• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 75 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Радина Н. К., Ким Н. В., Мохнаткина И. Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 52-68.

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально-психологических особенностей подростков с разным уровнем установки на демонстративное потребление. Согласно результатам исследования, демонстративное потребление присутствует у всех подростков независимо от социально-экономического статуса семьи родителей, но различно по содержанию. Результаты исследования позволяют утверждать, что подростки со средней установкой на демонстративное потребление наиболее вероятно обладают положительными социально-психологическими ресурсами

Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Петровский В. А. Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5-16.

В статье акцентируется внимание на сущности деятельностного опосредствования межличностных отношений, которая, в отличие от функционально-ролевых и эмоционально-личностных, определяется обращенностью деятельности людей к «всеобщему Я» и логикой «предмета». Рассмотрены уровни-слои внутригрупповых отношений - диктуемые целью совместной деятельности личностно-деловые отношения, приватные эмоционально-личностные отношения. Дан анализ причин, в силу которых деятельностно-опосредствованные отношения в коллективе качественно отличаются от деятельностно-опосредствованных отношений в корпорации, а также в силу чего деятельностно-опосредствованные отношения «прогревают» эмоционально-приватные отношения в коллективе. Феноменология и закономерности групповой жизни, открытые автором теории деятельностного опосредствования, соотносятся с категориями трансактного анализа и другими системами консультативной психологии, что приоткрывает особую - персонологическую - траекторию продолжения исследований.

Добавлено: 24 сентября 2012
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 3. С. 63-84.

Статья посвящена проблеме дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере, которую можно считать основным препятствием со стороны принимающего населения для социоэкономической адаптации мигрантов. Объединяя распространенные подходы к изучению предубеждений и дискриминации, а также осуществив поиск групп россиян со сходными аккультурационными характеристиками (аккультурационные профили), на выборке из 576 россиян была рассмотрена взаимосвязь социальных верований (вера в опасный и конкурентный мир), идеологических установок (авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, мультикультурная идеология) и готовности к межгрупповому контакту. Гипотеза модерации аккультурационным профилем (бикультурным, альтернативно-бикультурным или ассимиляционным) рассматриваемых взаимосвязей не была поддержана, предложенная концептуальная модель была универсальна для всех групп. В целом результаты показали, что представление людей о социальном мире как об опасном и конкурентном месте, которое формируется личностными различиями, происходящими из индивидуального опыта социализации, а также воздействия существующей социальной среды, могут быть связаны и с поддержкой мультикультурной идеологии и готовностью к межгрупповому контакту, которые, в свою очередь, в некоторой степени и определяют поддержку дискриминации мигрантов в социоэкономической сфере.

Добавлено: 7 августа 2017
Статья
Татарко А. Н., Лепшокова З. Х., Дубров Д. И. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 92-114.

Проведено исследование роли генерализованного доверия личности в качестве модератора связи отношения к этническому многообразию и таких аккультурационных ожиданий, как “интеграция” и “ассимиляция”. В процессе теоретического анализа выдвинуто два предположения. 1) Чем выше принятие этнического многообразия, тем выше ориентация на аккультурационное ожидание "интеграция" и ниже - на аккультурационное ожидание “ассимиляция”. 2) У людей с разным уровнем доверия, наблюдается различие во взаимосвязях отношения к этническому многообразию и аккультурационных ожиданий: в случае негативного отношения к этническому многообразию люди с более высоким доверием будут в большей мере отдавать предпочтение интеграции, и в меньшей - ассимиляции, чем люди с низким доверием. Выборку исследования составили 198 русских респондентов (59 мужчин и 139 женщин, средний возраст 28,6 лет). Инструментарий исследования: методика оценки доверия Т. Ямагиши; опросник оценки степени принятия личностью этнического многообразия; адаптированная методика оценки аккультурационных ожиданий Дж. Берри. Исследование подтвердило предположение о том, что доверие является модератором связи отношения к этническому многообразию с аккультурационными ожиданиями. В статье обсуждается содержательный смысл выявленной модерации.

Добавлено: 29 мая 2018
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 124-135.

Представляемое в статье исследование опирается на одно важнейших понятий культурно-исторической концепции Л.С.Выготского Значимый Взрослый (персонифицированный медиатор психического развития ребенка) для анализа отношений значимости у выпускников интернатных сиротских учреждений в среднем и пожилом возрасте. Результаты проведенного исследования доказывают, что спонтанная компенсация эмоциональных проблем детско-родительских отношений у социальных сирот, как правило, недостижима.

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Татарко А. Н., Миронова А. А., Макласова Е. В. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 77-95.

Представлены результаты кросс-культурного исследования взаимосвязи активности использования интернета и индивидуальных ценностей высшего порядка (по Ш.Шварцу): «Самопреодоление» - «Самоутверждение» и «Открытость изменениям» - «Сохранение».  В качестве эмпирической базы послужили данные восьмой волны Европейского Социального Исследования (ESS). В сравнительной перспективе были проанализированы связи активности использования интернета и ценностей в России (N=2430), а также в трех европейских странах, занимающих самый высокий рейтинг в сфере развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index, 2017) – Исландия (N=880), Швейцария (N=1519), Великобритания (N=1926). Данные обрабатывались при помощи моделирования структурными уравнениями (SEM), а также мультигруппового моделирования структурными уравнениями (MGSEM). Исследование показало, что схожим между Россией и европейскими странами является отсутствие связи активности использования интернета с ценностями «Самопреодоления», а также положительная связь с ценностями «Открытость изменениям». Также, были обнаружены следующие различия в паттернах связей: на выборке россиян ценности «Саомутверждения» связаны позитивно с активностью использования интернета, а на выборке западноевропейских стран данная связь отсутствует, но наблюдается отрицательная связь ценностей «Сохранения», отсутствующая у россиян. На основе полученных данных высказывается предположение о том, как могут меняться ценности россиян в процессе дальнейшей цифровизации общества и повышения вовлеченности в использование интернета.  

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Дубров Д. И. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 72-91.

В последнее время в общественном и научном дискурсе постоянно возникают вопросы относительно того, как современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) влияют на межличностные отношения и на внутрисемейные отношения в частности. Проведенные исследования, посвященные изучению влияния информационно-коммуникационных технологий на внутрисемейный социальный капитал, демонстрируют противоречивые результаты. Условно результаты данных исследований можно объединить вокруг четырех гипотез: 1) «Гипотеза вытеснения» - ИКТ вытесняют непосредственное взаимодействие между членами семьи и снижают уровень социального капитала в семье; 2) «Гипотеза активизации» - ИКТ наоборот способствуют развитию и поддержанию отношений между членами семьи. 3) «Гипотеза обогащения» - семьи, обладающие изначально прочными узами и социальными ресурсами получают еще больше преимуществ от использования ИКТ с точки зрения социального взаимодействия, а в семьях, в которых изначально узы слабые, при использовании ИКТ они будут еще более ослабевать. 4) «Гипотеза социальной компенсации»  - ИКТ представляет собой некую коппинг-стратегию, позволяющая индивиду справиться со стрессом в виду конфликтов семье, низкого социального капитала, а также развить навыки социального взаимодействия и создать прочные социальные связи тем индивидам, у которых изначально данные отношения не складывались в виду внешних (инвалидность и т.д.) и личностных причин (замкнутость, интроверсия и т.д.). Каждая из выделенных гипотез рассматривается более подробно. 

Добавлено: 10 февраля 2020
Статья
Липатов С. А. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 62-70.

В статье описаны различия между количественными и качественными методами на различных уровнях научной методологии. Проанализированы преимущества и недостатки этих групп методов применительно к процессу изучения культуры организации, сделан вывод о том, что отдельное использование исключительно одного класса методов в диагностике организационной культуры может привести к построению не совсем адекватной картины. Появление стратегии «смешанных методов» является вполне закономерным явлением. Однако совместное использование разнотипных методов в одном исследовании предполагает решение ряда методологических и методических проблем их соотношения. Рассматривается вариант теоретического обоснования, направляющего такие исследования, предложенный Дж. Грин и ее коллегами, на основании которого описываются три стратегии смешивания количественных и качественных методов в диагностике культуры организации: триангуляция, дополнение, развитие. Предполагается возможность совмещения данных стратегий в процессе диагностики культуры организации для получения более полного, надежного и в наибольшей степени соответствующего исследуемой реальности результата.

Добавлено: 17 февраля 2019
Статья
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А. и др. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 2. С. 157-174.

Тема проектирования будущего соответствует возрастным задачам старших подростков, но становится источником напряжения в семьях задолго до окончания школы детьми. Когда дети достигают подросткового возраста, в семьях перестраивается процесс коммуникации, и диалог между детьми и родителями нередко оказывается затруднен; социальные изменения и невозможность напрямую применять родительский опыт в современных условиях осложняют задачи самоопределения и выстраивания жизненной траектории. В статье обсуждаются представления подростков о родительских высказываниях об их будущем: описываются 20 типичных форм высказываний о будущем, с которыми сталкиваются современные подростки со стороны своих близких и которые имеют разный фокус — на ребенке, на его семье и на социальной среде. Анализируются их достоинства, недостатки и возможные психологические эффекты; сравнивается представленность категорий высказываний в группах подростков разного возраста и пола, обучающихся в разных организациях. Обосновывается необходимость организации конструктивных обсуждений будущего между подростком и его социальным окружением.  

Добавлено: 25 июня 2019
Статья
Волкова Н. В., Чикер В. А. Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 90-107.

В статье приводятся материалы исследования карьерных установок и уровня самомониторинга студентов, обучающихся на втором курсе в двух наиболее престижных государственных вузах г. Санкт-Петербурга по стратегически перспективным специальностям. В период с 2016 по 2017 г. было обследовано 202 человека, осваивающих бакалаврские образовательные программы «Логистика и управление цепями поставок» (n=98), «Социология» (n=82) и «Управление персоналом» (n=22). На основании полученных результатов делается вывод о том, что особенности карьерных установок студентов можно определить через анализ «якорей карьеры» Э. Шейна и шкалу самомониторинга М. Снайдера, оценки которых различаются в зависимости от направления обучения. Показана специфика карьерных установок юношей и девушек различных образовательных программ бакалавриата и общность в проявлениях самомониторинга в этом возрасте.

Добавлено: 30 марта 2018
Статья
Ловаков А. В. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 153-162.

В статье описываются виды грязной работы и стратегии защиты профессиональной идентичности людей, занимающихся такой деятельностью. Описывается психологическая природа феномена грязной работы и социально-психологическая его суть; рассматриваются вопросы, связанные со стигматизацией грязной работы и с идентичностью работника, реализующего подобную деятельность; дается характеристика как когнитивных, так и поведенческих стратегий совладания с грязной работой.

Добавлено: 21 октября 2013
Статья
Агадуллина Е. Р. Социальная психология и общество. 2013. № 3. С. 42-51.

В статье представлен анализ западных исследований коллективных действий, рассматриваются социальная идентичность, представления об эффективности группы, а также относительная депривация и связанные с ней групповые эмоции как основные предикторы коллективных действий. Описываются модели коллективных действий и анализируются будущие направления исследований.

 

Добавлено: 9 мая 2013
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 4. С. 58-76.

В статье представлено исследование, посвященное виртуальной цифрой коммуникации. На материале онлайн-дискуссий о политике и международных отношениях была изучена интенциональная составляющая онлайн-взаимодействия, размеченная «лайками» (невербальными значками одобрения, типичными для цифровой коммуникации). Были использованы материалы 2015 года: 302 онлайн-дискуссии, состоящие из 27901 комментария (размеченные 18822 «лайками») на информационных площадках ИноСМИ.ru, Газета.ru, Полит.Ру. Интенциональный анализ проводился с использованием методики количественного интент-анализа конфликтного политического дискурса Т.Н. Ушаковой и Н.Д. Павловой в модификации Н.К. Радиной. Далее производился подсчет «лайков», отданных участниками дискуссии за тот или иной комментарий (следовательно, за интенцию). Было высказано предположение, что «лайки» связаны с теми коммуникативными интеракциями в онлайн-дискуссии, которые являются типичными (наиболее частотными) в онлайн-взаимодействии.

В результате проведенного исследования выяснилось, что «лайки» закрепляют ассиметричные отношения между комментатором и Другими (автором статьи, другими комментаторами, а также третьими лицами). С комментаторами и авторами участники дискуссии конкурируют, а у «третьей стороны» ищут признания. «Лайки» оказываются инструментом закрепления интенциональных сценариев онлайн-коммуникации и легитимизируют конструируемые правила цифрового взаимодействия, следовательно гипотеза исследования подтвердилась. Предполагаются, что в виртуальной цифровой коммуникации правила конструируются непрерывно для каждого цифрового сообщества под уникальную ситуацию взаимодействия, а «лайки» служат инструментом закрепления конструируемых норм.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 2. С. 180-199.

Цель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных образовательных организациях, может помочь в разработке программ психологического сопровождения и повышения благополучия участников образовательного процесса; на настоящий момент опубликованных данных по этой теме недостаточно. Дизайн исследования. Опрос проводился в образовательных организациях, разделенных на три группы в зависимости от позиции в рейтинге Департамента образования города Москвы и стратегии работы сотрудников со сложными ситуациями и школьным климатом. Выборка. В исследовании приняли участие 646 подростков. Методы. Использовались «Опросник способов совладания» Т.Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк (2007) и «Опросник диспозиционного оптимизма» Т.О. Гордеевой и др. (2010). Результаты. Показан ряд значимых различий в предпочитаемых копинг-стратегиях. В школах третьей группы чаще используются такие стратегии, как «планирование решения проблемы», «позитивная переоценка», «принятие ответственности», «самоконтроль». В образовательных организациях первой группы — «конфронтация» (среди младших подростков). Оптимизм участников отмладшего к старшему подростковому возрасту растет независимо от группы образовательной организации. Основные выводы. Предпочитаемые копинг-стратегии и их репертуар у подростков в разных образовательных средах различаются. Можно предполагать, что в разных образовательных организациях имеет место разный средовой ответ на подростковое копинг-поведение, способствующий развитию разных адаптационных навыков.

Добавлено: 26 июня 2020
Статья
Татарко А. Н. Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 3. С. 28-41.

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи различных видов доверия с объективными показателями социальноэкономического разви тия обществ. В качестве эмпирического материала использовались агрегиро ванные результаты показателей генерализованного и социального доверия по 57 странам мира, а также показатели социальноэкономического развития различных стран (ВВП, показатель удовлетворенности жизнью, индекс каче ства национальной бизнессреды, индекс воспринимаемой коррупции и т. д.). Показано, что взаимосвязь различных видов доверия с показателями социаль ноэкономического развития довольно высока и статистически значима. Про демонстрировано, что когда рассматривается динамика доверия и ВВП на временном отрезке около 20 лет внутри одной страны (на примере России и США), то сопряженность данных показателей не всегда удается обнаружить. В работе обсуждается роль доверия как психологического фактора социально экономического развития.

Добавлено: 19 февраля 2015
Статья
Татарко А. Н., Макласова Е. В., Лепшокова З. Х. и др. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 159-179.

Цель исследования. Разработка и апробация методики, позволяющей оценить степень вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах жизни. Контекст и актуальность исследования. Современные социальная и физическая среды насыщены цифровыми стимулами, побуждающими человека вовлекаться во взаимодействие с этими средами посредством ИКТ. Тем не менее к настоящему моменту не существует психологических методик, которые бы всесторонне оценивали вовлеченность личности в использование ИКТ. Дизайн исследования. Исследование проводилось с помощью социально-психологического опроса. Для измерения вовлеченности в использование ИКТ была разработана и валидизирована авторская методика. Выборка. Исследование включало две выборки. В первую выборку вошли 859 респондентов (средний возраст 36,1 лет; 32% мужчины). Во вторую — 171 респондент (возрастной диапазон от 25 до 44 лет; 35% мужчины). Методы. Для обработки и анализа данных были использованы эксплораторный и конфирматорный факторные анализы, коэффициент альфа Кронбаха и корреляционный анализ. Для обработки данных использовались программы SPSS 19.0 и AMOS 20. Результаты. Хорошие результаты конфирматорного факторного анализа указывают на наличие надежности-согласованности методики. Финальный вариант методики включает 4 шкалы: «Экономические действия в интернете», «Коммуникация в социальных сетях», «Использование смартфона», «Разнообразие сфер использования ИКТ». Также была проведена оценка эмпирической и внешней валидности данной методики, в результате которой мы получили подтверждение данных видов валидности у разработанной методики. Основные выводы. Разработанная авторами методика является надежной и валидной и может использоваться как в исследовательских, так и в прикладных целях.  

Добавлено: 5 апреля 2020
Статья
Антонова Н. А., Ерицян К. Ю., Цветкова Л. А. Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 169-181.

Сегодня и в России, и во всем мире значительные усилия предпринимаются в создании биобанков — специализированных хранилищ биологических материалов для научно-исследовательских и медицинских целей. Успешное функционирование биобанков напрямую зависит от готовности людей к донорству. В России имеются фрагментарные эмпирические изучения данного феномена. Целью исследования стало изучение установок к донорству в биобанк российского населения, а также оценка социально-психологических факторов готовности к донорству. В двух исследованиях, реализованных по кросс-секционному плану, приняли участие 542 студента и 254 научно-педагогических работника вуза. Студенческая молодежь (74%) и научные работники вуза (52%) демонстрируют позитивные установки в отношении потенциального донорства в биобанк. Регрессионный анализ показал, что значимо реже склонны декларировать готовность к донорству в биобанк научно-педагогические работники вуза и лица, не информированные о биобанке, те, для которых при принятии решения о донорстве важными факторами являются мнение родственников или друзей, наличие оплаты за донорство и тип запрашиваемого биологического материала.

Добавлено: 31 октября 2019
Статья
Григорьев Д. С. Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 3. С. 167-184.

Одним из центральных вопросов текущей повестки для поликультурных обществ является проблема — как мы должны жить вместе. Этническое большинство, как правило, имеет статус культурно доминирующей группы и задаёт характер межкультурных отношений в стране. В данном исследовании была изучена модерационная роль идеологии этнического дальтонизма и воспринимаемой этнической плотности для взаимосвязи между негативным опытом контактов у русских с четырьмя этническими аутгруппами (белорусы, узбеки, чеченцы, китайцы), а также негативными эмоциями по отношению к ним и генерализованными предубеждениями. По результатам исследования было установлено, что: (1) негативные межгрупповые эмоции демонстрируют полный медиационный эффект для взаимосвязи  негативных межгрупповых контактов и генерализованных предубеждений; (2) негативный межгупповой контакт положительно связан с негативными межгрупповыми эмоциями; (3) негативные межгрупповые эмоции положительно связаны с генерализованными предубеждениями; (4) этнический дальтонизм выступает в качестве модератора связи между  негативными межгрупповыми эмоциями и генерализованными предубеждениями, ослабляя её как без учёта уровня этнической плотности, так и с его учётом, но только в условиях высокого уровня этнической плотности, а также является негативным предиктором генерализованных предубеждений напрямую. Данные результаты согласуются с полученными ранее, что этнический дальтонизм в российском контексте имеет особые преимущества у русских для гармонизации межгрупповых отношений с культурно дистантными аутгруппами, с которыми наиболее эффективной стратегией было бы подчеркивать сходство и общие основания в то время как для культурно близких и позитивно оцениваемых аутгрупп наоборот, следовало бы признать, что существуют важные групповые различия.

Добавлено: 25 ноября 2019
Статья
Радина Н. К. Социальная психология и общество. 2012. № 1. С. 151-155.

В рецензии содержится аналитическая оценка двух осуществленных Институтом этнологии и антропологии РАН социально значимых проектов «Молодежные субкультуры Москвы» и «Молодежные уличные группировки», результаты которых в виде сборников статей размещены на сайтах в электронном формате. По мнению автора рецензии, материалы этих сборников представляют очевидный интерес для социальных психологов, так как позволяют рассмотреть качественно новые темы и контингентные области исследования.

 

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Ловаков А. В. Социальная психология и общество. 2017. Т. 8. № 2. С. 51-66.

В предыдущих исследованиях показано, что сильное чувство идентификации работника с организацией имеет ряд позитивных как для работника, так и для организации коррелятов. Однако в ряде недавних исследований получены эмпирические доказательства наличия у организационной идентификации негативных коррелятов. В данном исследовании изучается связь организационной идентификации и благополучия работника, а именно, тестируется предположение о медиативной роли трудоголизма. Результаты, полученные с помощью опроса 1783 работников крупной российской организации, показали, что уровень организационной идентификации работника способствует увеличению для него чрезмерности и навязчивости работы, что, в свою очередь, способствует увеличению его эмоционального истощения и конфликта между семьей и работой. Данные результаты демонстрируют двойственную роль идентификации работника с организацией, эмпирически показывают наличие у организационной идентификации потенциальных негативных последствий, а также объясняют один из механизмов их возникновения.

Добавлено: 22 июля 2017
Статья
Нартова-Бочавер С. К., Резниченко С. И., Брагинец Е. И. и др. Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 6. С. 9-22.

Исследуются образы реального и идеального дома как модераторы позитивного функционирования личности. Выборка включала 222 студента, 177 женского пола, 45 мужского, Мвозраст=20,9. Применялись авторский опросник Функциональность домашней среды для оценки реального и идеального дома, Шкала психологического благополучия Варвик-Эдинбург Р.Теннант и др., Шкала аутентичности А.Вуда и др. Использовались дескриптивная статистика, корреляционный и регрессионный анализ. Обнаружено, что все показатели функциональности выше при оценке идеального дома, что у девушек больше корреляций между показателями позитивного функционирования и оценкой домашней среды, что образ реального дома вносит бо́льший вклад в переживание благополучия по сравнению с образом идеального дома.

Добавлено: 1 ноября 2015