая определенность из-за устойчивого неуспеха деятельности, растет уверенность в невозможности справиться с задачей и усиливается всё более определенное желание выйти из ситуации решения. Предложена регрессионная модель связей субъективной неопределенности и эффективности решения.

Добавлено: 18 мая 2013
Статья
Овсянникова В. В., Шабалина Т. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 33.

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между эффективностью переработки эмоциональной информации и тревожностью. Для оценки эффективности переработки используется специально разработанная методика, в которую включен вербальный материал с разной эмоциональной окраской. Показано, что эффективность переработки угрожающих стимулов коррелирует с тревожностью.  

Добавлено: 13 июня 2013
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. Т. 4. № 18.

С социально-психологической точки зрения рассматриваются особенности социолингвистической ситуации на постсоветском пространстве; эмпирически определяются количественные и качественные характеристики концепта «язык» на материале современной этнопсихологической литературы; анализируется динамика основных функций русского / родного языков.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. Т. 1. № 3.

В статье история изучения проблематики совладания соотносится с современным социокультурным фоном, отличительной чертой которого является высокий динамизм социальных процессов. Подчеркивается, что различные по своим теоретическим основаниям и эмпирическим данным подходы к проблеме совладания имеют и некоторый «общий вектор» – согласие в том, что совладание суть динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием. Утверждается, что данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней. Личностные и социальные ресурсы совладания рассматриваются с этой точки зрения.

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Заикин В. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 21.

Рассматриваются перспективы и методологические противоречия психологии морали с позиций социальной психологии. Анализируются детерминанты и эволюция представлений о предмете психологии морали; потенциал когнитивного подхода к проблемам психологии морали.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Сычева М. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 25. С. 12-22.

Комплексно раскрывается содержание конструкта «стиль реагирования на изменения». Описана модель стилей реагирования на изменения, в которой выделяются четыре стиля: инновационный, консервативный, реактивный и реализующий. Представлены ключевые результаты апробации (N = 323) опросника «Стили реагирования на изменения».

Добавлено: 5 февраля 2013
Статья
Нисская А. К. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 8.

Выявлена специфика образовательной среды при разных программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении и в домашних условиях, определены мотивационный, социальный и эмоциональный компоненты адаптации первоклассников к школе (N = 310). Показано, что особенности социальной ситуации развития дошкольников оказывают существенное влияние на их отношение к учебной деятельности, одноклассникам и учителю. По результатам исследования, характерная для дошкольного учреждения образовательная среда способствует принятию позиции школьника и успешной адаптации к школе, в то время как условия домашнего воспитания не полностью обеспечивают адаптационный процесс. Содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, влияет на все стороны адаптации к школе – отношение к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, на степень удовлетворенность посещением школы в целом.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Базаров Т. Ю., Чиннова А. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 11-21.

Анализируется роль различных факторов эффективности медиации. Особое внимание уделяется личностным особенностям медиатора. Описывается исследование взаимосвязи эмоционального лидерства посредника и эффективности медиации. Аргументируется необходимость совершенствования методического инструментария, а также разработки методологических оснований исследования медиации.

Добавлено: 24 июля 2012
Статья
Голынчик Е. О., Батхина А. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 53. С. 12.

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению культурной специфичности выбора стратегий конфликтного поведения студентами российских и немецких вузов в контексте учебной среды. Выборку составили 195 студентов высших учебных заведений (114 российских и 81 немецкий студент). Для изучения стратегий конфликтного поведения была разработана авторская методика, базирующаяся на методах опроса и контент-анализа. Были рассмотрены предпочитаемые стратегии поведения в следующих ситуациях: конфликт студента с другим студентом; конфликт студента с преподавателем; конфликт студента с родителями. Кросс-культурное сравнение выборок обнаружило различия при выборе стратегий конфликтного поведения между студентами российских и немецких вузов в ситуации конфликта с преподавателем и другим студентом. Для российских респондентов такой стратегией является уход, а для немецких – сотрудничество. Между двумя группами не было выявлено значимых различий в предпочтениях стратегий в ситуации конфликта с родителями, хотя для российской выборки наиболее часто используемой является стратегия уступок, а для немецкой – сотрудничества. Кроме того, российские респонденты выбирают модель поведения в зависимости от ситуации, тогда как их немецкие коллеги действуют одинаково, безотносительно условий и оппонента. Также была установлена связь между определенными измерениями культуры, такими как маскулинность, индивидуализм, дистанция к власти, избегание неопределенности, долговременная перспектива и предпочтением той или иной стратегии конфликтного поведения. Для российских студентов выбор стратегии практически во всех ситуациях был значимо связан с уровнем маскулинности и индивидуализма, а для немецких – с долговременной перспективой. Данные результаты указывают на значимость такого предиктора, как культура, при выборе стратегии конфликтного поведения.

Добавлено: 25 августа 2017
Статья
Ледовая Я. А., Боголюбова О., Тихонов Р. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015.

Сегодня особое значение имеет изучение психологических и социальных факторов, делающих человека более уязвимым для негативных последствий стресса, а также способствующих развитию дезадаптивных, антисоциальных реакций на стресс. В исследовании рассматривалась взаимосвязь между Темной триадой, отчуждением моральной ответственности, стрессом и уровнем психологического благополучия на выборке студентов. Была обнаружена положительная взаимосвязь нарциссизма с уровнем субъективного благополучия, а также взаимосвязь отчуждения моральной ответственности со шкалой психопатии. Впервые были переведены на русский язык и апробированы методики «Перечень угрожающих событий», «Отчуждение моральной ответственности», «Шкала удовлетворенности жизнью» Э.Динера и «Шкала для скрининга посттравматических симптомов».

Добавлено: 1 августа 2019
Статья
Александрова Л. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3(17).

Рассматривается феномен субъективной витальности как философская проблема и как предмет научно-психологического исследования. В центре статьи находится проблема роли и статуса субъективной витальности в структуре личности. В зарубежных исследованиях субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности. Представлены результаты серии эмпирических исследований (испытуемые - учащиеся школ и студенты). Результаты существенно расширяют представление о субъективной витальности и доказывают, что она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.  

Добавлено: 27 июня 2013
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. Т. 6. № 8.

На примере взглядов Н.К.Михайловского выделяются основные принципы новых методологических позиций русской общественной мысли рубежа XIX–XX вв.; рассматривается их реализация в концепции «герои и толпа»; раскрывается значение «субъективного метода» русской этико-социологической школы для последующего развития социально-психологических взглядов на проблему взаимоотношений личности и общества.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 12. № 4.

Теория самодетерминации – современный подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия. В данной статье рассмотрены основные темы дискуссий, развернувшихся на прошедшей в Гентском университете конференции по теории самодетерминации (Бельгия, 13–16  мая 2010 года). Анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории. Представлены современные исследования в русле пяти мини-теорий, из которых в настоящее время состоит теория самодетерминации. Это теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей, теория содержания целей. Вторая часть статьи посвящена основным направлениям практического применения теории самодетерминации в области детско-родительских отношений, психологии обучения, психологии труда, клинической психологии и психологии здоровья.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 5. № 13.

Теория самодетерминации – современный подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия. В данной статье рассмотрены основные темы дискуссий, развернувшихся на прошедшей в Гентском университете конференции по теории самодетерминации (Бельгия, 13–16  мая 2010 года). Анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории. Представлены современные исследования в русле пяти мини-теорий, из которых в настоящее время состоит теория самодетерминации. Это теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей, теория содержания целей. Вторая часть статьи посвящена основным направлениям практического применения теории самодетерминации в области детско-родительских отношений, психологии обучения, психологии труда, клинической психологии и психологии здоровья.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Гасанова У. У. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 55. С. 1-18.

Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г.Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г.Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (альфа Кронбаха) лежат в диапазоне от 0,53 до 0,77. При сравнении средних баллов по латентным факторам в России и Азербайджане в рамках первого подхода и проверке эффекта страны с учетом неэквивалентных пунктов в рамках второго подхода были получены сходные результаты. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Дополнительно проводился корреляционный анализ между ценностями культуры и особенностями проявления эмоций (методика DRAI Д.Мацумото): 1) горизонтальный индивидуализм на азербайджанской выборке коррелирует с наигрыванием при проявлении эмоций, что связано в том числе с усилением внешних проявлений эмоций (r = 0,15); 2) горизонтальный коллективизм на российской выборке коррелирует с проявлением эмоций (r = 0,23), вертикальный коллективизм на азербайджанской выборке коррелирует с сокрытием эмоций (r = 0,19).

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Осин Е. Н. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014.

Статья посвящена анализу структурной валидности теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева на большой выборке пользователей Интернет (N=9876) с кросс-валидизацией на независимой выборке (N=276). С помощью эксплораторного и конфирматорного факторного анализа получена структура из 4 субшкал, демонстрирующих удовлетворительную надёжность (альфа Кронбаха в диапазоне от 0,65 до 0,84) и дискриминантную валидность. Представлены данные о значимых различиях в показателях осмысленности жизни по тесту СЖО, связанных с гендером, возрастом и уровнем образования, а также с характером профессиональной деятельности.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Орел Е. А., Кочергина Е. В., Най Дж. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 27.

В статье приводятся результаты исследования психологических предикторов академической успеваемости студентов одного из крупных российских вузов. Его целью было оценить вклад факторов Большой Пятёрки личностных черт в различные виды академической успеваемости. В качестве образовательных переменных были использованы результаты Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), как оценки успешности поступления в вуз, и средний балл за время обучения, как показатель текущей успеваемости. Было выявлено, что Интроверсия, Согласие, Нейротизм и Открытость опыту являются значимыми предикторами академических достижений у студентов российского вуза. Эти результаты лишь частично подтверждаются результатами аналогичных исследований, проведённых в Западной Европе и Америке. В статье анализируются возможные причины этих несоответствий и делается вывод о том, что они обусловлены различиями образовательных сред в разных странах и тех требований к личностным особенностям студентов, которые предъявляет университетская среда.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Леонтьев Д. А., Аверина А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 2(16).

Рассматривается феномен рефлексии как философская проблема, как предмет научно-психологического изучения и как характеристика человеческого существования. В центре статьи находится проблема амбивалентности рефлексивных процессов. В одних исследованиях прослеживается связь рефлексии с депрессией, невротизмом и пессимизмом, другие же работы обращают внимание на позитивную роль рефлексии в процессах адаптации и саморегуляции личности. Для разрешения данного противоречия предложена дифференциальная модель рефлексии личности, в которой выделяется несколько типов рефлексивного самоотношения, в числе которых как способствующие, так и мешающие эффективной саморегуляции жизнедеятельности личности.

Добавлено: 29 мая 2013
Статья
Корниенко Д. С., Балева М. В., Руднова Н. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 62.

Темная триада как объединение трех неклинических черт – макиавеллизма, нарциссизма и психопатии – привлекает внимание исследователей в последние десятилетия, так как позволяет неоднозначно рассматривать личностные черты. Исследования Темной триады в основном касаются связей с другими личностными и поведенческими характеристиками. Вместе с тем исследований того, как воспринимаются носители темных черт, немного. Целью данной работы явилось изучение того, как будут восприниматься и оцениваться люди, демонстрирующие полярные проявления черт Темной триады, и как связаны черты респондентов с оценкой другого. Исследование было построено по схеме квазиэксперимента. Выборку исследования составили студенты – 460 человек. В качестве стимульного материала респондентам предъявлялись видеоролики, в которых демонстрировался человек с низкой или высокой выраженностью свойств Темной триады (положительный и отрицательный образы), которые затем оценивались по характеристикам, (не)релевантным чертам Темной триады, и по когнитивному, поведенческому и эмоциональному компонентам отношения к образу. Также у респондентов были диагностированы макиавеллизм, нарциссизм и психопатия по Короткому опроснику Темной триады. Была обнаружена поляризация оценок и отношения к положительному образу и деполяризация по отношению к отрицательному образу. Роль негативных черт респондентов проявилась в том, что при более высоких значениях черт Темной триады отрицательный образ начинает обладать большей сложностью и выразить полярное отношение к нему становится сложнее, а в отношении когнитивного компонента отношения оценка положительного и отрицательного образов сближается.

Добавлено: 1 ноября 2019
Статья
Корниенко Д. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2018. Т. 11. № 62.

Темная триада как объединение трех неклинических черт – макиавеллизма, нарциссизма и психопатии – привлекает внимание исследователей в последние десятилетия, так как позволяет неоднозначно рассматривать личностные черты. Исследования Темной триады в основном касаются связей с другими личностными и поведенческими характеристиками. Вместе с тем исследований того, как воспринимаются носители темных черт, немного. Целью данной работы явилось изучение того, как будут восприниматься и оцениваться люди, демонстрирующие полярные проявления черт Темной триады, и как связаны черты респондентов с оценкой другого. Исследование было построено по схеме квазиэксперимента. Выборку исследования составили студенты – 460 человек. В качестве стимульного материала респондентам предъявлялись видеоролики, в которых демонстрировался человек с низкой или высокой выраженностью свойств Темной триады (положительный и отрицательный образы), которые затем оценивались по характеристикам, (не)релевантным чертам Темной триады, и по когнитивному, поведенческому и эмоциональному компонентам отношения к образу. Также у респондентов были диагностированы макиавеллизм, нарциссизм и психопатия по Короткому опроснику Темной триады. Была обнаружена поляризация оценок и отношения к положительному образу и деполяризация по отношению к отрицательному образу. Роль негативных черт респондентов проявилась в том, что при более высоких значениях черт Темной триады отрицательный образ начинает обладать большей сложностью и выразить полярное отношение к нему становится сложнее, а в отношении когнитивного компонента отношения оценка положительного и отрицательного образов сближается. 

Добавлено: 15 января 2019
Статья
Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 37. С. 2.

Проведена психологическая операционализация модели «этического квадрата» (гедонизм, утилитаризм, перфекционизм, альтруизм). Изучены особенности этической направленности – в том числе применительно к «сети» и к «реальности», к «Я» и к «Другому» – подростков и молодежи, участвующих в социальных сетях. Выборку составили 42 активных пользователя социальных сетей (15–25 лет). На материале полуструктурированного интервью, связанного с обсуждением моральной дилеммы, выявлены гендерные и возрастные различия этических установок, проявляющихся у пользователей социальных сетей. Гендерные особенности относятся в основном к категории «перфекционизм»: к данной проблематике значимо чаще, чем мужчины, обращались женщины. Возрастные особенности относятся прежде всего к отличиям представителей младшей возрастной группы (15–17 лет) от более старших испытуемых: для младших характерны значимо более низкие показатели обращения к теме «Другого» (в отличие от «Я»), а также отсутствие тем, связанных с этической категорией «перфекционизм», при обсуждении поведения в социальных сетях.

Добавлено: 11 ноября 2014