• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 64 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 83-101.

.В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходимость установления иерархических и системных связей между развитием и динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований, генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй части анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности динамики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматривается возможность построения психологической модели ипохондрии.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Серкин В. П., Сиротский В. Е. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1990. № 4. С. 28-33.

Принципальные ограничения психосематического моделирования и путь их преодоления.

Добавлено: 6 июня 2014
Статья
Петренко В. Ф., Гладких Н. Ю., Митина О. В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 2. С. 64-87.

Психосемантический подход наиболее востребован, когда речь идет об исследованиях коллективных представлений. Он позволяет выявлять глубинные установки и стереотипы, которые плохо отрефлексированы или скрываются по причине социальной нежелательности, а потому с тру-дом поддаются диагностике. Отношение к политическим лидерам как раз такой пример. В статье рассматриваются имиджи ряда современных политических лидеров, а также исторических персонажей, сыгравших в свое время значительную роль в мировой политике, в представлениях студенческой аудитории Южной Кореи. Для получения эмпирических данных (было опрошено 107 человек обоего пола) использовалась авторская психосемантическая методика «Образ политического лидера». Исследование включало построение многомерных семантических пространств, выступающих операциональной моделью категориальных структур восприятия политических лидеров. Для анализа данных использовались методы многомерной статистики: метод главных компонент и дискриминантный анализ.

Добавлено: 27 марта 2020
Статья
Хейманс П., Карабанова О., Подольский А. И. и др. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 10-21.
Добавлено: 14 февраля 2012
Статья
Серкин В. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. С. 11-19.
Добавлено: 9 октября 2011
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 3. С. 22-39.
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.
Добавлено: 30 сентября 2015
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 4. С. 98-113.

В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивнопсихологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.

Добавлено: 16 марта 2016
Статья
Россохин А. В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 2. С. 152-167.

Статья по психоанализу

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Гусев А. Н., Уточкин И. С. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 4. С. 21-31.
Добавлено: 29 января 2010
Статья
Дергачева О., Дорфман Л., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 3. С. 91-106.

В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.

Добавлено: 26 июня 2013
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1. С. 123-142.
Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс-Моррис с коллегами для диагностики представлений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизотипического расстройства (n=25). С целью установления внешней валидности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность-согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личностными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и самоэффективности в отношении лечения.
Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Колпачников В. В., Куколева К. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1. С. 111-122.

Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.

Добавлено: 15 октября 2016
Статья
Агадуллина Е. Р. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С. 113-120.

Статья посвящена обзору особенностей процесса социальной категоризации, его объекту и функциям. Освещается специфика использования данного процесса в центральных теориях психологии социального познания.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 44-51.

Актуальность. В связи со 100-летием советской психологии представляется актуальным проанализировать историю ее предметно-институционального становления в контексте эволюции российского человекознания, включая его дореволюционные предпосылки и постсоветское развитие.

Цель работы. Краткая характеристикас позиций рефлексивного науковедения и персонологии творчества институций и направлений развития психологии, роли в нем ведущих ученых, а также обобщение их основных достижений, в том числе выражающих уникальное своеобразие советской психологической науки.

Метод. Институционально-предметный и персонологический анализ эволюции российской психологии путем описания эволюции тех учреждений, в рамках которых возникали ее основные научные школы и исследовательские направления, а также осуществлялась научная деятельность их лидеров и участников.

Результаты. В первом разделе статьи очерчен институционально-науковедческий подход к описанию панорамы истории российской психологии. Во втором разделе кратко представлена эволюция ее институций, смена лидеров и взаимодействие созданных ими направлений и школ. В заключение сформулированы выводы в виде обобщения логики развития и основных достижений советской психологии как историко-научных предпосылок дальнейшего становления постсоветской современной психологической науки.

Выводы. Советская психология, отталкивающаяся от дореволюционного человекознания, является закономерным периодом эволюции российской науки и конструктивной предпосылкой развития ее постсоветского этапа. Разработав диалектико-материалистическую методологию подхода к изучению психики, советские ученые построили систему психологического знания с позиций системно-деятельностного подхода  и внесли оригинальный вклад в мировую психологическую мысль. Ныне это наследие советской психологии развивается во взаимодействии с ассимиляцией зарубежных достижений в контексте цивилизационных вызовов ХХIв.

Поступила: 25.09.2018 Принята к публикации: 15.10.2018  

Добавлено: 26 февраля 2019
Статья
Хорошилов Д., Мельникова О. Т. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 3. С. 18-25.
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Липатов С. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С. 73-80.

В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе. Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация» и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения для их практического использования. Предлагается объединить понятия «идентификация с организацией», «приверженность к организации» и «увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного подхода.

Добавлено: 16 февраля 2019
Статья
Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 84-96.

В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» и «повседневного» выбора, выявляется связь качественных параметров деятельности выбора в каждой из ситуаций с устойчивыми особенностями личности, предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Полученные результаты позволяют говорить о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями «судьбоносного» и «повседневного» выбора.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 93-105.

В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (П) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, полученные на выборке из 74 студентов (55 женщин и 19 мужчин) в возрасте 17—25 лет (ср. знач.=18.7 года, ст. отклон.=1.09) с использованием 3 основных (авторских) и 8 вспомогательных методик, позволяют сделать вывод о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями С и П.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Белинская Е. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 9-19.

Проводится сравнительный анализ основных положений концепции "героев и толпы" Н.К.Михайловского и психологии масс Г.Лебона, рассматривается социокультурный и интеллектуальный контекст их возникновения; оценивается роль данных концепций в становлении предметного поля социальной психологии.

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 83-92.

В статье  анализируется развитие теории П.я.Гальперина и характеризуется зарождение в русле его научной школы цикла исследований по психологии рефлексии на материале формирования способов решения творческих задач, что привело к созданию и Н.Семеновым научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества.

Добавлено: 23 января 2013
Статья
Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1992. № 4. С. 34-45.
Добавлено: 26 марта 2013