• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 403 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Сидоркин А. М. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 136-155.

Рассматриваются система аккредитации и профессиональные стандарты педагогических факультетов, а также некоторые инновации в педагогическом образовании в США. Опыт американских вузов анализируется применительно к основным направлениям потенциальной реформы педагогического образования в России.

Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Косарецкий С. Г., Пинская М. А., Пономарева Алена Александровна Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.

На основании данных, полученных в ходе международного сравнительного исследования учительского корпуса TALIS‑2013, анализируются уровень профессиональной подготовки молодых учителей в России, их трудоустройство, ввод в профессию и дальнейшее профессиональное развитие, трудности, которые они испытывают в преподавательской деятельности, их удовлетворенность обратной связью, получаемой от руководства школы и коллег. Показано, что отечественный учительский корпус не является гомогенным, оценки, которые дают учителя разного возраста, существенно различаются во всех изучаемых областях. Молодые учителя испытывают трудности в профессиональной коммуникации и сталкиваются с барьерами в доступе к профессиональному развитию. При этом они не готовы к решению практических педагогических задач, недостаточно владеют современными педагогическими технологиями. Авторы делают вывод, что молодые учителя нуждаются в расширении возможностей профессионального развития, прежде всего проходящего в активных и групповых формах. Повысить их шансы на успешную адаптацию к требованиям школьной практики мог бы специально организованный период введения в профессию, который поддержит их базовую мотивацию и позволит избежать оттока молодых учителей из школы вследствие неудовлетворенности.

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Давыдова И. А., Козьмина Я. Я. Вопросы образования. 2014. № 4. С. 169-183.

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на уровень профессионального стресса и удовлетворенности работой российских преподавателей высших учебных заведений. Нами используются данные международного исследования преподавателей вузов «Changing academic profession», проведенного по единой методологии в 20 странах мира, включая Россию. В отличие от своих коллег из других стран российские преподаватели испытывают низкий профессиональный стресс и меньше удовлетворены своей работой. В статье описывается взаимосвязь уровня профессионального стресса и удовлетворенности работой преподавателей с удовлетворенностью ресурсами, предоставляемых вузом, а также показывается, что особое значение в России имеют нематериальные ресурсы (коммуникация, роль в организации и пр.). 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Болотов В. А. Вопросы образования. 2018. № 3. С. 287-297.

Рассматриваются основные этапы становления российской системы оценки качества образования: проведение аттестаций образовательных учреждений, участие в международных сравнительных исследованиях, внедрение ЕГЭ и ОГЭ, формирование сообщества профессионалов, занимающихся оценкой качества образования. Насущные задачи развития отечественной системы оценки качества образования автор видит в переходе на компетентностно ориентированный ЕГЭ и ОГЭ с сохранением предметной составляющей; в создании национальных мониторингов, которые помогали бы сравнивать регионы и муниципалитеты, а также отслеживать социализацию выпускников школ; в проработке различных моделей внутриклассного и внутришкольного оценивания и создании инструментария для измерения индивидуального прогресса учащихся. Главной же проблемой в оценке качества образования автор считает отсутствие на всех уровнях грамотной интерпретации результатов измерений.

Добавлено: 26 октября 2018
Статья
Рамендик Д. М. Вопросы образования. 2011. № 1. С. 161-171.

Представленны результаты психологического исследования 90 студентов курсов биологического факультета МГУ и пяти докторов биологических наук. На основании экспертных оценок преподавателей выявляли по десять наиболее сильных и наиболее слабых студентов. Их сравнивали по большому числу когнитивных и личностных показателей. Показано, что успешность научной работы связанна не с развитием отдельных когнитивных, коммуникативных или личностных свойств, а с их системным взаимодействием. При неустойчивости или не оптимальности этого взаимодействия эффективность научной деятельности оказывается низкой, даже если уровень развития отдельных когнитивных способностей и личностных свойств достаточно высок.

Добавлено: 22 декабря 2012
Статья
Юдкевич М. М., Польдин О. В., Матвеева Н. Н. и др. Вопросы образования. 2017. № 2. С. 10-35.

В работе оценивается эффект влияния государственной про- граммы повышения конкурентоспособ- ности российских университетов (Про- грамма «5–100») на публикационную активность вузов. В исследовании ис- пользуются данные о финансировании, количестве публикаций в Web of Science, численности сотрудников 14 вузов, являющихся участниками Программы «5–100» с 2013 г., и 13 вузов контрольной группы. Регрессионный анализ лонги- тюдных данных с 2010 по 2015 г. пока- зывает, что значимый эффект дости- гается уже в первые годы реализации программы: на фоне общего тренда усиления публикационной активности российских вузов показатели по публи- кациям вузов—участников Программы «5–100» растут опережающими темпа- ми. Кроме того, у участвующих в про- грамме вузов после старта программы наблюдается рост числа публикаций на одного сотрудника в высокоцити- руемых журналах.

Добавлено: 27 сентября 2017
Статья
Радаев В. В., Медведев С. А., Талалакина Е. В. и др. Вопросы образования. 2018. № 1. С. 200-233.

Дискуссия «Пять моих главных вызовов в преподавании» — первая встреча в рамках программы повышения квалификации для преподавателей и научных сотрудников НИУ ВШЭ «Teach for HSE — Преподаем в Вышке». Программа нацелена на совершенствование преподавательского мастерства, она представляет собой рабочий инструмент, который позволит заинтересованному преподавателю либо разработать новый учебный курс и спроектировать его с нуля, либо перепроектировать тот курс, который уже читается. Участники будут обсуждать модели преподавания, которые реализуются в ведущих вузах. В начинающемся годовом цикле внимание будет сосредоточено на проблемно ориентированном обучении. При этом организаторы рассчитывают, что программа будет способствовать развертыванию широкой дискуссии о преподавании. В данной публикации журнал представляет вниманию читателей четыре рефлексии личного опыта преподавания. Они принадлежат преподавателям, работающим в очень разных областях — социологии, экономике, политологии, преподавании английского языка. Несмотря на то что они не первый год выходят на университетскую кафедру, перед ними каждый день встают вопросы: чему учить, как учить, для чего учить, кого они учат? 

Добавлено: 9 апреля 2018
Статья
Янбарисова Д. М. Вопросы образования. 2014. № 1. С. 217-237.

Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость студентов старших курсов в вузах Татарстана. Анализируются данные первой волны Мониторинга образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников школ и вузов — лонгитюдного исследования, запущенного Институтом образования НИУ ВШЭ в 2009 г. На основании двух параметров — графика работы и соответствия работы получаемой в вузе специальности — выделены пять типов совмещения учебы с работой. Для студентов, по-разному совмещающих учебу с работой, характерны разные показатели успеваемости, разные планы на будущее, у них несколько различаются мотивы поступления в вуз. По результатам регрессионного анализа установлено, что только один тип совмещения — работа полный день не по специальности —отрицательно влияет на успеваемость. Статистически значимого влияния остальных стратегий реализации студенческой занятости на успеваемость не выявлено. При прочих равных условиях студенты, работающие по специальности, учатся лучше, чем работающие не по специальности, а иногда и чем неработающие. Оптимальной стратегией занятости для студента является работа по специальности неполный день или неполную неделю. В этом случае работа становится дополнительным источником знаний и навыков, а также мотивации к обучению.

Добавлено: 11 апреля 2014
Статья
Бондаренко Н. В. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 174-182.

На основе результатов ежегодных опросов работодателей за период с 2006 по 2012 г. проанализированы основные тенденции на рынке труда при найме выпускников учреждений профобразования. Установлено, что в 2012 г. наем выпускников всех уровней профессионального образования в сравнении с 2011 г. сократился. Представлен анализ востребованности выпускников вузов на рынке труда в целом и в каждой из рассматриваемых отраслей экономики. Проанализирована оценка работодателями уровня профессиональных знаний выпускников. Сопоставлена оценка руководителями уровня подготовки выпускников двухступенчатой системы образования и специалистов. Выделены приоритетные критерии отбора кандидатов на вакансии среди выпускников вузов. Исследована активность сотрудничества работодателей с образовательной системой, определена ее зависимость от наличия в организации кадровой службы. Выявлены основные формы такого взаимодействия. 

Добавлено: 11 июня 2016
Статья
Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 88-111.

На примере Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» анализируются ролевые сдвиги, которые происходят в академической профессии в условиях реформ образования и науки в современной России. На материалах опроса и интервью с преподавателями и научными сотрудниками предлагается типологическая классификация научно-педагогических работников в зависимости от структуры их бюджетов рабочего времени. Выделяются пять категорий: преподаватели-исследователи, преподаватели, исследователи, «универсальные солдаты», эксперты. Эти категории различаются наборами выполняемых рабочих задач, а также установками относительно профессиональной деятельности. Принадлежность к той или иной категории существенно влияет на удовлетворенность распределением рабочего времени между различными видами работ: наименее удовлетворены бюджетами своего рабочего времени сотрудники, имеющие большую преподавательскую и административную нагрузку, что можно объяснить изменениями в области аттестации научно-преподавательских работников, реализуемыми российскими университетами, и реакцией на эти изменения академического персонала. Выделяются типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели и научные сотрудники в области бюджетирования рабочего времени. К ним относятся: невысокая степень свободы  в использовании рабочего времени; отсутствие границ между рабочим и личным временем; чрезмерная преподавательская нагрузка; рост количества внеплановых задач; проблема делегирования работы, требующей высокой сследовательской и управленческой квалификации.

Добавлено: 30 марта 2017
Статья
Пенская Е. Н. Вопросы образования. 2006. № 4.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Фрумин И. Д., Каспаржак А. Вопросы образования. 2012. № 1. С. 6-58.

Публикация подготовлена экспертной группой «Новая школа», сформированной в феврале 2011 г. по поручению председателя правительства РФ для разработки предложений правительству РФ по корректировке Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года («Стратегии 2020») в области образования, принятой в 2008 г.

Представлены результаты анализа текущего состояния российской системы общего образования с учетом основных мировых трендов развития образования. Сравнение систем образования России и стран ОЭСР показало соответствие отечественной системы образования требованиям современности, что свидетельствует о возможности постановки задачи выхода российского общего образования на лидерские позиции в мире, преобразования школы в один из двигателей инновационного развития.

Рассматривается ряд слабых элементов сферы образования и социализации и негативные тенденции в традиционно сильных сегментах, которые ставят под угрозу не только дальнейшее развитие российской системы школьного образования, но и поддержание ее функционирования на нынешнем уровне. Анализируются глобальные вызовы, создающие риск снижения качества и конкурентоспособности отечественного общего образования. Представлены ресурсы повышения качества и эффективности российской системы образования. Описаны возможные сценарии развития сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе, сформулирован перечень необходимых мер на ближайшее время и до 2020 г.

Подчеркивается, что объектом образовательной политики должна быть не столько система школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько вся сфера образования и социализации молодого поколения.

Добавлено: 24 июля 2014
Статья
Тюменева Ю. А., Капуза А. В., Вергелес К. П. Вопросы образования. 2017. № 4. С. 150-170.

В предыдущих исследованиях показана эффективность концептуальных карт (КК) для оценки структуры знаний, однако такая оценка, как правило, развивалась в рамках формирующего подхода к оцениванию для отслеживания индивидуального прогресса. Не выделялись и не проверялись формальные индикаторы карт, их чувствительных к уровню развития компетентности в той или иной области знания, что могло бы полезным диагностическим свойством КК и для стандартизированного оценивания. Обобщая данные о структуре знания специалистов с разным уровнем компетентности (экспертов и новичков) мы теоретически задаем такие индикаторы и предпринимаем первую попытку проверить их различительную способность на контрастных группах. Для этой цели мы используем смешанный подход, который позволяет учесть многомерность индивидуальных карт и, одновременно, выделить межгрупповые их различия, поддающиеся количественному анализу. После стандартизированной инструкции и короткого обучения КК были индивидуально построены новичками (n=9) и экспертами (n=4) в области анализа данных.  Формальные индикаторы основывались на интерпретации КК как графа. Результаты показали, что теоретически выделенные формальные индикаторы КК (обобщенность используемых понятий, связанность структуры, доля единичных и комплексных понятий) действительно показали свою различающую способность. Помимо этого, мы идентифицировали несколько содержательных параметров КК (наличие ключевых понятий, ошибочные связи и процедурный/концептуальный характер знаний), которые также различались в контрастных группах.  Результаты выглядят обнадеживающе с точки зрения измерения уровня развития компетентности с помощью КК, хотя гомогенная выборка накладывает ограничения на обобщаемость полученных результатов.

Добавлено: 26 сентября 2017
Статья
Корешникова Ю. Н., Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф. Вопросы образования. 2018. № 2. С. 228-253.

Доля учащихся, продолжающих по окончании 9 класса обучение в системе среднего профессионального образования (СПО), увеличивается с каждым годом. Как правило, в колледжи переходят академически менее успешные учащиеся из семей с меньшим экономическим и культурным капиталом. Тем не менее система СПО должна предоставить возможность получения качественного общего образования всем, выбравшим эту траекторию после 9 класса. В статье на данных лонгитюда «Траектории в образовании и профессии» сравниваются важные условия получения общего математического образования: профессионально-демографические характеристики преподавателей колледжей и школьных учителей, а также используемые ими практики преподавания. В ходе сравнения показано неравенство доступа учащихся к образовательным ресурсам в зависимости от выбранной ими траектории. Выявленные различия связаны с институциональными особенностями сравниваемых траекторий и позволяют говорить о реализации в их рамках разного общего образования.

Добавлено: 31 августа 2018
Статья
Любимов Л. Л. Вопросы образования. 2005. № 4. С. 7-24.
От педагогического образования зависит качество школы, а от качества школы - качество профессионального образования. Начав реформы в образовании, мы забыли, что оно начинается с педагогов. Россия совершила исторический поворот. Новому обществу в новой экономике нужны новые люди, с другой системой ценностей, с другими навыками и умениями, во многом с другими знаниями. Содержательная, организационная и технологическая модернизация школы предполагает другого учителя и другого школьного администратора. В статье рассматриваются проблемы, которые поставил перед школой и, следовательно, перед педагогическим образованием новый исторический вектор России. Эти проблемы стали вызовами для педагогического образования, которое во многом оказалось не готовым к встрече с ними. Автор увидел эти вызовы (такие, как низкий социальный и материальный статус учителя, необходимость глубоких изменений в его подготовке - содержательных, технологических, ценностных, необходимость иначе строить систему повышения квалификации учителей, появление абсолютно нового спектра требований к знаниям и умениям школьных администраторов) давно и в собственной практике пытался найти ответы на них. Нереформирование в этой базовой для образовательной системы сфере уже создало реальные и грозные риски не только этой системе, но и будущему России в целом, включая ее экономику, политику и безопасность. Статья рассматривает широкий спектр вопросов педагогического образования, требующих серьезных реформ.
Добавлено: 16 января 2013
Статья
Лебедев О. Е. Вопросы образования. 2013. № 1. С. 7-24.

Взгляды автора на сущность целей образования и результатов образования и на их взаимосвязь, на специфику педагогического целеполагания и структуру иерархической системы целей образования складывались на протяжении почти 60-летней профессиональной педагогической деятельности. Общие цели школьного образования он представляет как трехуровневую систему: развитие способности выбирать образ жизни, адекватный современным тенденциям развития общества; формирование опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных и иных значимых для учащихся проблем; освоение способов деятельности, применимых в школьной практике и за ее пределами.

Добавлено: 27 апреля 2013
Статья
Валеева Д. Р., Докука С. В., Юдкевич М. М. Вопросы образования. 2017. № 1. С. 8-24.

Академический неуспех студентов традиционно объясняется их способностями, социально-экономическим положением, институциональной средой университета и влиянием социального окружения. Несмотря на то что вклад этих факторов в вероятность студенческих отчислений подробно изучен, пограничные положения студентов, также характеризующиеся высокой вероятностью исключения, оказываются вне зоны внимания исследователей. Используя динамические данные об академических задолженностях и дружеских связях студентов, мы изучаем динамику социального статуса студентов, имеющих пересдачи. Показано, что с течением времени происходит социальная изоляция студентов с академическими задолженностями, создающая для них  дополнительные риски исключения из вуза. Предлагаются рекомендации по преодолению такой изоляции. Работа вносит вклад в изучение социальной вовлеченности учащихся в институциональную и социальную среду университета. 

Добавлено: 31 марта 2017
Статья
Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С., Галицкий Е. Б. Вопросы образования. 2009. № 4. С. 133-152.

В статье представлены результаты социологического исследования, эмпирической базой для которого послужил проведенный в 2007 году опрос 280 выпускников факультета менеджмента ГУ-ВШЭ 1999-2006 годов. Авторы анализируют факторы карьерного успеха выпускников-менеджеров, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствия их нынешней работы полученной на факультете специальности. Выявляются сегменты российской бизнес-среды, в наибольшей степени ориентированные на «клановые» или, напротив, на профессионально-квалификационные критерии карьерных продвижений. Вторая часть статьи посвящена анализу мнений респондентов о содержании учебного процесса на бизнес-факультете. В центре внимания авторов – соотношение фундаментальных и прикладных знаний в структуре подготовки и их роль в успехе профессиональной карьеры выпускников.

Добавлено: 26 октября 2012