• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 2 954 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Salikov, Alexey Con-Textos Kantianos. International Journal of Philosophy. 2016. № 4. С. 35-55.

Статья посвящена анализу вклада отечественных философов в мировое кантоведение.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Chirkov V., Knorre B. K. Journal of Psychology and Christianity. 2015. Vol. 34. No. 1. P. 26-39.

This article provides analysis of the Russian Orthodox Church’s cultural model of human nature, motivation, and virtuous living.  Based on examinations of the Church’s official documents and interpretations by the Church’s leading ideologists, the authors uncover this religion’s teaching about the essence of human beings, their motivation, and the prescriptions for living moral and virtuous lives. The article identifies two tendencies within this model: an authoritarian and humanistic one.  The authoritarian tendency is shown to dominate in the current time.  It’s analysis with regard to human psychological functioning is provided. The need for further investigation and development of the humanistic trend in the Russian Orthodox anthropology is emphasized.

Добавлено: 13 мая 2014
Статья
Kormina Jeanne. Archives de sciences sociales des religions. 2013. Vol. 162. P. 95-119.
Добавлено: 6 мая 2013
Статья
N. E. Tikhonova. Sociological Research. 2017. Vol. 56. No. 1. P. 21-37.
Добавлено: 13 апреля 2019
Статья
Chepurin K., Dubilet A. Angelaki: Journal of the Theoretical Humanities. 2019. Vol. 24. No. 6. P. 135-151.
Добавлено: 14 февраля 2019
Статья
Akopov S. Social Science Information. 2020. Vol. 59. No. 2. P. 288-309.
Добавлено: 22 июня 2020
Статья
Марей Е. С. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Т. 76. С. 11-22.

Цель статьи — раскрыть методы и особенности интерпретации Исидором Севильским анонимного текста «О семи церковных чинах» (V — нач. VII в.). Это произведение, по традиции приписываемое Иерониму Стридонскому, рассказывает о функциях церковных прислужников и клириков. Исидор во многом переосмысливает его во второй части своего трактата «О церковных службах», посвященного происхождению и функциям церковных должностей. Исидор активно пользуется текстом своего предшественника, но почти никогда не приводит заимствованное предложение полностью и без изменений. Текст Псевдо-Иеронима использовался Исидором как набор риторических конструкций, которые нужны были епископу Севильи для выражения его собственных идей. Так, Исидор переосмысливает понятие sacerdos: в его тексте это прежде всего епископ. Сам образ епископа также наполняется у Исидора новым содержанием, и характерно, что для формирования этого образа используется только пролог из сочинения Псевдо-Иеронима, а не специальная глава, посвященная епископам. Sacerdos Исидора в противовес episcopus Псевдо-Иеронима активно включен в жизнь христианской общины: он произносит проповеди, наставляет паству, раздает милостыню, участвует в судопроизводстве и совершает таинства.

Добавлено: 7 сентября 2018
Статья
Марей Е. С. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2013. № I: 1(45). С. 7-19.

В произведениях Исидора выделяется несколько уровней знаний. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Иси- дором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разу- мность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетно- му мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений му- дрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.

Добавлено: 27 марта 2013
Статья
Maiatsky M. Revue française d'histoire des idées politiques. 2013. No. 37. P. 97-109.

L'article traite de la question de la "réhabilitation" de Platon en Allemagne, après 12 ans du régime nazi marqué par des abus idéologiques de la philosophie platonicienne. La tache de blanchir Platon a été compliquée par l'intervention de K.Popper en 1945. Le premier volume de son oeuvre "La société ouverte et ses ennemis" intitulé "L'enchantement de Platon" (traduit en allemand en 1957), par sa lecture totalitaire de Platon, a étrangement corroboré avec l'exégèse nazie. Aussi, Popper a servi parfois de l'homme de paille pour attaquer des aberrations nazies. Les divers critiques accusaient Popper de ne pas tenir compte du caractère utopique de la politeia(H.Erbse), d'en ignorer le potentiel démocratique (O.Höffe, H.Kuhn), de lire Platon littéralement sans apprendre à "convertir en pensée" ses thèses politiques (H.-G.Gadamer), d'ignorer la charge contre le libéralisme contenue dans sa philosophie (R.Maurer). Sans passer par Popper, d'aucuns tentaient de sauver Platon-humaniste (G.Nebel), pendant que certains auteurs nazis poursuivaient leur lecture, après quelques retouches nécessaires (K.Hildebrandt).

Добавлено: 31 мая 2013
Статья
Petr Rezvykh. .. 2007. Vol. 14. No. 1. P. 1-48.

В статье на основе новоокрытых архивных документов реконструируется история создания Ф.Шеллингом речи "О ценности и значении библейских обществ" и анализ ее содержания в контексте основных идей его философии.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Klimova Svetlana, Molostova E. Forum Philosophicum. 2013. Vol. 18. No. 2. P. 169-191.

The article deals with religious feelings of the Soviet people in 1960s 1980s. The special attention is paid to the analysis of questionnaires, some methods of sociological work of the given period, which are directed towards both studying and “eradication” of people’s religiousness. Some aspects of “the party order” for atheism are traced as well. The article presents the little-known archival materials, examples of some typologies of religious feelings of the Soviet people, and also ways of “fight” with religious “vestiges” with the help of “scientific atheism” methods.

Добавлено: 19 сентября 2014
Статья
Makeeva L. B. Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 49. No. 3. P. 58-71.
Добавлено: 14 января 2013
Статья
Ilya Inishev, Yuliya Biedash. Problemos. 2013. No. 84. P. 170-183.

The article is dedicated to the revelation of heuristic potential of hermeneutic image conception within discussions on contemporary visual culture. H.-G. Gadamer analyses image as visual, spatial and social phenomenon expanding and transforming thereby the accustomed notion of iconic experience. The image is not primarily an aesthetics’ and art criticism’s research object, but social phenomenon, which has to be considered in its real and imagined character as well as in its interrelations with the lived world structures. Blurring boundaries between art and life in his image theory Gadamer opens up an array of opportunities for the analysis of iconic practices in all their variety: from science to theater.

Добавлено: 21 ноября 2013
Статья
Мироненко И. А., Sorokin P. S. Integrative Psychological and Behavioral Science. 2018. Vol. 52. No. 2. P. 331-340.
Добавлено: 16 апреля 2018
Статья
Marshakov A. Journal of High Energy Physics. 2008. No. 0803 . P. 55.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Indregard Jonas Jervell. Australasian Journal of Philosophy. 2017. Vol. 95. No. 4. P. 627-643.
Добавлено: 2 декабря 2019
Статья
Cherkaev, Xenia A. Cahiers du Monde Russe. 2018. Vol. 59. No. 2-3.

Эта статья начинается с рассказов бывших ленинградцев о том, как они изготавливали качественное туристическое снаряжение из “добытого” заводского промышленного лома и сырья. Способы добычи самими добытчиками были почти всегда описаны в героических оттенках, даже если эти способы бывали сомнительны по части законности. Однако, рассматривая эти рассказы не как свидетельство незаконного оборота промышленных материалов в СССР, а как примеры этичных по отношению к согражданам поступков, я показываю, что по большей части они, действительно, могут быть объединены общими понятиями нравственности. Эти действия могут выглядеть стяжательством и воровством, если они описаны как примеры частного интереса. Но эти же поступки могут быть расценены как достойные и справедливые, если воспринимать их в понятиях советского правового режима «личной собственности», который не противопоставлялся всеобщей «социалистической собственности», но поддерживал и создавал это общее достояние. Анализируя политические заявления, юридические аргументы и медийные тексты 1960-х годов, я показываю, что реформы Третьей Программы Партии (1961) распространили юридическую логику «личной собственности» и на личные этические сферы граждан. В частности, Третья Программа требовала, чтобы люди устремляли свои личные усилия ко всеобщему коллективному благу и ставили бы этику взаимопомощи выше своих формальных обязательств следовать сухой букве закона. Такое этическое оправдание возможности менять, «добывать», использовать в личных целях промышленные материалы, совершать неплановые обмены как действия «товарищеской взаимопомощи», помогало советской системе создавать видимость функциональной плановой экономики, несмотря на проблемы товарного дефицита и распределения.

Добавлено: 13 сентября 2020
Статья
Knyazeva H. Systems Research and Behavioral Science. 2003. Vol. 20. No. 1. P. 53-64.

An attempt to critically analyze the claims of the theory of self-organization of complex systems (synergetics) to the interdisciplinary generalizations and the universal efficacy of its models is made in the paper. The grounds of transfer of synergetic models to different disciplinary fields are under discussion. It is argued that synergetics is rather a mental scheme or a heuristic approach to exploring the complex behavior of systems, than a universal key to solving concrete scientific problems. Some prospects of development and the possible future of synergetics within the next decades are estimated.

Добавлено: 22 января 2014
Статья
Mineev-Weinstein M., Abanov A., Zabrodin A. Physica D: Nonlinear Phenomena. 2007. No. 235. P. 62-71.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Zabrodin A., Vasiliev D. Theoretical and Mathematical Physics. 2011. Vol. 166. P. 28-43.
Добавлено: 18 октября 2012
Статья
Nosachev P. Nomos. Czasopismo religioznawcze. 2013. No. 79. P. 91-98.

Статья описывает семиотический подход к исследованию текстов корпуса западного эзотеризма, разработанный известным итальянским семиотиком Умберто Эко. 

Добавлено: 23 января 2014