- В период становления этической экономики значимую роль играют настроения в обществе, которые могут выражаться, в частности, через государственную налоговую, экологическую и социальную политику, действия государсвенно-частных инвестиционных фондов.
- В некоторых странах присутствие ОИФ обусловлено сильной конкуренцией на финансовом рынка за средства инвесторов, т.е. этические принципи рассматриваются как один из инструментов диверсификации.
- В России ситуация в данной области постоянно улучшается, вводятся новые законы, публикуются рейтинги ответственности предпринимательства, все больше российских предприятий осуществляют новации.
Исследованы этические основы воззрений М.И.Туган-Барановского и их противоречия с положениями марксизма и национализма. Этические принципы ученого и его общественная деятельность рассмотрены с позиций концепции «нравственных ориентиров развития». Цель статьи – оценить перспективы применения этического метода ученого в теории и практике мирового экономического развития. Автор приходит к выводу, что в период глобального экономического кризиса и трансформации институтов этический метод Туган-Барановского может служить отправной точкой при выработке путей мирного разрешения геополитических конфликтов на основе принципа высшей ценности человеческой личности.
Этическая экспертиза имеет базовый критерий – права на свободу/ответственность. Главный вопрос этической экспертизы есть вопрос о том, нарушает ли предлагаемое или реализованное решение право на свободу/ответственность?
В результате развития современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение и, в частности, обмен информацией приобретают не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет. В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией. Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем: невидимость и анонимность субъекта коммуникации; слабая регламентированность поведения; возможность выбора среды общения, способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новый способ коммуникации – Интернет – глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в том числе, игнорируя нормы этики и морали. Продуктивное применение ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей; определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы.
Статья посвящена анализу исследовательских практик социологов в решении этических дилемм, возникающих в процессе проведения полевой этнографии. В этнографическом исследовании, где максимальное приближение к изучаемым людям выступает основополагающим принципом, этические проблемы проявляются наиболее остро. Ситуации, с которыми сталкиваются исследователи, использующие этнографический метод, часто не укладываются в формальные рамки процедурной этики, определенные корпусом универсальных правил проведения исследований «на людях». На материалах экспертных интервью с российскими социологами рассматриваются применяемые на практике способы преодоления этических дилемм и связанная с ними исследовательская рефлексия. Было обнаружено, что часто исследователи вынуждены действовать по ситуации, опираясь на свою оценку и представления о должном поведении. Допустимость такой исследовательской позиции обосновывается моральным правом, о котором российские социологи рекомендуют задуматься до погружения в поле.
Статья посвящена анализу этических и правовых аспектов исследований с использованием данных из социальных медиа для прогнозирования экономических, политических, социальных и других процессов. Цель работы – опираясь на кейсы, имеющие место в исследовательской практике, проанализировать последствия нарушений, возникающих в ходе работы с данными из социальных сетей, и предложить пути преодоления этико-правовых барьеров в использовании таких данных.
Этические проблемы в вузах сегодня все чаще освещаются в российских СМИ и активно обсуждаются в университетском пространстве. Исследователи отмечают, что этическое регулирование в российских вузах сегодня не является развитым и эффективным. В такой ситуации изучение опыта зарубежных вузов, которые начали процесс разработки этической инфраструктуры раньше, может быть крайне актуален. В данной работе авторы проанализировали этические кодексы ряда ведущих мировых вузов и систематизировали информацию об объектах, способах и процедурах этического регулирования в университетах. Результаты работы могут послужить основой для разработки этических кодексов, которые наилучшим образом будут соответствовать миссии, целям и задачам конкретного университета. Результаты также могут использоваться как основа для дальнейшего исследования формирования и развития этического регулирования в российских вузах.
Активное освоение подводной среды профессиональными водолазами и дайверами-любителями с одной стороны, и экспоненциальный рост автономных подводных аппаратов, которые в ближайшей перспективе будут обладать искусственным интеллектом и способностью принимать самостоятельные решения, делает актуальным вопрос о подводной робоэтике как средству регулирования взаимодействия человека и подводного робота.
В статье освещаются вопросы этики адвокатской деятельности в уголовном процессе. Рассматриваются основные этические проблемы — принятия поручения, альтернативной защиты, коллизионной защиты. В статье анализируются положения Кодекса профессиональной этики, мнения некоторых исследователей, положения законодательства. Также затрагиваются вопросы общей этики.
В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России. Выявлены уровень и профили этичного потребления, а также основные типы этичных потребителей. С помощью регрессионного анализа определены факторы отнесения индивидов к разным типам потребителей. На этой основе сделан вывод о потенциале и условиях расширения этичного потребления в России.
В последнее время в развитых странах все чаще говорится об этичном потреблении как противодействии гражданского общества развитию неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным. Постепенно эти практики проникают и в менее развитые страны со слабыми гражданскими структурами. В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России как инновационной практики гражданского общества. С помощью аппарата бинарной логит-регрессии определены факторы, влияющие на включение россиян в этичное потребление. Показано, что гражданская активность в других сферах играет заметную, но не ключевую роль. Делается вывод о том, что развитие этичного потребления может стать катализатором развития гражданского общества в России.
В статье рассматривается такой важный элемент официальной идеологии советского проекта, как (пролетарский) интернационализм, а также основные национально-культурные практики СССР, строившиеся на принципах этнического мультинационализма.
В настоящей статье рассматриваются различные меры этнической гетерогенности, характеризующие фрагментированность и поляризованность в обществах. Вводятся формальные определения семи индексов фрагментированности и поляризованности и обсуждаются различные подходы к измерению «культурной дистанции» между этническими группами. Приводится также обзор применения индексов в исследованиях по взаимосвязи этнической гетерогенности с ксенофобией, гражданскими конфликтами, благосостоянием населения, качеством государственного управления и предоставления общественных благ.
В статье представлены актуальные данные о ключевых характери стиках этнической идентичности российских немцев. Собран материал о сложившейся у этой этнической группы языковой ситуации, о роли немецкого языка как маркера идентичности. Нами проанализированы механизмы воспроизводства и преемственности немецкой идентичности. Благодаря хорошо разработанному инструментарию и детальной анкете получены сведения о когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах этнической идентичности немцев России.
Проведено сравнительное исследование типов этнической идентичности во взаимосвязи со стилями привязанности в паре и сепарации от родительской семьи женщин, состоящих в межкультурных и монокультурных браках. Основная выборка состояла из 198 русских женщин в возрасте от 21 до 55 лет ( М = 36,1), в том числе 84 женщины состояли в браке c представителем своей культуры и проживали в России, 114 - состояли в браке с представителями титульной национальности одной из шести европейских стран и проживали в стране мужа. Применялись следующие методики: «Мульти-опросник измерения романтической привязанности у взрослых - MIMARA» (в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик), «Опросник привязанности к близким людям» Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, «Опросник психологической сепарации» Дж. Хоффмана (адаптация Т.Ю. Садовниковой, В.П. Дзукаевой), методика диагностики типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. В целом результаты исследования показали, что у женщин в межэтнических браках, живущих в инокультурном окружении, отношения привязанности как с родителями, так и с супругом, более надежны и позитивны, а стиль этнической идентичности более экстремален и связан с внутренней конфликтностью. У женщин из межкультурных браков выявлены особенности этнической идентичности в зависимости от стажа брака. Показано, что стиль этнической идентичности связан с отношениями привязанности: у женщин в моноэтническом браке, проживающих в родной стране, он в большей степени связан с сепарацией от родителей, а у женщин в межэтническом браке, живущих в чужой стране, - с привязанностью к мужу. В обоих случаях позитивная этническая идентичность связана с ненадежной привязанностью к партнеру и зависимостью от партнера и родителей, а экстремальные формы этнической идентичности - с надежной привязанностью и личностной автономией в отношениях. Результаты данного исследования позволяют специалистам точнее учитывать специфическую социальную ситуацию межэтнических пар в ходе психологической, социальной и прочей помощи таким парам, вырабатывать конструктивные способы обсуждения и поддержания культурных различий в паре.
Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают вариативность манифестаций этнической идентичности подростков. Описано четыре формы самоидентификации: моноэтническая, биэтническая, надэтническая и отказ от этнической принадлежности. Интервью дают возможность установить, что подростки используют как примордиалистские, так и конструктивистские обоснования выбора идентичности. Отказ от презентации себя в терминах этнической идентичности свидетельствует о конфликте идентичностей. Русскую идентичность выбирают 18 % подростков из семей Средней Азии и Кавказа. Семья и школа выступают как локальные социальные среды, преломляющие и актуализующие структурные условия принимающего сообщества. Подросток строит свою идентичность, используя ресурсы, предоставляемые семьей (родной язык, культурные практики, история семьи) и школой (полиэтническая среда общения, русский язык). Выбор идентичности зависит также от положения этнической группы в принимающем сообществе. Наличие сильных и успешных диаспор, таких как армянская и азербайджанская, способствует идентификации с этими этносами детей, родившихся в Петербурге. Русскую идентичность чаще выбирают подростки национальных групп, диаспоры которых появились в Петербурге относительно недавно (таджики, узбеки). Надэтнические идентичности, такие как «кавказцы» или «мусульмане», складываются в полиэтнических школах и позволяют подросткам вариативно проводить новые границы между группами. Среди представителей малочисленных этнических групп также чаще проявляется тенденция использования надэтнических категорий для самоидентификации.
Данная статья раскрывает проблему этнической толерантности среди иностранных студентов, обучающихся в России. Этническая толерантность представляется одним из способов, благодаря которым социокультурная адаптация студентов проходит с наименьшими трудностями. Рассмотрение вопросов социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях высшей школы РФ невозможно без изучения компонентов, которые связывают сам процесс адаптации и личностные проявления, имеющие взаимосвязь с аспектами адаптации.
Как правило, дети мигрантов попадают в школы, в которых учатся те, кто не соот- ветствует существующим в обществе стандартным представлениям о норме — на- пример, дети с особенностями развития или из социально неблагополучных семей. Однако в последние годы именно в присутствии детей мигрантов в этих школах, под которыми понимаются прежде всего выходцы из стран Средней Азии и Кавка- за, местное население видит появление многих проблем в учебных заведениях. Су- ществовавшие раньше и существующие сегодня в этих учебных заведениях соци- альные проблемы вытесняются этническими, а также вопросами возможностей адаптации детей в российских школах. В статье показано, как возникает школьная сегрегация, что влияет на концентрацию детей мигрантов в определенных школах и с какими реальными проблемами сталкиваются ученики и учителя внутри этих учебных заведений.
В статье отражены результаты изучения социокультурных процессов в среде цзин (этнических вьетнамцев) – одного из этнических меньшинств Китая. Рассмотрение социокультурной динамики предваряется критическим анализом исследовательской литературы о цзин, выявляющим различие позиций Китая и Вьетнама в отношении некоторых элементов культуры и языка этой этнической группы. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью и часто неточностью информации о цзин в международном научном пространстве, а также стремительными трансформациями, происходящими на территориях проживания цзин в связи с реализацией крупных государственных проектов Китая и Вьетнама в приграничных районах. При проведении исследования авторы использовали как первичные, так и вторичные источники, относящиеся к изучаемым проблемам.