• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 59 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Белоусов А. В., Сапрыкин С. Ю. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. 18. С. 246-269.

Статья является ответом на критику В.П. Яйленко публикации трех эпиграфических памятников из раскопок городища Артезиан в Восточном Крыму, которая была осуществлена авторами данной статьи (вместе с Н.И. Винокуровым). Принимая в целом ряд замечаний, высказанных В.П. Яйленко, авторы первой публикации оставляют в силе свои выводы и восстановления надписей. В статье дается критика отдельных положений, выдвинутых В.П. Яйленко против выводов авторов первой публикации, а также его дополнений и толкований отдельных терминов и имен. Авторы данной статьи приводят ряд новых аргументов в пользу чтения граффито на оборотной стороне фрагмента амфоры ληκάσα<ς> μοῦ̣ Δ̣/ό{δο}λης, а также в пользу предложенного ранее восстановления граффито на внешней стороне черепка и чтения надгробной эпитафии Σωσ{τ}ίβι(ος) Διωνυσίου / καὶ ὑοὶ Δισακος / καὶ Παδαφοῦ(ς) / χαίρετε. Авторы приводят ряд аргументов против гипотезы В.П. Яйленко усматривать в имени «Состибий» малоазийское имя, в одном из компонентов которого якобы содержится личное малоазийское имя Τίβειος > Τίβης (Τέβης) > Τίβις (последний его вариант надписями не засвидетельствован). А само это имя известно только как односоставное. 

Добавлено: 20 февраля 2019
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2015. Т. XI. С. 28-43.

Работа представляет собой цикл заметок о IV книге Проперция. В ней предлагается: читать в Prop. 4.3.21 antiquo вместо obliquo; понимать calent в Prop. 4.3.62 в значении OLD s.u. 8, а не 7а; видеть в Prop. 4.7.47 aurum дополнительную параллель к мифу о Протесилае, исправляя в Hyg. 104 aereum на aureum; читать в Prop. 4.8.31 inter lupa вместо est inter; отвергнуть предложенную А.Э. Хаусменом перестановку Prop. 4.4.71–72 после Prop. 4.8.52, а также аргументы Дж. Гулда в защиту этой перестановки; видеть в Prop. 4.8.87–88 обыгрывание строк Prop. 4.8.27–28.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. XV. С. 90-127.

Периодизация истории древнегреческой поэзии, предложенная Иосифом Юстом Скалигером в письме к Клоду Сомезу от 30 ноября 1607 г., не является просто перенесением на греческий материал модели периодизации, предложенной Юлием Цезарем Скалигером в «Поэтике» для латинской поэзии. Периодизация Юлия Цезаря Скалигера (сама основанная, вероятно, на периодизации истории Рима из Флора) скорее служит для Иосифа Юста Скалигера объектом полемики, а ключевыми факторами для оформления его собственной периодизации послужили контекст переписки с Сомезом и использование в качестве канона греческой поэзии списка авторов изданного Анри Этьенном собрания Poetae Graeci principes…

Добавлено: 22 сентября 2018
Статья
Драчёва Н. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. 10. С. 351-353.

В статье рассматривается конъектура в тексте трактата (8, 9)

Добавлено: 7 ноября 2018
Статья
Файер В. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2013. Т. VII. С. 197-206.

Хроника событий в отечественном антиковедении в 2013 г.

Добавлено: 27 марта 2015
Статья
Файер В. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. № V. С. 230-238.

Дан обзор событий на филологических факультетах вузов.

Добавлено: 9 декабря 2012
Статья
Самохвалова Н. Е. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2010. С. 70-77.
Добавлено: 15 ноября 2013
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. 18. С. 154-172.

В элегии 2.29а Проперция героя хватает толпа Купидонов, которые, однако, узнаются только по косвенным признакам и описываются так, как будто персонаж не опознал их. По-видимому, Купидоны действуют по модели поведения каких-то реальных людей. Статья посвящена вопросу о том, кто эти люди. Высказывались предположения, что это профессиональные уличные разбойники (М. Ротштейн) или блюстители порядка (Г. Лук), или что на самом деле это мальчики – рабы возлюбленной поэта, переодетые Купидонами (Т. Бирт); в современных комментариях доминирует идея Ф. Кэрнза, что подразумевается модель поведения фугитивариев, охотников за беглыми рабами. Учитывая устойчивость образности seruitium amoris в римской любовной элегии, вероятно, в какой-то степени Купидоны этой элегии и правда неизбежно должны восприниматься как фугитиварии, но в то же время гипотеза Кэрнза не разрешает всех трудностей, связанных с текстом. Я предлагаю считать, что, в то время как в итоге, к концу стихотворения, читатели и персонаж осознают, что Купидоны фактически играли роль фугитивариев, по ходу элегии Купидоны действуют по модели групп молодежи преимущественно благородного происхождения, забавлявшихся бесчинствами по ночам. Я указываю параллели из дошедших до нас описаний поведения таких групп к отдельным создающим трудности деталям элегии Проперция. В ходе разбора параллелей предлагается также конъектура к Apul. Met. 2.18.4 (tibi uero fortunae splendor inuidiam, contemptus etiam peregrinationis poterit adferre).

Добавлено: 8 апреля 2019
Статья
Шахов Ю. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. XV. С. 135-160.

Комментированный перевод с латинского языка первой книги энциклопедического сочинения Марциана Капеллы "Бракосочетание Филологии и Меркурия".

Добавлено: 29 июня 2017
Статья
Шахов Ю. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2016. Т. XIII. С. 103-126.

Комментированный перевод с латинского языка первой книги энциклопедического сочинения Марциана Капеллы "Бракосочетание Филологии и Меркурия".

Добавлено: 16 февраля 2016
Статья
Шахов Ю. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. № X. С. 266-291.

Впервые публикуемый перевод на русский язык седьмой книги энциклопедического сочинения Марциана Капеллы "Бракосочетание Филологии и Меркурия".

Добавлено: 14 февраля 2014
Статья
Шахов Ю. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. № X. С. 258-265.

В данной статье исследуется вопрос о месте энциклопедического произведения Марциана Капеллы "Бракосочетание Филологии и Меркурия" в истории западноевропейской науки и словесности. Приводится обзор наиболее авторитетных суждений исследователей 20-21 веков о возможном месте и времени создания произведения, его литературных истоках, его месте в системе жанров античной литературы и влиянии на европейскую словесность эпохи раннего и позднего Средневековья. Особое внимание уделяется изменениям в оценке жанра и назначения сочинения Марциана Капеллы, а также его художественной и научной ценности. Высказывается и аргументируется предположение о том, что "Бракосочетание Филологии и Меркурия" задумывалось автором не как научное или педагогическое сочинение, а прежде всего как произведение изящной словесности.

Добавлено: 14 февраля 2014
Статья
Белоусов А. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. 15. С. 241-273.
Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Шумилин М. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. X. С. 132-150.

В статье заново публикуются с уточнением текста и датируются три комплекта argumenta Лукана: argumentum первой книги из рукописи Bibliothèque de Saint-Omer 660 (его предлагается датировать XIV в. на основании параллелей с комментаторской традицией) и два комплекта argumenta, впервые опубликованные Г. Кортте, скорее всего по вёльфенбюттельской рукописи Herzog August Bibliotheck 125 Gudianus lat. (оба предлагается датировать XII–XIII вв. на основании рифмовки и соотношения с argumenta XIV в., а также вероятной датировки рукописи). Сопоставление этих и опубликованных в предшествующих частях работы argumenta дает в целом негативный результат: наблюдаемые в них закономерности говорят скорее о технике составления argumenta, чем об особенностях рецепции разных эпизодов поэмы Лукана.

Добавлено: 20 сентября 2018
Статья
Зедгенидзе А. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2015. Т. XI. С. 58-68.

В статье рассматривается начальный период изучения Херсонеса Таврического, а именно работы митрополита Евгения (Болховитинова, 1767–1837). Научное значение Херсонеса заключается, прежде всего, в уникальной сохранности его хоры (вплоть до середины 1990-х гг.) В Херсонесе мы можем изучать не только город, но и его хору, т. е. античный полис в его целостности. В этом смысле Херсонес является археологическим эталоном, моделью греческого полиса. Важным элементом изучения хоры является картографирование её объектов. Митрополиту Евгению принадлежит честь первой публикации крупномасштабной карты Херсонеса и его округи: «План развалинам древнего Херсона. Сочинен 1786». Эта карта является выдающимся примером научной документации; в статье рассматривается её значение для исследования хоры.

Добавлено: 19 января 2018
Статья
Егоров А. С. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. Т. VI. С. 121-128.

Статья посвящена специфике изображения Диониса в трагедии Еврипида «Вакханки». Автор рассматривает круг тем, среди которых важное место занимают двойственная природа Диониса и культовое почитание этого бога. Особое внимание уделяется мудрости, свойственной религиозному движению, разрушающему привычные социальные установления.

Добавлено: 2 февраля 2013
Статья
Габелко О. Л. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2014. Т. 10. С. 365-388.

Статья посвщена обзору новейших тенденций в изучении истории древних кельтов, рассматривавшейся на конференциях в Москве (2012) и Уотерлу (Онтарио, Канада) (2014).

Добавлено: 6 ноября 2017
Статья
Щербакова Е. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2012. Т. 5. С. 157-167.

Данная статья посвящена платоновской интерпретации самого знаменитого фрагмента Гераклита о реках. В ней утверждается, что Платон совершенно сознательно неверно интерпретировал этот фрагмент, т.к., судя по доксографическим свидетельствам, у Гераклита шла речь не о потоке бытия, а о своего рода потоке сознания. Формула πάντα ῥεῖ представляет собой платоновскую реинтерпретацию аутентичного фрагмента πάντα χωρεῖ, который не имел никакого отношения к теории потока. Формулой πάντα χωρεῖ у Гераклита описывалось циклическое устройство космоса, где противоположности постоянно сменяют друг друга. Гераклитовцы обнаружили в этом учении релятивистский потенциал, а Платон, сознательно искажая подлинную гераклитовскую мысль, демонстрирует, как гераклитовское учение о смене противоположностей в космосе легко вырождается в теорию универсального потока, с которой он полемизирует.

 

Добавлено: 30 октября 2013
Статья
Зинченко С. А. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2018. Т. XVII. С. 22-48.

В статье рассматривается образ Πότνιος/Πότνια Ἳππιος в аттической и аргосской вазописи VIII в. до н. э., в пластике малых форм (связанных в основном с находками из святилища Артемиды Орфии в Спарте VII – начала VI вв. до н. э.). Выделяются основные иконометрические параметры для представления Πότνιος/Πότνια Ἳππιος в вазописи VIII в. до н. э., возможные иконографические варианты и основные группы знаков-заместителей антропомофной фигуры. Проведённый анализ позволил отметить приоритетное использование Πότνιος Ἳππιος в вазописи, а Πότνιος/Πότνια Ἳππιος – в мелкой пластике, а также достаточное сходство с подобными образами, встречающимися в наскальном искусстве евразийских степей II – I тыс. до н. э. При анализе памятников с образом Πότνιος/Πότνια Ἳππιος в пластике малых форм отмечается частое смешение с образом Πότνιος/Πότνια Θηρῶν и рассматриваются возможные причины этих художественных процессов. В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение о том, что популярность образа Πότνιος/Πότνια Ἳππιος может быть обоснована спецификой культурогенеза отдельных центров Древней Греции в VIII – начале VI вв. до н. э., прежде всего таких, как Аттика, Арголида и Спарта.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Ахунова О. Л. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2013. Т. 8. С. 81-93.

Анализ образности так называемых «развернутых» гомеровских сравнений позволяет не только прояснить их функции в эпическом повествовании и, прежде всего, их «объяснительную» функцию, но и позволяет – в какой-то мере – установить связь гомеровского сравнения с иными, неэпическими фольклорными формами словесного и, в частности, поэтического творчества

Добавлено: 12 октября 2018
Статья
Драчёва Н. В. Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории. 2017. Т. 16. С. 116-119.

В статье рассматривается форма существительного vis, приводимая М.Т. Варроном в качестве примера в трактате «De lingua Latina» (VIII, 7-8; XI, 17). Автор, анализируя научную и справочную литературу, приходит к выводу, что данная форма, являющаяся формой генитива единственного числа, хотя и употреблялась довольно редко, но окончательно не вышла из употребления в латинском языке.

Добавлено: 7 ноября 2018