• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 146 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Скокова Ю. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 3. С. 65-79.

Движение наблюдателей на выборах, возникшее в ходе последней федеральной избирательной кампании в 2011–2012 гг., за годы своего существования существенным образом трансформировалось. На основе теоретических подходов к изучению динамики развития общественных движений в статье проведен анализ этапов его развития, а также выявлены наиболее существенные факторы массовой мобилизации. В статье отмечается, что генезис движения имеет определенную специфику — его развитие происходило внутри уже сложившегося института наблюдения на выборах. В этой связи анализ динамики развития движения начинается с характеристики формирования института наблюдения на выборах в период с начала 1990-х по 2011 г. Затем выявляются наиболее существенные факторы массовой мобилизации участников движения наблюдателей на выборах — конфликт, выражавшийся в массовом недовольстве процедурами и результатами выборов в Государственную Думу в декабре 2011 г., общее социальное недовольство, наличие доступных человеческих и организационных ресурсов и формирование коллективной идентичности участников движения. Следующий этап развития движений — формализация и консолидация, в ходе которого организации и проекты наблюдателей набирают организационную силу и объединяются в коалиции. Завершающий этап развития характеризуется демобилизацией участников движения, возникшей по комплексу причин — внутреннее истощение, внешняя поляризация и общее разочарование в возможности достичь поставленной цели честных выборов. Тем не менее, в заключении не делается вывода о том, что движение «окончательно умерло». При определенных условиях динамика его развития может стать цикличной. 

Добавлено: 3 октября 2016
Статья
Тульчинский Г. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 364-372.

Статья содержит рассмотрение эволюции стилистики, жанров массовой литературы как продуктов массового потребления. Речь идет о двух одновременно действующих тенденциях. Во-первых, это все большая интеграция различных жанров массовой литературы. Во-вторых, это дифференциация, доходящая до акцентированной уникальной неповторимости личности автора. Стилистической платформой обеих тенденций является жанр фэнтези. По своей природе этот жанр близок социальной мифологии и способен поставлять нетривиальный контент брендинга (нарративы, темы и сюжеты, легенды, яркий нейминг). Тем самым фэнтези обеспечивают возможности эффективной интеграции массовой литературы с артефактами и технологиями других культурных индустрий и экономикой общества массового потребления в целом.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Сафонова М. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. № 1. С. 187-194.
Добавлено: 13 января 2011
Статья
Гудова Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. 20. № 3. С. 50-73.

Сложившееся представление об организациях как о сформировавшихся и статичных целостностях зачастую рассматривает изменения, как переход от менее желательных к более желательным формам. Но если допустить, что организация процессуальна и непрерывна, ее границы сразу окажутся под вопросом, а у исследователя появится веский повод привлечь для анализа дискурс, этнометодологию, драматургию, а также историй. Истории и нарративы множественны, контекстуальны, и помимо содержания в них важны рассказчик и процесс рассказывания.

В данной статье делается попытка показать, как может нарративный анализ (сторителлинг) методологически и содержательно обогатить существующее понимание организаций. Через анализ и интерпретацию истории существования одного почтового отделения демонстрируются концепции «драмы» организации Б. Чарнявски, «неуправляемой организации» Я. Габриэля и «повествующей организации» Д. Боже.

Помимо внимания к непосредственным событиям и смыслам и чувствам героев и рассказчика, нарративы позволяют приоткрыть «внутреннюю кухню» организации и проследить действия участников на микро-уровне. В рассматриваемой истории отражаются существующие конфликты центра – периферии, администрации – производства, формального и универсального – неформального и локального.

Добавлено: 6 октября 2017
Статья
Чириков И. С. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 4. С. 158-173.

Статья посвящена историко-социологической реконструкции и критическому рассмотрению теории договорного порядка, предложенной А. Строссом для исследования организаций. В работе проводится анализ центрального понятия данной перспективы - понятия «переговоров»; выделяются основные концептуальные связи с исследованиями символических интеракционистов; рассматриваются объяснительные возможности теории договорного порядка применительно к некоторым организационным феноменам; анализируются основные ограничения данного подхода для исследования организаций.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Баранова В. В., Маслинский К. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. Т. XX. № 90 (2). С. 104-119.

Несмотря на внимание исследователей к учительскому сообществу, профессиональная идентичность этой группы остается малоизученной. В данной статье профессиональная идентичность учителей рассматривается сквозь призму рассказов о поворотных моментах профессиональной биографии: выбора профес- сии, адаптации к школе, опыта (временного) прекращения работы в школе и обсуж- дения коллег, подходящих или не подходящих для работы в школе. Данные вклю- чают 49 интервью, собранных у учителей-предметников из школ разного статуса (общеобразовательных, с углубленным преподаванием предмета и гимназий), слу- чайно выбранных в Василеостровском и Невском районах Санкт-Петербурга. Ис- следования показывают, что респонденты выстраивают последовательный нарра- тив о выборе профессии, интерпретируя те или иные события (например, игры в школу в детстве) как определяющие будущую профессию. Рассказ о собственном учителе как образце отражает педагогические установки респондента. Принятие учительской идентичности во многом зависит от взаимодействия с коллективом, которому респонденты придают чрезвычайно большое значение. Данное исследование показывает, что ключевым моментом для оценки адаптации учителя к школе как для внешних наблюдателей, так и для самого учителя служит дисциплинарный код. Смена профессии оценивается как естественная для некоторых учителей, не справляющихся с поддержанием дисциплины. Интересной особенностью российских учителей является сравнение ими своей профессии с малоквалифицированным трудом: как реальный опыт работы вне школы, так и альтернативы, рассматриваемые учителем, не предполагают использования полученного образования.  

Добавлено: 23 января 2018
Статья
Кольцова Е. Ю., Таратута Е. Е. Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. 6. № 4. С. 98-112.

В статье представлены результаты работы петербургской исследовательской группы, принимавшей участие в разработке методики выявления интолерантных текстов в прессе в рамках межрегионального проекта Фонда Защиты Гласности в 2002 г. Методика представляет собой инструкции для проведения мониторинга печатных СМИ и предназначена для общественных организаций и органов государственной власти. В ее основе лежит понимание интолерантности, свободное от политических предпочтений, что позволяет находить признаки нетерпимости в высоко легитимизированных дискурсах; это же понимание выводит задачу различения политически «допустимой» и «недопустимой» интолерантности за рамки мониторинга. В ходе работы получен не только инструментарий для сугубо прикладных исследований, но и содержательные результаты, касающиеся типичной структуры и внутренней организации интолерантных дискурсов; они составляют существенную часть статьи. Особое внимание также уделено теоретическим и методологическим трудностям, возникавшим в ходе проекта, и путям их разрешения.

Добавлено: 8 февраля 2013
Статья
Куракин Д. Ю., Косякова Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 5 (88). С. 127-145.

В статье приведены результаты исследования о том, какие изме- нения в горизонтальных гендерных различиях и вертикальном не- равенстве на этапе выхода на рынок труда происходили в России при переходе от советского к постсоветскому периоду. Исходя из теоретических предпосылок, мы ожидаем, что основные институ- циональные и культурные изменения не были гендерно-нейтраль- ными. Особое внимание мы обращаем на характеристики систем образования и занятости, семейной политики и гендерно-специ- фичных культурных аспектов. С использованием ретроспектив- ных данных Исследования образования и занятости в России (Russian Education and Employment Survey, ESS), мы проанализирова- ли гендерную сегрегацию по секторам промышленности и гендер- ный разрыв в шансах занять руководящую должность для выходя- щих на рынок труда в советский (1965–1991) и постсоветский периоды (1991–2005). Наши результаты показывают, что, при про- чих равных, горизонтальные гендерные различия и связа нное с нимивертикальное неравенство на этапе выхода на рынок труда суще- ствовали еще в советский период, несмотря на декларировавшиеся принципы равенства. Более того, эти гендерные различия и нера- венство выросли после реформ либерализации, невзирая на рост об- разования среди женщин в последние десятилетия. Мы полагаем, что быстрые изменения в экономике и социальной жизни сопрово- ждались появлением новых гендерно-ориентированных культурных форм. В свою очередь, эти перемены склоняли мужчин и женщин в большей степени, чем раньше, выбирать разные профессиональ- ные области. Они оказывали влияние на формирование предпочте- ний и решений работодателей и самих работающих женщин, тем самым снижая их шансы на высокостатусные позиции при выходе на рынок труда.

Добавлено: 13 июня 2017
Статья
Соколов М. М. Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 3. С. 111-132.
Добавлено: 28 декабря 2010
Статья
Шкаратан О. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 3. С. 5-42.
Добавлено: 3 марта 2011
Статья
Чумакова В. П. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV. № 5. С. 386-394.

Информационный шум - одна из основных проблем потребления в сети Интернет. В то же время он превышает естественный уровень благодаря приходу общества потребления в сеть. Нами было проведено пилотное исследование влияния информационного шума на потребление информации в сети методами включенного наблюдения и глубинного интервью с активными пользователями. Выявлены типология информационного шума, параметры для оценки силы его влияния и возможные трансформации потребительских практик под его воздействием.

Добавлено: 13 сентября 2012
Статья
Сусоколов А. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Т. XII. № 1. С. 32-51.

В статье проводится сравнение между социально-психологическими особенностями конфессиональных групп России (мусульман, православных, иудеев) и некоторыми элементами содержания канонических книг, в частности, Шариата. Выявление психологических типов и социальных норм осуществляется на основе анализа массива городского населения России 2002-2004 гг. по методике KOMPASS. Выявляется влияние исторических условий формирования конфессиональных групп на нормы рыночных отношений, заложенных в книгах Шариата. Показано, в частности, что среди верующих мусульман распространены такие психологические типы, как «новаторы» и «социально ответственные». Среди мусульман велика ценность организационных усилий. Согласно концепции предпринимательской функции Й. Шумпетера, именно эти аспекты ценностных ориентаций, а отнюдь не погоня за прибылью, составляет наиболее ценную для общества сторону предпринимательства. Выдвигается предположение, что некоторые аспекты экономической концепции классического ислама соответствуют требованиям разрешения кризиса, порожденного либеральной экономикой.

Добавлено: 7 апреля 2013
Статья
Сусоколов А. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. № 1.
Добавлено: 14 октября 2009
Статья
Шкаратан О. И. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. № 2. С. 85-98.
Добавлено: 28 марта 2009
Статья
Никишин Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. Т. XXII. № 2. С. 93-117.

Критически рассматриваются классические и современные исследования социальной мобильности (СМ): анализируются основные методологические принципы работ в данной области и дается краткий обзор актуальных дискуссий вокруг ключевых публикаций. Критики традиционной программы СМ утверждают, что следование конвенциональным принципам анализа нерелевантно для работы в «новых условиях», связанных с масштабными глобальными изменениями как в социальной, так и в социологической среде: стирание национальных границ, как и границ между социальными классами и социальными статусами, распространение постколониальных и феминистских подходов. Поворот к индивидуализации в современных исследованиях СМ и внедрение биографического анализа позволяют сфокусироваться на субъективных аспектах изменения позиций в социальном пространстве, однако при этом такие подходы остаются описательными и ретроспективными. Особое внимание уделяется рассмотрению последствий «мобильного поворота» для исследований СМ с вычленением в данном контексте «слабой» и «сильной» программы для перспективных исследований, обладающих ресурсами для описания комплексной и противоречивой динамики современности на различных уровнях анализа. В качестве актуальной стратегии изучения рассматриваемого феномена в логике «сильной» программы поднимается вопрос об ином масштабировании пространственно-временных границ исследования, возможностях применения ключевых инструментов парадигмы мобильностей — концептов системы мобильности, мгновенного времени. В таком контексте рассматривается категория сетевого капитала, связанная с влиянием научных открытий, глобальных проблем и катастроф на динамику жизненных шансов общностей, находящихся в разных местах земного шара.

Добавлено: 26 августа 2019
Статья
Сизова И. Л. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 6(65). С. 258-266.

В статье приводятся основные выводы многолетних авторских исследований категории «ищущие работу» в российском и немецком рынках труда, выполненных с использованием качественных методов социологии. Особое внимание уделено проблеме трудовой мотивации неработающих лиц и оценке рисков в государственной политике регулирования социально-трудовых отношений. На основе анализа данных интервью с ищущими работу, руководителями районных отделений государственной службы занятости в г. Нижний Новгород, российскими и немецкими учеными экспертами выявляется общая либеральная тенденция в стимулировании занятости в России и Германии.

Добавлено: 25 сентября 2014
Статья
Котельникова З. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 4. С. 105-126.

Современное социологическое осмысление социальных отношений требует включения в анализ материальных объектов, поскольку они играют все более важную роль в конструировании социальных порядков. Вопрос заключается в том, каковы отношения между человеческими и нечеловеческими объектами? В рамках акторно-сетевой теории они рассматриваются как симметричные, в то время как с позиций социального конструирования технологий первенство отводится социальным группам. В данной статье обсуждаются вопросы о роли материальных объектов в оформлении торговых практик и покупательского поведения на примере оборудования, устанавливаемого в магазинах с целью предотвращения воровства. В борьбе с воровством ретейлеры делегируют функцию охраны противокражным технологиям, однако их повсеместное внедрение порождает конфликтные ситуации между различными группами, вступающими во взаимодействие (ретейлерами, поставщиками и потребителями), что в свою очередь приводит к трансформации социальных значений, изначально приписываемых технологиям. Эмпирические данные получены в ходе количественных и качественных исследований розничной торговли, проводимых Лабораторией экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2006–2010 гг.

Добавлено: 10 июля 2012
Статья
Радаев В. В. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. Х. № 3. С. 22-37.

C точки зрения экологического подхода в теории организаций анализируется развитие новых организационных форм на современном российском рынке на примере продовольственного сектора розничной торговли. Доказывается, что распространение современных торговых форматов происходит волнообразно, двигаясь от премиальных к массовым сегмен- там потребительского рынка. Причем по мере завершения первой волны рынок вновь осваивается «сверху вниз», но при этом возрастает степень специализации и четкости позиционирования этих форматов в отношении целевых потребительских групп.

Добавлено: 20 апреля 2015
Статья
Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI. № 4. С. 59-87.
Добавлено: 8 мая 2009
Статья
Мельникова Е. А. Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 1(84). С. 125-136.

Данное исследование посвящено рассмотрению возможных подходов к осмыслению граффити- райтинга как карьеры. В статье, в частности, демонстрируется, что нелегальный граффити- райтинг может быть описан с привлечением концепта девиантной карьеры. При этом показано, что в основе наиболее радикальных форм граффити-райтинга (таких, как стрит- и трейн- бомбинг) лежит, прежде всего, тяга райтеров к переживанию опыта, обозначенного социологом Стивеном Лингом как «хождение по краю» (от англ. «edgework»). Кроме того, указано на то, что райтер может конвертировать свои умения и навыки в материальное вознаграждение и признание за пределами граффити-сообщества. В этом последнем случае можно говорить о профессионализации граффити-райтинга.

Добавлено: 29 мая 2016
Статья
Владимиров Ю. Л., Шерешева М. Ю. Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. XV. № 5 (58). С. 211-226.

Целью данной статьи является анализ роли бизнес-кластеров — групп географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, характеризующихся общностью деятельности и вза- имно дополняющими друг друга ресурсами и компетенциями — в повы- шении конкурентоспособности отрасли. Единая маркетинговая полити- ка кластеров как источник конкурентных преимуществ на мировых рынках стала предметом интереса многих исследователей. Увеличива- ется число публикаций, свидетельствующих о значимости совместных маркетинговых усилий такого рода. Успешное завоевание мировых рын- ков виноделами тех стран, в которых производятся «вина нового света», является одним из наиболее впечатляющих примеров и заставляет за- думаться о возможностях аналогичного развития международной кон- курентоспособности российских компаний. В статье рассмотрены опыт успешной маркетинговой деятельности ряда кластеров и перспективы использования этого опыта в России.

Добавлено: 5 марта 2013