• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 70 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Штейнман М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 198-205.

Рецензия на новую книгу Святослава Каспэ "Политическая форма и политическое зло" (2016)

Добавлено: 15 июля 2018
Статья
Соколов П. В., Иванова Ю. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4. № 3. С. 15-35.

В статье рассматриваются две стратегии рецепции гуманитарной эпистемологии раннего Нового времени, первая из которых видит в ней предварение историзма XIX – начала XX вв., а вторая – прецедент поворота к риторике и контингентности, аналогичный повороту к риторике в некоторых направлениях гуманитарной теории середины XX столетия. Отправной точкой исследования становится представление Бенедетто Кроче о философии неаполитанского философа Джамбаттисты Вико (1668-1744) как предварении романтизма («девятнадцатый век in nuce»; «il romanticismo fu vichiano»): концепция Кроче рассматривается как репрезентативный образец презентистского «присвоения» барочной гражданской науки. Эта концепция противопоставляется тем направлениям современной теоретической историографии раннего Нового времени, которые усматривает в «науках о контингентном» ресурс обновления актуальной гуманитарной теории: особенный акцент при этом делается на «модальной риторике» Н. С. Стрьювер. Демонстрируется, что именно эта стратегия позволяет освободить философию неаполитанца от модернизирующих прочтений в духе романтизма и возвратить ее ее собственному времени.

Добавлено: 1 октября 2020
Статья
Велижев М. Б., Атнашев Т. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 3. С. 107-137.

В настоящей статье представлены методологические основания проекта по созданию истории русских общественно-политических языков. В своих разысканиях авторы опираются на подход Кембриджской школы интеллектуальной истории и предлагают развитие этой методологии с учетом опыта ее применения в контексте российской истории. Они дают определения ключевым понятиям и приводят примеры из отечественной и западноевропейской истории, иллюстрирующие теоретические принципы научного подхода. В целом история политической философии в этой перспективе сочетает два основных императива: (а) внимание к доступным языкам или репертуарам как предмету исследования; (б) анализ авторских интенций и риторических ходов внутри исторической ситуации, заданной языковыми конвенциями и высказываниями других участников полемики. Для применения данного подхода к российскому опыту оказываются важными определенные теоретические аспекты, которые почти не были проблематизированы в рамках Кембриджской школы: степень знакомства и доверия политических элит к письменной традиции политической философии, наличие работающих институтов публичной полемики, различные режимы публичности, регулирующие обсуждение политически значимых вопросов на локальном и национальном уровнях.

Добавлено: 5 сентября 2019
Статья
Кильдюшов О. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 2. С. 273-283.

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: МОИСЕЕВ Д. С. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА ЮЛИУСА ЭВОЛЫ В КОНТЕКСТЕ «КОНСЕРВАТИВНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» В ГЕРМАНИИ. — ЕКАТЕРИНБУРГ: КАБИНЕТНЫЙ УЧЕНЫЙ, 2021.

 

Добавлено: 13 июля 2021
Статья
Цыгуров А. С. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 3. С. 170-174.

В рецензии рассматриваются как содержательные, так и методологические инновации в кантоведении, предложенные Н. Стэнгом в его книге "Kant's Modal Metaphysics". Анализируется актуальность и обоснованность применения аппарата современной логики к исследованию кантовского наследия.

Добавлено: 19 ноября 2019
Статья
Василенко Ю. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 2. С. 191-209.

Статья посвящена Хуану III (1822-1887) — карлистскому претенденту на испанский престол в 1861-1868 гг., который противопоставил себя карлистскому «мейнстриму», расширив идеологические рамки этого движения влево вплоть до либерализма. В статье показано, как либерал Хуан III становится выразителем той тенденции (левого уклона в рамках карлистского консерватизма), которая берет свое начало c деятельности карлистского генерала Р. Марото Исернса, подписавшего в 1839 г. мирное Вергарское соглашение с изабелитами, и проявляется в попытках Карлоса VI найти согласие между двумя ветвями испанских Бурбонов в форме династического брака с Изабель II. Анализируются неудачи Хуана III как политического практика, стремящегося интегрироваться в Новый — либерально-буржуазный — порядок, для чего, в свою очередь, было необходимо найти согласие с либерально-консервативным крылом «модерадос» справа и прогрессистами слева и остаться одновременно во главе карлистского «мейнстрима», стоявшего на позициях праворадикального консерватизма. Для выявления противоречий между столь несовместимыми интенциями взгляды Хуана III противопоставляются идеям второй супруги Карлоса V — Марии Тересы, принцессы де Бейра, выражавшей интересы карлистского «мейнстрима» накануне либерально-буржуазной революции 1868–1874 гг. и третьей карлистской войны. Показывается, что фигура Хуана III при всей своей нерелевантности в социально-политических условиях Испании XIX в. становится своеобразным провозвестником для современных лидеров карлизма (традиционалистов и либеральных консерваторов), живущих и действующих отдельно от маргинальной на сегодняшний день «правой фракции» карлизма, по-прежнему стоящей на позициях праворадикального консерватизма.

Добавлено: 16 июля 2021
Статья
Белявский Б. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4. № 3. С. 217-229.

В данной рецензии рассматривается сборник «Кембриджская школа: теория и практика интеллектуальной истории», вышедший в 2018 году. Составители сборника Тимур Атнашев, PhD по «истории и цивилизации», доцент, старший научный сотрудник ИОН РАНХиГС и Михаил Велижев, PhD по «русской литературе», профессор департамента истории и теории литературы НИУ ВШЭ. Сборник посвящен анализу методологии Кембриджской школы и возможностей её применения для изучения истории политических языков в России. Сборник содержит три тематических блока. Первая часть включает ряд программных работ Кембриджской школы, вторая часть -- критику метода и ответы критика со стороны авторов «школы». Третья часть содержит статьи российских авторов, которые применяют методики Кембриджской школы для анализа политических языков России разных периодов от конца XVII до конца XX века. В третьей части авторы вводят новую единицу анализа «режимы публичности», что делает метод более адаптивным.

В настоящей рецензии обсуждение также фокусируется на методологических проблемах и достоинствах, в отличие от предшествующей критики, которая, будучи благосклонной к сборнику, концентрировалась на возможностях применения политической программы, разрабатываемой авторами Кембриджской школы. В первой части рецензии воспроизводятся утверждения авторов и составителей сборника, которые позволяют понять методологическую программу. Во второй части дается ответ на три методологических замечания, усматривающих избыточность методологической рефлексии, недостаточную системность метода и невозможность реконструировать авторские намерения на основе исследуемого текста.

Добавлено: 2 октября 2020
Статья
Порфирьева С. И. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 3. С. 139-151.

Перевод С. И. Порфирьевой под ред. А. В. Марея шестого вопроса "Лекции о магическом искусстве" Ф. де Витории.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Винкельман А. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 187-198.

В статье будет обосновываться следующий тезис: большинство дилемм моральной философии являются псевдопроблемами. Иллюстрация этому тезису – роман У. Стайрона «Выбор Софи». Главная героиня романа (Софи), находясь во время Второй мировой войны в Освенциме, вынуждена была решить, кто из двух её детей выживет, а кого отправят в газовую камеру. На первый взгляд, речь идёт об этической проблеме, однако этического выбора в подлинном смысле слова тут нет. Мы рассмотрим четыре стратегии решения этой проблемы: кантовскую, гегелевскую, шеллинговскую и витгенштенианскую. Однако ни одна из них не способна разрешить дилемму Софи в терминах философии. В таком случае, мы предлагаем передать её решение в другую область науки, например, психологии или антропологии, и признать бессилие нашего разума дать адекватный ответ. Проблеме Софи следует придать статус регулятивной, т.е. указывающей на то, что мы можем знать, а что нет, в границах моральной философии. 

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Кочековская Н. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4. № 3. С. 199-213.

В статье представлен обзор международной конференция «Гвиччардини и Макиавелли у истоков исторической науки Нового времени», организованной при участии Института всеобщей истории РАН, Итальянского института культуры в Москве, Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева, Департамента общей и прикладной филологии НИУ ВШЭ, Школы философии НИУ ВШЭ, которая прошла в Москве 23-25 сентября 2019 г. В обзоре рассматривается, каким образом в ходе работы конференции обращение к Макиавелли и Гвиччардини интеллектуальной истории взаимодействовало с обращением к этим фигурам современной теории и методологии истории. Обзор показывает, какое значение для этого взаимодействия играет политический контекст деятельности Макиавелли и Гвиччардини, а также контекст представлений о методе в исторической науке XVI-XVIII вв.

Добавлено: 14 декабря 2020
Статья
Михайловский А. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 1. С. 201-215.

Статья представляет собой введение к первому русскому переводу эссе Макса Шелера «О восточном и западном христианстве», которое было опубликовано в сборнике статей «Война и восстановление» (1916) и тем самым стало частью философии войны Шелера. В статье представлен полемический контекст этого эссе, а также установлена связь с аксиологией и феноменологией Шелера. Особое внимание уделено рецепции творчества Ф.М. Достоевского у немецких интеллектуалов начала XX века и влиянию этой рецепции на шелеровское понимание идей спасения и страдания в Восточной Церкви.

Добавлено: 1 мая 2021
Статья
Марей М. Д. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 157-161.

Данная публикация посвящена сборнику политических текстов Александра Герцена 1847–1869 гг., переизданных недавно в "РИПОЛ классик". 

Добавлено: 1 июля 2017
Статья
Лимитовская У. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. Том II. № 4.

В данной статье предлагается обзор книги выдающегося нейропсихолога М.С. Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с позиции нейробиологии», которая совсем недавно была переведена на русский язык (в 2017 году). Основной интенцией автора является попытка ответить на фундаментальные философские вопросы через данные нейронауки и выводы эволюционной психологии. Насколько удался этот проект? В данном обзоре мы попытаемся ответить на этот вопрос, рассмотрев основные тезисы автора и предложив комментарии к ним.

Добавлено: 24 декабря 2018
Статья
Винкельман А. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 4. С. 233-243.

Аннотация

На полях философских трактатов:

Frank M. Einführung in die frühromantische Ästhetik : Vorlesungen. —Frankfurt am Main : Suhrkamp, 1989.

Beiser F. C. The Romantic Imperative. — Cambridge (Mass.), London : Harvard University Press, 2003.

Nassar D. The Romantic Absolute : Being and Knowing in Early German Romantic Philosophy, 1795–1804. — Chicago : University of Chicago Press, 2014

Добавлено: 1 января 2019
Статья
Порфирьева С. И. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 3. С. 129-138.

В эпоху Ренессанса тема магии представляет особый интерес для науки, являясь ее неотъемлемой частью. Из многочисленных работ, посвященных этой тематике, автор данной статьи предлагает проанализировать шестой вопрос лекции «О магическом искусстве» испанского богослова Франсиско де Витории. В шестом вопросе Витория размышляет над тем, могут ли маги принуждать демонов по своей воле. В аргументации своего ответа профессор ссылается на авторитетные источники — трактаты Фомы Аквинского, Августина и Аристотеля. Примеры для подтверждения своих тезисов Витория берет из сюжетов Ветхого и Нового заветов. В задачи данной статьи входит более подробное рассмотрение одного аспекта шестого вопроса переводимой лекции: речь идет о возможности осуществления демонами действий, самостоятельных или же осуществленных посредством кого-либо. Для этого автор считает необходимым обратиться к теории действия и когнитивной теории Фомы Аквинского, которые, безусловно, нашли свое отражение в философии Ф. де Витории. Более того, автор также предлагает посмотреть на проблему возможности осуществления действия через концепцию Аристотеля о потенциальном и осуществленном. В результате шестой вопрос лекции представляет собой интересный синтез античных и средневековых философских воззрений, адаптированных под проблему, волнующую общество в XVI веке.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Данько С. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 4. С. 157-166.

По мотивам дискуссии, вызванной статьей Ю. Горбатовой, я высказываю некоторые соображения о возможности выразить мистический опыт. Я привожу краткую хронику собственного необычного опыта, сопсотавляя его с описанием необычного опыта Ж.-П. Сартра, представленном в романе "Тошнота". Также в статье учитываются опыты О. Хаксли и обсуждается возможность вербального триггера, способного подвести к переживанию мистического опыта. В связи с возможностью выражения такого опыта упоминаются работы Л. Витгенштейна. Основной вывод - мистический опыт, как ни странно, может выражаться в языке, но с опредленными ограничениями: понять фразы, используемые агентом мистического опыта, может, вдимо, только другой агент, переживший агалогичный опыт. Но даже при таком ограничении остается загадкой, за счет каких ресурсов языка становится возможным выражение мистического опыта, и как возможно понимание соответствующих выражений со стороны других агентов мистического опыта. 

Добавлено: 6 января 2019
Статья
Верниковская А. В., Плешков А. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 5. № 2. С. 237-253.

Настоящая статья призвана познакомить читателя с историческим и полемическим контекстом классического эссе Питера Сингера “Голод, Богатство и Мораль” (1972), перевод которого впервые публикуется на русском языке. Авторы анализируют аргументацию Сингера в перспективе развития его взглядов, определяют релевантный историко-философский контекст работы, а также намечают ключевые линии критики подхода Сингера. Это позволяет более объемно рассмотреть проблему глобальной бедности и индивидуальных моральных обязательств финансово благополучных агентов

Добавлено: 13 июля 2021
Статья
Левин С. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 3. С. 307-316.

В статье анализируется предложенный Мишурой А.С. принцип недоверия помыслам (ПНП). Указывается, что в некоторых случаях соблюдение этого эпистемического принципа может вести к негативным этическим  моральным следствиеям. Предлагаются модцифицировать ПНП так, чтобы исключить возможность таких случаев.

Добавлено: 13 октября 2019
Статья
Горбатова Ю. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 3. С. 129-145.

В настоящей работе исследуется вопрос, можно ли этически и эпистеми- чески признать в качестве основания для построения надежного суждения такой специ- фический вид «ментального» состояния как инсайт. Для этих целей в работе проведен анализ термина belief. С опорой на идею И. Канта, предложено отделить уверенность от убеждения, а на основании этого разделения — четко разграничить мнение, веру и зна- ние. При рассмотрении «ментальных» состояний обсуждаются вопросы: () можно ли объективно установить, находится ли субъект в том или ином «ментальном» состоянии; () адекватно ли познает мир субъект, если находится в указанном «ментальном» состо- янии. Для проверки работоспособности введенной классификации рассмотрены такие состояния как мигрень и галлюцинации. Наконец с помощью введенной классификации рассматривается ключевое для статьи понятие— инсайт (акт подлинного мышления). Ав- тор приходит к заключению, что инсайт является достаточным основанием для перехода к знанию особого вида— метазнанию о мире или, иначе, знанию о трансцендентальном

Добавлено: 2 октября 2019
Статья
Бибиков Г. Н. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. III. № 2. С. 79-108.

Статья посвящена надзору III отделения Собственной его императорского величества канцелярии за частной жизнью губернских чиновников 1820–1830-х гг. Исследование основано преимущественно на архивных материалах делопроизводства III отделения, Корпуса жандармов и Министерства внутренних дел. Отмечается, что современная историография уделяет особое вниманиетому, кактайная полиция эпохи правления Николая I наблюдала за служебной деятельностью чиновников, а также надзиралаза частной жизнью подданных, их нравственным обликом и поведением. На практике в деятельности III отделения надзор за управлением и забота об общественной морали переплетались. В статье рассмотрены примеры вмешательства III отделения в частную жизнь губернских чиновников, основное внимание уделено губернаторскому корпусу. Центральным сюжетом выступает дело пермского гражданского губернатора К.Я. Тюфяева (1777–1843), в котором переплелись частное и публичное, надзор за служебной деятельностью и семейной жизнью чиновника. Отмечено, что в правящей элите Российской империи не было единства взглядов относительно путей и допустимых пределов вмешательства власти в частную жизнь чиновников. При Николае I эта сфера стала объектом надзора тайной полиции, преимущественное внимание отводилось наблюдению за губернаторами посредством жандармских штаб-офицеров. Последние обращали особое внимание на семейные раздоры и непристойной поведение чиновников. Негласный надзор замыкался на фигуре императора, который подчас детально вникал в обстоятельства дела. Николай I стремился избегать лишней гласности, но вмешивался в ситуацию, когда обстоятельства частной жизни служащих становились предметом публичного обсуждения и порицания. В таком случае домашняя жизнь переставала быть частным делом чиновника и могла стоить ему служебной карьеры. Выступая представителем верховной власти, чиновник не должен был дискредитировать ее своими поступками.

Добавлено: 20 мая 2020
Статья
Руткевич А. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 4. № 3. С. 36-70.

 Термин «историзм» употребляется сегодня в двух главных значениях: характеристика исторического сознания («принцип историзма») и обозначение интеллектуального течения в европейской мысли XIX–XX вв., представленного трудами как занятых историей мысли философов, так и ведущих историков эпохи. Главным его источником был немецкий романтизм, оказавший воздействие и на историю мысли, и на «историческиешколы»праваинациональнойэкономии.Определяющимичертамиисторизма были утверждение инаковости прошлого, идеализм (философия духа) и противопоставлениеособогометодаисторическогознанияметодуобъяснениявнаукахоприроде. Такая оппозиция оказалась несостоятельной и отвергнутой развитием исторической науки. Во второй половине ХХ в. эта наука существенно расширила поле исследований и стала ориентироваться на методы социальных наук. Идея тотальной истории предполагала синтез методов всех наук о человеке. Однако сами эти науки такого единства не образуют, а импорт методов не приводит историю к статусу метатеории. Поле исторических исследований по-прежнему конституируется той разновидностью критического реализма,которыйсчитаетсяпреодоленнымсоциологиейилиэкономикой.Историяимеет дело с независимым от всех теоретических конструктов иным, а потому остается описательной наукой, которая определяется особенностями исторического мышления— таково наследие историзма.

Добавлено: 3 октября 2020