• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 67 451 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Берзон Н. И., Милевская М. А. Проблемы теории и практики управления. 2014. № 7. С. 66-77.

- В период становления этической экономики значимую роль играют настроения в обществе, которые могут выражаться, в частности, через государственную налоговую, экологическую и социальную политику, действия государсвенно-частных инвестиционных фондов.

- В некоторых странах присутствие ОИФ обусловлено сильной конкуренцией на финансовом рынка за средства инвесторов, т.е. этические принципи рассматриваются как один из инструментов диверсификации.

- В России ситуация в данной области постоянно улучшается, вводятся новые законы, публикуются рейтинги ответственности предпринимательства, все больше российских предприятий осуществляют новации.

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Корнейчук Б. В. Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 116-128.

Исследованы этические основы воззрений М.И.Туган-Барановского и их противоречия с положениями марксизма и национализма. Этические принципы ученого и его общественная деятельность рассмотрены с позиций концепции «нравственных ориентиров развития». Цель статьи – оценить перспективы применения этического метода ученого в теории и практике мирового экономического развития. Автор приходит к выводу, что в период глобального экономического кризиса и трансформации институтов этический метод Туган-Барановского может служить отправной точкой при выработке путей мирного разрешения геополитических конфликтов на основе принципа высшей ценности человеческой личности. 

Добавлено: 19 января 2015
Статья
Тульчинский Г. Л. Ведомости прикладной этики. 2012. № 41. С. 86-104.

Этическая экспертиза имеет базовый критерий – права на свободу/ответственность.  Главный вопрос этической экспертизы есть вопрос о том, нарушает ли предлагаемое или реализованное решение право на свободу/ответственность?

Добавлено: 19 февраля 2013
Статья
Измагурова В. Л. Коммуникология. 2017. Т. 5. № 4. С. 59-70.

В результате развития современных ИКТ (инфокоммуникационных технологий) общение и, в частности, обмен информацией приобретают не только новую форму, но и новое содержание. Такая трансформация происходит, в первую очередь, под воздействием общения, опосредствованного Интернет.  В связи с активным внедрением ИКТ в частную и общественную жизнь актуальным для исследователей вопросом становится влияние современных технологий Интернет-общения на социализацию субъекта, которую можно назвать инфосоциализацией. Специфика формы общения в Интернете заключается в следующем: невидимость  и анонимность субъекта коммуникации;  слабая регламентированность поведения; возможность выбора среды общения,  способов самопрезентации, ощущение вседозволенности. Характерно появление социальной неопределенности в отношении ролей, нарушение привычной субординации, возможность знакомиться с информацией частного характера. Очевидно, что новый способ коммуникации – Интернет – глубоко и радикально меняет не только форму коммуникации, но и ее содержание. Открытость человека в сети, причем часто в том  случае, когда он выступает инкогнито, скрываясь за ником, позволяет ему заявлять о своих потребностях, эмоциях, непосредственно выражать их, в том числе, игнорируя нормы этики и морали.  Продуктивное применение  ИКТ предполагает деятельность на основе осознания своей системы ценностей, гармонизации иерархии потребностей. В частности, осознания базовой потребности в общении, в действии для Другого. Это позволяет выбирать и создавать информацию в Интернете, способствующую достижению конструктивных целей; определять развивающий круг общения, формировать оптимальные референтные группы.   

Добавлено: 27 сентября 2018
Статья
Бархатова Л. А. Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2018. № 47. С. 44-66.

Статья посвящена анализу исследовательских практик социологов в решении этических дилемм, возникающих в процессе проведения полевой этнографии. В этнографическом исследовании, где максимальное приближение к изучаемым людям выступает основополагающим прин­ципом, этические проблемы проявляются наиболее остро. Ситуации, с которыми сталкиваются исследователи, использующие этнографический метод, часто не укладываются в формальные рамки процедурной этики, определенные корпусом универсальных правил проведения исследо­ваний «на людях». На материалах экспертных интервью с российскими социологами рассматриваются применяемые на практике способы преодо­ления этических дилемм и связанная с ними исследовательская рефлексия. Было обнаружено, что часто исследователи вынуждены действовать по ситуации, опираясь на свою оценку и представления о должном поведе­нии. Допустимость такой исследовательской позиции обосновывается моральным правом, о котором российские социологи рекомендуют задуматься до погружения в поле.

Добавлено: 23 июля 2019
Статья
Щеглова И. А. Вестник Томского государственного университета. 2018. № 431. С. 81-87.

Статья посвящена анализу этических и правовых аспектов исследований с использованием данных из социальных медиа для прогнозирования экономических, политических, социальных и других процессов. Цель работы – опираясь на кейсы, имеющие место в исследовательской практике, проанализировать последствия нарушений, возникающих в ходе работы с данными из социальных сетей, и предложить пути преодоления этико-правовых барьеров в использовании таких данных.

Добавлено: 26 марта 2018
Статья
Дремова О. В., Бекова С. К. Образовательная политика. 2021. № 1. С. 1-20.

Этические проблемы в вузах сегодня все чаще освещаются в российских СМИ и активно обсуждаются в университетском пространстве. Исследователи отмечают, что этическое регулирование в российских вузах сегодня не является развитым и эффективным. В такой ситуации изучение опыта зарубежных вузов, которые начали процесс разработки этической инфраструктуры раньше, может быть крайне актуален. В данной работе авторы проанализировали этические кодексы ряда ведущих мировых вузов и систематизировали информацию об объектах, способах и процедурах этического регулирования в университетах. Результаты работы могут послужить основой для разработки этических кодексов, которые наилучшим образом будут соответствовать миссии, целям и задачам конкретного университета. Результаты также могут использоваться как основа для дальнейшего исследования формирования и развития этического регулирования в российских вузах.

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Гаджиев Г. А. Сравнительное конституционное обозрение. 2010. № 2. С. 58-64.
Добавлено: 28 января 2011
Статья
Солодихина М. В., Солодихина А. А., Семенюк И. С. Школа и производство. 2020. № 4. С. 47-53.

Активное освоение подводной среды профессиональными водолазами и дайверами-любителями с одной стороны, и экспоненциальный рост автономных подводных аппаратов, которые в ближайшей перспективе будут обладать искусственным интеллектом и способностью принимать самостоятельные решения, делает актуальным вопрос о подводной робоэтике как средству регулирования взаимодействия человека и подводного робота.

Добавлено: 1 февраля 2021
Статья
Кормина Ж. В. Антропологический форум. 2006. № 5.
Добавлено: 3 ноября 2008
Статья
Озорнина Д. М. Адвокатская практика. 2010. № 6. С. 23-27.

В статье освещаются вопросы этики адвокатской деятельности в уголовном процессе. Рассматриваются основные этические проблемы — принятия поручения, альтернативной защиты, коллизионной защиты. В статье анализируются положения Кодекса профессиональной этики, мнения некоторых исследователей, положения законодательства. Также затрагиваются вопросы общей этики.

Добавлено: 4 октября 2012
Статья
Шабанова М. А. Вопросы экономики. 2015. № 5. С. 78-102.

В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России. Выявлены уровень и профили этичного потребления, а также основные типы этичных потребителей. С помощью регрессионного анализа определены факторы отнесения индивидов к разным типам потребителей. На этой основе сделан вывод о потенциале и условиях расширения этичного потребления в России.

Добавлено: 10 июня 2015
Статья
Шабанова М. А. Общественные науки и современность. 2015. № 5. С. 19-34.

В последнее время в развитых странах все чаще говорится об этичном потреблении как противодействии гражданского общества развитию неприглядных деловых практик, наносящих значительный вред окружающей среде, людям, животным. Постепенно эти практики проникают и в менее развитые страны со слабыми гражданскими структурами. В статье представлены результаты первого репрезентативного эмпирического исследования этичного потребления в России как инновационной практики гражданского общества. С помощью аппарата бинарной логит-регрессии определены факторы, влияющие на включение россиян в этичное потребление. Показано, что гражданская активность в других сферах играет заметную, но не ключевую роль. Делается вывод о том, что развитие этичного потребления может стать катализатором развития гражданского общества в России.

Добавлено: 21 октября 2015
Статья
Кильдюшов О. В. Вопросы национализма. 2012. Т. 12. С. 45-56.

В статье рассматривается такой важный элемент официальной идеологии советского проекта, как (пролетарский) интернационализм, а также основные национально-культурные практики СССР, строившиеся на принципах этнического мультинационализма.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Камалова Р. У. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2013. № 4. С. 127-149.

В настоящей статье рассматриваются различные меры этнической гетерогенности, характеризующие фрагментированность и поляризованность в обществах. Вводятся формальные определения семи индексов фрагментированности и поляризованности и обсуждаются различные подходы к измерению «культурной дистанции» между этническими группами. Приводится также обзор применения индексов в исследованиях по взаимосвязи этнической гетерогенности с ксенофобией, гражданскими конфликтами, благосостоянием населения, качеством государственного управления и предоставления общественных благ.

Добавлено: 3 ноября 2013
Статья
Курске В. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. № 1. С. 160-177.

В статье представлены актуальные данные о ключевых характери стиках этнической идентичности российских немцев. Собран материал о сложившейся у этой этнической группы языковой ситуации, о роли немецкого языка как маркера идентичности. Нами проанализированы механизмы воспроизводства и преемственности немецкой идентичности. Благодаря хорошо разработанному инструментарию и детальной анкете получены сведения о когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах этнической идентичности немцев России.

Добавлено: 23 ноября 2011
Статья
Чеботарева Е. Ю., Конина М. А., Руденко А. С. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2020. Т. 17. № 1. С. 101-127.

Проведено сравнительное исследование типов этнической идентичности во взаимосвязи со стилями привязанности в паре и сепарации от родительской семьи женщин, состоящих в межкультурных и монокультурных браках. Основная выборка состояла из 198 русских женщин в возрасте от 21 до 55 лет ( М = 36,1), в том числе 84 женщины состояли в браке c представителем своей культуры и проживали в России, 114 - состояли в браке с представителями титульной национальности одной из шести европейских стран и проживали в стране мужа. Применялись следующие методики: «Мульти-опросник измерения романтической привязанности у взрослых - MIMARA» (в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик), «Опросник привязанности к близким людям» Н.В. Сабельниковой, Д.В. Каширского, «Опросник психологической сепарации» Дж. Хоффмана (адаптация Т.Ю. Садовниковой, В.П. Дзукаевой), методика диагностики типов этнической идентичности Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой. В целом результаты исследования показали, что у женщин в межэтнических браках, живущих в инокультурном окружении, отношения привязанности как с родителями, так и с супругом, более надежны и позитивны, а стиль этнической идентичности более экстремален и связан с внутренней конфликтностью. У женщин из межкультурных браков выявлены особенности этнической идентичности в зависимости от стажа брака. Показано, что стиль этнической идентичности связан с отношениями привязанности: у женщин в моноэтническом браке, проживающих в родной стране, он в большей степени связан с сепарацией от родителей, а у женщин в межэтническом браке, живущих в чужой стране, - с привязанностью к мужу. В обоих случаях позитивная этническая идентичность связана с ненадежной привязанностью к партнеру и зависимостью от партнера и родителей, а экстремальные формы этнической идентичности - с надежной привязанностью и личностной автономией в отношениях. Результаты данного исследования позволяют специалистам точнее учитывать специфическую социальную ситуацию межэтнических пар в ходе психологической, социальной и прочей помощи таким парам, вырабатывать конструктивные способы обсуждения и поддержания культурных различий в паре.

Добавлено: 16 июля 2020
Статья
Иванюшина В. А., Александров Д. А., Казарцева Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 2 (85). С. 113-127.

Работа основана на данных опросов и интервью иноэтничных школьников Санкт-Петербурга и Московской области (1428 анкет и 43 интервью с детьми из семей мигрантов из Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии), которые показывают вариативность манифестаций этнической идентичности подростков. Описано четыре формы самоидентификации: моноэтническая, биэтническая, надэтническая и отказ от этнической принадлежности. Интервью дают возможность установить, что подростки используют как примордиалистские, так и конструктивистские обоснования выбора идентичности. Отказ от презентации себя в терминах этнической идентичности свидетельствует о конфликте идентичностей. Русскую идентичность выбирают 18 % подростков из семей Средней Азии и Кавказа. Семья и школа выступают как локальные социальные среды, преломляющие и актуализующие структурные условия принимающего сообщества. Подросток строит свою идентичность, используя ресурсы, предоставляемые семьей (родной язык, культурные практики, история семьи) и школой (полиэтническая среда общения, русский язык). Выбор идентичности зависит также от положения этнической группы в принимающем сообществе. Наличие сильных и успешных диаспор, таких как армянская и азербайджанская, способствует идентификации с этими этносами детей, родившихся в Петербурге. Русскую идентичность чаще выбирают подростки национальных групп, диаспоры которых появились в Петербурге относительно недавно (таджики, узбеки). Надэтнические идентичности, такие как «кавказцы» или «мусульмане», складываются в полиэтнических школах и позволяют подросткам вариативно проводить новые границы между группами. Среди представителей малочисленных этнических групп также чаще проявляется тенденция использования надэтнических категорий для самоидентификации.

Добавлено: 29 ноября 2016
Статья
Ширкова Н. Н. Социальные отношения. 2017. Т. 20. № 1. С. 189-198.

Данная статья раскрывает проблему этнической толерантности среди иностранных студентов, обучающихся в России. Этническая толерантность представляется одним из способов, благодаря которым социокультурная адаптация студентов проходит с наименьшими трудностями. Рассмотрение вопросов социокультурной адаптации иностранных студентов в условиях высшей школы РФ невозможно без изучения компонентов, которые связывают сам процесс адаптации и личностные проявления, имеющие взаимосвязь с аспектами адаптации.

Добавлено: 7 ноября 2018
Статья
Деминцева Е. Б. Этнографическое обозрение. 2019. № 2. С. 98-113.

Как правило, дети мигрантов попадают в школы, в которых учатся те, кто не соот- ветствует существующим в обществе стандартным представлениям о норме — на- пример, дети с особенностями развития или из социально неблагополучных семей. Однако в последние годы именно в присутствии детей мигрантов в этих школах, под которыми понимаются прежде всего выходцы из стран Средней Азии и Кавка- за, местное население видит появление многих проблем в учебных заведениях. Су- ществовавшие раньше и существующие сегодня в этих учебных заведениях соци- альные проблемы вытесняются этническими, а также вопросами возможностей адаптации детей в российских школах. В статье показано, как возникает школьная сегрегация, что влияет на концентрацию детей мигрантов в определенных школах и с какими реальными проблемами сталкиваются ученики и учителя внутри этих учебных заведений.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Григорьева Н. В., Шалимова С. В. Вьетнамские исследования. 2020. № 2. С. 47-57.

В статье отражены результаты изучения социокультурных процессов в среде цзин (этнических вьетнамцев) – одного из этнических меньшинств Китая. Рассмотрение социокультурной динамики предваряется критическим анализом исследовательской литературы о цзин, выявляющим различие позиций Китая и Вьетнама в отношении некоторых элементов культуры и языка этой этнической группы. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью и часто неточностью информации о цзин в международном научном пространстве, а также стремительными трансформациями, происходящими на территориях проживания цзин в связи с реализацией крупных государственных проектов Китая и Вьетнама в приграничных районах. При проведении исследования авторы использовали как первичные, так и вторичные источники, относящиеся к изучаемым проблемам.

Добавлено: 10 июля 2020