• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 369 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Волкова В. Э., Стребков Д. О. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 4. С. 93-111.

В данной работе представлен обзор литературы, посвящённой азартным играм. Статья сфокусирована на демонстрации их роли в жизни отдельных индивидов и общества в целом, в ней приведены различные классификации мотивов и типологии игроков, а также рассмотрены социальные и культурные предпосылки развития и распространения азартных игр в современных обществах. Большое внимание уделено теме государственного регулирования игорного бизнеса в разных странах, что приобретает особую значимость в свете вступившего в 2009 г. в действие федерального закона о прекращении игорной деятельности на территории РФ .

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Крупец Я. Н. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 1. С. 124-133.

Целями освоения дисциплины являются определение особенностей социо- логического подхода к изучению института денег в современном и пост- современном обществах; ознакомление студентов с классическими и со- временными подходами в социологии денег; определение особенностей социологической трактовки денег как социального и культурного феномена.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Стребков Д. О. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 100-115.

Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения публике своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), профессиональной (возникают новые профессии) сферах. Все это обусловливает необходимость преподавания предмета «Социология Интернета» в высших учебных заведениях России. Основная цель данного курса - познакомить студентовс важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области социологии Интернета. В результате изучения курса студенты должны: • знать теоретические модели и концепции Интернета, разработанные в различных социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология); • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально- экономических процессах в этой области в России и за рубежом; • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме; • обладать навыками использования эмпирических данных.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 129-157.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 115-130.

Курс читается на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и МВШСЭН «Комплексный социальный анализ» в качестве элективного курса (первый год обучения, весенний семестр). Продолжительность курса: 43 аудиторных часа (14 недель), в том числе: 30 часов лекций и 13 часов семинарских занятий. Цель курса - дать систематизированное представление о концептуальных направлениях социологии рынков как ключевого направления современной экономической социологии; представить набор экономико-социологических инструментов для эмпирического исследования российских рынков.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА 1. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства 2. Анализ рынка в современной экономической социологии 3. Конкуренция как социально укорененный процесс 4. Основные структуры рынка 5. Основные институты рынка 6. Деловые стратегии и концепции контроля над рынком 7. Институциональная динамика: возникновение новых правил 8. Деформализация и формализация деятельности участников рынка 9. Структурная динамика рынка и изменение конкурентной ситуации 10. Деловые стратегии в меняющейся конкурентной ситуации 11. Сравнительные издержки легальных и полулегальных схем ведения бизнеса 12. Параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы 13. Построение новых деловых конвенций на рынке 14. Борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией 15. Деловые ассоциации и принципы экономической политики

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Шабанова М. А. Экономическая социология. 2005. № 6 (5). С. 12-27.
Добавлено: 29 сентября 2011
Статья
Гурова О. Ю., Харченко Ю. В. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 73-90.

Данное исследование посвящено изучению стилей потребления в поле досуга на примере спортинга, который получил распространение в России во второй половине 1990-х годов как элитарный вид спорта. Однако исследование показало, что в настоящий момент спортингом занимаются и люди, не имеющие большого материального достатка, поэтому возникает вопрос: занятие спортингом - это фактор социальной дифференциации или, наоборот, фактор социального объединения между различными социальными группами? На основании собранного на стрельбище одного из спортинг-клубов эмпирического материала в работе показан процесс институционализации этого вида спорта в современной России, описаны социально-экономические характеристики спортингистов и представлена типология людей, вовлечённых в этот вид стрельбы.

 

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Фирсова Н. Ю. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 144-148.

В рубрике «Конференции» рассказывается о конференции «Сравнительная социология в количествен­ной перспективе» Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, возглавляемой профессором Рональдом Инглхартом. В материале, подготовленном Н. Ю. Фирсовой (НИУ ВШЭ), да­ётся краткий обзор основных докладов.

Добавлено: 24 августа 2012
Статья
Шевчук А. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 66-78.

Социально-экономическая компаративистика имеет долгую историю. На протяжении большей части XX века исследовательский интерес был в основном прикован к противостоянию хозяйственных систем капитализма и социализма, хотя и тогда присутствовало понимание того, что сами эти системы далеко не однородны. В конце 1980-х – начале 1990-х годов падение социализма, усиление международной конкуренции и разворачивающийся процесс глобализации мировой экономики актуализировали вопрос о различных моделях рыночной экономики, их экономических и социальных качествах, а также конкурентных преимуществах. Можно сказать, что с этого времени начинается новый этап в сравнительном анализе хозяйственных систем.

В данном обзоре речь пойдет о крупнейших научных фигурах, которых с полным основанием можно называть классиками современной социально-экономической компаративистики. Они инициировали дискуссии о разнообразных моделях капитализма и до сих пор задают в них тон. Будут представлены семь ученых: Мишель Альбер, Робер Буайе, Рональд Дор, Питер Холл, Дэвид Соскис, Вольфганг Штрек, Ричард Уитли. 

Добавлено: 6 сентября 2012
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 88-90.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 3. С. 13-36.

В исследовании рассматриваются различные составляющие здорового образа жизни (занятия спортом, регулярность питания, отсутствие вредных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем, и др.). На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (The Russia Longitudinal Monitoring Survey — Higher School of Economics, RLMS-HSE)2 анализируются динамика приверженности населения России этим практикам на протяжении 2000−2014 гг., а также зависимость склонности к здоровому образу жизни от различных социально-экономических факторов. Кластерный анализ не опроверг гипотезу о наличии широкого спектра стилей жизни между полюсами наиболее и наименее здорового в зависимости от различий основных факторов, влияющих на здоровье. Таким образом, помимо двух крайних групп («здоровый» и «нездоровый» стиль жизни), удалось выявить ещё шесть, различающихся как индексом риска, так и преобладающим негативным фактором воздействия на здоровье. Регрессионный анализ показал значимое влияние социального класса на выбор стиля жизни в отношении здоровья (по сравнению с «нейтральным»), при прочих равных условиях, для всех стилей, кроме «умеренного риска». Модель с включением в качестве регрессоров дамми-переменных социальных классов оказалась лучше интерпретируема, чем та, где используются отдельные показатели социоэкономического статуса (образование, доход и профессиональный статус). Таким образом, для классов «высший» и «высший средний» наиболее характерны стили жизни «здоровый» и «профилактический»; для класса «средний средний» «вредная работа», для обоих низших классов стили «пассивный» и «курящий», для «низшего низшего» класса «нездоровый» образ жизни, ассоциированный с высоким потреблением алкоголя.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 96-103.

Новая книга эконом-антрополога Стивена Гудемэна посвящена анализу баланса корысти (self-interest) и взаимности (mutuality) в экономических отношениях и основывается на широком этнографическом материале, собранном автором и его коллегами в разные годы XX века. В качестве теоретической схемы Гудемэн предлагает модель пяти институциональных сфер — домохозяйства (house), сообщества (community), торговли (commerce), финансов (finance) и глобальных финансов (meta-finance). В данной модели сочетание торговли, финансов и глобальных финансов характеризует состояние современного капитализма. Сферы, с одной стороны, представляют собой историческую последовательность, отражающую изменения в скорости, количестве, уровне абстракции экономических трансакций. С другой стороны, экономические сферы взаимозависимы и существуют одновременно, в тесном взаимодействии и конфликте. Взаимодействие обеспечивается с помощью различных связывающих механизмов (рента, бартер, деньги и др.), а конфликт проявляется в моменты столкновения двух сторон экономической жизни — эмпатии и конкуренции. Особенность современного рыночного капитализма, по мнению Гудемэна, заключается в безудержном росте ренты, которая дает банкам, производителям, продавцам товаров и услуг неконкурентные преимущества, но прикрывается риторикой конкуренции и вытесняет на периферию сочувствие как часть экономического взаимодействия. Дисбаланс порождает неравенство, от которого страдают наименее защищенные участники экономических отношений — домохозяйства и сообщества. Как полевой антрополог, Гудемэн демонстрирует приверженность дисциплинарной традиции, выступая защитником и представителем изучаемых групп, которыми, в его случае, являются не этнические, религиозные, субкультурные и проч. объединения, а люди, живущие по приземленным правилам первых двух экономических сфер. Меры, предлагаемые Гудемэном для восстановления баланса корысти и взаимности, вряд ли могут стать предметом обсуждения правительств. В то же время книга представляет собой важный вклад в антроплогическую критику современных капиталистических отношений.

Добавлено: 1 февраля 2017
Статья
Балабанова Е. С. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 59-78.

Институциональные изменения в социальной и экономической сферах жизни современного российского общества предполагают расширение сферы индивидуальной свободы человека, пропорциональное расширению его сферы ответственности. Либерализация экономической деятельности, наряду с высвобождением социально-инновационных сил общества, также расширяет пространство социальных угроз, связанных с тем, что перестали быть гарантированными такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги. 

С одной стороны, в ситуации кризиса, жизненной трудности, когда нарушается нормальная жизнедеятельность человека, когда с ним происходят события, угрожающие его текущему и будущему благополучию, у индивида сильны потребность во внешней поддержке, опоре, стремление переложить на кого-то свои проблемы. С другой стороны, подобные ситуации, напротив, актуализируют необходимость мобилизации собственных ресурсов индивида.

Как фиксировать социально-экономическую зависимость в массовых социологических опросах? Насколько стратегии совладания, предпринимаемые людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются «самостоятельными» либо «зависимыми»? Чем характеризуются те и другие? Какие респонденты их реализуют? Наконец, какие стратегии – независимые или ориентированные на поиск внешней поддержки – оказываются наиболее результативными? Попытка ответа на эти вопросы предпринята на основе анализа данных, собранных в ходе исследования «Совладающее поведение в посткоммунистической России: экономические и социальные стратегии андекласса», проведенного в 1998-2000 гг. Объектами исследования были стратегии совладания с жизненными трудностями трех групп респондентов – вынужденных мигрантов, безработных и «работающих бедных» – работников депрессивных предприятий с длительными задержками заработной платы и низким уровнем оплаты труда.

 

Добавлено: 19 ноября 2018
Статья
Головляницина Е. Б. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 69-107.

Публикуется сокращенный вариант дипломной магистерской работы, посвященной проблеме артикуляции стратификационных категорий в массовой прессе в 1995–2003 гг. В работе анализируется использование разных категорий в научных социологических работах и средствах массовой коммуникации. Осуществлен анализ частоты употребления этих категорий и вкладываемых в них значений, в том числе, с использованием электронной базы «Интегрум». Автору удалось удачно совместить стратификационные и идеологические ракурсы исследования. В результате получено множество интересных наблюдений, касающихся использования (или не использования) определенных терминов в разного типа источниках.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Мартыненко П. А., Рощина Я. М. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 20-42.

В статье рассматривается взаимосвязь структуры потребления алкогольных напитков населением городов России и различных характеристик потребителей, в том числе социального класса, к которому они принадлежат. Эмпирической базой исследования являются данные Российского индекса целевых групп, собираемого компанией Synovate Comcon, за 2000–2010гг. Висследовании используются методы корреляционного и кластерного анализа, а также анализа соответствий. Результаты исследования подтвердили, что различия в структуре потребления алкогольных напитков представляют собой важныe символическиe характеристики социальных групп в России, прежде всего гендерных, возрастных и образовательно-доходных. Так, пиво, водка и другие крепкие напитки характерны для потребителей-мужчин, а вино, шампанское и ликёры— для женщин. Классовые различия также находят своё выражение прежде всего в видах выбираемых напитков. Высшие классы более склонны к потреблению вина, шампанского, коньяка, виски и таких более экзотических напитков, как ром и текила. Вто же время объём потребления не является для алкоголя индикатором роскоши. Наоборот, пиво и водку, которые потребляются всеми классами, больше пьют менее образованные и более бедные. В исследовании были выделены такие кластеры потребителей, как «любители лёгкого алкоголя» (ориентированные на потребление пива), а кроме того, «мужской» (потребление пива и водки), «женский» (предпочтение вина и шампанского) и «эклектичный» (мультиориентированное потребление) типы. Эти кластеры различаются по своему социально-демографическому составу и социальной структуре. Таким образом, в целом в современной России обнаруживается высокая зависимость между типами потребления алкоголя и социальными классами. Черты постмодернистского стиля жизни, характеризующегося мозаичностью потребления, были обнаружены менее чем у 5% потребителей алкоголя, которые в основном принадлежат к образованным и обеспеченным слоям молодых людей, занимающих руководящие позиции.

Добавлено: 13 июня 2014
Статья
Маркова А. А. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4. С. 137-159.

В данной статье рассматриваются отношения между медпредставителями и врачами с позиции теории укоренённости и на основе проведённого исследования специфицируются существующие практики их взаимодействия, выявляются возможные пути решения фармкомпаниями и врачами организационных и правовых проблем, связанных с принятием нового законодательства в сфере обращения лекарственных средств; также затрагивается такой важный теоретический пласт сетевой теории как разрыв связей.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Ведреш Б., Старк Д. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4. С. 69-104.
Добавлено: 6 октября 2010
Статья
Денисова М. С. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 141-149.

В Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) Высшей школы экономики 22 февраля 2018 г. прошёл круглый стол «Суррогатное материнство в России и в мире: правовые вопросы и векторы социологических исследований». В настоящее время тема суррогатного материнства является остродискуссионной не только в российском обществе, но и за рубежом. Несмотря на то что наблюдается явная общемировая тенденция по легализации услуги, вопрос о её легитимации и нормализации, вписывании в контекст обыденной жизни остаётся открытым. В связи с этим возрастает потребность в проведении социологических исследований, охватывающих различные аспекты суррогатного материнства. Представленные в рамках круглого стола доклады были посвящены именно комплексному, многостороннему рассмотрению рынка суррогатного материнства. Так, выступления участников охватывали широкий спектр тем, начиная с правового регулирования услуги и конструирования дискурса вокруг неё и заканчивая обзором потенциальных рисков для благополучия детей, рождённых с помощью суррогатных программ. Некоторые доклады также включали первые результаты эмпирического исследования, что позволило участникам сфокусироваться на специфике суррогатного материнства в контексте российского общества. Стоит отметить, что целью круглого стола стала попытка осмысления специфики и проблем суррогатного материнства в России, а также определение траекторий социологических исследований феномена.

Добавлено: 9 августа 2018
Статья
Ванг Д. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 111-122.

В данной статье представлен библиометрический анализ 52 учебных программ по экономической социологии. Его цель — измерение степени согласия экономсоциологов относительно набора канонических работ в отрасли. В качестве способов измерения каноничности литературных источников используются два показателя: простой подсчёт частоты их упоминаний в учебных программах и адаптированный алгоритм HITS3 Клейнберга. Согласно полученным результатам, в экономической социологии канон представлен ограниченным числом работ, которые, в свою очередь, укоренены в двух традициях: в отношенческо-сетевом и культурно-политическом подходах. Кроме прочего, в статье обращается внимание на то, что важную роль в наведении мостов между разными направлениями экономической социологии играют работы-посредники, среди которых, например, статья К. Гирца «The Bazaar Economy» («Базарная экономика»), опубликованная в журнале «American Economic Review» в 1978 г.

Добавлено: 2 апреля 2013
Статья
Крылов Д. А., Логинов Г. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 3. С. 8-12.
Добавлено: 30 мая 2010
Статья
Асатурян Д. М., Ергунева В. Э. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 2. С. 168-195.

Современное российское общество вслед за западным претерпевает трансформации в модели потребления, в частности, продуктов питания. После перехода от «общества дефицита» к «обществу (сверх)потребления» в России встаёт вопрос о дальнейшем направлении развития. И если западные страны движутся в сторону «сознательного потребления», построенного на идеологической догме заботы об окружающей среде, то на- шей стране выбор траектории ещё предстоит сделать. В связи с этим необходимо понять, как будет в дальнейшем развиваться российский фуд-менеджмент, являющийся призмой, сквозь которую можно характеризовать современное потребление. Для данной работы был выбран индикатор, который российские исследователи зачастую обходят стороной при изучении практик питания, а именно выбрасывание продуктов. Эмпирическим объектом исследования будут выступать жители Москвы, так как авторы исходят из предположения, что в Москве по сравнению с другими регионами более высокий уровень жизни позволяет быстрее и раньше развиваться потребительским тенденциям, характерным для западных стран, и делает общество этического потребления или выбрасывающее общество в принципе возможным. На основе 22 глубинных интервью была предпринята попытка выявить смысловые контексты, удерживающие информантов от выбрасывания продуктов питания или же стимулирующие его. По итогам исследования стало ясно, что, помимо ожидаемых рациональных установок, связанных с оптимизацией использования продуктов питания, данный вопрос осмыс- ляется информантами в ценностном аспекте. Западные тенденции смешиваются со специфическими характеристиками практик российского потребления, выбрасывания и ценности продуктов питания (от влияния «гастрономической травмы» до «демонстративного выбрасывания») и складываются в уникальную, «собственную» модель этического потребления, укоренённую в социальных структурах и отношениях.

Добавлено: 22 апреля 2018