• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 358 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Инишев И. Н. Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2020. Т. 23. № 1. С. 31-46.

В статье идёт речь о формах образного, которые во всё возрастающей степени становятся характерными для современной культуры. Центральная характеристика этих форм – распределённость в пространстве и времени, их способность сопровождать нас практически повсеместно, не будучи привязанными к каким-либо организационным формам. Распределённые разновидности образного противопоставляются «традиционным», нераспределённым образам, «репрезентирующим» некоторое идентифицируемое содержание. Одна из базовых черт нераспределенного образного – заключённое в нём нормативное притязание, затрагивающее не только способы его интерпретации, но и телесные практики воспринимающего «субъекта», релевантные для его восприятия. В отличие от репрессивного характера нераспределённого образа, являющегося его структурной характеристикой, связанной с характерным для него режимом восприятия, распределённая образность базируется не на редукции и контроле телесности воспринимающего, но – напротив – на интенсификации (и в этом смысле эмансипации) его эмоционально-телесного самоприсутствия. В диахронической перспективе отношение между нераспределённой и распределённой образностью опосредовано сложной социально-исторической и материально-технологической динамикой развитого и позднего модерна. Реконструкция этой динамики позволяет выстроить генетическую связь (континуальность) между нераспределённой и распределённой образностью. В синхронической перспективе распределённая и нерастипы опыта с взаимоисключающими структурными характеристиками и социально-политическими импликациями (дискретность).

Добавлено: 31 марта 2020
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 2 (8). С. 297-299.

в статье кратко рассматриваются некоторые спортивные музеи регионального уровня подчинения – наиболее значимые музеи спорта Архангельской, Воронежской, Новосибирской областей и Алтайского края. Для выстраивания грамотной государственной политики в данной сфере необходимо иметь четкое представление, в каком состоянии находятся существующие спортивные музеи.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Истягина-Елисеева Е. А. Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 3 (7). С. 21-22.

В данной статье кратко рассмотрены два спортивных музея муниципального уровня подчинения, их цели и основные направления деятельности. По мнению автора, в целях патриотического воспитания молодежи очень важно развивать и увеличивать количество не только федеральных музеев спорта, но и небольших муниципальных музеев, находящихся в шаговой доступности.

Добавлено: 8 декабря 2020
Статья
Кочековская Н. А. Новое литературное обозрение. 2019. Т. 6. № 160. С. 144-161.

Обращаясь к исследовательским и публицистическим текстам Л.М. Баткина, статья анализирует роль интереса позднесоветской гуманитаристики к риторике как к многозначности и усложненности. Эта проблематика имеет не только историографическое значение, но и методологические перспективы, возникающие при сопоставлении с современной теорией риторики как основы публичной сферы. Чаще всего связываемая с идеей модерности, аргументации, дискуссии и убеждения (например, Ю. Хабермасом и К. Скиннером), риторика может также рассматриваться в ключе диалектической критики и проблематизации языка (например, В. Беньямином и Ж. Диди-Юберманом). Важную роль в этой дихотомии играет интерпретация периода Ренессанса как основы модерности или современности, а также указание на рациональность или парадоксальность ренессансной риторики. Статья доказывает, что тексты Баткина в позднесоветском контексте развивают эту дихотомию при помощи идей «искусственности» и «культуры».

Добавлено: 14 декабря 2020
Статья
Васильева В. О. Международный журнал исследований культуры. 2018. № 2(31). С. 178-194.

Характер репрезентации революционных событий 1917 года в популярных игровых телефильмах, созданных в постсоветской России, определяется двумя факторами. Во-первых, это негативная переоценка революции, произошедшая в общественных дискуссиях 1990-х, когда и властвующая элита, и оппозиция демонстрировали одинаково отрицательное отношение к этому событию. Впоследствии эта позиция получила развитие в исторической политике Владимира Путина, который, хотя и провозгласил доктрину «тотальной преемственности» (в которой должны соединиться и дореволюционные, и советские, и демократические ценности), никогда не скрывал настороженного отношения к Октябрьской революции. Для массовой культуры это означало снятие запрета на включение в популярные нарративы «темных пятен» в истории революции, показ которых был невозможен в советский период (например, факты сотрудничества большевиков с уголовным элементом). Во-вторых, «популярная культурная память» о революции, сформированная средствами игрового кино в советское время, носит, как ни парадоксально, противоречивый характер и открывает ряд направлений для ре-интерпретации этого события в кинематографе 1990-2010-х. Советские кинокартины показывают революцию как, в первую очередь, гражданскую войну, которая велась ради будущего, ради построения нового общества и воплощения в жизнь известных идеалов. «Память о революции» в данном случае сознательно конструировалась с акцентом на ее «обосновывающей» функции, которая была необходима для легитимизации текущей политической ситуации в жизни страны. Создавались такого рода фильмы, как правило, в 1930-е – 1950-е гг. В период «оттепели» кинокартины подчас демонстрируют иные подходы к теме революции, и многие из них легли на полку и увидели свет лишь в 1980-х. С середины 1980-х широкой аудитории стали доступны разные киноверсии революционных событий, и революция как «место памяти» открылась в новом качестве: изменчивом, ускользающем и многозначном. В статье анализируется характер и содержание телерепрезентаций революции, созданных в постсоветский период, в контексте более широкой «политики идентичности», новые направления которой начали формироваться с конца 1980-х, и в связи с кодами визуальной репрезентации этого события, ставшими важной частью «истории памяти» о нем. 

Добавлено: 19 сентября 2018
Статья
Казьмина В. П. Политическая наука. 2020. № 2. С. 143-162.

Статья посвящена анализу развития мультимедийного проекта «Россия – моя история» на примере реконструкции флагманского исторического парка в Москве, произошедшей в 2018 г. Исследование основано на сравнении способов медиатизации исторического нарратива до и после реконструкции выставочного павильона, проведенном при помощи теоретических подходов Х. Уайта, М. Маклюэна и С. Холла. Перемены, произошедшие в экспозициях, не только обозначили начало нового этапа существования выставок проекта, но и наглядно отразили механизмы взаимодействия институционального и символического уровней исторической политики в современной России.

Добавлено: 3 декабря 2020
Статья
Митько А. Е. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2019. № 1(29). С. 30-39.

Развитие российского законодательства регулирующего паломническую деятельность актуализирует определенный круг проблем, решение которых предполагает миссиологический анализ базовой терминологии. Необходимость такого рода анализа обусловленна различной степенью определенности некоторых правовых понятий, связанных с религиозной деятельностью. В большинстве случаев законы дают точные дефиниции базовых терминов, однако, сами определения нередко включают в себя понятия, чье значение лишь подразумевается на уровне интуитивной понятности. В данной статье рассматриваются возможности различного понимания одних и тех же норм в процессе их правоприменения.

Добавлено: 15 октября 2020
Статья
Родькин П. Е. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2019. Т. 2. № 1. С. 207-217.

Статья посвящена анализу городской бренд-идентификаций, использующей достопримечательности, в рамках семиотической парадигмы на основе семиотики туристских достопримечательностей Д.Макканела и семиотической модели бренда города Й.Йон. Достопримечательность рассматривается как средство репрезентации территории и коммуникативный паттерн, отдельно выделяются визуально-графические характеристики и особенности бренд-идентификации в качестве важнейшего элемента семиотической модели бренда города.

Добавлено: 10 апреля 2019
Статья
Карнеев А. Н. Проблемы Дальнего Востока. 2019. № 1. С. 177-179.

Книга директора ИДВ РАН проф. С.Г. Лузянина анализирует состояние российско-китайского взаимодействия и партнерства в момент, когда в мировой политике происходят разнонаправленные тенденции: переход США и их союзников к политике агрессивного нажима и давления, невзирая на существующие в международной практике обычаи и принципы, установившиеся моральные и прочие нормы, попытки дестабилизации в тех или иных регионах; одновременно происходит активизация тех сил, которые выступают за обновление системы мирового управления, многоцентричность мира, уважением к международному праву и суверенитету стран, отказу от навязывания странам той или иной модели развития.

Добавлено: 8 октября 2019
Статья
Петрова Т. М. Новое прошлое. 2020. № 1. С. 284-290.

В рецензии анализируется монография историка культуры Ирины Каспэ «В союзе с утопией. Смысловые рубежи позднесоветской культуры» (2018 г.), представляющая собой попытку использовать методы utopian studies для рассмотрения различных пространств позднесоветской культуры. Данное междисциплинарное направление уже давно развивается учеными разных стран, однако применение теоретического инструментария к конкретным кейсам происходит крайне редко. Посредством видео- и фотодокументов, художественной литературы, периодической печати и источников личного происхождения (интервью) И. Каспэ постаралась продемонстрировать особенности рецепции «утопического» и его встраивания в пространство опыта советского общества 1950–1980-х гг. Экзистенциальная оптика позволила автору взглянуть на привычные явления советской истории через призму субъектности и идентичности. Итогом монографии стал вывод о присутствии внутри позднесоветского социума различных практик утопического. 

Добавлено: 6 сентября 2020
Статья
Абрамов Р. Н. Вестник Пермского университета. Серия: История. 2020. Т. 51. № 4. С. 50-62.

Рассматриваются направления рецепции языка и технологий западного PR в позднесоветский период. Анализируются избранные публикации советских специалистов по теме критики западных PR. Представлены примеры из практики работы советских институций международного влияния (Внешторгиздат, АП «Новости»), основанные на обобщении воспоминаний сотрудников, которые работали за рубежом в этих организациях, а затем стали известными российскими специалистами по PR в 1990-е гг. Цель статьи – показать избирательную проницаемость советской системы информационного влияния для зарубежных методик и технологий PR и коммерческой рекламы.

Добавлено: 9 декабря 2020
Статья
Шмакова А. С., кудинова м. а., войтишек е. э. Вестник Новосибирского государственного исследовательского университета, Новосибирск, Россия. 2015. Т. 15. № 10. С. 137-149.

В традиционных обществах винопитие в качестве фундаментального социального явления зачастую играло интегрирующую роль в осуществлении социальных связей. Традиционные культуры Восточной Азии в течение многих столетий демонстрируют интересные практики, позволяющие рассматривать винопитие как примечательное социокультурное явление в рамках синтеза различных видов искусств. В статье особенности церемониального поведения в этнических культурах Китая, Кореи и Японии проанализированы в рамках традиционных «встреч у изогнутой воды» 曲水流觞, сопровождавшихся ритуальным винопитием и декламацией поэтических экспромтов. На материале артефактов, сохранившихся с раннего Средневековья, рассмотрены особенности таких встреч / пиров, проводимых на природе у живого ручья, а также в крытых павильонах, где устроены каменные основания с прорытыми желобами различной конфигурации для воды. Учитывая условия проведения этих церемоний, можно говорить о развитии в культуре Китая, Кореи и Японии особого художественного жанра, соединяющего в себе свойства различных видов творческой деятельности - от литературы, каллиграфии, музыки и архитектуры до садово-паркового и инженерного искусства. При этом ключ к реконструкции многих ритуальных практик материковой культуры Китая и Кореи, к настоящему времени практически исчезнувших с исторической арены, может дать всесторонний анализ игровых традиций Японского архипелага. Духовный потенциал этих ритуалов во многом обусловлен рядом их важнейших социокультурных функций, связанных с обрядовой деятельностью, религиозно-магическими практиками и светскими развлечениями, что позволяет выявить закономерности межкультурного взаимодействия этнических культур Восточной Азии, как в далеком прошлом, так и в наши дни.

Добавлено: 11 октября 2019
Статья
Бакина Т. В. Художественная культура. 2021. Т. 2. № 37. С. 252-285.

Статья посвящена анализу функций костюмов в фильмах американского режиссера Сесила Б. ДеМилля второй половины 1910-х – начала 1920-х годов. На примере кинокартин из «матримониального цикла» ДеМилля автор анализирует повествовательные и зрелищные функции кинокостюмов, а также подчеркивает роль режиссера в развитии художественного своеобразия и визуальной зрелищности голливудских фильмов этого периода через высокий уровень дизайнерских решений в части декораций и костюмов.

В кинокартинах этого цикла прослеживаются основные тенденции в работе над кинокостюмами, которые в дальнейшем будут приняты во внимание голливудской киноиндустрией и станут частью производственного стандарта. Среди этих стратегий необходимо отметить развитие эстетических качеств костюмов на экране, которые в большей степени отвечают сюжетным особенностям конкретного фильма и его визуальной стилистике, нежели следуют актуальным тенденциям в моде. Другим важным вектором является постепенное усиление роли костюмов в повествовательной структуре фильмов, например в кинокартинах о внешних преображениях персонажей или межклассовых социальных переходах. Наконец, в кинокартинах ДеМилля особое внимание уделяется развитию образа современной женщины и новым аспектам этики взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Так, в фильмах «матримониального цикла» подчеркивается роль внешней привлекательности и стильного гардероба для образа успешной современной женщины, которая умеет произвести нужное впечатление и правильно подать себя, чтобы с легкостью достичь желаемых целей. Этот образ также получит дальнейшее развитие в голливудских фильмах следующих лет.

Акцент ставится и на роли режиссера в систематизации работы над костюмами, которую вела творческая команда дизайнеров, совместно разрабатывающая визуальные и стилистические решения декораций и костюмов в рамках одного проекта. Коммерческий потенциал стильной одежды на экране также был осмыслен голливудскими студиями благодаря успеху фильмов ДеМилля.

Добавлено: 10 июня 2021
Статья
Кара-Мурза А. А. Философский журнал. 2020. Т. 13. № 2. С. 5-18.

В статье исследуется вопрос о генезисе и эволюции культурно-цивилизационной самоидентификации крупнейшего русского поэта XX в. Бориса Леонидовича Пастернака (1890‒1960). На основе анализа многочисленных материалов автор доказывает, что Борис Пастернак сформировался как «русский северянин», продолжив плодотворную линию в русской культурной традиции, идущую от екатерининской эпохи (Державин) – через золотой век русской культуры (Вяземский – Пушкин – Тургенев) – к русской пореволюционной литературе XX в. О «северянстве» Пастернака многократно свидетельствует он сам в своих автобиографических произведениях «Охранная грамота» и «Люди и положения». «Зимняя тема» доминирует в поэзии и прозе Пастернака, его философии творчества, посвященной его знаменитым современникам – Льву Толстому, Владимиру Маяковскому, Марине Цветаевой.

Добавлено: 1 июля 2020
Статья
Костин А. А., Костина Т. В. Slovĕne. 2019. Т. 8. № 2. С. 163-197.

В 1730-х гг. в Петербургской академии наук велась разработка учебных программ для гимназии, которые позволили бы сделать ее учебным заведением, готовящим специалистов не только для Академии наук, но и шире, для различных родов государственной службы, где было востребовано знание немецкого и русского языков. По Регламенту Г. В. Крафта (1739 г.) гимназия не просто сохраняла разделение на немецкое и латинское отделения. Преподавание в немецкой школе выстраивалось так, что курсы представляли собой завершенный круг наук, в котором обучение русскому стилю было не менее значимым, чем овладение немецким. Визионерски конструируя классы, где в равной степени смешивались бы ученики с различным родным языком, Академия наук создавала билингвальный корпус учебных пособий, позволявший вести обучение одновременно на немецком и русском языках (и обучать им). Важнейшим элементом этого комплекса оказывался впервые формально вводившийся в русскую школьную программу (для учеников старшего класса) «русский (по аналогии с латинским/греческим) автор». Эту ключевую позицию заняла изданная в 1736-1737 гг. по-немецки и переведенная в 1737 г. И. И. Таубертом «Азовская история» Г. З. Байера. Анализ комплекса школьных пособий, предлагавшихся Регламентом Крафта, а также книготорговой практики Академии наук начала 1740-х гг. показывают, что этот выбор не был случайным, — он согласовывался со взглядами читающей русской публики (а также сотрудников Академии наук) на структуру вербального производства. Маргинальное положение стихотворных текстов (поэзии) в этой структуре и вместе с тем внимание ее акторов к вопросам стиля заставляют ставить вопрос о возможности исторического нарратива о русской литературе 1730-х гг., в центре которого оказывались бы коллегиальная работа переводчиков Российского собрания и содержание всей совокупности издававшихся Академией наук (не только на русском языке) книг.

Добавлено: 2 ноября 2019
Статья
Полян П. М. Лехаим. 2020. № 1. С. 41-44.

Об освобождении Аушвица в свете политики памяти о Холокосте

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Козлов Д. С. Фольклор и антропология города. 2018. Т. 1. № 1. С. 318-325.

Статья предлагает обзор «святых писем» (особого жанра народной религиозной словесности), имевших хождения в советских деревнях и городах в 1940–1950-х. Анализ реакции на эти письма со стороны контролирующих органов позволяет реконструировать некоторые страхи (в том числе – эсхатологического характера), присущие разным слоям послевоенного советского общества. В отличие от аналогичных текстов первой половины ХХ века, в «святые письмах» послевоенных лет страх перед грядущим концом света сочетается с опасениями техногенной природы (крупные аварии, атомная война).

Добавлено: 29 июня 2020
Статья
Алексеев А. К. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15. № 4. С. 511-520.

В статье рассматривается протестное движение, охватившее крупные иранские города в конце 2017 - начале 2018 гг. Быстрый рост цен, стремительная девальвация национальной валюты, серьезные экологические проблемы, стали спусковым крючком мощной волны гражданского протеста, в котором объединились различные социальные группы и профессиональные сообщества (аснаф), разочарованные текущей социально-политической обстановкой в стране. Наиболее существенным отличием данной волны протестов от событий 2009 г. стало  активное участие в них т.н. базари, т.е. представителей традиционного среднего класса, которые на протяжении десятилетий обеспечивали социальную базу исламского режима. Несмотря на крайне тяжелые условия, создаваемые санкционным режимом, который иранское руководство называет "психологической войной" против страны, напряженную обстановку в суннитских районах, исламскому руководству пока удается держать ситуацию под контролем. 

От каких реалий современного Ирана устал иранский народ? Какова была реакция иранского Правительства и Лидера революции (Рахбар) на эти события? Предпринимает ли иранский режим необходимые усилия для уменьшение социального неравенства в обществе? Какие силы стоят за данными протестами внутри страны и за ее пределами? Это наиболее существенные вопросы, на которые предстоит ответить, чтобы понять возможный ход событий и их воздействие на будущее ИРИ и региональной безопасности. 

Добавлено: 26 марта 2020
Статья
Ковалева А. Г., Дымова Е. Е., Анчугова О. В. и др. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2019. № 2(37). С. 15-20.

: В условиях возрастающей конкуренции на рынке образовательных услуг высшие учебные заведения стремятся стать научно-исследовательскими центрами, в которых помимо традиционных функций образования и науки осуществляется перенос знаний в практические области экономики и общества в целом, отвечая их запросам. Уральский федеральный университет делает ставку на проектное обучение. В статье дается обоснование необходимости создавать систему проектной деятельности с учетом междисциплинарных связей. Методика организации междисциплинарных проектов на иностранном языке опирается на положения компетентностного и личностно-деятельностного подходов к обучению. Описанная система междисциплинарных проектов основана на классификации метода проектов с точки зрения участников проекта, времени реализации, принципов взаимодействия, способов координации и основных методов реализации. Исследование представляет междисциплинарные проекты для обучения иностранному языку как совокупность учебно-познавательных приемов и действий студентов в различных областях знаний, которые, в свою очередь, позволяют организовать самостоятельную работу студентов с использованием аутентичных источников в профессиональной сфере и предполагают презентацию полученных результатов на иностранном языке. В статье представлена модель поэтапной системы организации проектной работы студентов, начиная с командной работы над проектом в области выбранного направления подготовки на младших курсах в рамках внеаудиторной работы и заканчивая самостоятельной реализацией междисциплинарного проекта в соответствии с учебным планом на старших курсах.

Добавлено: 29 сентября 2020
Статья
Лапушкина А. О. Stratum Plus. 2019. № 6. С. 381-393.

Статья основана на полевых материалах, собранных в течение 8 лет работы с респондентами из малочисленного народа аватиме и Ганы в целом. Первая экспедиция в бывшее Британское Того состоялась в 2011 году, благодаря помощи русско-молдавской семьи миссионеров Винокуровых, которые к 2006 году составили письменность аватиме. Статья посвящена такому историко-культурному явлению, как детство, и основному институту социализации, позволяющему совершить переход от детства к взрослости – обряду инициации аватиме. По традиции обряды инициации позволяли индивиду «закрепить» будущую модель поведения и стать членом общины, то есть полноправным «взрослым». Однако в культуре аватиме сохранился и практикуется на сегодняшний день только женский обряд. Причины этого также приводятся в статье. Уделяется внимание этимологии понятий на языке аватиме (сидеме), историческому контексту, трансформации отношения к полу новорожденного, а также традиции имянаречения. Язык аватиме является тональным, поэтому регионом, в первую очередь, интересовались лингвисты. С 1970-х гг. британский антрополог Лин Брайдон приоткрыла завесу региона Аватиме, положив начало историческим и социокультурным исследованиям; вторым антропологом в этом регионе стала автор статьи А.О. Лапушкина. Помимо включенного наблюдения в качестве основных методов для сбора информации использовалось: анкетирование и интервьюирование (структурированное, полу- и неструктурированное).

Добавлено: 19 сентября 2020
Статья
Сизова А. А. Вестник Томского государственного университета. История. 2019. № 58. С. 94-105.

В статье рассматриваются следственные и судопроизводственные практики российских официальных представительств в Монголии, монгольских и маньчжурских (позднее китайских) властей в регионе до 1917 г. в отношении дел, участниками которых становились подданные Российской и Цинской империй, а с 1912 г. – Китайской Республики и автономной Монголии, и получивших название «смешанные». На основе широкого круга источников, прежде всего, неопубликованных, освещаются специфика правовой основы, организации следствия и рассмотрения в суде гражданских и уголовных дел, имевших место на территории Монголии, проблемы, возникавшие в ходе следственных действий, разбора тяжб, вынесения наказаний и приведения их в исполнение, а также роль и место сложившихся практик в регулировании российско-китайско-монгольских взаимодействий.

Добавлено: 5 декабря 2018