• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 60 936 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Павлюткин И. В., Голева М. А. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 83-98.

Несмотря на доминирующее представление среди экономистов и демографов о рождаемости как о рационально спланированном и независимом поведении, публикации последних лет подчёркивают необходимость включения характеристик социального взаимодействия и социальных сетей в модели объяснения фертильного поведения. В обзоре представлены аргументы в пользу рассмотрения рождаемости в качестве социально укоренённого процесса. Идея укоренённости тесно связана со смещением фокуса анализа с уровня сильных связей и уровня обобщённого доверия на мезоуровень, раскрывающий воздействие слабых связей (друзья, сверстники, коллеги) и сетевых механизмов на процессы рождаемости и вхождения в родительство. Включение социальных факторов в анализ различных параметров фертильного поведения позволяет объяснить влияние сильных и слабых связей как на намерения иметь детей, так и на реализацию этих намерений. Эффекты сетевых механизмов тестируются в моделях объяснения разного количества рождений, времени вступления в брак и перехода в родительство. Выделяют несколько основных механизмов сетевого влияния, обладающих собственной логикой объяснения: социальное обучение, социальное заражение, социальное давление и социальная поддержка. Механизм обучения связан с обменом информацией и передачей опыта родительства. Социальная поддержка предполагает мобилизацию сильных и слабых социальных связей для материальной и эмоциональной помощи, актуальной при рождении детей, заботе о детях и принятии решений о новых рождениях. Механизмы социального обучения и социальной поддержки играют определяющую роль в снижении непредсказуемости и издержек, связанных с рождением детей и сопровождением детства, особенно в странах с низкой экономической устойчивостью и уровнем обобщённого доверия. Социальное заражение и социальное давление являются отражением вертикальных и горизонтальных процессов социальной диффузии, связанных с распространением тех или иных норм и установок о браке и родительстве. Речь может идти как о возрасте вступления в брак и рождении первенца, так и о контроле за рождаемостью и о количестве детей. Сетевые исследования позволяют по-новому взглянуть на роль традиционных факторов в объяснении фертильного поведения, таких как возраст, образование, религиозность, а также оценить возможности влияния мер социальной политики на рождаемость.

Добавлено: 16 февраля 2016
Статья
Бачурина Н. С. Вестник Воронежского института высоких технологий. 2010. № 7. С. 195-198.

В статье рассматриваются достоинства и недостатки социальных сетей как обучающей среды и неформальной формы обучения, их образовательный потенциал.

Добавлено: 4 февраля 2013
Статья
Поливанова К. Н., Королева Д. О. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 1. С. 173-182.

В статье показано, что при стремительном развитии технологий социальных медиа трансформируются мера и способ участия в них подростков. Если в начале их применения социальные сети дополняли непосредственное общение и изучались как отдельное дополнительное пространство, то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное общение и опосредованное представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их в своих ответах. Это обстоятельство, выявленное в ходе исследования, требует пересмотра методологии изучения как общения подростков, так и собственно социальных сетей. Проникновение социальных сетей в жизнь школьников происходит на фоне полного игнорирования их системой образования, несмотря на их образовательный потенциал. Фактически в исследовании выявлена новая, третья, волна информатизации образования, идущая не сверху вниз (от государственных целей информатизации школы к преобразованиям на уровне образовательной организации), как две предыдущие — 1980-х и 2000-х гг., а от пользователей к формальным структурам. Система образования оказалась не готовой к такой ситуации, что в результате приводит к неоправданным и легко нарушаемым запретам, и как следствие, — к усугублению отчуждения от школ. 

 

 

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Архангельская И. Б., Архангельская А. С. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4(2). С. 186-190.
Социальные сети рассматриваются как площадка для управления коммуникациями между компанией и ее целевыми аудиториями. Анализируются основные виды работы в социальных сетях, направленные на продвижение коммерческих предприятий, их товаров, услуг.
Добавлено: 18 августа 2016
Статья
Креховец Е. В., Польдин О. В. Вопросы образования. 2013. № 4. С. 127-144.

Статья представляет собой введение в проблематику эмпирического анализа социальных сетей студентов высших учебных заведений. В первой части статьи приведены основные определения и дается представление о ключевых статистических характеристиках социальных сетей, таких как плотность сети density, степень сети degree, распределение степени degree distribution, маршрут walk, расстояние distance, диаметр diameter, коэффициент кластеризации clustering coefficient, центральность centrality. Далее описываются два подхода к моделированию социальных сетей и приводятся примеры конкретных моделей. Модели, которые рассматривают сеть как многомерную зависимую переменную (экспоненциальные модели случайных графов, стохастические актор-ориентированные модели и др.), объясняют связи характеристиками агентов и сетевыми статистиками. Модели, рассматривающие сети как независимые переменные (например, пространственные регрессионные модели), объясняют результаты деятельности акторов свойствами сети, результатами и характеристиками других акторов. Во второй части статьи представлен обзор эмпирических исследований социальных сетей студентов вузов. Одним из ключевых факторов, определяющих формирование дружеских связей между студентами, выступает близость их характеристик. Студенты стремятся взаимодействовать со сверстниками, похожими на них самих: из одной этнической группы, со схожими социально-экономическими характеристиками и интересами. Географическая близость мест проживания студентов, их соседство в общежитии также увеличивают вероятность установления дружеских связей. Другое направление исследований связано с анализом влияния социальных сетей студентов на их успеваемость и поведение в академической среде. Эмпирические исследования свидетельствуют, что студенческое окружение с хорошим уровнем подготовки — друзья, соседи по общежитию, одногруппники — положительно влияют на средний балл студента. Влияние на академическую успеваемость учащегося характеристик, поведения и успеваемости других учащихся называется эффектом сообучения, или эффектом среды. Существуют эмпирические подтверждения того, что эффект сообучения оказывает более сильное влияние на процесс обучения студентов, чем социальная интеграция, личные достижения или личная мотивация. Окружение студента влияет не только на успеваемость, но и на выбор изучаемых дисциплин, спортивные достижения и общее чувство удовлетворенности жизнью. Хотя студенческие социальные сети и формируются преимущественно под влиянием факторов эндогенного характера, адекватная политика университета может в некоторой степени воздействовать на развитие дружеских взаимоотношений студентов, значение которых обусловлено влиянием эффектов сообучения на академическую успешность студентов.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Тульчинский Г. Л., Лисенкова А. А. Идеи и идеалы. 2016. Т. 4. № 2. С. 38-42.

В статье анализируется влияние развития интернет-технологий на способы коммуникации и социального взаимодействия в обществе. Наращивание информационных потоков, скорость обмена информацией стимулируют людей к поискам новых форм самоорганизации, существенное место среди которых занимают виртуальные сообщества в социальных сетях. Данный процесс интенсифицирует различные эффекты для всех пользователей сетевых групп. Пользователи в поисках круга «своих» и персональной идентификации прибегают к разнообразным способам самокатегоризации, попадая под влияние разных способов воздействия и манипулирования (положительного и отрицательного). Для сохранения баланса интересов необходимо повышение медиаграмотности, обучение критическому восприятию и анализу.

Добавлено: 19 ноября 2017
Статья
Чащухин А. В. Вестник Пермского университета. Серия: История. 2019. № 4. С. 95-104.

Исследуются нормы и практики идеологической работы в годы Великой Отечественной войны. Пропаганда и агитация рассматриваются в контексте анализа социальных статусов людей, ответственных за эту деятельность. Использование социологической оптики позволяет говорить о советской идеологии не только как о системе идей, но и как о социально обусловленном знании. Выявляются способы и приемы отстаивания своих социальных позиций посредством использования официального дискурса. Анализ рефлексии о нормах политической работы дает возможность обнаружить смысловые разрывы в интерпретации политического знания, определить тактику и стратегию использования идеологии при защите и отстаивании своих социальных позиций.

В годы войны агитпроп не стал монополистом в производстве и оценивании политических текстов. Между агитпропом, советской цензурой, и руководителями регионов регулярно возникали конфликты, которые решались при посредничестве Секретариата ЦК ВКП(б). Использование политического языка позволяло представителям высшей номенклатуры отстаивать свои позиции. Иная картина складывалась в провинции. В советском тылу происходила маргинализация социальных статусов агитаторов и пропагандистов. Идеологические работники были вынуждены решать хозяйственные задачи. Это рождало особый жанр отчета, в котором успехи экономики объяснялись агитацией и пропагандой. Новые практики позволяли усилить контроль над идеологическими работниками со стороны руководителей регионов, что давало им возможность оценивать работу пропагандистов, используя экономические показатели. Между тем политический язык сохранял доминирующую позицию. Это позволило после войны ослабить возникшую автономию региональных руководителей.

Добавлено: 2 декабря 2019
Статья
Нуреев Р. М. Мир России: Социология, этнология. 2001. Т. 10. № 3. С. 3-66.
Рассматриваются социальные субъекты постсоветской России (домохозяйства, фирмы, государство, показываются институциональные особенности их формирования в условиях догоняющего развития. Раскрываются содержание и формы нерыночного приспособления к рынку домохозяйств, показывается, как в постсоветской России сформировалась экономика физических лиц, патернализма, бартера и рэкета. Особое внимание уделено анализу власти-собственности в досоветский по советский периоды и тенденциям ее развития в современной России. Намечаются два пути депривации (государственно-бюрократический и демократический) и указываются возможности выхода из институциональной ловушки, в которой оказалось постсоветское общество.
Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2014. № 10. С. 20-29.
Технологическое знание является первичной формой осмысления(постижения), выражая степень и меру постижения этой действительности. В этом плане социальные технологии, выступают выражением зрелости социальных и гуманитарных наук, достижения ими определенной стадии развития, реализующей идею рациональности. Дальнейшей стадией развития знания социальных технологий может быть переход к реализации идеи рациональности не просто как эффективности, а как гармоничной целостности социума.
Добавлено: 27 декабря 2014
Статья
Заславская Т. И., Ядов В. А. Социологический журнал. 2008. № 4. С. 8-22.

Статья подготовлена для «Социологического журнала» на основе доклада, зачитанного на открытии юбилейного III Всероссийского социологического конгресса, 21 октября 2008 г. Автор первого раздела — В.А. Ядов, автор второго раздела — Т.И. Заславская.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Москалева С. М., Тыканова Е. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 4. С. 103-120.

В статье рассмотрены возможности и ограничения реализации проектов в области улучшения качества городской среды, предлагаемых гражданскими и экспертными группами Санкт-Петербурга. Авторы анализируют процессы социального конструирования участниками групп внешних социально-политических условий, а также комбинации доступных им ресурсов. Эмпирической основой исследования служит серия полуструктурированных интервью (N=14) с членами трех общественных объединений в Санкт-Петербурге, вовлеченных в создание и продвижение проектов, направленных на трансформацию городских публичных пространств. Авторы приходят к выводам, что при реализации своих проектов группы сталкиваются с множественными ограничениями, определяемыми структурой политических возможностей. К их числу относятся недостаточное количество союзников-лоббистов; низкая информационная осведомленность групп о программах планирования бюджета города; постоянная ротация чиновников, принимающих решения о судьбе городского пространства; барьеры, определяющиеся существующим законодательством; бюрократические преграды; низкая заинтересованность в проектах представителей бизнеса и др. Между тем, немногочисленными благоприятными условиями воплощения проектов выступают персонификация контактов с представителями законодательной и исполнительной власти, а также наличие профессиональных и иных ресурсов групп. В контексте описанных социально-политических условий группы могут рассчитывать на весьма скудный репертуар возможностей осуществления проектов: это, в частности, отсрочка реализации проектов, причиной которой становится долгий процесс включения проектов в адресные программы и городской бюджет; частичная реализация; трансформация или дробление большого проекта на части.

Добавлено: 15 декабря 2017
Статья
Сорокин П. С. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Экономика. 2010. № 4. С. 67-77.

Работа посвящена проблеме интеграции и обобщения различных направлений изучения социальных факторов и механизмов развития инноваций в бизнесе. Предлагается  классификация подходов и направлений. Предлагаются наиболее перспективные направления развития сложившихся подходов и их интеграции в исследованиях инноваций в российском бизнесе.

Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Сыропятова (Иванова) М. В. Политическая наука. 2017. № 1.

В статье анализируются социальные факторы активности избирателей на муниципальных выборах в России. Методом линейной регрессии подтверждается влияние на активность избирателей таких факторов, как уровень урбанизации, этнической мобилизации и протестного голосования; при этом не выявлено связи с уровнем экономического развития муниципалитета и доли представителей бюджетной сферы. Не подтверждается также значимость мобилизации представителей «бюджетной сферы» – врачей и учителей. Отмечается, что массовое политическое сознание на муниципальном уровне содержит в себе как демократические, так и автократические черты

Добавлено: 24 октября 2016
Статья
Кордонский С. Г. Отечественные записки. 2012. № 4 (49). С. 68-76.

Автор рассматривает российское образование как систему социализации, воспроизводящую определенные социальные роли в социальной структуре.  Сейчас в стране формируется новая социальная структура, которой старая образовательная система уже не соответствует. Происходит расслоение социальной реальности. С одной стороны, возникают новые институты образования, а с другой, сохраняются старые, воспроизводящие  архаичных людей. Отдельно автор отмечает ведомственную систему образования, удовлетворяющую государственные нужды.

Добавлено: 20 ноября 2012
Статья
Троцук И. В., Морозова А. Обсерватория культуры. 2015. № 2. С. 97-103.

В статье обозначены основные междисциплинарные подходы к изучению одежды, а также базовые концептуальные модели социологического анализа костюма. Авторы полагают, что в социологических исследованиях не оправдано использование лишь какого-то одного подхода и следует выбирать оптимальное для решения конкретной задачи их сочетание, однако семиотический подход предлагает наиболее интересные и эффективные инструменты интерпретации функций и кодов одежды в изменяющем культурно-историческом контексте.

Добавлено: 21 января 2017
Статья
Щебетенко С. А. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. № 3. С. 52-58.

В статье обсуждается проблема интерпретации эффектов, получаемых в ходе исследований, выполненных в рамках теории управления страхом смерти. Установлено, что эффекты мыслей о собственной смерти на социальное познание могут объясняться не защитными механизмами, как предполагают авторы теории, а более операционализируемой и понятной эмпирически когнитивной нагрузкой. Рассматриваются результаты исследований, косвенно поддерживающих выдвигаемое предположение.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Марарица Л. В., Титов С. М. Информационное общество. 2017. № 2. С. 30-36.

Виртуальные социальные сети – неотъемлемая часть современного информационного общества. Влияния этой технологии на социальную жизнь личности еще предстоит оценить. Задача нашей работы – обзор исследований феноменов виртуального общения с целью анализа его влияния на структуру и качество персональных контактов, возможностей, которые социальные сети открывают перед личностью. Впервые на русском языке описан феномен социального почерка – наличия, с одной стороны, инвариантов в социальном окружении человека, а с другой – устойчивости индивидуального паттерна социальных связей. Рассмотрены результаты последних исследований, в которых показано, что социально-когнитивные ограничения человека работают и в виртуальной реальности.

Добавлено: 12 октября 2019
Статья
Архипова М. Ю., Кучмаева О. В. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 2. С. 69-83.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ «Инновационная деятельность в современной России: тенденции развития и влияние на уровень жизни населения» (проект 16-02-00561).  Выбор населением ценностных приоритетов в использовании цифровых технологий зависит от целого комплекса факторов, среди которых экономические, политические, социальные, межличностные и другие. Одинаково ли отношение респондентов к происходящим изменениям? И если да, то от каких факторов зависит выбор той или иной поведенческой траектории с точки зрения использования инновационных товаров и услуг? В статье приведены данные исследования, целью которого стал анализ социальных характеристик респондентов в зависимости от их отношения к инновационным новинкам. В качестве информационной базы в статье использованы результаты выборочного исследования, проведенного авторами весной 2017 г. в Москве и Московской области.  В выборку исследования вошли 1115 человек в возрасте от 15 до 86 лет, в том числе 55,5% женщин и 44,5% мужчин, что в целом соответствует пропорциям половозрастного состава обследуемых регионов. Проведенное исследование было призвано в определенной мере ликвидировать недостаток количественных данных, позволяющих подтвердить гипотезы о воздействии инноваций на образ и качество жизни российского населения, определить наиболее перспективные, с точки зрения населения, сферы использования инноваций, выявить группу респондентов, более восприимчивых к новым информационным технологиям.

Полученные в ходе исследования результаты помогут осмыслить инновационные преобразования в России, позволяют оценить  запросы и удовлетворенность населения России в инновационных товарах и услугах. Применение метода классификационных деревьев дало возможность определить основные  факторы, оказывающие влияние на инновационную активность россиян – это отношение к инновациям как таковым, наличие опыта  использования образовательных онлайн услуг и  возраст. Перспективы исследования видятся в разработке методики формировании  интегральных индикаторов инновационной активности населения на основе качественных и количественных характеристик, а также использовании на этом пути методов статистического моделирования.

Добавлено: 9 июля 2018
Статья
Иконникова Н. К. Вопросы социальной теории. 2009. Т. 3. № 1 (3). С. 158-168.
Добавлено: 11 марта 2010
Статья
Докука С. В. Вестник РГГУ. Серия "Социология". 2013. № 2. С. 250-258.
Статья посвящена исследованию феномена индивидуализма в современном западном обществе. Выявлены причины индивидуализма, возникающего в индустриальном урбанизированном социуме. Рассмотрены этнометрические данные, иллюстрирующие уровень индивидуализма в различных регионах мира. Актуальность статьи обусловлена трансформациями индивидуалистического стиля жизни, происходящими в информационном обществе.
Добавлено: 5 августа 2014