• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ладыгин В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 4. С. 16-27.

В работе предпринята попытка обозначить связь между моделями государственной службы и наиболее эффективными методами стимулирования работы государственных служащих. Использование основных элементов институциональной теории позволяет сделать вывод о том, что развитие отечественной государственной гражданской службы по моделям NPM практически не учитывает не только позитивные экстерналии формирования неформальных отношений, но и оставляет вне поля зрения ихисторическую и социокультурную роль в рамках страны.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Клименко А. В., Жулин А. Б. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 1. С. 123-150.

В современной российской практике регламентация исполнения государственных функций и оказания государственных услуг неразрывно связана с административной реформой, в которой создание администра тивных регламентов занимало центральное место. По сути, административный регламент – это пошаговое, алгоритмическое описание оптимизированного процесса исполнения функции или оказания услуги, включающее критерии принятия решений и детальную характеристику конечного результата в виде стандарта исполнения. При описании административного процесса на каждом из его этапов указываются обязанности исполнителей, необходимые документы и платежи. Утвержденный административный регламент является нормативным правовым актом, который доступен клиентам государства и может быть ими использован для контроля и оспаривания неправомерных действий чиновников, прежде всего при несоблюдении ими установленных стандартов государственных услуг.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Иванова Н. Л., Подольский Д. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 173-190.

Статья посвящена проблеме функционирования системы социальных гарантий государственных служащих как важнейшего фактора кадровой политики государства. Приводятся результаты исследования, направленного на выявление особенностей отношения государственных служащих к практике предоставления гарантий. Показано, что в России, в условиях реформирования государственного управления социальные гарантии государственных гражданских служащих выполняют как стабилизирующую, так и репутационную роль, являются действенной мерой привлечения квалифицированных специалистов на государственную службу. Выделены некоторые условия совершенствования института государственной службы через анализ восприятия основных и дополнительных гарантий гражданским служащим.

Добавлено: 1 февраля 2018
Статья
Титов Э. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 1. С. 173-194.

Традиционная роль муниципальных властей и их взаимодействие с гражданским обществом существенно меняются в последние годы. Происходит смещение акцента с urbanmanagement на urbangovernance: городское управление все больше ориентируется на синергию различных институтов в решении задач развития.  В данной обзорной статье рассматриваются основные концепции и современные исследования в области городского соуправления (urban governance). Особое внимание обращается на кластеризацию исследований, а также на основные идеи (управление устойчивым городом, партнерские отношения городских стейкхолдеров) и практику внедрения моделей городского соуправления в странах мира. 

Добавлено: 3 мая 2021
Статья
Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 4. С. 94-110.
Содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики нашего государства. В связи с этим органами государственной власти разработана Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации. Автор предлагает эмпирическую верификацию положений и идей данной Концепции на основе результатов всероссийского репрезентативного опроса населения, проведенного Государственным университетом – Высшей школой экономики в сотрудничестве со Всероссийским центром изучения общественного мнения. В статье раскрываются проблемы восприятия населением агентов благотвори- тельной деятельности и доверия к ним, характеризуется позиция россиян по во- просам взаимоотношений органов власти с жертвователями и благотворитель- ными организациями.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Беневоленский В.Б., Шмулевич Е. О. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 150-175.

В статье проводится анализ комплекса мер государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), принятых в 2009 – 2013 гг. в России. Цель исследования – оценить российские меры государственной поддержки СО НКО в свете зарубежного опыта использования инструментов государственной поддержки некоммерческих организаций для содействия межсекторному партнерству в социальной сфере. Концептуальный контекст анализа взаимодействия государства и СО НКО – теоретические подходы, фокусирующиеся на экономике предоставления социальных услуг, в особенности концепция «провалов» рынка и государства. Использованный эмпирический материал включает принятые в указанный период на федеральном уровне нормативно-правовые акты о поддержке СО НКО в России, аналогичные документы зарубежных стран, а также данные социологических исследований СО НКО, выполненных в НИУ ВШЭ. Исследуются принципы выделения на законодательном уровне субсектора СО НКО. Закрепленные в нормативно-правовой базе инструменты государственной поддержки рассматриваются в разрезе основных форм поддержки: финансовой, имущественной, предоставления налоговых льгот и проч. Приводятся данные о масштабах государственной поддержки СО НКО на федеральном и отчасти на региональном уровне. Проводится сопоставление анализируемых мер с зарубежными аналогами. В свете зарубежной практики выделяются возможные направления развития государственной поддержки СО НКО в России. Изученный блок мер по поддержке СО НКО складывается в комплексный подход, представляющий серьезную позитивную инновацию в практике государственного управления в России, и основных своих компонентах вполне соответствует известному зарубежному опыту.

Добавлено: 4 октября 2013
Статья
Засимова Л. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 68-81.
Добавлено: 14 января 2011
Статья
Засимова Л. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 4. С. 68-81.

Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Вишневская Н. Т. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 1. С. 35-60.

Необходимость повышения гибкости рынка труда и его адаптивности к различным шокам требует от органов госуправления такой перенастройки его институтов, которая наиболее полно соответствует современным социально-экономическим условиям. Основная цель данной статьи – сравнение двух этапов реформирования рынка труда (1990–2007 и 2008–2017 гг.) в странах ОЭСР. Анализ сосредоточен на наиболее важных институтах рынка труда: законодательстве о защите занятости, системе установления заработной платы и активных программах. Задача исследования в том, чтобы выявить основной вектор происходящих здесь изменений, проанализировать особенности и итоги проводимых преобразований и, главное, ответить на вопрос, способствовали ли новые регулирующие нормы повышению гибкости рынка труда. В основе исследования лежит институциональный анализ. В отечественной литературе реформа рынка труда в странах с развитой и переходной экономикой рассматривается либо в страновом аспекте, либо применительно к отдельным направлениям реформирования. Особенностью данной работы является взаимосвязанный анализ реформирования трех основных институтов рынка труда, а также получение ответа на вопрос, почему после почти двух десятилетий реформ потребовалась новая перенастройка политики на рынке труда. Основными источниками статистической информации стали: База данных ОЭСР по занятости и рынку труда (Employment and Labour Market Statistics Database); База обновленных данных по законодательству о защите занятости (Employment Protection Database, 2013 update); База данных по расходам и участникам программ активной политики (Public expenditure and participant stocks on LMP). Знакомство с основными направлениями подобных реформ в странах ОЭСР, их положительными итогами и возможными негативными последствиями позволит государственным органам Российской Федерации выбрать наиболее оптимальный вариант институциональных изменений.

Добавлено: 11 июня 2019
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 57-80.

Данная статья посвящена анализу государственной службы Великобритании, где реформы продвинулись дальше, нежели в какой-либо другой стране. В статье рассматриваются традиции британской бюрократической системы и этапы ее эволюции. Автор показывает, что, несмотря на приверженность традициям, современная британская гражданская служба – это открытая плюралистическая структура, ак- тивно развивающаяся, широко, но с учетом своей специфики заимствующая опыт обслуживания граждан в частном секторе и сделавшая удовлетворение потребителей своих услуг в широком смысле слова главным реальным приоритетом своей деятельности, а значительное и все возрастающее внимание к вопросам этики поведения должностных лиц – важным индикатором ориентации на доверие и уважение граждан.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Осьмаков В. С., Мантуров Д., Никитин Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 50-70.

Предметом исследования является развитие промышленной политики с 2010 г. по настоящее время. На основе структуризации основных мероприятий, связанных с промышленной политикой, выявления, описания и объяснения причин основных действий, предпринятых государством, объясняется компоновка российской промышленной политики на современном этапе с точки зрения применяемых мер и инструментов. Ситуация, сложившаяся в российской промышленности после окончания острой фазы мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., потребовала, с одной стороны, поиска новых моделей развития промышленности, а с другой усиления роли государства. За стартовую точку исследуемого периода принимается 2010 год, отдельно рассматриваются меры и мероприятия 2010-2011 гг. (преодоление посткризисных явлений и восстановление экономического роста), 2012-2014 гг. (стагнация и поиск новых точек роста) и с 2015 г. по настоящее время (импортозамещение, эффект санкций, необходимость новой промышленной политики). Отмечаются и выносятся на обсуждение основные проблемы промышленной политики на современном этапе: нерешенные структурные проблемы российской экономики, малый масштаб механизмов поддержки промышленности, консервация текущего состояния неэффективных производств. В данных условиях создание конкурентоспособной национальной промышленности возможно лишь при одновременном проведении институциональных реформ (с формированием благоприятной инвестиционной среды) и ощутимом наращивании объемов государственной поддержки с параллельной настройкой уже имеющихся инструментов регулирования. Статья является последней из цикла, посвященного анализу управления развитием деятельности в сфере промышленности за последние 25 лет. Целью этого цикла видится оценка регулирования промышленности в Российской Федерации и формирование условий для создания новой стратегии промышленного развития Российской Федерации. 

Добавлено: 28 июля 2017
Статья
Клименко А. В., Минченко О. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 7-30.

Государственному регулированию как самостоятельной сфере экономической политики в последние годы уделяется все большее внимание. В статье рассматриваются подходы к оптимизации сферы государственного регулирования с учетом провалов рынка и возможностей его совершенствования, говорится о неправомерности противопоставления государственного регулирования рыночному. Отмечается, что поскольку регулирование предполагает определенную степень принуждения, то его эффективность в значительной степени зависит от доверия общества к государству. Известно, что государственное регулирование в теории и на практике рассматривается через призму не только общественных, но и частных интересов. Отдельные группы интересов влияют на формирование государственных регуляторов для получения преимуществ и выгод часто в ущерб общественным интересам. В связи с этим возникает вопрос о направлениях рационального дерегулирования. Большое значение для выбора практического направления совершенствования государственного регулирования имеют основанные на многолетнем мониторинге результативности регуляторной практики многих стран рекомендации комитета по регуляторной политике ОЭСР. Анализ равития российской практики регулирования показывает, что она в целом соответствует рекомендациям ОЭСР. Сокращаются избыточные, не связанные с провалами рынка регуляторные функции государства, это приводит к уменьшению административных барьеров, улучшению бизнес-климата. Упрощаются процедуры входа на рынок, режимы контроля и надзора деятельности хозяйствующих субъектов. Повышаются информационная прозрачность и доступность требований регуляторов, развивается саморегулирование. Вместе с тем дальнейшие шаги по совершенствованию государственного регулирования потребуют более глубокого обоснования и серьезной подготовки в плане создания информационных баз для риск-ориентированного подхода, обеспечения реальной независимости и большей ответственности регуляторов.

Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Тихомиров Ю. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 7-18.

Статья посвящена одному из важнейших принципов государственного управления –отражению в его организации и функционировании политических, территориальных и ресурсных особенностей государства. Проведен анализ тенденций и критериев определения федерального и регионального уровней управления, способов установления объемов компетенции государственных органов и гарантий их самостоятельности. Критически оцениваются факторы "смещения" и нарушения компетенции. Дана характеристика режимов взаимодействия органов и их отношений с бизнесом.

Добавлено: 21 октября 2014
Статья
Шадрина Е. В., Виноградов Д. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 5-19.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) часто рассматривают как форму взаимодействия государства и бизнеса, что дает возможность изучать особенности такого взаимодействия, но не дает ответа на вопрос о его оптимальности. Авторы рассматривают ГЧП как форму организации бизнеса и показывают, что ГЧП обладает преимуществами в производстве общественных благ по сравнению с частными, государственными и рядом смешанных форм предприятий. Это позволяет вывести критерии, при которых создание ГЧП предпочтительнее других форм бизнеса. Основные теоретические выводы авторов подтверждаются практическими примерами.

Добавлено: 22 января 2013
Статья
Шадрина Е. В., Виноградов Д. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 4. С. 5-19.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) часто рассматривают как форму взаимодействия государства и бизнеса, что дает возможность изучать особенности такого взаимодействия, но не дает ответа на вопрос о его оптимальности. Авторы рассматривают ГЧП как форму организации бизнеса и показывают, что ГЧП обладает преимуществами в производстве общественных благ по сравнению с частными, государственными и рядом смешанных форм предприятий. Это позволяет вывести критерии, при которых создание ГЧП предпочтительнее других форм бизнеса. Основные теоретические выводы авторов подтверждаются практическими примерами.

Добавлено: 26 июня 2018
Статья
Холодная Н. Д. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. С. 42-56.
Добавлено: 20 января 2010
Статья
Шадрина Е. В., Ромодина И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 149-172.

Статья посвящена так называемым «устойчивым» государственным закупкам (Sustainable Public Procurement), при осуществлении которых наравне с экономической эффективностью учитывается позитивное влияние на окружающую среду и решаются социальные проблемы. Как государственные закупки могут способствовать устойчивому развитию, какова международная практика такого рода закупок, какое правовое регулирование требуется для реализации устойчивых закупок, какие факторы способствуют и препятствуют внедрению устойчивых закупок – эти вопросы рассматриваются в данной статье. Основываясь на анализе зарубежных научных исследований, отчетов международных организаций, правовых актов, изучении международного опыта применения устойчивых закупок, авторы делают выводы о том, почему государственные закупки могут способствовать устойчивому развитию, о необходимой правовой  и политической поддержке закупок, а также кратко показывают, каким образом устойчивые закупки реализуются на практике. Наличие политической воли, понимания сути устойчивых закупок, правового и методического обеспечения такого рода закупок, информационной поддержки специалистов по закупкам являются факторами, способствующими успешной реализации устойчивых закупок, в то время, как отсутствие поддержки руководителей органов власти, недостаток информации и профессиональных знаний закупщиков препятствуют их внедрению. Приведенный анализ международного опыта устойчивых закупок, примеров их правового регулирования позволит государственным заказчикам понять суть устойчивых закупок, осознать свои возможности применения государственных закупок в качестве механизма устойчивого развития, и, возможно, подтолкнет к более решительным действиям по внедрению элементов устойчивости в проводимые ими закупки.

Добавлено: 29 марта 2017
Статья
Стырин Е. М., Дмитриева Н. Е., Синятуллина Л. Х. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 4. С. 31-60.

Предметом научного анализа в статье являются государственные цифровые платформы (ГЦП). Начиная с истории возникновения самого термина «государственная цифровая платформа», авторы рассматривают особенности применения платформенного подхода для государственных информационных систем, в том числе в сравнении с коммерческими платформами. Цель исследования – доказать, что государственные цифровые платформы могут стать «прорывной» инновацией (innovation disruption), трансформирующей отношения органов власти, бизнеса и общества, прежде всего – в части сокращения издержек взаимодействия, повышения прозрачности и общественного контроля над принимаемыми государственными решениями, предоставлением услуг. В  статье на  основе анализа академической литературы, экспертного сравнения созданных зарубежных и российских платформ рассмотрен феномен цифровой платформы и предложено авторское определение государственной цифровой платформы; классифицированы и описаны различные подходы к типологизации цифровых платформ, проведено сравнение государственных цифровых платформ с государственными информационными системами (далее – ГИС) и с коммерческими платформами. В итоге проведенного анализа сформулированы возможные направления дальнейшего внедрения цифровых платформ в государственное управление в России.

Добавлено: 13 января 2020
Статья
Оболонский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2011. № 1. С. 5-16.

Статья посвящена происходящему в последние десятилетия в мире поиску новой модели взаимоотношений государства и гражданина. Рассматриваются причины общего падения авторитета традиционных бюрократических структур, в частности, их недостаточная способность адекватно реагировать на новые социальные и технологические вызовы. Вв этой связи рассматриваются серьезные перемены, происходящие в национальных системах государственной службы. Особое внимание уделено российской специфике в данном контексте.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Курдин А. А., Шаститко А. Е. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 1. С. 31-49.

Сфера обращения прав интеллектуальной собственности (ИС) и связанные с ней правоотношения являются объектом стандартной антимонопольной политики в развитых странах, за исключением отдельных уточнений. Обоснованность применения такой же антимонопольной политики в развивающихся экономиках не является бесспорной. Предмет анализа данной статьи - альтернативные опции антимонопольной политики для отношений, связанных с использованием и обращением прав ИС в развивающихся экономиках. Цель - объяснить, какие существуют препятствия для импорта институтов в развивающиеся страны при структурировании отдельно взятого набора трансакций. Для этого мы выявляем обстоятельства и формулируем аргументы в пользу ограниченного применения стандартов антимонопольной политики в сфере обращения прав ИС в развивающихся странах. Эти аргументы основаны, во-первых, на задачах структурной политики, во вторых, на предотвращении нежелательного повышения неопределенности, влияющей на выбор механизмов управления трансакциями.

Добавлено: 15 августа 2017