• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 392 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Бондаренко Н. В. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 174-182.

На основе результатов ежегодных опросов работодателей за период с 2006 по 2012 г. проанализированы основные тенденции на рынке труда при найме выпускников учреждений профобразования. Установлено, что в 2012 г. наем выпускников всех уровней профессионального образования в сравнении с 2011 г. сократился. Представлен анализ востребованности выпускников вузов на рынке труда в целом и в каждой из рассматриваемых отраслей экономики. Проанализирована оценка работодателями уровня профессиональных знаний выпускников. Сопоставлена оценка руководителями уровня подготовки выпускников двухступенчатой системы образования и специалистов. Выделены приоритетные критерии отбора кандидатов на вакансии среди выпускников вузов. Исследована активность сотрудничества работодателей с образовательной системой, определена ее зависимость от наличия в организации кадровой службы. Выявлены основные формы такого взаимодействия. 

Добавлено: 11 июня 2016
Статья
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88-111.

На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» анализируются ролевые сдвиги, которые происходят в академической профессии в условиях реформ образования и науки в современной России. На материалах опроса и интервью с преподавателями и научными сотрудниками предлагается типологическая классификация научно-педагогических работников в зависимости от структуры их бюджетов рабочего времени. Выделяются пять категорий: преподаватели-исследователи, преподаватели, исследователи, «универсальные солдаты», эксперты. Эти категории различаются наборами выполняемых рабочих задач, а также установками относительно профессиональной деятельности. Принадлежность к той или иной категории существенно влияет на удовлетворенность распределением рабочего времени между различными видами работ: наименее удовлетворены бюджетами своего рабочего времени сотрудники, имеющие большую преподавательскую и административную нагрузку, что можно объяснить изменениями в области аттестации научно-преподавательских работников, реализуемыми российскими университетами, и реакцией на эти изменения академического персонала. Выделяются типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и научные сотрудники в области бюджетирования рабочего времени. К ним относятся: невысокая степень свободы  в использовании рабочего времени; отсутствие границ между рабочим и личным временем; чрезмерная преподавательская нагрузка; рост количества внеплановых задач; проблема делегирования работы, требующей высокой сследовательской и управленческой квалификации.

Добавлено: 30 марта 2017
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2006. № 4.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Фрумин И. Д., Каспаржак А. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 6-58.

Публикация подготовлена экспертной группой «Новая школа», сформированной в феврале 2011 г. по поручению председателя правительства РФ для разработки предложений правительству РФ по корректировке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии 2020») в области образования, принятой в 2008 г.

Представлены результаты анализа текущего состояния российской системы общего образования с учетом основных мировых трендов развития образования. Сравнение систем образования России и стран ОЭСР показало соответствие отечественной системы образования требованиям современности, что свидетельствует о возможности постановки задачи выхода российского общего образования на лидерские позиции в мире, преобразования школы в один из двигателей инновационного развития.

Рассматривается ряд слабых элементов сферы образования и социализации и негативные тенденции в традиционно сильных сегментах, которые ставят под угрозу не только дальнейшее развитие российской системы школьного образования, но и поддержание ее функционирования на нынешнем уровне. Анализируются глобальные вызовы, создающие риск снижения качества и конкурентоспособности отечественного общего образования. Представлены ресурсы повышения качества и эффективности российской системы образования. Описаны возможные сценарии развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе, сформулирован перечень необходимых мер на ближайшее время и до 2020 г.

Подчеркивается, что объектом образовательной политики должна быть не столько система школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько вся сфера образования и социализации молодого поколения.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Тюменева Ю. А., Капуза А. В., Вергелес К. П. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 150-170.

В предыдущих исследованиях показана эффективность концептуальных карт (КК) для оценки структуры знаний, однако такая оценка, как правило, развивалась в рамках формирующего подхода к оцениванию для отслеживания индивидуального прогресса. Не выделялись и не проверялись формальные индикаторы карт, их чувствительных к уровню развития компетентности в той или иной области знания, что могло бы полезным диагностическим свойством КК и для стандартизированного оценивания. Обобщая данные о структуре знания специалистов с разным уровнем компетентности (экспертов и новичков) мы теоретически задаем такие индикаторы и предпринимаем первую попытку проверить их различительную способность на контрастных группах. Для этой цели мы используем смешанный подход, который позволяет учесть многомерность индивидуальных карт и, одновременно, выделить межгрупповые их различия, поддающиеся количественному анализу. После стандартизированной инструкции и короткого обучения КК были индивидуально построены новичками (n=9) и экспертами (n=4) в области анализа данных.  Формальные индикаторы основывались на интерпретации КК как графа. Результаты показали, что теоретически выделенные формальные индикаторы КК (обобщенность используемых понятий, связанность структуры, доля единичных и комплексных понятий) действительно показали свою различающую способность. Помимо этого, мы идентифицировали несколько содержательных параметров КК (наличие ключевых понятий, ошибочные связи и процедурный/концептуальный характер знаний), которые также различались в контрастных группах.  Результаты выглядят обнадеживающе с точки зрения измерения уровня развития компетентности с помощью КК, хотя гомогенная выборка накладывает ограничения на обобщаемость полученных результатов.

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 228-253.

Доля учащихся, продолжающих по окончании 9 класса обучение в системе среднего профессионального образования (СПО), увеличивается с каждым годом. Как правило, в колледжи переходят академически менее успешные учащиеся из семей с меньшим экономическим и культурным капиталом. Тем не менее система СПО должна предоставить возможность получения качественного общего образования всем, выбравшим эту траекторию после 9 класса. В статье на данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» сравниваются важные условия получения общего математического образования: профессионально-демографические характеристики преподавателей колледжей и школьных учителей, а также используемые ими практики преподавания. В ходе сравнения показано неравенство доступа учащихся к образовательным ресурсам в зависимости от выбранной ими траектории. Выявленные различия связаны с институциональными особенностями сравниваемых траекторий и позволяют говорить о реализации в их рамках разного общего образования.

Добавлено: 31 августа 2018
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 7-24.
От педагогического образования зависит качество школы, а от качества школы - качество профессионального образования. Начав реформы в образовании, мы забыли, что оно начинается с педагогов. Россия совершила исторический поворот. Новому обществу в новой экономике нужны новые люди, с другой системой ценностей, с другими навыками и умениями, во многом с другими знаниями. Содержательная, организационная и технологическая модернизация школы предполагает другого учителя и другого школьного администратора. В статье рассматриваются проблемы, которые поставил перед школой и, следовательно, перед педагогическим образованием новый исторический вектор России. Эти проблемы стали вызовами для педагогического образования, которое во многом оказалось не готовым к встрече с ними. Автор увидел эти вызовы (такие, как низкий социальный и материальный статус учителя, необходимость глубоких изменений в его подготовке - содержательных, технологических, ценностных, необходимость иначе строить систему повышения квалификации учителей, появление абсолютно нового спектра требований к знаниям и умениям школьных администраторов) давно и в собственной практике пытался найти ответы на них. Нереформирование в этой базовой для образовательной системы сфере уже создало реальные и грозные риски не только этой системе, но и будущему России в целом, включая ее экономику, политику и безопасность. Статья рассматривает широкий спектр вопросов педагогического образования, требующих серьезных реформ.
Добавлено: 16 января 2013
Статья
Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 7-24.

Взгляды автора на сущность целей образования и результатов образования и на их взаимосвязь, на специфику педагогического целеполагания и структуру иерархической системы целей образования складывались на протяжении почти 60-летней профессиональной педагогической деятельности. Общие цели школьного образования он представляет как трехуровневую систему: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям развития общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных значимых для учащихся проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8-24.

Академический неуспех студентов традиционно объясняется их способностями, социально-экономическим положением, институциональной средой университета и влиянием социального окружения. Несмотря на то что вклад этих факторов в вероятность студенческих отчислений подробно изучен, пограничные положения студентов, также характеризующиеся высокой вероятностью исключения, оказываются вне зоны внимания исследователей. Используя динамические данные об академических задолженностях и дружеских связях студентов, мы изучаем динамику социального статуса студентов, имеющих пересдачи. Показано, что с течением времени происходит социальная изоляция студентов с академическими задолженностями, создающая для них  дополнительные риски исключения из вуза. Предлагаются рекомендации по преодолению такой изоляции. Работа вносит вклад в изучение социальной вовлеченности учащихся в институциональную и социальную среду университета. 

Добавлено: 31 марта 2017
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Галицкий Е. Б. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 133-152.

В статье представлены результаты социологического исследования, эмпирической базой для которого послужил проведенный в 2007 году опрос 280 выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 1999-2006 годов. Авторы анализируют факторы карьерного успеха выпускников-менеджеров, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствия их нынешней работы полученной на факультете специальности. Выявляются сегменты российской бизнес-среды, в наибольшей степени ориентированные на «клановые» или, напротив, на профессионально-квалификационные критерии карьерных продвижений. Вторая часть статьи посвящена анализу мнений респондентов о содержании учебного процесса на бизнес-факультете. В центре внимания авторов – соотношение фундаментальных и прикладных знаний в структуре подготовки и их роль в успехе профессиональной карьеры выпускников.

Добавлено: 26 октября 2012
Статья
Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2009. № 1. С. 40-59.
Добавлено: 21 апреля 2011
Статья
Майоров А. Н. Вопросы образования. 2007. № 2. С. 98-117.
Добавлено: 16 апреля 2012
Статья
Павлюткин И. В. Вопросы образования. 2007. № 3. С. 220-229.

Каким образом взаимосвязаны внешнее поведение высшего учебного заведения и его внутренняя организация — вопрос, который предлагается к обсуждению в данной работе. Его актуальность обусловлена фактом продолжающейся диверсификации финансирования в российских вузах и необходимостью изучения ее последствий как для принципов организации жизнедеятельности, так и для формирования идентичности учебных заведений. Для ответа на поставленный вопрос автор воспользовался теоретическими положениями двух подходов: теории ресурсной зависимости (resource-dependence approach) и нового институционального подхода к анализу организационного поведения (new institutionalism). Данные подходы исходят из предположения о значимой роли институционального окружения при объяснении изменений в организациях. На примере эмпирического кейса, в котором сравниваются государственные технические, педагогические вузы и вузы экономики и права, были выявлены различия между этими популяциями вузов по таким характеристикам, как степень информационной открытости для потребителя, инвестиционная политика в отношении преподавателей и структура принятия решений.

Добавлено: 13 февраля 2008
Статья
Бурэ К. С. Вопросы образования. 2008. № 2. С. 52-72.

В статье дан краткий обзор изменений законодательства в сфере регулирования высшего образования, а также анализ некоторых положений новых правовых актов. Особое внимание уделено соотношению степеней высшего образования согласно внесенным в соответствующие законы изменениям. Автор указывает на некоторые противоречия между отдельными положениями законов об образовании и Конституцией РФ. Обсуждаются перспективы программ второго высшего образования в связи с введением двухуровневой системы высшего образования, а также возможности трудоустройства лиц со степенью бакалавра и специфика статуса специалистов. Работа выполнена на основании анализа нормативных актов, работ ученых-юристов, а также с использованием публицистических статей, в том числе зарубежных авторов, посвященных реформе образования.

Добавлено: 14 октября 2012
Статья
Литвина Д. А., Омельченко Е. Л. Вопросы образования. 2013. № 2. С. 133-153.

Представление о важности информального образования (самообразования) в формировании определенных типов социальности является основой одной из приоритетных современных образовательных стратегий — обучения в течение всей жизни. В основу анализа информальных образовательных структур внутри радикальных политизированных молодежных солидарностей легли эмпирические данные, полученные в ходе исследования солидарного объединения анархистов в г. Санкт-Петербурге, которое проводилось Центром молодежных исследований НИУ ВШЭ в рамках международного проекта MYPLACE — Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement. Авторы показывают, как информальная система образования связана с повседневными практиками активистов, как она структурно организована и как согласуется с мировоззренческими и политическими установками группы.

Добавлено: 1 июля 2013
Статья
Захаров А. Б., Капуза А. В. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 234-257.

ровень читательской грамотности ребенка связан с культурным капиталом его семьи. В качестве фактора, объясняющего эту связь, исследователи часто упоминают участие родителей в обучении. В статье на данных PIRLS‑2011 анализируется выбор родителями с разным объемом культурного капитала практик поддержки детского чтения до школы и в 4‑м классе. Рассматриваются формальные (игры с алфавитом, игры со словами, письмо) и неформальные (чтение, обсуждение прочитанного, рассказывание историй) практики. В зависимости от уровня образования родители выбирают разные стратегии обучения детей чтению. Родители с высшим образованием чаще занимаются с детьми до школы, используя при этом неформальные практики. Для них характерна стратегия компенсации при непосещении детьми детского сада. Родители без высшего образования чаще поддерживают детское чтение в 4‑м классе. До школы они активнее подключаются к обучению детей, если те посещают детский сад, для них характерна стратегия подкрепления. Анализируется связь различных практик поддержки детского чтения с читательской грамотностью учащихся. 

Добавлено: 7 августа 2017
Статья
Щеглова И. А., Корешникова Ю. Н., Паршина О. А. Вопросы образования. 2019. № 1. С. 264-289.

Цель данной работы - изучить в рамках одной статистической модели связь вовлеченности студентов в академическую, научную и внеучебную сферы университета с развитием навыка критического мышления студентов.

Добавлено: 9 октября 2018
Статья
Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Вопросы образования. 2011. № 3. С. 5-54.

Анализируются основные вызовы современному школьному образованию и успешный опыт ответов на эти вызовы в разных странах. На основе результатов международных обследований качества образования и сравнительных образовательных исследований обсуждаются конкурентные преимущества российской системы образования и потенциал ее развития. Сегодня российскую школьную систему можно считать «скорее хорошей» — между «удовлетворительной» и «хорошей» по классификации компании «МакКинзи». Для перехода в разряд «очень хороших» или «отличных» можно применять разные варианты стратегий. В постсоветский период активно использовались реформирование системы в целом и ликвидация отставания. Эти стратегии опираются на администрирование как на основной ресурс. Они очень затратные, нечувствительны к локальным особенностям системы и способствуют накоплению «усталости от перемен». Возможна третья стратегия — развитие сильных сторон. Основным источником обновления в этом сценарии является инициатива и интерес успешных исследователей, педагогов и школ. Этот подход можно назвать гуманитарной модернизацией образования. Обсуждаются возможности использования данной стратегии в современных условиях и комплекс мер по закреплению и использованию конкурентных преимуществ в российской образовательной системе.

Добавлено: 9 сентября 2012