• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 137 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Голикова В. В., Гончар К. Р., Кузнецов Б. В. Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10. № 1. С. 3-28.

В статье рассматриваются обучающие эффекты экспортной активности фирмы, которые понимаются в контексте технологических и организационных инноваций. Тестируются гипотезы об инновационных стимулах, создаваемых в результате выхода фирм на внешние рынки, о значимости устойчивого и длительного экспорта, а также о влиянии географической направленности внешней торговли. Используются панельные данные двух опросов предприятий обрабатывающей промышленности, проведенных НИУ ВШЭ в 2005 и 2009 гг. В результате анализа получены эмпирические свидетельства стимулирующей роли экспорта, который оказывает особенно заметное влияние на изменения в организации и управлении фирмой, а также на склонность к выполнению самостоятельных НИОКР. Также показано, что обучающие эффекты экспорта в страны дальнего зарубежья более существенны, чем в страны СНГ.

Добавлено: 20 ноября 2012
Статья
Гурков И. Б. Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 4. № 4. С. 55-66.

На основе широкомасштабного опроса руководителей российских промышленных предприятий, проведенного в конце 2004 г., была предпринята попытка определения степени вовлеченности предприятий в интегрированные корпоративные структуры, а также уровня различий в интенсивности инновационной деятельности предприятий. Удалось установить, что 2/3 крупных промышленных предприятий зависимы в принятии стратегических решений, а более половины - и в операционных решениях. Предприятия, включенные в «мягкие» корпорации, осуществляющие лишь стратегический контроль, имеют определенные преимущества в виде внутри- и внешнеорганизационной гибкости. «Жесткие» корпорации, реализующие стратегический и операционный контроль, проигрывают как автономным предприятиям, так и иным корпорациям по большинству параметров инновационного развития.

Добавлено: 5 июня 2016
Статья
Yakovlev A. A. Российский журнал менеджмента. 2004. No. 4.
Добавлено: 27 ноября 2008
Статья
Балабанова Е. С., Боровик М. Э., Деминская В. Э. Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 3. С. 309-336.

В статье представлены результаты исследования «враждебного» поведения руководителя (ВПР) (abusive supervision), как регулярных практик унижения, подавления подчиненных, проявлений оскорбительного и грубого отношения к ним. Анализируются наиболее частые формы проявления ВПР, индивидуально-личностные и организационно-управленческие предпосылки данного феномена, а также последствия проявлений «враждебности» руководителей. Эмпирический анализ был проведен на основе стандартизованного онлайн-опроса 198 работников частных и государственных организаций. Результаты показывают, что наиболее часто респонденты сталкиваются с принуждением к исполнению рутинной и неквалифицированной работы, игнорированием своего мнения и инициатив, критикой в оскорбительной форме в присутствии коллег, обманом со стороны руководителей. Чаще всего респонденты связывают подобное поведение руководителей с демонстрацией личной власти и дефицитом коммуникативных навыков. Питательной средой для ВПР является прежде всего состояние экономической зависимости подчиненного от руководителя — система материальных вознаграждений, при которой размер выплат слабо связан с объективными показателями результативности работника или организации, но зависит от личных отношений подчиненного и руководителя. ВПР резко снижает показатели удовлетворенности работой, способствует профессиональному выгоранию и снижению вовлеченности в работу, подталкивает сотрудников к уходу из организаций.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Константинов Г. Н., Филонович С. Р. Российский журнал менеджмента. 2007. Т. 5. № 4. С. 101-104.

Рецензия на книгу: Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом СПбГУ, 2006

Добавлено: 10 декабря 2014
Статья
Ферулева Н. В., Штефан М. А. Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 3. С. 49-70.

Стейкхолдерам компаний, в том числе и российских, необходимы действенные инструменты для выявления фактов фальсификации финансовой отчетности. Примерами подобных инструментов являются модели М. Бениша (М. Beneish) и М. Роксас (M. Roxas). Однако в них не учитывается специфика российского законодательства, регулирующего процесс составления финансовой отчетности, а также практика ведения бизнеса. В настоящей статье на данных выборки 60 российских компаний продемонстрировано, что использование базовых моделей Бениша и Роксас позволяет выявить факты фальсификации бухгалтерской (финансовой) отчетности в российских компаниях или указать на их отсутствие лишь в 62 и 58% случаев соответственно. Пересмотр граничных значений составляющих моделей Бениша и Роксас с использованием данных российских компаний, предложенный авторами, позволяет c большей точностью установить, фальсифицирует компания отчетность или нет.

Добавлено: 16 декабря 2016
Статья
Ребров А. В., Черкасов А. Ю. Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15. № 3. С. 303-326.

Статья посвящена рассмотрению двух новейших методов стимулирования — геймификации и автоматизации по KPI. В ней представлены результаты эмпирического исследования геймификации, которое стало одной из первых попыток систематизации всех теоретических аспектов, связанных с формами игрового стимулирования. Кроме того, авторы проводят теоретический анализ другого современного управленческого инструмента — автоматизации по KPI. Результаты исследования двух подходов позволяют прояснить их место в исторически сложившейся системе методов стимулирования, а также сделать некоторые прогнозы относительно перспектив их развития.

Добавлено: 18 октября 2017
Статья
Яковлев А. А., Данилов Ю. А., Симачев Ю. В. Российский журнал менеджмента. 2010. Т. 8. № 2. С. 21-34.

В статье проанализированы проблемы и новые вызовы для корпоративного управления, выявившиеся в контексте глобального экономического кризиса 2008-2009 гг. Показаны причины постепенного накопления неэффективности крупных корпораций, действующих на глобальных рынках. Обосновывается сходство между современными глобальными компаниями с их распыленной структурой собственности и советскими «общенародными» предприятиями - в силу отсутствия в обоих случаях ответственного собственника с долгосрочными интересами. Выдвигается тезис о необходимости поиска новых форм организации крупного бизнеса. В этом контексте охарактеризованы преимущества и слабые стороны корпоративного управления в российских компаниях.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Симачев Ю. В., Кузык М. Г., Фейгина В. Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 1. С. 7-38.
Статья представляет собой попытку оценить результативность российской политики стимулирования инноваций. Исследование основано на эмпирическом анализе влияния инструментов государственной поддержки инноваций на поведение предприятий. Базой для анализа служат результаты анкетирования более 600 российских промышленных предприятий, проведенного в 2011 и 2012 гг. Исследование показало, что налоговые льготы содействуют переходу компаний к реализации более долгосрочных проектов, финансовая поддержка снижает риски и стимулирует запуск новых инновационных про- ектов. Однако для обоих вариантов поддержки характерен эффект замещения частных средств государственными.
Добавлено: 23 декабря 2016
Статья
Радаев В. В. Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 3. С. 3-26.

В секторе розничной торговли с начала 2000-х гг. происходит стремительное изменение конкурентной ситуации, связанное с вторжением на российский рынок глобальных сетевых операторов. Отечественным операторам приходится интенсивно мобилизовывать ресурсы и вырабатывать новые деловые стратегии. При этом они демонстрируют высокие способности к структурному и институциональному изоморфизму, заимствуя организационные формы и технологии продаж у глобальных ритейлеров до того, как они утвердились на российском рынке. Несмотря на фантастические темпы роста российских розничных сетей, по-прежнему не ясно, кто сумеет выжить, а кому придется расстаться со своим бизнесом. Основным источником данных послужили 38 углубленных интервью с руководителями российских компаний. Они были записаны в ходе двух исследовательских проектов, проведенных по заказу ассоциаций РАТЭК и АКОРТ.

Добавлено: 11 сентября 2012
Статья
Магун В. С. Российский журнал менеджмента. 2006. Т. 4. № 4. С. 45-74.
В статье сравниваются данные четырех массовых репрезентативных опросов, прове денных в 1991–2004 гг. Установлено, что большинство трудовых ценностей россий ских работников претерпело за 14 пореформенных лет многочисленные изменения, и это свидетельствует о лабильности массовой трудовой культуры и не согласуется с распространенными утверждениями о ее неподатливости изменениям. Существен ные изменения произошли и в выраженности двух интегральных ценностных индек сов, построенных на основе факторного анализа. Доминантами ценностной «повестки дня», характерной для рассматриваемого периода, оказались базовые, «материалистические» мотивы работников и две стра тегии их воплощения в жизнь — стратегия дозированных усилий и стратегия энер гичных действий, ориентированных на высокие достижения. Инициативная самореа лизация, личная ответственность и поиск социального признания остаются пока на периферии трудового сознания россиян.
Добавлено: 23 мая 2014
Статья
Солнцев С. А. Российский журнал менеджмента. 2013. Т. 11. № 1. С. 3-18.

Экономический кризис, начавшийся в 2008 г., потребовал от работающих в России компаний перехода от роста и экспансии к сокращениям и реструктуризации. В данном исследовании анализируются изменения, произошедшие на рынке труда топ-менеджеров в России с началом кризиса. Информационной базой исследования являются оригинальные данные о назначениях топ-менеджеров в российской экономике в 1999–2009 гг. В статье делается вывод о том, что в кризис серьезных перемен на рынке труда топ-менеджеров не наблюдалось. Наиболее значимое изменение состояло в росте спроса на специфический человеческий капитал руководителей и сокращении спроса на общий человеческий капитал.

Добавлено: 17 апреля 2013
Статья
Ребязина В. А., Кущ С. П., Красников А. В. и др. Российский журнал менеджмента. 2011. Т. 9. № 3. С. 29-54.

 

В статье представлены результаты апробации комплексного метода анализа инновационной деятельности компаний на основе методологии «Инновационный радар». При апробации был применен последовательный подход, включающий тестирование модели, разработанной в рамках методологии «Инновационный радар», на качественном этапе исследования (15 глубинных интервью) и последующее эмпирическое исследование на базе выборки 120 российских инновационно-активных компаний (165 респондентов). По результатам анализа сделаны выводы о влиянии различных аспектов инновационной деятельности российских компаний на показатели их результативности.
Добавлено: 23 февраля 2013
Статья
Гончар К. Р., Голикова В. В. Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 3. С. 113-138.
Добавлено: 2 февраля 2010
Статья
Гончар К. Р., Голикова В. В. Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 3. С. 113-138.

Работа представляет собой аналитический обзор инновационного поведения предприятия химической отрасли. Показаны мотивационные механизмы, стимулирующие выбор инноваций как способа позиционирования на глобальном рынке и даже как способа выхода из кризиса. Обсуждаются возможности, ресурсы и эффективность инновационного пути развития промышленного предприятия в условиях высокой конкуренции и неопределенности внешней среды.

Добавлено: 24 марта 2013
Статья
Баранов А. Ю., Долгопятова Т. Г. Российский журнал менеджмента. 2012. Т. 10. № 4. С. 3-30.

В статье исследуются инновационная активность предприятий и определяющие ее внутрифирменные характеристики и внешние условия деловой среды в странах с переходной экономикой. Особое внимание уделено проявлению административных барьеров и сопутствующей им коррупционной нагрузки в случае инновационного бизнеса. Эмпирический анализ проведен на базе данных проекта Business Environment and Enterprise Performance Survey (BEEPS) Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития за 2009 г. и опирается на использование моделей порядковой и обобщенной порядковой логистических регрессий. Выявлены устойчивая связь между интенсивностью инновационного поведения фирмы и увеличением административных барьеров, а также возрастание коррупционного бремени бизнеса, связанного с их преодолением при переходе к инновационной деятельности.

Добавлено: 25 декабря 2012
Статья
Степанова А. Н., Шиханцова О. С. Российский журнал менеджмента. 2015. Т. 13. № 1.

В статье изучается влияние инсайдерской собственности на стратегическую эффективность компаний на развивающихся рынках капитала — в странах БРИК — в период с 2003 по 2013 г. Предложенная авторами модель зависимости стратегической эффективности и собственности инсайдеров представляет собой адаптацию классической модели Морка — Шлейфера — Вишны (1988 г.) к условиям слабоэффективных развивающихся рынков. При модификации традиционной для развитых рынков модели используется концепция, предложенная Ла Портой (2002 г.) и позволяющая учитывать степень защиты прав инвесторов, а также вводятся дополнительные факторы роста и риска. Адаптированная модель тестируется на выборке из 97 нефинансовых компаний Бразилии, России, Индии и Китая в двух спецификациях — кубической и кусочно-линейной. В результате получена значимая немонотонная зависимость: стратегическая эффективность возрастает при сравнительно малых и высоких уровнях собственности инсайдеров (эффект конвергенции интересов) и снижается при средних уровнях инсайдерской собственности (эффект «окапывания»). Диапазон действия эффекта «окапывания» был выявлен на уровне от 23,2 до 61,3% акций в руках инсайдеров. Также было обнаружено усиление влияния эффекта «окапывания» в период мирового кризиса (2008–2009 гг.).

Добавлено: 5 июня 2015
Статья
Радыгин А. Д., Симачев Ю. В. Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 2.
Добавлено: 12 февраля 2010
Статья
Климанов Д. Е., Третьяк О. А. Российский журнал менеджмента. 2016. Т. 14. № 2. С. 77-100.

Данная работа является развитием статьи авторов, опубликованной в № 1 «Российского журнала менеджмента» за 2016 г. В статье продемонстрировано практическое применение предлагаемого подхода к анализу и изменению бизнес-моделей (БМ), который основан на теории межорганизационных сетей. В качестве примера был использован российский фармацевтический рынок и международная компания-производитель, специализирующаяся в области офтальмологии, эстетической медицины и неврологии. Результаты анализа базируются на проведении ряда экспертных интервью с представителями менеджмента компании. Используя трехуровневый подход к анализу БМ компании, авторы проиллюстрировали и уточнили возможности разработанной концептуальной схемы анализа. Предложены конкретные направления изменения БМ с целью увеличения совокупной ценности, совместно создаваемой ее участниками для конечного потребителя. 

Добавлено: 22 августа 2016