• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 68 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 63-84.

Статья посвящена проблеме дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере, которую можно считать основным препятствием со стороны принимающего населения для социоэкономической адаптации мигрантов. Объединяя распространенные подходы к изучению предубеждений и дискриминации, а также осуществив поиск групп россиян со сходными аккультурационными характеристиками (аккультурационные профили), на выборке из 576 россиян была рассмотрена взаимосвязь социальных верований (вера в опасный и конкурентный мир), идеологических установок (авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, мультикультурная идеология) и готовности к межгрупповому контакту. Гипотеза модерации аккультурационным профилем (бикультурным, альтернативно-бикультурным или ассимиляционным) рассматриваемых взаимосвязей не была поддержана, предложенная концептуальная модель была универсальна для всех групп. В целом результаты показали, что представление людей о социальном мире как об опасном и конкурентном месте, которое формируется личностными различиями, происходящими из индивидуального опыта социализации, а также воздействия существующей социальной среды, могут быть связаны и с поддержкой мультикультурной идеологии и готовностью к межгрупповому контакту, которые, в свою очередь, в некоторой степени и определяют поддержку дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере.

Добавлено: 7 августа 2017
Статья
Татарко А. Н., Лепшокова З. Х., Дубров Д. И. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 92-114.

Проведено исследование роли генерализованного доверия личности в качестве модератора связи отношения к этническому многообразию и таких аккультурационных ожиданий, как “интеграция” и “ассимиляция”. В процессе теоретического анализа выдвинуто два предположения. 1) Чем выше принятие этнического многообразия, тем выше ориентация на аккультурационное ожидание "интеграция" и ниже - на аккультурационное ожидание “ассимиляция”. 2) У людей с разным уровнем доверия, наблюдается различие во взаимосвязях отношения к этническому многообразию и аккультурационных ожиданий: в случае негативного отношения к этническому многообразию люди с более высоким доверием будут в большей мере отдавать предпочтение интеграции, и в меньшей - ассимиляции, чем люди с низким доверием. Выборку исследования составили 198 русских респондентов (59 мужчин и 139 женщин, средний возраст 28,6 лет). Инструментарий исследования: методика оценки доверия Т. Ямагиши; опросник оценки степени принятия личностью этнического многообразия; адаптированная методика оценки аккультурационных ожиданий Дж. Берри. Исследование подтвердило предположение о том, что доверие является модератором связи отношения к этническому многообразию с аккультурационными ожиданиями. В статье обсуждается содержательный смысл выявленной модерации.

Добавлено: 29 мая 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 124-135.

Представляемое в статье исследование опирается на одно важнейших понятий культурно-исторической концепции Л.С.Выготского Значимый Взрослый (персонифицированный медиатор психического развития ребенка) для анализа отношений значимости у выпускников интернатных сиротских учреждений в среднем и пожилом возрасте. Результаты проведенного исследования доказывают, что спонтанная компенсация эмоциональных проблем детско-родительских отношений у социальных сирот, как правило, недостижима.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Татарко А. Н., Миронова А. А., Макласова Е. В. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 77-95.

Представлены результаты кросс-культурного исследования взаимосвязи активности использования интернета и индивидуальных ценностей высшего порядка (по Ш.Шварцу): «Самопреодоление» - «Самоутверждение» и «Открытость изменениям» - «Сохранение».  В качестве эмпирической базы послужили данные восьмой волны Европейского Социального Исследования (ESS). В сравнительной перспективе были проанализированы связи активности использования интернета и ценностей в России (N=2430), а также в трех европейских странах, занимающих самый высокий рейтинг в сфере развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index, 2017) – Исландия (N=880), Швейцария (N=1519), Великобритания (N=1926). Данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями (SEM), а также мультигруппового моделирования структурными уравнениями (MGSEM). Исследование показало, что схожим между Россией и европейскими странами является отсутствие связи активности использования интернета с ценностями «Самопреодоления», а также положительная связь с ценностями «Открытость изменениям». Также, были обнаружены следующие различия в паттернах связей: на выборке россиян ценности «Саомутверждения» связаны позитивно с активностью использования интернета, а на выборке западноевропейских стран данная связь отсутствует, но наблюдается отрицательная связь ценностей «Сохранения», отсутствующая у россиян. На основе полученных данных высказывается предположение о том, как могут меняться ценности россиян в процессе дальнейшей цифровизации общества и повышения вовлеченности в использование интернета.  

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Липатов С. А. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 62-70.

В статье описаны различия между количественными и качественными методами на различных уровнях научной методологии. Проанализированы преимущества и недостатки этих групп методов применительно к процессу изучения культуры организации, сделан вывод о том, что отдельное использование исключительно одного класса методов в диагностике организационной культуры может привести к построению не совсем адекватной картины. Появление стратегии «смешанных методов» является вполне закономерным явлением. Однако совместное использование разнотипных методов в одном исследовании предполагает решение ряда методологических и методических проблем их соотношения. Рассматривается вариант теоретического обоснования, направляющего такие исследования, предложенный Дж. Грин и ее коллегами, на основании которого описываются три стратегии смешивания количественных и качественных методов в диагностике культуры организации: триангуляция, дополнение, развитие. Предполагается возможность совмещения данных стратегий в процессе диагностики культуры организации для получения более полного, надежного и в наибольшей степени соответствующего исследуемой реальности результата.

Добавлено: 17 февраля 2019
Статья
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А. и др. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 157-174.

Тема проектирования будущего соответствует возрастным задачам старших подростков, но становится источником напряжения в семьях задолго до окончания школы детьми. Когда дети достигают подросткового возраста, в семьях перестраивается процесс коммуникации, и диалог между детьми и родителями нередко оказывается затруднен; социальные изменения и невозможность напрямую применять родительский опыт в современных условиях осложняют задачи самоопределения и выстраивания жизненной траектории. В статье обсуждаются представления подростков о родительских высказываниях об их будущем: описываются 20 типичных форм высказываний о будущем, с которыми сталкиваются современные подростки со стороны своих близких и которые имеют разный фокус — на ребенке, на его семье и на социальной среде. Анализируются их достоинства, недостатки и возможные психологические эффекты; сравнивается представленность категорий высказываний в группах подростков разного возраста и пола, обучающихся в разных организациях. Обосновывается необходимость организации конструктивных обсуждений будущего между подростком и его социальным окружением.  

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Волкова Н. В., Чикер В. А. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 90-107.

В статье приводятся материалы исследования карьерных установок и уровня самомониторинга студентов, обучающихся на втором курсе в двух наиболее престижных государственных вузах г. Санкт-Петербурга по стратегически перспективным специальностям. В период с 2016 по 2017 г. было обследовано 202 человека, осваивающих бакалаврские образовательные программы «Логистика и управление цепями поставок» (n=98), «Социология» (n=82) и «Управление персоналом» (n=22). На основании полученных результатов делается вывод о том, что особенности карьерных установок студентов можно определить через анализ «якорей карьеры» Э. Шейна и шкалу самомониторинга М. Снайдера, оценки которых различаются в зависимости от направления обучения. Показана специфика карьерных установок юношей и девушек различных образовательных программ бакалавриата и общность в проявлениях самомониторинга в этом возрасте.

Добавлено: 30 марта 2018
Статья
Ловаков А. В. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 153-162.

В статье описываются виды грязной работы и стратегии защиты профессиональной идентичности людей, занимающихся такой деятельностью. Описывается психологическая природа феномена грязной работы и социально-психологическая его суть; рассматриваются вопросы, связанные со стигматизацией грязной работы и с идентичностью работника, реализующего подобную деятельность; дается характеристика как когнитивных, так и поведенческих стратегий совладания с грязной работой.

Добавлено: 21 октября 2013
Статья
Агадуллина Е. Р. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 42-51.

В статье представлен анализ западных исследований коллективных действий, рассматриваются социальная идентичность, представления об эффективности группы, а также относительная депривация и связанные с ней групповые эмоции как основные предикторы коллективных действий. Описываются модели коллективных действий и анализируются будущие направления исследований.

 

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 58-76.

В статье представлено исследование, посвященное виртуальной цифрой коммуникации. На материале онлайн-дискуссий о политике и международных отношениях была изучена интенциональная составляющая онлайн-взаимодействия, размеченная «лайками» (невербальными значками одобрения, типичными для цифровой коммуникации). Были использованы материалы 2015 года: 302 онлайн-дискуссии, состоящие из 27901 комментария (размеченные 18822 «лайками») на информационных площадках ИноСМИ.ru, Газета.ru, Полит.Ру. Интенциональный анализ проводился с использованием методики количественного интент-анализа конфликтного политического дискурса Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой в модификации Н.К. Радиной. Далее производился подсчет «лайков», отданных участниками дискуссии за тот или иной комментарий (следовательно, за интенцию). Было высказано предположение, что «лайки» связаны с теми коммуникативными интеракциями в онлайн-дискуссии, которые являются типичными (наиболее частотными) в онлайн-взаимодействии.

В результате проведенного исследования выяснилось, что «лайки» закрепляют ассиметричные отношения между комментатором и Другими (автором статьи, другими комментаторами, а также третьими лицами). С комментаторами и авторами участники дискуссии конкурируют, а у «третьей стороны» ищут признания. «Лайки» оказываются инструментом закрепления интенциональных сценариев онлайн-коммуникации и легитимизируют конструируемые правила цифрового взаимодействия, следовательно гипотеза исследования подтвердилась. Предполагаются, что в виртуальной цифровой коммуникации правила конструируются непрерывно для каждого цифрового сообщества под уникальную ситуацию взаимодействия, а «лайки» служат инструментом закрепления конструируемых норм.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Татарко А. Н. Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 28-41.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи различных видов доверия с объективными показателями социальноэкономического разви тия обществ. В качестве эмпирического материала использовались агрегиро ванные результаты показателей генерализованного и социального доверия по 57 странам мира, а также показатели социальноэкономического развития различных стран (ВВП, показатель удовлетворенности жизнью, индекс каче ства национальной бизнессреды, индекс воспринимаемой коррупции и т. д.). Показано, что взаимосвязь различных видов доверия с показателями социаль ноэкономического развития довольно высока и статистически значима. Про демонстрировано, что когда рассматривается динамика доверия и ВВП на временном отрезке около 20 лет внутри одной страны (на примере России и США), то сопряженность данных показателей не всегда удается обнаружить. В работе обсуждается роль доверия как психологического фактора социально экономического развития.

Добавлено: 19 февраля 2015
Статья
Антонова Н. А., Ерицян К. Ю., Цветкова Л. А. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 169-181.

Сегодня и в России, и во всем мире значительные усилия предпринимаются в создании биобанков — специализированных хранилищ биологических материалов для научно-исследовательских и медицинских целей. Успешное функционирование биобанков напрямую зависит от готовности людей к донорству. В России имеются фрагментарные эмпирические изучения данного феномена. Целью исследования стало изучение установок к донорству в биобанк российского населения, а также оценка социально-психологических факторов готовности к донорству. В двух исследованиях, реализованных по кросс-секционному плану, приняли участие 542 студента и 254 научно-педагогических работника вуза. Студенческая молодежь (74%) и научные работники вуза (52%) демонстрируют позитивные установки в отношении потенциального донорства в биобанк. Регрессионный анализ показал, что значимо реже склонны декларировать готовность к донорству в биобанк научно-педагогические работники вуза и лица, не информированные о биобанке, те, для которых при принятии решения о донорстве важными факторами являются мнение родственников или друзей, наличие оплаты за донорство и тип запрашиваемого биологического материала.

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2020.

Одним из центральных вопросов текущей повестки для поликультурных обществ является проблема — как мы должны жить вместе. Этническое большинство, как правило, имеет статус культурно доминирующей группы и задаёт характер межкультурных отношений в стране. В данном исследовании была изучена модерационная роль идеологии этнического дальтонизма и воспринимаемой этнической плотности для взаимосвязи между негативным опытом контактов у русских с четырьмя этническими аутгруппами (белорусы, узбеки, чеченцы, китайцы), а также негативными эмоциями по отношению к ним и генерализованными предубеждениями. По результатам исследования было установлено, что: (1) негативные межгрупповые эмоции демонстрируют полный медиационный эффект для взаимосвязи  негативных межгрупповых контактов и генерализованных предубеждений; (2) негативный межгупповой контакт положительно связан с негативными межгрупповыми эмоциями; (3) негативные межгрупповые эмоции положительно связаны с генерализованными предубеждениями; (4) этнический дальтонизм выступает в качестве модератора связи между  негативными межгрупповыми эмоциями и генерализованными предубеждениями, ослабляя её как без учёта уровня этнической плотности, так и с его учётом, но только в условиях высокого уровня этнической плотности, а также является негативным предиктором генерализованных предубеждений напрямую. Данные результаты согласуются с полученными ранее, что этнический дальтонизм в российском контексте имеет особые преимущества у русских для гармонизации межгрупповых отношений с культурно дистантными аутгруппами, с которыми наиболее эффективной стратегией было бы подчеркивать сходство и общие основания в то время как для культурно близких и позитивно оцениваемых аутгрупп наоборот, следовало бы признать, что существуют важные групповые различия.

Добавлено: 25 ноября 2019
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 151-155.

В рецензии содержится аналитическая оценка двух осуществленных Институтом этнологии и антропологии РАН социально значимых проектов «Молодежные субкультуры Москвы» и «Молодежные уличные группировки», результаты которых в виде сборников статей размещены на сайтах в электронном формате. По мнению автора рецензии, материалы этих сборников представляют очевидный интерес для социальных психологов, так как позволяют рассмотреть качественно новые темы и контингентные области исследования.

 

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Ловаков А. В. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 51-66.

В предыдущих исследованиях показано, что сильное чувство идентификации работника с организацией имеет ряд позитивных как для работника, так и для организации коррелятов. Однако в ряде недавних исследований получены эмпирические доказательства наличия у организационной идентификации негативных коррелятов. В данном исследовании изучается связь организационной идентификации и благополучия работника, а именно, тестируется предположение о медиативной роли трудоголизма. Результаты, полученные с помощью опроса 1783 работников крупной российской организации, показали, что уровень организационной идентификации работника способствует увеличению для него чрезмерности и навязчивости работы, что, в свою очередь, способствует увеличению его эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой. Данные результаты демонстрируют двойственную роль идентификации работника с организацией, эмпирически показывают наличие у организационной идентификации потенциальных негативных последствий, а также объясняют один из механизмов их возникновения.

Добавлено: 22 июля 2017
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Резниченко С. И., Брагинец Е. И. и др. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 6. С. 9-22.

Исследуются образы реального и идеального дома как модераторы позитивного функционирования личности. Выборка включала 222 студента, 177 женского пола, 45 мужского, Мвозраст=20,9. Применялись авторский опросник Функциональность домашней среды для оценки реального и идеального дома, Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург Р.Теннант и др., Шкала аутентичности А.Вуда и др. Использовались дескриптивная статистика, корреляционный и регрессионный анализ. Обнаружено, что все показатели функциональности выше при оценке идеального дома, что у девушек больше корреляций между показателями позитивного функционирования и оценкой домашней среды, что образ реального дома вносит бо́льший вклад в переживание благополучия по сравнению с образом идеального дома.

Добавлено: 1 ноября 2015
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 163-167.

Статья посвящена аналитической оценке концепции биополитики известного социального философа XX века Мишеля Фуко

Добавлено: 25 ноября 2013
Статья
Антонова Н. В., Патоша О. И. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 124-143.

В статье приводятся данные исследования восприятия иностранных и зарубежных брендов российскими потребителями с различными стратегиями потребительского поведения. В исследовании приняли участие 169 человек различного возраста (m = 24,5 лет). Методы исследования: а) метод семантического дифференциала для анализа образа бренда, разработанный Ф.Н. Винокуровым; б) адаптированная методика исследования стратегий потребительского поведения. На основании полученных результатов делается вывод о наличии связи восприятия брендов и стратегий потребительского поведения, а также о существовании особенностей восприятия отечественных и зарубежных брендов российскими потребителями с разными стратегиями потребительского поведения: 1) образ российского бренда более сложен, включает 5 факторов, тогда как образ иностранного бренда включает 3 фактора; 2) выделены 8 основных и три обобщенных стратегии потребительского поведения россиян, причем содержание стратегий отличается от содержания стратегий зарубежных потребителей; 3) выделены особенности восприятия брендов у людей с различными стратегиями потребительского поведения, причем обнаружено, что восприятие иностранных брендов в большей степени связано со стратегиями потребительского поведения, чем восприятие отечественных брендов; 4) имидж бренда (в первую очередь такие его параметры, как «надежность» и «позитивность») в большей степени значимы для рациональных и импульсивных потребителей и в меньшей степени — для брендозависимых. Полученные результаты могут быть использованы при построении бренд-коммуникации, а также как основа дальнейшего исследования механизмов восприятия брендов как объектов социального познания.  

Добавлено: 25 апреля 2018
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 162-167.

В рецензии анализируется системное исследование феномена психологической сепарации, предпринятое авторами книги. Очерчена актуальность исследования, удачно дополняющего обширный спектр работ, посвященных идентичности личности. Отмечаются основные повороты мысли авторов,обоснование впервые представленной теоретической модели сепарации, опи- сание типов гармоничной и дисгармоничной сепарации, новый взгляд на внутрисемейную динамику. Особое внимание уделяется новым фактам в малоисследованной области отношений взрослых детей со своими родителями.

Добавлено: 1 марта 2017
Статья
Исаева О. М., Мкртычян Г. А. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 21-34.

В работе исследуется возможность оценки организационной культуры предпринимательского университета с помощью модели Р. Гоффи и Г. Джонса «Куб двойное С». Выборка респондентов состояла из 50 штатных преподавателей факультетов менеджмента и экономики Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ; из них 31 женщина и 19 мужчин; 5 профессоров, 27 доцентов и 18 старших преподавателей. Диагностика типа организационной культуры проводилась с по- мощью опросника Р. Гоффи и Г. Джонса, изучение сопротивления проводимым в вузе изменениям — с помощью авторского опросника. В исследовании выявлено, что Нижегородский кампус НИУ ВШЭ имеет общинный тип культуры, что соответствует требованиям предпринимательского университета; одной из психологических причин сопротивления преподавателей проводимым в организации изменениям является их несоответствие академическим ценностям; слабая организационная культура кампуса вызывает сопротивление проводимым организационным изменениям. Исследование показало, что модель организационной культуры «Куб двойное С» является адекватным инструментом оценки культуры предпринимательского университета.

Добавлено: 2 июля 2017
Статья
Волкова Е. Н., Исаева О. М., Волкова И. В. Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 2. С. 19-34.

Статья посвящена изучению распространённости насилия (физического, психологического, сексуального, пренебрежения нуждами детей) над детьми в Нижегородском регионе Российской Федерации с помощью международного измерительного инструмента — опросника ICAST-C. В исследовании приня- ли участие 227 детей (131 девочка, 96 мальчиков) в возрасте от 11 до 18 лет. Результаты исследования показывают, 78,4% детей в выборке сталкивались с той или иной формой насилия в течение своей жизни. 3/4 опрошенных переживали насилие в семье, и 2/3 детей пострадали от насилия в школе. Для выборки в целом характерен высокий уровень психологического насилия дома (более, чем у 2/3 выборки), причем ребенку в семье угрожают чаще, чем в школе (54% против 30%). Также в семье больше детей подвергаются побоям (49% против 33% в школе). В школе, однако, чрезвычайно сильно выражено сексуальное насилие, особенно контактное (27%). Почти все виды насилия в одинаковой степени присутствуют и у мальчиков, и у девочек. Исключениями служат физическое насилие в школе, которое более характерно для мальчиков (45%), чем для де- вочек (33%), и сексуальное насилие дома, которое больше затрагивает девочек (13% против 4% у мальчиков). Девочки также значительно больше подвержены унижениям дома, чем мальчики. Остальные формы и типы насилия по признаку пола не различаются. Старшие подростки меньше подвергаются насилию, чем младшие и средние. Среди видов насилия у них значительно меньше распростра- нено эмоциональное (40% против 60—75% в других группах) насилие. В целом, сексуальное насилие они тоже переживают реже, однако чаще других подвергаются изнасилованию дома (8,5% случаев).

Добавлено: 14 июня 2016