• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 67 539 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Тищенко О. Э. Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2015. Т. 4. № 2. С. 28-41.

На сегодняшний день, несмотря на тщательно разработанные планы управления рисками, значительное число проектов не является успешным, что говорит о том, что управление рисками ни в коем случае нельзя упрощать до выполнения цепочек действий в предопределенной стандартами последовательности. Важно учитывать внешние и внутренние условия, в которых управление рисками будет осуществляться, то есть контекст управления рисками. При этом, поскольку на внешние условия повлиять нельзя, особенно важно сосредоточиться на внутренних условиях, к которым в том числе относится и склонность команды проекта к риску, что обуславливает ее поведение в ситуациях, связанных с риском. Однако определение склонности к риску прямыми методами не всегда представляется возможным, в связи с чем существует необходимость в определении данного параметра по косвенным признакам. Данная статья посвящена определению специфических личностных черт члена команды проекта, позволяющих сделать предположение о его индивидуальной склонности к риску. В результате исследования были выявлены 4 психологических типа членов проектных команд, различающихся по склонности к риску и способу принятия решений, принадлежность респондента к одному из которых можно предположить с учетом данных об уровне его самоконтроля и эмоциональной устойчивости. Используя результаты, полученные данные в ходе данного исследования, менеджер проекта может формировать команду с требуемым в конкретном проекте уровнем склонности к риску.

Добавлено: 2 октября 2016
Статья
Рассказова Е. И. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 3. С. 83-101.

.В последнее время в психиатрии и соматической медицине отмечается повышение интереса исследователей к психологическим и поведенческим факторам, участвующим в этиологии и патогенезе ипохондрических расстройств (ИР). Данная работа посвящена обобщению современных психологических подходов к ИР. В первой части рассматривается место психологических феноменов в диагностике ИР: демонстрируется необходимость установления иерархических и системных связей между развитием и динамикой соматических симптомов, не имеющих органических оснований, генерализованной тревоги и тревоги в отношении здоровья. Во второй части анализируются факторы, предрасполагающие к ИР, — соматосенсорная амплификация, тревога в отношении здоровья, мотивационно-личностные факторы, «поведение в болезни», «ипохондрический» дискурс, принятый в современном обществе. С позиций психологии телесности и культурно-исторического подхода в психосоматике обсуждаются особенности динамики симптоматики при доминировании каждого из факторов. Рассматривается возможность построения психологической модели ипохондрии.

Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Рамендик Д. М. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 161-171.

Представленны результаты психологического исследования 90 студентов курсов биологического факультета МГУ и пяти докторов биологических наук. На основании экспертных оценок преподавателей выявляли по десять наиболее сильных и наиболее слабых студентов. Их сравнивали по большому числу когнитивных и личностных показателей. Показано, что успешность научной работы связанна не с развитием отдельных когнитивных, коммуникативных или личностных свойств, а с их системным взаимодействием. При неустойчивости или не оптимальности этого взаимодействия эффективность научной деятельности оказывается низкой, даже если уровень развития отдельных когнитивных способностей и личностных свойств достаточно высок.

Добавлено: 22 декабря 2012
Статья
Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Консультативная психология и психотерапия. 2014. № 3 (82). С. 183-205.

Статья посвящена рассмотрению возможностей и ограничений психологических методов изменения поведения, связанного со здоровьем. Проводится анализ методов, предложенных в рамках моделей континуума (теория убеждений о здоровье, теория мотивации защиты, социально-когнитивная теория, теория субъективной ожидаемой полезности), моделей стадий (транстеоретическая модель, модель принятия мер предосторожности, процессуальный подход к действиям, связанным со здоровьем), а также в рамках моделей саморегуляции в психологии здоровья - как общепсихологических (модель "Рубикона", ресурсная модель самоконтроля, теория саморегуляции М. Карвера и Ч. Шейера, теория самодетерминации), так и специфических (теория темпоральной саморегуляции). Обсуждаются трудности сопоставления эффективности интервенций, вызванные разной направленностью моделей (на предсказание поведения, описание его динамики и его объяснение соответственно), а также трудностями учета вклада отдельных методов изменения поведения и особенностей

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Орлов А. Б., Орлова Н. А., Орлова Л. В. Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 17-32.

В статье сформулировано определение страха, построена иерархическая трехуровневая типология страхов, описана классификация детских страхов. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных детских страхов соответственно. Игровая терапия и арт-терапия представлены как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения представляют собой более эффективное психокоррекционное (контрсуггестивное) средство, нежели упражнения игровой терапии.

Добавлено: 16 апреля 2011
Статья
Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Национальный психологический журнал. 2014. Т. 2. № 14. С. 27-33.

Российские популяционные исследования использования Интернета детьми, проведенные в последние годы, показывают, что стремительное овладение им детьми и подростками сопряжено с недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях совладания с ними. В работе предлагаются психологические модели цифровой компетентости детей и взрослых, включающие четыре ее компонента: знания, умения, мотивация, ответственность, а так же виды цифровой компетентности: медиакомпетентность, коммуникативная, техническая, потребительская компетентности. Представлены результаты разработки и валидизации методики скрининговой диагностики индекса цифровой компетентности по данным популяционного исследования на репрезентативной выборке российских подростков 12-17 лет (N=1203) и родителей подростков этого возраста (N=1209), проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google. Надежность-согласованность шкал знаний, умений и ответственности была достаточной (0,72-0,90) при неоднородности шкалы мотивации. Конфирматорный факторный анализ подтвердил соответствие четырехкомпонентой модели индекса эмпирическим данным. Для проверки критериальной валидности использовались четыре тестовых задания, оценивающие знания и умения респондентов в сферах контента, коммуникации, техносфере и сфере потребления. Общий уровень цифровой компететности составил для родителей 31% от максимально возможного уровня и для подростков – 34%, причем, особенно выражено снижение в сфере мотивации (20% и 20% соответственно), что свидетельствует о необходимости мотивирующих и информирующих образовательных программ в данной области. 

Добавлено: 14 июля 2015
Статья
Пашин С. А. Юридическая психология. 2007. № 4. С. 12-16.
Добавлено: 17 марта 2009
Статья
Обухов А. С. Проблемы современного образования. 2016. № 3. С. 39-50.

Инициатива – важный элемент деятельностной педагогики, ее психологическое основание. Создание ситуации поддержки инициативы ученика – центральная задача педагога, которые работает не в парадигме трансляции знаний, а в деятельностной парадигме. Тонкости построения педагогической инициативы можно почерпнуть в художественной литературе. В статье анализируется ситуация из произведения Марка Твена, в которой раскрываются некоторые элементы педагогической инициативы в действии. 

Добавлено: 4 октября 2017
Статья
Горина О. Г. Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Серия: Экономика. 2014. Т. 7. № 1. С. 172-179.

В статье рассматриваются методические и психологические основания обучения с опорой на корпус, дается описание принципов обучения с помощью баз данных, некоторых когнитивных воззрений, объясняющих механизм и преимущества обучения с использованием языкового корпуса, приведены примеры новых упражнений с опорой на корпусные исследования.

Добавлено: 14 февраля 2017
Статья
Миронова О. И. Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 189-210.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, связанного с проблемой вовлечения современной молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство. В гипотезе исследования предполагается, что успех данного процесса во многом обусловлен выраженностью определенных личностных характеристик у молодых людей. В качестве респондентов выступили 60 человек, из которых: 30 — не вовлечены в религиозные и культовые организации и 30 — участники закрытых религиозных групп в социальных сетях, 17 мужчин и 43 женщины в возрасте 20—28 лет, а также в исследовании приняли участие 50 экспертов, работающих в учреждениях, занимающихся религиоведческими проблемами и вопросами сектантства. Применялись специально разработанная авторская анкета, а также стандартизированные методики. Выявлено, что молодой человек, вовлеченный в религиозные организации, стремится к людям, быть членом социальной группы, для него характерны: низкие самооценка, уровень критического мышления, степень защиты от манипуляций, а так же склонность к зависимому поведению.

Добавлено: 4 октября 2020
Статья
Позняков В. П. Психологический журнал. 2008. № 7.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Рассказова Е. И., Тхостов А. Ш., Емелин В. А. Национальный психологический журнал. 2012. № 1(7). С. 81-87.

Дается анализ психологической стороны технического прогресса. Рассмотрены его психологические последствия, такие как развитие и хронификация психических заболеваний, киборгизация, инвалидизация, избыточная доступность и утрата приватности, «размывание» границ телесности, нарастание риска формирования зависимости, изменению структуры потребностей и деятельности. Предст

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Миронова А. А., Татарко А. Н. Экономическая социология. 2021. Т. 22. № 1. С. 11-34.

Данное исследование посвящено ответу на два вопроса: (1) связан ли опыт переживания тревоги индивида с приемлемостью для него коррупции? (2) отличается ли данная взаимосвязь в странах с разным уровнем коррупции? Мы сосредоточились на анализе связи макро- и микротревог с приемлемостью для индивида коррупционного поведения. Исследование основано на данных Шестой волны Всемирного обзора ценностей (World Value Survey). Для анализа были отобраны три группы стран на основе индекса восприятия коррупции: страны с низким уровнем коррупции (Австралия, Нидерланды, Новая Зеландия, Сингапур, Швеция); страны со средним уровнем коррупции (Белоруссия, Китай, Южная Корея, Малайзия, Румыния); страны с высоким уровнем коррупции (Россия, Бразилия, Колумбия, Перу, Таиланд). Анализ проводился с использованием моделирования структурными уравнениями. Результаты исследования показали, что макро- и микротревоги имеют существенную взаимосвязь с приемлемостью коррупции. Согласно полученным результатам, чем больше человек беспокоится о себе или своей семье, тем больше он принимает коррупцию. Люди, которые беспокоятся об обществе в целом, с большей вероятностью не одобряют коррупцию. Однако значимость описанных взаимосвязей варьирует в зависимости от того, о какой группе стран идёт речь — с высокой, средней или низкой коррупцией. Для стран с низким уровнем коррупции значимой оказалась только связь между микротревогами и приемлемостью коррупции; для стран с высоким уровнем коррупции — только связь между макротревогами и приемлемостью коррупции; для стран со средним уровнем коррупции и для России приемлемость коррупции оказалась значимо связана как с микро-, так и с макротревогами.

Добавлено: 8 февраля 2021
Статья
Иванова Н. Л. Ярославский психологический вестник. 2008. № 23.
Добавлено: 13 ноября 2008
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Астанина Н. Б. Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 16-32.

Представлен обзор исследований и теорий психологии справедливости в зарубежной персонологии. Проанализированы теории веры в справедливый мир и чувствительности к справедливости. Перечислены методы и приемы исследования психологии справедливости. Описана феноменология веры в справедливый мир –мировоззренческой установки и чувствительности к справедливости как черты личности. Очерчены перспективы психологии справедливости для разных областей прикладной психологии.

Добавлено: 25 марта 2015
Статья
Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 50-62.

Обсуждаются результаты исследования взаимосвязи личностных и социальных ресурсов и социально-психологической адаптации учащихся с ОВЗ. В качестве психологических ресурсов личности рассматриваются субъективная витальность, жизнестойкость, осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, самоэффективность, стратегии совладания с жизненными трудностями, а также социальные ресурсы – размер социальной сети, удовлетворенность социальной поддержкой. Проанализирована специфика социально-психологической адаптации и ресурсов личности учащихся колледжа в зависимости от наличия/отсутствия ограничений по здоровью и степени напряженности адаптационных механизмов, а также специфика влияния социальной желательности на ответы учащихся в зависимости от наличия/отсутствия инвалидности. Показана продуктивность синтеза медицинско-реабилитационной, социальной и позитивной моделей инвалидности применительно к задачам исследования и психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в условиях профессионального образования.

 

Добавлено: 23 октября 2014
Статья
Чиркова Е. В. Корпоративные финансы. 2010. № 1(13). С. 74-83.

В статье прослеживается развитие научного направления, называющегося «психологией толпы» и обсуждается возможность применимости идей, разработанных в ее рамках, для объяснения феномена стадного поведения на финансовых рынках. Данная статья является первой из серии из трех статей, посвященных теоретическим обоснованиям финансовых пузырей.

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Васильева Е. Д. Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 124-139.

Несмотря на долгую историю контактов между Россией и Китаем, взаимодействие представителей наших стран сопровождается рядом трудностей, связанных с языком, культурной дистанцией, предубеждениями и другими факторами. Цель. В данной статье рассматриваются результаты эмпирического качественного исследования, посвященного проблеме восприятия русскими трудностей межкультурной коммуникации с китайцами в деловом контексте. Метод. Были проведены интервью с 20 респондентами (M = 36 лет, SD = 6,5), этническими русскими предпринимателями, сотрудничающими с китайскими компаниями, и русскими сотрудниками китайских компаний, имеющих представительства на территории России. Процедура тематического анализа была нацелена на ответ на вопрос «Какие трудности возникают у русских в процессе деловой коммуникации с китайскими партнёрами или коллегами?». В процессе анализа выделялись основные темы и подтемы, связанные с воспринимаемыми коммуникативными трудностями. Результаты. Тематический анализ ответов на вопросы интервью позволил выделить четыре основные категории трудностей: выстраивание взаимоотношений (дистанция, неопределённость и отсутствие доверия); эмоциональные трудности (раздражение, стресс, тревожность); вербальные трудности (незнание китайского языка, использование вариантов английского языка, навыки коммуникации); отношение к работе (отношение ко времени и способ предоставления информации). Кроме того, отмечается, что, в восприятии русских, в поведении китайцев присутствуют некоторые парадоксы, которые, предположительно, влияют на уровень неопределённости и тревожности, и, как следствие, порождают недоверие. В статье обсуждаются результаты и предлагаются пути преодоления данных психологических трудностей. Психологические трудности русско-китайской межкультурной коммуникации вызваны не только объективными различиями русской и китайской культур. На первый план выходит недостаток знаний русских о Китае и особенностях коммуникативного стиля китайцев. Несмотря на продолжительное время работы с китайскими коллегами и партнёрами русские зачастую не владеют китайским языком и не имеют необходимых для успешной коммуникации знаний, вследствие чего опираются в основном на собственный опыт и сформированные в обществе стереотипы о китайцах.

Добавлено: 29 сентября 2020
Статья
Марченко Ф. О., Маховская О. И. Образование и наука. 2016. Т. 132. № 3. С. 70-89.

Цель данной статьи – провести анализ отечественных и зарубежных психологических исследований влияния телевизионных программ на социальное, когнитивное и эмоциональное развитие детей. 

Методы. Главным методом работы был сравнительный историко-психологический анализ текстов статей и архивных отчетов телекомпаний. 

Результаты. Исследование показало, что образовательное телевидение, а впоследствии онлайн-ресурсы для детей влияют на оперативные когнитивные характеристики, могут повышать мотивацию достижения, способствовать формированию важных познавательных и социальных навыков. Однако сила воздействия на детей экранных ресурсов зависит от статуса и уровня образования семьи. 

Научная новизна. Впервые приводится историко-психологический анализ исследований эффектов детского телевидения, привлекаются данные ведущих стран – производителей телеи видеопрограмм для детей разного возраста – России, США, Германии, Франции, Израиля и др. Критерии для сопоставления разнородных исследований сформированы исходя из отечественных теорий детского развития, культурно-исторического подхода, теории поэтапного формирования умственных действий, теории деятельности. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что эти критерии могут использоваться для оценки любых видеосюжетов, их образовательного потенциала. Психологам, вовлеченным в процесс телевизионного образовательного производства, статья поможет смоделировать процесс обучения с учетом возраста детей, а также их социокультурного происхождения.

Добавлено: 5 декабря 2016
Статья
Рассказова Е. И. Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 39-49.

Анализируются возможности теоретического подхода, рассматривающего выбор как несводимый к принятию решения. Делается акцент на психологическом содержании выбора. Показана важность учета как формальных, так и содержательных характеристик при классификации выбора в эмпирических исследованиях, развертывания выбора во времени, в том числе изменения выбора при негативной обратной связи - прямой (неуспех в достижении основной цели) и косвенной (неявный неуспех в достижении других целей, не являющихся основными в задании). Выявлены особенности выбора и изменения стратегии действий при косвенной негативной обратной связи в различных условиях. В ходе эксперимента испытуемым - студентам психологических специальностей (N = 170), в игровой ситуации на компьютере предлагалось выбрать стратегию действий (меру “энергии”, вкладываемой в достижение цели): либо выиграть за персонажа (нейтральное условие, “простой выбор”), либо выступить в роли психолога, помогающего действующему лицу достичь важных для него целей (мотивирующее условие, которое касается значимых профессиональных навыков, “смысловой выбор”). Показано, что при мотивирующем условии, в отличие от нейтрального, задание воспринимается как более трудное; респонденты склонны изменять выбранную стратегию достижения цели при косвенной негативной обратной связи (успех в отношении основной цели, но неявная неудача, проявляющаяся в общем снижении “энергии”). Психологические особенности саморегуляции (планирование; рефлексивная ориентация при планировании и неудаче; принятие, руминации, фокусирование на проблеме, позитивная переоценка как стратегии когнитивной регуляции эмоций) при нейтральном условии предсказывают устойчивость выбора. При мотивирующем условии фокусирование на проблеме, позитивная переоценка и рефлексивная ориентация при неудаче связаны с уверенностью в своем выборе, но не с его устойчивостью.

Добавлено: 12 октября 2016
Статья
Патоша О. И. Психология и экономика. 2012. Т. 5. № 2. С. 10-17.

 

В данной статье описываются результаты исследования проявлений нерациональных феноменов «Веблена», «Сноба», «Присоединения к большинству» в процессе совершения покупок товаров различных категорий. Данные феномены были выделены экономистами и послужили критикой господствовавшей в то время концепции рационального экономического человека. В ходе анализа литературы были выявлены индикаторы этих эффектов, на основе которых была разработана эмпирическая процедура их выявления в процессе совершения покупки. Результаты исследования выявили наличие нерациональных эффектов в принятии решения о покупке товаров, а также их различия в процессе совершения покупки товаров различных категорий. Также был выявлены значимые корреляционные связи между выраженностью нерационального феномена при покупке и личностными чертами и терминальными ценностями покупателя.

Добавлено: 4 февраля 2013