• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 63 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 83-101.

.В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходимость установления иерархических и системных связей между развитием и динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований, генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй части анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности динамики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматривается возможность построения психологической модели ипохондрии.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Серкин В. П., Сиротский В. Е. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1990. № 4. С. 28-33.

Принципальные ограничения психосематического моделирования и путь их преодоления.

Добавлено: 6 июня 2014
Статья
Хейманс П., Карабанова О., Подольский А. И. и др. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011. № 2. С. 10-21.
Добавлено: 14 февраля 2012
Статья
Серкин В. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. С. 11-19.
Добавлено: 9 октября 2011
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 3. С. 22-39.
В первой части статьи анализируются историко-научные, этимологические и методологические проблемы психолого-персонологического изучения рефлексивности самовосприятия и самонаблюдения (интроспекции) человеком собственного Я как целостной индивидуальности и социальной личности. Рассматривается оппозиция внешней, социально-предметной детерминации психической деятельности человека и его внутренней, рефлексивно-смысловой жизни, источником которой является самодеятельное индивидуальное Я. С этих позиций эксплицируется логика развития психологии восприятия: от изучения перцепции объектности через интроспекцию субъектности к рефлексии саморазвивающегося Я. Предлагается рефлексивная онтология психологической реальности внутренней жизни, где инкорпорированы такие ее компоненты, как самоактуализация, самовосприятие, самопознание, самопонимание, самосознание, самоопределение, самореализация индивидуальности Я. В контексте рефлексивной психологии, акмеологии, персонологии рассматривается рефлексивная сущность интроспекции в проблемно-конфликтных ситуациях саморазвития индивидуальности в сфере художественного и научного творчества. Во второй части статьи предложенные теоретические положения реализуются на эмпирическом материале рефлексивно-психологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности.
Добавлено: 30 сентября 2015
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2015. № 4. С. 98-113.

В данной части статьи теоретические положения, предложенные в первой части статьи, реализуются на эмпирическом материале рефлексивнопсихологического анализа интроспективного саморазвития жизнетворчества выдающегося писателя и мыслителя М.М. Зощенко. В течение сознательной жизни он рефлексировал ее перипетии и корректировал смысловое поле своего самосознания, что выражалось в интроспективном развитии стилей его художественного творчества и социального поведения. В заключение характеризуется роль рефлексивного диалога как интроспективного средства активизации самовосприятия и саморазвития индивидуальности. Нумерация разделов продолжается.

Добавлено: 16 марта 2016
Статья
Россохин А. В. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 2. С. 152-167.

Статья по психоанализу

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Гусев А. Н., Уточкин И. С. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 4. С. 21-31.
Добавлено: 29 января 2010
Статья
Дергачева О., Дорфман Л., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 3. С. 91-106.

В статье представлены методика диагностики автономии и самодетерминации личности на основе конструкта каузальных ориентаций (Э. Деси, Р. Райан) и опыт разработки ее русскоязычной версии. Обоснована невозможность исследования прямого перевода исходного англоязычного теста. Приведены психометрические характеристики и другие результаты апробации предлагаемого оригинального русскоязычного опросника.

Добавлено: 26 июня 2013
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1. С. 123-142.
Приводятся результаты апробации русскоязычной версии опросника восприятия болезни (The Revised Illness Perception Questionnaire — IPQ-R), разработанного Р. Мосс-Моррис с коллегами для диагностики представлений пациентов о причинах, длительности, последствиях заболевания, лечении и своих возможностях контроля за его течением. Выборку апробации (n=80) составили три группы больных в возрасте 17—26 лет (средний возраст 20.2±2.8 года) с непсихотическими депрессиями в рамках расстройств настроения (n=33), расстройств личности (n=22) и шизотипического расстройства (n=25). С целью установления внешней валидности методики дополнительно больные заполняли шкалу когнитивного инсайта А. Бека, методики диагностики локуса контроля причин болезни и лечения и методику диагностики самоэффективности в отношении лечения. Показаны надежность-согласованность и факторная валидность опросника. Больные всех трех групп склонны объяснять болезнь личностными и (в меньшей степени) ситуативными факторами, верить в важность и эффективность лечения, свои возможности контролировать состояние и в то, что заболевание краткосрочно и не носит циклического характера. О внешней валидности опросника восприятия болезни свидетельствуют корреляции шкал с результатами интервью, шкалой когнитивного инсайта и методиками локуса контроля в отношении болезни и лечения и самоэффективности в отношении лечения.
Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Колпачников В. В., Куколева К. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1. С. 111-122.

Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоак­ туализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20—40 лет). Обнаружено отсутствие сильной прямой взаимосвязи пока­ зателей по «Самоактуализационному тесту» (CAT) Ю.Е. Алешиной и др. и «Тесту эгоцентрических ассоциаций» Т.И. Пашуковой и др. Умеренные и слабые корреляции уровня эгоцентризма с несколькими шкалами САТ выявили необходимость рассматривать эгоцентризм и самоактуализацию как сложные феномены, частично связанные между собой, но при этом имеющие связи и с различными другими факторами, среди которых вовле­ ченность в трудовую деятельность, половая принадлежность, возраст.

Добавлено: 15 октября 2016
Статья
Агадуллина Е. Р. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2008. № 1. С. 113-120.

Статья посвящена обзору особенностей процесса социальной категоризации, его объекту и функциям. Освещается специфика использования данного процесса в центральных теориях психологии социального познания.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. С. 44-51.

Актуальность. В связи со 100-летием советской психологии представляется актуальным проанализировать историю ее предметно-институционального становления в контексте эволюции российского человекознания, включая его дореволюционные предпосылки и постсоветское развитие.

Цель работы. Краткая характеристикас позиций рефлексивного науковедения и персонологии творчества институций и направлений развития психологии, роли в нем ведущих ученых, а также обобщение их основных достижений, в том числе выражающих уникальное своеобразие советской психологической науки.

Метод. Институционально-предметный и персонологический анализ эволюции российской психологии путем описания эволюции тех учреждений, в рамках которых возникали ее основные научные школы и исследовательские направления, а также осуществлялась научная деятельность их лидеров и участников.

Результаты. В первом разделе статьи очерчен институционально-науковедческий подход к описанию панорамы истории российской психологии. Во втором разделе кратко представлена эволюция ее институций, смена лидеров и взаимодействие созданных ими направлений и школ. В заключение сформулированы выводы в виде обобщения логики развития и основных достижений советской психологии как историко-научных предпосылок дальнейшего становления постсоветской современной психологической науки.

Выводы. Советская психология, отталкивающаяся от дореволюционного человекознания, является закономерным периодом эволюции российской науки и конструктивной предпосылкой развития ее постсоветского этапа. Разработав диалектико-материалистическую методологию подхода к изучению психики, советские ученые построили систему психологического знания с позиций системно-деятельностного подхода  и внесли оригинальный вклад в мировую психологическую мысль. Ныне это наследие советской психологии развивается во взаимодействии с ассимиляцией зарубежных достижений в контексте цивилизационных вызовов ХХIв.

Поступила: 25.09.2018 Принята к публикации: 15.10.2018  

Добавлено: 26 февраля 2019
Статья
Хорошилов Д., Мельникова О. Т. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2010. № 3. С. 18-25.
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Липатов С. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 3. С. 73-80.

В статье рассматривается проблема понимания конструкта «вовлеченность работника в организацию» в научной и практической литературе. Показано, что понятия «организационная приверженность», «организационное гражданское поведение», «организационная идентификация» и «увлеченность работой» часто рассматриваются как пересекающиеся с конструктом «вовлеченность работника в организацию». Отмечается также многообразие понятий, описывающих взаимосвязь работника с организацией, что создает терминологическую путаницу и затруднения для их практического использования. Предлагается объединить понятия «идентификация с организацией», «приверженность к организации» и «увлеченность работой» в более общее понятие «включенность работников в организацию». Кратко описываются результаты двух эмпирических исследований, которые частично подтверждают эвристичность данного подхода.

Добавлено: 16 февраля 2019
Статья
Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 84-96.

В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» и «повседневного» выбора, выявляется связь качественных параметров деятельности выбора в каждой из ситуаций с устойчивыми особенностями личности, предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Полученные результаты позволяют говорить о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями «судьбоносного» и «повседневного» выбора.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Фам А. Х., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 93-105.

В статье представлено исследование процесса выбора и параметров его субъективного конструирования в реальных ситуациях разного уровня значимости. Проводится сравнение качественных и количественных особенностей ситуаций «судьбоносного» (С) и «повседневного» (П) выбора. В каждой из ситуаций выявляется связь качественных параметров деятельности выбора с устойчивыми особенностями личности. Предпринимается попытка выделения различных типов деятельности выбора в данных ситуациях. Результаты, полученные на выборке из 74 студентов (55 женщин и 19 мужчин) в возрасте 17—25 лет (ср. знач.=18.7 года, ст. отклон.=1.09) с использованием 3 основных (авторских) и 8 вспомогательных методик, позволяют сделать вывод о принципиальных качественных и количественных различиях между ситуациями С и П.

Добавлено: 16 ноября 2013
Статья
Белинская Е. П. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 1. С. 9-19.

Проводится сравнительный анализ основных положений концепции "героев и толпы" Н.К.Михайловского и психологии масс Г.Лебона, рассматривается социокультурный и интеллектуальный контекст их возникновения; оценивается роль данных концепций в становлении предметного поля социальной психологии.

Добавлено: 9 января 2014
Статья
Семенов И. Н. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2012. № 4. С. 83-92.

В статье  анализируется развитие теории П.я.Гальперина и характеризуется зарождение в русле его научной школы цикла исследований по психологии рефлексии на материале формирования способов решения творческих задач, что привело к созданию и Н.Семеновым научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества.

Добавлено: 23 января 2013
Статья
Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1992. № 4. С. 34-45.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Мандрикова Е. Ю., Леонтьев Д. А. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2005. № 4. С. 37-42.
Добавлено: 10 июня 2013