• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 91 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С. А., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 38. С. 4-4.

Традиционно в исследованиях роли социокультурных факторов в формировании особенностей личности эти факторы операционализируются на макроуровне: как расовая, этническая, национальная принадлежность, страна проживания, не позволяя учесть региональных и локальных особенностей, которые особенно характерны для таких стран, как Россия. Целью данного исследования было выявление влияния города и региона проживания (как непосредственного, так и опосредствованного полом и возрастом испытуемых) на стратегии ответа на пункты методики и личностные особенности испытуемых. Были проанализированы данные, полученные при апробации второй версии методики Миннесотского мультифазного исследования личности (MMPI-2) на выборке из 1237 человек в шести городах России (Барнаул, Москва, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Тверь, Томск). Согласно полученным результатам, при инвариантной структуре личности на максимально обобщенном уровне анализа можно выделить как специфические для России, так и специфические для города проживания особенности. При этом основные региональные и локальные эффекты опосредствуются полом и возрастом, что позволяет выделить «зоны» особого интереса для дальнейших исследований. Сюда относятся, в частности, возрастная группа 25–39 лет в Перми, для которой характерны высокий уровень аггравации и психопатии; девушки моложе 25 лет в Петропавловске-Камчатском, у которых показатели депрессии и истерии значительно ниже, чем в других возрастных группах в этом городе и других городах. Не менее интересный вопрос касается психологических причин уплощения гендерных различий по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии, психастении, социальной интроверсии в Москве и Петропавловске-Камчатском. Данные обсуждаются как с точки зрения влияния социально-экономических факторов жизни в разных городах, так и необходимости установления социально-психологического содержания полученных эффектов.

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Рассказова Е. И., Богомаз С., Дорфман Л. Я. и др. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 38. С. 4.

Традиционно в исследованиях роли социокультурных факторов в формировании особенностей личности эти факторы операционализируются на макроуровне: как расовая, этническая, национальная принадлежность, страна проживания, не позволяя учесть региональных и локальных особенностей, которые особенно характерны для таких стран, как Россия. Целью данного исследования было выявление влияния города и региона проживания (как непосредственного, так и опосредствованного полом и возрастом испытуемых) на стратегии ответа на пункты методики и личностные особенности испытуемых. Были проанализированы данные, полученные при апробации второй версии методики Миннесотского мультифазного исследования личности (MMPI-2) на выборке из 1237 человек в шести городах России (Барнаул, Москва, Пермь, Петропавловск-Камчатский, Тверь, Томск). Согласно полученным результатам, при инвариантной структуре личности на максимально обобщенном уровне анализа можно выделить как специфические для России, так и специфические для города проживания особенности. При этом основные региональные и локальные эффекты опосредствуются полом и возрастом, что позволяет выделить «зоны» особого интереса для дальнейших исследований. Сюда относятся, в частности, возрастная группа 25–39 лет в Перми, для которой характерны высокий уровень аггравации и психопатии; девушки моложе 25 лет в Петропавловске-Камчатском, у которых показатели депрессии и истерии значительно ниже, чем в других возрастных группах в этом городе и других городах. Не менее интересный вопрос касается психологических причин уплощения гендерных различий по шкалам ипохондрии, депрессии, истерии, психастении, социальной интроверсии в Москве и Петропавловске-Камчатском. Данные обсуждаются как с точки зрения влияния социально-экономических факторов жизни в разных городах, так и необходимости установления социально-психологического содержания полученных эффектов.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Корниенко Д. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 1(15).
Добавлено: 13 декабря 2011
Статья
Котов А. А., Дагаев Н. И. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 29.

Эффект понятийной гибкости – включение в понятие признаков, нерелевантных для формируемой категории, и дальнейшее оперирование ими в случае необходимости. Как показали предыдущие исследования, эффект понятийной гибкости возникает в задачах на вывод признака и не возникает в задачах на классификацию. В последнем случае внимание к признакам объекта становится слишком сфокусированным на одном признаке. В настоящем исследовании на выборке студентов (N = 60) проверялась гипотеза о том, что эффект понятийной гибкости может возникать в задачах на классификацию, если в качестве стимульного материала используются объекты, признаки которых имеют функциональные связи и могут быть соотнесены с семантическими знаниями испытуемого.

Добавлено: 21 июля 2013
Статья
Новикова М. А., Корнилова Т. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23.

Анализируются теоретические предпосылки рассмотрения самооценки интеллекта как многомерной структуры, включенной в систему связей с личностными чертами и психометрическим интеллектом. По данным обследования студенческих выборок (N = 496) строится эмпирическая модель, в которой самооценка интеллекта выступает промежуточной латентной переменной между латентными переменными (факторами) психометрического интеллекта и принятия неопределенности. Также представлена эмпирическая структурная модель, объединяющая самооценку интеллекта с латентными переменными психометрического интеллекта и академической успеваемости. Полученные данные свидетельствуют о значимо более высокой самооценке интеллекта мужчинами в сравнении с женщинами.

Добавлено: 3 октября 2017
Статья
Поддьяков А. Н., Елисеенко А. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2013. Т. 6. № 28. С. 4-4.

Рассматривается процесс решения комплексной проблемы человеком при исследовании виртуальной фабрики, смоделированной посредством компьютерного динамического сценария, и управлении ею. Выявлены связи динамики: а) оценок субъективной неопределенности (представлений об особенностях системы и способах решения задачи, ожиданий от эффектов собственных действий) и б) эффективности решения (величины убытков или прибыли). Показано, что субъективная неопределенность является сложным психологическим образованием и выполняет различные функции в решении комплексных задач: она может выступать и мощным фактором положительной мотивации, интереса к задаче, и фактором отрицательной мотивации, ухода от поисков решения. За снижением субъективной неопределенности в ходе решения стоят два существенно разных механизма у двух разных групп решателей. У решателей с исследовательским поведением имеет место нарастание оптимистической определенности на основе всё более полной и успешной ориентировки субъекта в изучаемой системе и способах действий с ней, нарастающая уверенность в ожидаемых реакциях системы и в способах достижения цели. У решателей с хаотическим поведением увеличивается пессимистическая определенность из-за устойчивого неуспеха деятельности, растет уверенность в невозможности справиться с задачей и усиливается всё более определенное желание выйти из ситуации решения. Предложена регрессионная модель связей субъективной неопределенности и эффективности решения.

Добавлено: 18 мая 2013
Статья
Овсянникова В. В., Шабалина Т. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2014. Т. 7. № 33.

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи между эффективностью переработки эмоциональной информации и тревожностью. Для оценки эффективности переработки используется специально разработанная методика, в которую включен вербальный материал с разной эмоциональной окраской. Показано, что эффективность переработки угрожающих стимулов коррелирует с тревожностью.  

Добавлено: 13 июня 2013
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. Т. 4. № 18.

С социально-психологической точки зрения рассматриваются особенности социолингвистической ситуации на постсоветском пространстве; эмпирически определяются количественные и качественные характеристики концепта «язык» на материале современной этнопсихологической литературы; анализируется динамика основных функций русского / родного языков.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. Т. 1. № 3.

В статье история изучения проблематики совладания соотносится с современным социокультурным фоном, отличительной чертой которого является высокий динамизм социальных процессов. Подчеркивается, что различные по своим теоретическим основаниям и эмпирическим данным подходы к проблеме совладания имеют и некоторый «общий вектор» – согласие в том, что совладание суть динамический процесс, протекание которого определяется не только характеристиками самой ситуации и личностными особенностями субъекта, но их взаимодействием. Утверждается, что данное взаимодействие состоит в формировании комплексной когнитивной оценки, включающей в себя как интерпретацию субъектом ситуации, так и его представления о себе в ней. Личностные и социальные ресурсы совладания рассматриваются с этой точки зрения.

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Заикин В. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 21.

Рассматриваются перспективы и методологические противоречия психологии морали с позиций социальной психологии. Анализируются детерминанты и эволюция представлений о предмете психологии морали; потенциал когнитивного подхода к проблемам психологии морали.

Добавлено: 4 марта 2013
Статья
Базаров Т. Ю., Сычева М. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 25. С. 12-22.

Комплексно раскрывается содержание конструкта «стиль реагирования на изменения». Описана модель стилей реагирования на изменения, в которой выделяются четыре стиля: инновационный, консервативный, реактивный и реализующий. Представлены ключевые результаты апробации (N = 323) опросника «Стили реагирования на изменения».

Добавлено: 5 февраля 2013
Статья
Янченко А. А., Нартова-Бочавер С. К. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2020. Т. 13. № 71. С. 1-27.

Исследование посвящено рассмотрению сострадания к себе с точки зрения его роли в адаптации личности, понимаемой как поддержание психологического благополучия человека и его функциональности в разных жизненных ситуациях. Подчиненной целью работы была адаптация Шкалы страха сострадания (Fears of compassion scale) для оценки уровня сострадания, так как на данный момент подобные методики, адаптированные к русскоязычной культуре, отсутствуют. На первом этапе исследования проведена первичная психометрическая подготовка основного инструмента исследования. На втором этапе проверялись гипотезы о том, что сострадание к себе 1) положительно связано с психологическим благополучием и аутентичностью личности; 2) отрицательно связано с симптоматической (не клинической) депрессией. В исследовании приняли участие 289 респондентов (N = 289; 232 – женского пола, 57 – мужского). Для проверки содержательной валидности Шкалы страха сострадания использовалась Шкала сочувствия к себе; для проверки исследовательских гипотез использовались Шкала депрессии Центра эпидемиологических исследований CES-D, Шкала аутентичности и Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург. Обнаружено, что Шкала страха сострадания имеет высокие показатели валидности и надежности, однако ее факторная структура не подтвердилась. Разработана модифицированная версия опросника, подходящая для использования на российской выборке. Показано также, что сострадание к себе положительно связано с психологическим благополучием и аутентичностью личности, а страх сострадания к себе сочетается с депрессивными симптомами. Делается вывод, что сострадание к себе является адаптивным свойством личности, улучшающим взаимодействие человека с собой и миром и позволяющим сохранить целостность Я и качество жизни в разных жизненных ситуациях.

Добавлено: 13 июня 2020
Статья
Нисская А. К. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 8.

Выявлена специфика образовательной среды при разных программах воспитания и обучения в дошкольном учреждении и в домашних условиях, определены мотивационный, социальный и эмоциональный компоненты адаптации первоклассников к школе (N = 310). Показано, что особенности социальной ситуации развития дошкольников оказывают существенное влияние на их отношение к учебной деятельности, одноклассникам и учителю. По результатам исследования, характерная для дошкольного учреждения образовательная среда способствует принятию позиции школьника и успешной адаптации к школе, в то время как условия домашнего воспитания не полностью обеспечивают адаптационный процесс. Содержание программ, реализуемых в дошкольных учреждениях, влияет на все стороны адаптации к школе – отношение к учебной деятельности, к учителю и одноклассникам, на степень удовлетворенность посещением школы в целом.

Добавлено: 28 января 2015
Статья
Базаров Т. Ю., Чиннова А. С. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23. С. 11-21.

Анализируется роль различных факторов эффективности медиации. Особое внимание уделяется личностным особенностям медиатора. Описывается исследование взаимосвязи эмоционального лидерства посредника и эффективности медиации. Аргументируется необходимость совершенствования методического инструментария, а также разработки методологических оснований исследования медиации.

Добавлено: 24 июля 2012
Статья
Голынчик Е. О., Батхина А. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 53. С. 12.

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению культурной специфичности выбора стратегий конфликтного поведения студентами российских и немецких вузов в контексте учебной среды. Выборку составили 195 студентов высших учебных заведений (114 российских и 81 немецкий студент). Для изучения стратегий конфликтного поведения была разработана авторская методика, базирующаяся на методах опроса и контент-анализа. Были рассмотрены предпочитаемые стратегии поведения в следующих ситуациях: конфликт студента с другим студентом; конфликт студента с преподавателем; конфликт студента с родителями. Кросс-культурное сравнение выборок обнаружило различия при выборе стратегий конфликтного поведения между студентами российских и немецких вузов в ситуации конфликта с преподавателем и другим студентом. Для российских респондентов такой стратегией является уход, а для немецких – сотрудничество. Между двумя группами не было выявлено значимых различий в предпочтениях стратегий в ситуации конфликта с родителями, хотя для российской выборки наиболее часто используемой является стратегия уступок, а для немецкой – сотрудничества. Кроме того, российские респонденты выбирают модель поведения в зависимости от ситуации, тогда как их немецкие коллеги действуют одинаково, безотносительно условий и оппонента. Также была установлена связь между определенными измерениями культуры, такими как маскулинность, индивидуализм, дистанция к власти, избегание неопределенности, долговременная перспектива и предпочтением той или иной стратегии конфликтного поведения. Для российских студентов выбор стратегии практически во всех ситуациях был значимо связан с уровнем маскулинности и индивидуализма, а для немецких – с долговременной перспективой. Данные результаты указывают на значимость такого предиктора, как культура, при выборе стратегии конфликтного поведения.

Добавлено: 25 августа 2017
Статья
Ледовая Я. А., Боголюбова О., Тихонов Р. В. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2015.

Сегодня особое значение имеет изучение психологических и социальных факторов, делающих человека более уязвимым для негативных последствий стресса, а также способствующих развитию дезадаптивных, антисоциальных реакций на стресс. В исследовании рассматривалась взаимосвязь между Темной триадой, отчуждением моральной ответственности, стрессом и уровнем психологического благополучия на выборке студентов. Была обнаружена положительная взаимосвязь нарциссизма с уровнем субъективного благополучия, а также взаимосвязь отчуждения моральной ответственности со шкалой психопатии. Впервые были переведены на русский язык и апробированы методики «Перечень угрожающих событий», «Отчуждение моральной ответственности», «Шкала удовлетворенности жизнью» Э.Динера и «Шкала для скрининга посттравматических симптомов».

Добавлено: 1 августа 2019
Статья
Александрова Л. А. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3(17).

Рассматривается феномен субъективной витальности как философская проблема и как предмет научно-психологического исследования. В центре статьи находится проблема роли и статуса субъективной витальности в структуре личности. В зарубежных исследованиях субъективная витальность традиционно рассматривается как производная от личностной автономии и показатель субъективного благополучия личности. Представлены результаты серии эмпирических исследований (испытуемые - учащиеся школ и студенты). Результаты существенно расширяют представление о субъективной витальности и доказывают, что она играет важнейшую роль в процессе совладания с трудными обстоятельствами жизни и в развитии личности, являясь не только мерой психологического благополучия, но и полноценным личностным ресурсом.  

Добавлено: 27 июня 2013
Статья
Белинская Е. П. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2009. Т. 6. № 8.

На примере взглядов Н.К.Михайловского выделяются основные принципы новых методологических позиций русской общественной мысли рубежа XIX–XX вв.; рассматривается их реализация в концепции «герои и толпа»; раскрывается значение «субъективного метода» русской этико-социологической школы для последующего развития социально-психологических взглядов на проблему взаимоотношений личности и общества.  

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 12. № 4.

Теория самодетерминации – современный подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия. В данной статье рассмотрены основные темы дискуссий, развернувшихся на прошедшей в Гентском университете конференции по теории самодетерминации (Бельгия, 13–16  мая 2010 года). Анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории. Представлены современные исследования в русле пяти мини-теорий, из которых в настоящее время состоит теория самодетерминации. Это теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей, теория содержания целей. Вторая часть статьи посвящена основным направлениям практического применения теории самодетерминации в области детско-родительских отношений, психологии обучения, психологии труда, клинической психологии и психологии здоровья.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Гордеева Т. О. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2010. Т. 5. № 13.

Теория самодетерминации – современный подход к изучению человеческой мотивации, личности и психологического благополучия. В данной статье рассмотрены основные темы дискуссий, развернувшихся на прошедшей в Гентском университете конференции по теории самодетерминации (Бельгия, 13–16  мая 2010 года). Анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории. Представлены современные исследования в русле пяти мини-теорий, из которых в настоящее время состоит теория самодетерминации. Это теория организмической интеграции, теория когнитивной оценки, теория каузальных ориентаций, теория базовых психологических потребностей, теория содержания целей. Вторая часть статьи посвящена основным направлениям практического применения теории самодетерминации в области детско-родительских отношений, психологии обучения, психологии труда, клинической психологии и психологии здоровья.

Добавлено: 19 октября 2014
Статья
Панкратова А. А., Осин Е. Н., Гасанова У. У. Психологические исследования: электронный научный журнал. 2017. Т. 10. № 55. С. 1-18.

Проверяется психометрическая эквивалентность русскоязычной версии опросника INDCOL Г.Триандиса на российской (n = 333) и азербайджанской (n = 326) выборках с помощью эксплораторного структурного моделирования (ESEM) и моделирования латентной переменной с множественными индикаторами и ковариатами (MIMIC). Теоретическая модель Г.Триандиса показала плохое соответствие данным как в России, так и в Азербайджане, что связано с наличием перекрестных нагрузок и ковариаций у пунктов опросника. Показатели внутренней согласованности шкал опросника (альфа Кронбаха) лежат в диапазоне от 0,53 до 0,77. При сравнении средних баллов по латентным факторам в России и Азербайджане в рамках первого подхода и проверке эффекта страны с учетом неэквивалентных пунктов в рамках второго подхода были получены сходные результаты. В России выше показатели по вертикальному индивидуализму (конкуренция и соревнование с другими) и горизонтальному коллективизму (включенность в коллектив и взаимозависимость), в Азербайджане – по горизонтальному индивидуализму (уникальность и отличие от других) и вертикальному коллективизму (подчинение своих интересов интересам группы). Дополнительно проводился корреляционный анализ между ценностями культуры и особенностями проявления эмоций (методика DRAI Д.Мацумото): 1) горизонтальный индивидуализм на азербайджанской выборке коррелирует с наигрыванием при проявлении эмоций, что связано в том числе с усилением внешних проявлений эмоций (r = 0,15); 2) горизонтальный коллективизм на российской выборке коррелирует с проявлением эмоций (r = 0,23), вертикальный коллективизм на азербайджанской выборке коррелирует с сокрытием эмоций (r = 0,19).

Добавлено: 18 октября 2017