• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 377 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Чиркина Т. А. Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 3. С. 109-125.

В последние десятилетия в России произошли крупные изменения в системе образования. Значительно возросло количество людей, продолжающих обучение после среднего звена школы, а также увеличились численность студентов и количество высших учебных заведений в стране. Ключевым предиктором выбора той или иной образовательной траектории является социально-экономическое положение семей учащихся. Изучению механизмов воздействия характеристик семьи на выбор траектории посвящено множество исследований. В статье рассматриваются и сравниваются основные теоретические подходы к изучению взаимосвязи между выбором траектории и объёмом различного рода капитала семьи в условиях массовизации образования. В дополнение приводятся эмпирические работы, свидетельствующие о реализации описанных теорий в различных системах образования. Выделяются макро- и микротеории, объясняющие причины воспроизводства неравенства на уровне государства в целом и на уровне отдельных индивидов соответственно. Макротеории описывают условия, в результате которых неравенство сохраняется даже в случае повышения доступности образования, и называют способы преодоления неравенства. Такие теории также подходят для сравнения когорт учащихся и выявления изменений в доступности определённого уровня образования со временем. Микротеории изучают образовательные переходы на индивидуальном уровне. Они рассматривают причины выбора той или иной траектории с точки зрения возможностей, предпочтений и ограничений учащихся и их семей. Обзор и сравнение эмпирических и теоретических работ будут полезны для будущих исследований в данной области, позволят сформулировать прогнозы и подобрать обоснованную модель взаимосвязи социально-экономического положения и выбора образовательной траектории в России.

Добавлено: 31 мая 2018
Статья
Коротаев С. А., Гасюкова Е. Н. Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 99-135.

В статье предпринята попытка рассмотреть идеологические ориентации как медиаторы влияния социальной позиции на политическое участие. В литературе сегодня имеется значительное число работ, исследующих каждую из цепочек данной связи по отдельности (влияние социальной позиции на политические предпочтения; воздействие политических предпочтений на политическое участие), но роль политических предпочтений как медиатора влияния социальной позиции на политическое участие не была исследована. Представленная работа содействует развитию данного подхода, привлекая для анализа модель эффекта медиации. Модель состоит из трёх переменных: зависимой (политическое участие), независимой (социальная позиция), переменной-медиатора (политические предпочтения). Для построения соответствующих регрессий и оценки связи между переменными авторами было сконструировано трёхмерное пространство политических предпочтений, первая из осей которого связана с представлениями о допустимости материального неравенства, вторая — с представлениями о важности социального государства, третья — со степенью толерантности к мигрантам. В отношении зависимой переменной были рассмотрены два типа политического участия: голосование и прямое участие, инициируемое гражданами, а не правительством. Исследование выполнено на данных восьмой волны проекта «Европейское социальное исследование» (European Social Survey — ESS; 2016 г.). Анализ был проведён на трёх выборках: стран Западной Европы (Австрия, Бельгия, Германия, Франция), постсоциалистических стран Центральной Европы (Венгрия, Польша, Чехия) и России. Результаты анализа выявили статистическую значимость политических предпочтений как медиатора влияния социальной позиции на политическое участие, при этом направление влияния оказалось сходным для исследуемых стран. Различия между государствами проходили по линии (не)значимости самих коэффициентов. В целом можно заключить, что в отношении западных стран полученные закономерности достаточно точно соответствуют имеющимся в литературе представлениям; влияние социальной позиции на политическое участие в постсоциалистических странах (включая Россию) оказалось менее значимо, лишь немногие социальные различия проявляются в политической сфере.

Добавлено: 24 августа 2019
Статья
Павлюткин И. В., Голева М. А. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 1. С. 83-98.

Несмотря на доминирующее представление среди экономистов и демографов о рождаемости как о рационально спланированном и независимом поведении, публикации последних лет подчёркивают необходимость включения характеристик социального взаимодействия и социальных сетей в модели объяснения фертильного поведения. В обзоре представлены аргументы в пользу рассмотрения рождаемости в качестве социально укоренённого процесса. Идея укоренённости тесно связана со смещением фокуса анализа с уровня сильных связей и уровня обобщённого доверия на мезоуровень, раскрывающий воздействие слабых связей (друзья, сверстники, коллеги) и сетевых механизмов на процессы рождаемости и вхождения в родительство. Включение социальных факторов в анализ различных параметров фертильного поведения позволяет объяснить влияние сильных и слабых связей как на намерения иметь детей, так и на реализацию этих намерений. Эффекты сетевых механизмов тестируются в моделях объяснения разного количества рождений, времени вступления в брак и перехода в родительство. Выделяют несколько основных механизмов сетевого влияния, обладающих собственной логикой объяснения: социальное обучение, социальное заражение, социальное давление и социальная поддержка. Механизм обучения связан с обменом информацией и передачей опыта родительства. Социальная поддержка предполагает мобилизацию сильных и слабых социальных связей для материальной и эмоциональной помощи, актуальной при рождении детей, заботе о детях и принятии решений о новых рождениях. Механизмы социального обучения и социальной поддержки играют определяющую роль в снижении непредсказуемости и издержек, связанных с рождением детей и сопровождением детства, особенно в странах с низкой экономической устойчивостью и уровнем обобщённого доверия. Социальное заражение и социальное давление являются отражением вертикальных и горизонтальных процессов социальной диффузии, связанных с распространением тех или иных норм и установок о браке и родительстве. Речь может идти как о возрасте вступления в брак и рождении первенца, так и о контроле за рождаемостью и о количестве детей. Сетевые исследования позволяют по-новому взглянуть на роль традиционных факторов в объяснении фертильного поведения, таких как возраст, образование, религиозность, а также оценить возможности влияния мер социальной политики на рождаемость.

Добавлено: 16 февраля 2016
Статья
Бердышева Е. С. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 3. С. 134-145.

Рецензия на книгу: Aspers  P., Beckert  J. (eds). 2011. The Worth of Goods: Valuation and Pricing in the Economy

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Волкова В. Э., Стребков Д. О. Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 4. С. 93-111.

В данной работе представлен обзор литературы, посвящённой азартным играм. Статья сфокусирована на демонстрации их роли в жизни отдельных индивидов и общества в целом, в ней приведены различные классификации мотивов и типологии игроков, а также рассмотрены социальные и культурные предпосылки развития и распространения азартных игр в современных обществах. Большое внимание уделено теме государственного регулирования игорного бизнеса в разных странах, что приобретает особую значимость в свете вступившего в 2009 г. в действие федерального закона о прекращении игорной деятельности на территории РФ .

Добавлено: 30 августа 2012
Статья
Крупец Я. Н. Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 1. С. 124-133.

Целями освоения дисциплины являются определение особенностей социо- логического подхода к изучению института денег в современном и пост- современном обществах; ознакомление студентов с классическими и со- временными подходами в социологии денег; определение особенностей социологической трактовки денег как социального и культурного феномена.

Добавлено: 24 апреля 2013
Статья
Стребков Д. О. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 2. С. 100-115.

Развитие новых коммуникационных технологий, в частности Интернета, кардинально меняет все традиционные представления об обществе и общественных связях. Процессы информатизации охватывают самые разные социальные группы. Происходят изменения в политической (различные политические организации получают большие возможности для донесения публике своих позиций и инициатив), экономической (перераспределяются доходы и финансовые потоки), правовой (изменяются традиционные нормы поведения и законы), профессиональной (возникают новые профессии) сферах. Все это обусловливает необходимость преподавания предмета «Социология Интернета» в высших учебных заведениях России. Основная цель данного курса - познакомить студентовс важнейшими теоретическими концепциями и практическими исследованиями в области социологии Интернета. В результате изучения курса студенты должны: • знать теоретические модели и концепции Интернета, разработанные в различных социальных дисциплинах (экономика, социология, маркетинг, психология); • иметь представление об эмпирических исследованиях и реальных социально- экономических процессах в этой области в России и за рубежом; • уметь разрабатывать и реализовывать программу эмпирического исследования по данной теме; • обладать навыками использования эмпирических данных.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 5. С. 129-157.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Радаев В. В. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 1. С. 115-130.

Курс читается на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и МВШСЭН «Комплексный социальный анализ» в качестве элективного курса (первый год обучения, весенний семестр). Продолжительность курса: 43 аудиторных часа (14 недель), в том числе: 30 часов лекций и 13 часов семинарских занятий. Цель курса - дать систематизированное представление о концептуальных направлениях социологии рынков как ключевого направления современной экономической социологии; представить набор экономико-социологических инструментов для эмпирического исследования российских рынков.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ КУРСА 1. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства 2. Анализ рынка в современной экономической социологии 3. Конкуренция как социально укорененный процесс 4. Основные структуры рынка 5. Основные институты рынка 6. Деловые стратегии и концепции контроля над рынком 7. Институциональная динамика: возникновение новых правил 8. Деформализация и формализация деятельности участников рынка 9. Структурная динамика рынка и изменение конкурентной ситуации 10. Деловые стратегии в меняющейся конкурентной ситуации 11. Сравнительные издержки легальных и полулегальных схем ведения бизнеса 12. Параллельные институциональные режимы и институциональные компромиссы 13. Построение новых деловых конвенций на рынке 14. Борьба с параллельным импортом и контрафактной продукцией 15. Деловые ассоциации и принципы экономической политики

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Шабанова М. А. Экономическая социология. 2005. № 6 (5). С. 12-27.
Добавлено: 29 сентября 2011
Статья
Гурова О. Ю., Харченко Ю. В. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 2. С. 73-90.

Данное исследование посвящено изучению стилей потребления в поле досуга на примере спортинга, который получил распространение в России во второй половине 1990-х годов как элитарный вид спорта. Однако исследование показало, что в настоящий момент спортингом занимаются и люди, не имеющие большого материального достатка, поэтому возникает вопрос: занятие спортингом - это фактор социальной дифференциации или, наоборот, фактор социального объединения между различными социальными группами? На основании собранного на стрельбище одного из спортинг-клубов эмпирического материала в работе показан процесс институционализации этого вида спорта в современной России, описаны социально-экономические характеристики спортингистов и представлена типология людей, вовлечённых в этот вид стрельбы.

 

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Фирсова Н. Ю. Экономическая социология. 2012. Т. 13. № 2. С. 144-148.

В рубрике «Конференции» рассказывается о конференции «Сравнительная социология в количествен­ной перспективе» Лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, возглавляемой профессором Рональдом Инглхартом. В материале, подготовленном Н. Ю. Фирсовой (НИУ ВШЭ), да­ётся краткий обзор основных докладов.

Добавлено: 24 августа 2012
Статья
Шевчук А. В. Экономическая социология. 2008. Т. 9. № 2. С. 66-78.

Социально-экономическая компаративистика имеет долгую историю. На протяжении большей части XX века исследовательский интерес был в основном прикован к противостоянию хозяйственных систем капитализма и социализма, хотя и тогда присутствовало понимание того, что сами эти системы далеко не однородны. В конце 1980-х – начале 1990-х годов падение социализма, усиление международной конкуренции и разворачивающийся процесс глобализации мировой экономики актуализировали вопрос о различных моделях рыночной экономики, их экономических и социальных качествах, а также конкурентных преимуществах. Можно сказать, что с этого времени начинается новый этап в сравнительном анализе хозяйственных систем.

В данном обзоре речь пойдет о крупнейших научных фигурах, которых с полным основанием можно называть классиками современной социально-экономической компаративистики. Они инициировали дискуссии о разнообразных моделях капитализма и до сих пор задают в них тон. Будут представлены семь ученых: Мишель Альбер, Робер Буайе, Рональд Дор, Питер Холл, Дэвид Соскис, Вольфганг Штрек, Ричард Уитли. 

Добавлено: 6 сентября 2012
Статья
Барсукова С. Ю. Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3. С. 88-90.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Рощина Я. М. Экономическая социология. 2016. Т. 17. № 3. С. 13-36.

В исследовании рассматриваются различные составляющие здорового образа жизни (занятия спортом, регулярность питания, отсутствие вредных привычек, таких как курение и злоупотребление алкоголем, и др.). На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ» (The Russia Longitudinal Monitoring Survey — Higher School of Economics, RLMS-HSE)2 анализируются динамика приверженности населения России этим практикам на протяжении 2000−2014 гг., а также зависимость склонности к здоровому образу жизни от различных социально-экономических факторов. Кластерный анализ не опроверг гипотезу о наличии широкого спектра стилей жизни между полюсами наиболее и наименее здорового в зависимости от различий основных факторов, влияющих на здоровье. Таким образом, помимо двух крайних групп («здоровый» и «нездоровый» стиль жизни), удалось выявить ещё шесть, различающихся как индексом риска, так и преобладающим негативным фактором воздействия на здоровье. Регрессионный анализ показал значимое влияние социального класса на выбор стиля жизни в отношении здоровья (по сравнению с «нейтральным»), при прочих равных условиях, для всех стилей, кроме «умеренного риска». Модель с включением в качестве регрессоров дамми-переменных социальных классов оказалась лучше интерпретируема, чем та, где используются отдельные показатели социоэкономического статуса (образование, доход и профессиональный статус). Таким образом, для классов «высший» и «высший средний» наиболее характерны стили жизни «здоровый» и «профилактический»; для класса «средний средний» «вредная работа», для обоих низших классов стили «пассивный» и «курящий», для «низшего низшего» класса «нездоровый» образ жизни, ассоциированный с высоким потреблением алкоголя.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Конрой Н. В. Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 96-103.

Новая книга эконом-антрополога Стивена Гудемэна посвящена анализу баланса корысти (self-interest) и взаимности (mutuality) в экономических отношениях и основывается на широком этнографическом материале, собранном автором и его коллегами в разные годы XX века. В качестве теоретической схемы Гудемэн предлагает модель пяти институциональных сфер — домохозяйства (house), сообщества (community), торговли (commerce), финансов (finance) и глобальных финансов (meta-finance). В данной модели сочетание торговли, финансов и глобальных финансов характеризует состояние современного капитализма. Сферы, с одной стороны, представляют собой историческую последовательность, отражающую изменения в скорости, количестве, уровне абстракции экономических трансакций. С другой стороны, экономические сферы взаимозависимы и существуют одновременно, в тесном взаимодействии и конфликте. Взаимодействие обеспечивается с помощью различных связывающих механизмов (рента, бартер, деньги и др.), а конфликт проявляется в моменты столкновения двух сторон экономической жизни — эмпатии и конкуренции. Особенность современного рыночного капитализма, по мнению Гудемэна, заключается в безудержном росте ренты, которая дает банкам, производителям, продавцам товаров и услуг неконкурентные преимущества, но прикрывается риторикой конкуренции и вытесняет на периферию сочувствие как часть экономического взаимодействия. Дисбаланс порождает неравенство, от которого страдают наименее защищенные участники экономических отношений — домохозяйства и сообщества. Как полевой антрополог, Гудемэн демонстрирует приверженность дисциплинарной традиции, выступая защитником и представителем изучаемых групп, которыми, в его случае, являются не этнические, религиозные, субкультурные и проч. объединения, а люди, живущие по приземленным правилам первых двух экономических сфер. Меры, предлагаемые Гудемэном для восстановления баланса корысти и взаимности, вряд ли могут стать предметом обсуждения правительств. В то же время книга представляет собой важный вклад в антроплогическую критику современных капиталистических отношений.

Добавлено: 1 февраля 2017
Статья
Балабанова Е. С. Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 59-78.

Институциональные изменения в социальной и экономической сферах жизни современного российского общества предполагают расширение сферы индивидуальной свободы человека, пропорциональное расширению его сферы ответственности. Либерализация экономической деятельности, наряду с высвобождением социально-инновационных сил общества, также расширяет пространство социальных угроз, связанных с тем, что перестали быть гарантированными такие блага, как доход, занятость, многие ранее бесплатные социальные услуги. 

С одной стороны, в ситуации кризиса, жизненной трудности, когда нарушается нормальная жизнедеятельность человека, когда с ним происходят события, угрожающие его текущему и будущему благополучию, у индивида сильны потребность во внешней поддержке, опоре, стремление переложить на кого-то свои проблемы. С другой стороны, подобные ситуации, напротив, актуализируют необходимость мобилизации собственных ресурсов индивида.

Как фиксировать социально-экономическую зависимость в массовых социологических опросах? Насколько стратегии совладания, предпринимаемые людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, являются «самостоятельными» либо «зависимыми»? Чем характеризуются те и другие? Какие респонденты их реализуют? Наконец, какие стратегии – независимые или ориентированные на поиск внешней поддержки – оказываются наиболее результативными? Попытка ответа на эти вопросы предпринята на основе анализа данных, собранных в ходе исследования «Совладающее поведение в посткоммунистической России: экономические и социальные стратегии андекласса», проведенного в 1998-2000 гг. Объектами исследования были стратегии совладания с жизненными трудностями трех групп респондентов – вынужденных мигрантов, безработных и «работающих бедных» – работников депрессивных предприятий с длительными задержками заработной платы и низким уровнем оплаты труда.

 

Добавлено: 19 ноября 2018
Статья
Головляницина Е. Б. Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5. С. 69-107.

Публикуется сокращенный вариант дипломной магистерской работы, посвященной проблеме артикуляции стратификационных категорий в массовой прессе в 1995–2003 гг. В работе анализируется использование разных категорий в научных социологических работах и средствах массовой коммуникации. Осуществлен анализ частоты употребления этих категорий и вкладываемых в них значений, в том числе, с использованием электронной базы «Интегрум». Автору удалось удачно совместить стратификационные и идеологические ракурсы исследования. В результате получено множество интересных наблюдений, касающихся использования (или не использования) определенных терминов в разного типа источниках.

Добавлено: 21 января 2014
Статья
Мартыненко П. А., Рощина Я. М. Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 1. С. 20-42.

В статье рассматривается взаимосвязь структуры потребления алкогольных напитков населением городов России и различных характеристик потребителей, в том числе социального класса, к которому они принадлежат. Эмпирической базой исследования являются данные Российского индекса целевых групп, собираемого компанией Synovate Comcon, за 2000–2010гг. Висследовании используются методы корреляционного и кластерного анализа, а также анализа соответствий. Результаты исследования подтвердили, что различия в структуре потребления алкогольных напитков представляют собой важныe символическиe характеристики социальных групп в России, прежде всего гендерных, возрастных и образовательно-доходных. Так, пиво, водка и другие крепкие напитки характерны для потребителей-мужчин, а вино, шампанское и ликёры— для женщин. Классовые различия также находят своё выражение прежде всего в видах выбираемых напитков. Высшие классы более склонны к потреблению вина, шампанского, коньяка, виски и таких более экзотических напитков, как ром и текила. Вто же время объём потребления не является для алкоголя индикатором роскоши. Наоборот, пиво и водку, которые потребляются всеми классами, больше пьют менее образованные и более бедные. В исследовании были выделены такие кластеры потребителей, как «любители лёгкого алкоголя» (ориентированные на потребление пива), а кроме того, «мужской» (потребление пива и водки), «женский» (предпочтение вина и шампанского) и «эклектичный» (мультиориентированное потребление) типы. Эти кластеры различаются по своему социально-демографическому составу и социальной структуре. Таким образом, в целом в современной России обнаруживается высокая зависимость между типами потребления алкоголя и социальными классами. Черты постмодернистского стиля жизни, характеризующегося мозаичностью потребления, были обнаружены менее чем у 5% потребителей алкоголя, которые в основном принадлежат к образованным и обеспеченным слоям молодых людей, занимающих руководящие позиции.

Добавлено: 13 июня 2014
Статья
Маркова А. А. Экономическая социология. 2010. Т. 11. № 4. С. 137-159.

В данной статье рассматриваются отношения между медпредставителями и врачами с позиции теории укоренённости и на основе проведённого исследования специфицируются существующие практики их взаимодействия, выявляются возможные пути решения фармкомпаниями и врачами организационных и правовых проблем, связанных с принятием нового законодательства в сфере обращения лекарственных средств; также затрагивается такой важный теоретический пласт сетевой теории как разрыв связей.

Добавлено: 12 октября 2012