• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 2 679 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Куркина Е. С., Князева Е. Н., Куретова Е. Д. Сложные системы. 2013. № 3 (8). С. 4-50.

В статье исследуется глобальная эволюция мирового сообщества как единой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы (Мир-Системы) и выявляются основные характеристики и закономерности этой эволюции. При этом внимание фокусируется на рассмотрении цикличности эволюции, периодизации глобальной истории человечества, росте сложности и рождении технологических, социальных и культурных инноваций в результате прохождения кризисов. Исследование строится как междисциплинарное и опирается на результаты математического моделирования. Подробно анализируются модели И.М. Дьюконова, С.П. Капицы, М. Кремера и С.П. Курдюмова, а также модель макроэволюции Мир-Системы Л.Е. Гринина, А.В. Коротаева, С.Ю. Малкова. Эволюция мирового сообщества рассматривается как этап универсального (глобального) эволюционного процесса, начавшегося с Большого взрыва и приведшего к возникновению жизни и появлению человека. Развитие Мир-Системы в режиме с обострением приводит к сильнейшему расслоению общества, к усилению неустойчивости и неравномерности развития стран и территорий, к распаду сложных геополитических структур, к угрозе коллапса цивилизации. В качестве позитивной альтернативы в статье обрисовываются возможности управления будущим и выбора благоприятного пути развития человечества, основанного на понимании принципов коэволюции природы и человечества и коэволюции сложных геополитических структур мира.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Слюсарев В. В., Хусяинов Т. М. Век глобализации. 2018. № 4. С. 145-151.

В статье обращается внимание на ряд ключевых проблем, с которыми под воздействием цифровой революции сталкивается человек в своей обы- денной жизни. В противовес так называемым большим вызовам, характер- ным для масштабов государств и наций, предлагается сосредоточить вни- мание на экзистенциальной стороне происходящих перемен. В частности, делается акцент на особенностях образовательного процесса, трудовой де- ятельности, потребления и стиля жизни человека, окруженного технологи- ями и гаджетами. Авторы обращают внимание на сложность и амбива- лентность процессов развития, которые влекут за собой как невиданные ра- нее блага, превращающие жизнь человека в подобие Эдема, так и экзистен- циальный шок и страх будущих перемен.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2017. № 6. С. 121-136.

Современные цифровые технологии радикально меняют экономику, образ жизни в целом. Рынок труда требует качественно иного содержания подготовки выпускников учебных заведений. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Эти процессы имеют неоднозначные последствия для позиционирования как университетов, так и преподавательского труда. Необходимые компетенции приобретаются часто за стенами учебных заведений, потому что образовательные программы часто не успевают за динамикой технологий. Рынок онлайн-образования вызывает вопрос о статусе университетского диплома. Преподаватель превращается из носителя транслируемых знаний и умений в навигатора, который помогает ориентироваться в базах знаний. Все эти вопросы стоят особенно остро применительно к реформированию российской системы высшего образования. Необходимая оптимизация подменяется простым сокращением количества университетов, сокращением их финансовой поддержки. Оценка содержания научной деятельности подменяется формальными реквизитами науко- метрии. Преподавательский труд приобретает прекарный характер.

Добавлено: 19 ноября 2017
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2018. № 6. С. 100-108.

Современные цифровые технологии создают новые условия жизни, но и сами зависят от социально-культурного контекста их разработок и использования. В этой связи, представляется важным и необходимым говорить о социально-культурном инжиниринге (С-КИ) – систематизации знаний, практик разработки, экспертизы и реализации проектов, связанных с преобразованием социальной реальности, социализацией личности. Интеграция, конвергенция осмысления этих планов в рамках С-КИ может создать новую ситуацию: цифровизация, создающая проблемы, способна выступить платформой решения этих проблем. Актуальной задачей становится систематизация изучения, осмысления и позиционирования междисциплинарного комплекса С-КИ. В решение этой задачи входит обоснование методологии и позиционирования междисциплинарных исследований, а также обоснование методологии и институционализация комплексной гуманитарной экспертизы.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Тульчинский Г. Л. Философские науки. 2018. № 11. С. 28-43.

Гуманитарная мысль еще не сталкивалась с такими вызовами, как в наши дни. Если биотехнологии наметили перспективы «постчеловеческой» персонологии, отделяя ее от антропоморфности вменяемой личности, то цифровизация и роботизация практически всех сфер социальной практики выводит на первый план идею гомодицеи – оправдания необходимости существования человека. В статье представлены четыре блока вызовов гуманитарному знанию: (1) достижения медицины, протезирования, трансплантологии и генной инженерии, наметившие отделение вменяемого субъекта от традиционной антропоморфности («постчеловеческая» персонология); (2) исследования нейро-физиологии мозга, выдвинувшие новые аргументы против свободы воли; (3) издержки непродуманной пропаганды прав человека; (4) цифровизация практически всех социально-культурных практик – от экономики и военного дела до образования и функционирования власти. Именно цифровизация пронизывает все эти «поля проблематизации», задавая их общую концептуальную и технологическую платформу. В этой связи встает вопрос о гуманитарной экспертизе современных технологий и реализуемых с их помощью проектов образования, коммуникации, управления. Речь идет об экспертизе не только последствий или также хода, или даже возможности реализации таких проектов, но и самой их необходимости. Важны критерии и нацеленность такой экспертизы. Очевидно, что она не может быть направлена только на сохранение биологического вида homo sapiens и условий его выживания. В ситуации, когда ставятся под сомнение свобода и свобода воли, возникает парадоксальный выбор: что важнее - Homo или sapiens? Настала пора четкого различения понятий гуманизма и гуманитарности, включая в последнюю и постчеловеческую персонологию. Если гуманитарность – персонология свободного духа, то гуманизму, похоже, место рядом с экономизмом и национализмом – формами ограниченной гуманитарности. Этот широкий спектр проблем требует осмысления не только их содержания, но методологии гуманитарных наук, их перспектив позиционирования в современном социуме.

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Запорожец О. Н. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 4. С. 148-157.

В статье проблематизируется концепция «подключенного города» (ubiquitous city) как способа описания изменений, происходящих в городской среде в ситуации увеличившегося интернет-доступа и времени, проводимого онлайн. Автор предлагает термин «цифровая пористость» для обозначения неоднородности, ограничений и разрывов цифровой связанности (технологических, материальных, пространственных, социальных, телесных и др.) и обосновывает продуктивность его использования для описания изменяющейся городской среды. На примере изучения политик интернетизации и практик пользования интернетом в метрополитенах Москвы и Санкт-Петербурга показывается, что расширение зоны интернета и включение в него новых городских пространств автоматически не увеличивают связанность города, поскольку последняя зависит не только от наличия или качества связи, но и от намерений и навыков пользователей, их представлений о комфортности и возможности пользования интернетом, значения поездок в более широких горизонтах планирования.

Добавлено: 8 апреля 2016
Статья
Хусяинов Т. М. Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2. № 1. С. 60-65.

Данная реплика для дискуссии «Философия “Черного зеркала”» представляет собой рассуждение о трансформациях системы наказаний, на основании представленных в сериале «Черное зеркало» перспектив технологического развития. Государство, вводя те или иные законы, стремится ограничить действия человека, создавая для него определенную рамку поведения; при этом оно пытается не только определить границы дозволенного, но и следить за тем, чтобы человек их не нарушал. Со-временные цифровые технологии могут дать возможность не только контролировать соблюдение всех существующих правил, но и принимать решение о наказании и даже его реализовывать. При этом, в отличие от прошлого, человек может не только не подвергаться каким-либо физическим наказаниям, но и не исключаться из привычного физического пространства. Он так же, как и прежде, может жить в своем доме, ходить по улицам, но при этом быть исключенным из общества; находясь рядом, утратить возможность контактировать с другими людьми. Ставится вопрос о том, какие последствия для личности и общества может иметь подобная трансформация наказаний.

Добавлено: 9 апреля 2019
Статья
Слюсарев В. В., Хусяинов Т. М. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. № 3. С. 434-442.

В статье рассматривается влияние интенсивного развития информационных и коммуникационных технологий на личность и восприятие ею своего места в социуме. Авторы обращаются к ключевым вопросам, обусловленным особенностью современной жизни – непосредственной связью с сетью Интернет: как воспринимается человеческое тело в виртуальном мире, что значит для человека постоянное присутствие в сети, так ли безопасен виртуальные мир для человека по эту сторону экрана. Анализ совокупности факторов проявления социальности и самоидентификации личности пользователя Глобальной сети позволяют поставить вопрос, а есть ли реальный человек в социуме без его виртуального аватара.

Добавлено: 10 ноября 2019
Статья
Лапина-Кратасюк Е. Г., Запорожец О. Н. Шаги/Steps. 2016. Т. 2. № 1. С. 103-113.

В статье критически осмыслены основные методологические положения исследований дигитализации городского пространства. Проблематизация концепции«цифровой связанности» опирается на обнаруженный в результате эмпирических исследований дискретный характер мобильных цифровых практик. В то же время единую логику различным кейсам придает общая антропологическая перспектива: исходная точка наших рассуждений — человек в изменяющейся городской среде.

Добавлено: 17 апреля 2016
Статья
Винкельман А. М. Метаморфозис: студенческий научный журнал. 2017. Т. 1. № 4. С. 13-17.

В статье выполнен критический анализ "Цицерона" Тютчева в контексте размышлений о философии истории в русской философии (Франк, Бердяев). 

Добавлено: 12 февраля 2018
Статья
Климова С. М. Logos i Ethos. 2016. Т. 43. С. 137-148.

Петр Чаадаев- амбивалентная фигура. Значение его работ, с одной стороны, было сильно преувеличенно, с другой, непонято. Он стал основателем общественных дискуссий по насущным проблемам, смещая регистр интересов с диалогов с властью на новый уровень общественных дискуссий.

Добавлено: 3 апреля 2017
Статья
Гаспарян Д. Э. Человек. 2019. Т. 30. № 5. С. 38-55.

В XX веке, богатом на философские прозрения, можно встретить необычный извод гуманизма, связанный с философской категорией «ничто» (или «негативности»). Проект «гуманизации ничто» провозгласил, что основу человеческого в человеке нужно искать в недрах философской категории ничто, восходящей к классическим положениям философии Гегеля [4, c. 18]. Термин «гуманизация» в рамках данного проекта часто понимают технически, подразумевая, что негативность воплощается в человеке. Об идее этого воплощения написано достаточно, но в настоящем эссе мы хотели бы обратить отдельное внимание непосредственно на гуманистический подтекст проекта. Поскольку ничто гуманизируется, она становится носителем самого человеческого в человеке. Речь идет о способности человека быть существом: 1. сознающим (знать мир как сущее, можно только приходя к нему из несущего), 2. действующим (человеческая активность отрицает наличность мира, привнося в него новое), 3. свободным (человек совершает поступок в ситуации фундаментальной неопределенности, в буквальном смысле творит из ничто, поскольку любое его действие возможно). Соединение этих способностей и качеств характеризует человека как существо, отрицающее всякое наличное положение дел. Все, что дается миром природы как данность, может быть радикально трансформировано человеком, в ходе человеческой истории. Мы также хотели бы рассмотреть то, как данный тип гуманизма противопоставил себя натурализму – направлению не менее авторитетно заявившему о себе в начале минувшего столетья. В статье мы обратим внимание на неожиданное родство этих двух направлений, равно как их явственное расхождение.

Добавлено: 16 июля 2019
Статья
Золотухин В. В. Религиоведческие исследования. 2017. Т. 15. № 1. С. 117-123.

Обзор конференции.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Слюсарев В. В., Хусяинов Т. М. Человек. 2019. Т. 30. № 4. С. 113-129.

Развитие человечества и его культуры неотъемлемо связано с созданием, использованием и совершенствованием различных орудий труда. Со временем к ним добавились невещественные артефакты, которые обусловили как облик самого человека, его практики и жизненного мира, так и реалии всей цивилизации. В процессе развертывания Четвертой промышленной революции большое значение приобретает взаимоотношение человека, техники и технологий. Появление новых технологий открыло перед человечеством невиданные вычислительные и производственные возможности. Фундаментальные изменения, обусловленные качественным рывком развития вычислительных технологий, подводят нас к состоянию стирания условных границ между миром человека и миром техники. В своем стремлении освободиться от довлеющей обыденности — монотонного, лишенного какого-либо серьезного творческого потенциала и «несвободного» труда — человек предпринимает попытки как можно больше подобных функций переложить на плечи различных технологических решений. Более того — человек в некотором отношении оказывается заложником техники, которая обуславливает его новообразованную повседневность. Техника уже становится дополнением, ассистентом, «партнером» для человека в решении рутинных проблем, выполняя различные повседневные задачи, становясь собеседником или «другом» или «питомцем». Авторы пытаются показать, что развитие техники — это вынесенная «за скобки» эволюция человека, и проследить тенденции ее развития. На основании анализа существующих тенденций высказывается предположение о возможностях будущего взаимодействия человека и техники, их места и роли в будущем высокотехнологичном мире. В то время как человек все больше становится Демиургом, техника исполняет роль его послушного создания.

Добавлено: 31 июля 2019
Статья
Чепурин К. В. История философии. 2012. № 17. С. 141-159.

Из всей «берлинской» философии духа Гегеля его антропология – учение об индивидуальной человеческой душе и первая часть философии субъективного духа – исследована, пожалуй, менее всего. В данной статье я дам новое введение в антропологию Гегеля и на примеру гегелевских антропологических понятий интенсивности и судьбы покажу, что роль антропологии у «позднего» Гегеля поистине основополагающая.

Добавлено: 25 октября 2012
Статья
Кильдюшов О. В. Вопросы национализма. 2015. Т. 21. № 1. С. 81-91.

В статье речь идет о трагедии первого русского спорта и русских спортсменах, навсегда оставшихся в траншеях Первой мировой. В ней приводятся голоса самих героев той эпохи – ведущих русских атлетов и спортивных функционеров, теоретиков, журналистов.

Добавлено: 23 мая 2015
Статья
Кильдюшов О. В. Живая история. 2016. Т. 16. № 10. С. 42-47.

В статье речь идет о трагедии первого русского спорта и русских спортсменах, навсегда оставшихся в траншеях Первой мировой. В ней приводятся голоса самих героев той эпохи – ведущих русских атлетов и спортивных функционеров, теоретиков, журналистов. Аутентичные высказывания представителей спортивной общественности представляют значительный историко-социологический интерес для изучения духа эпохи «Великой войны».

Добавлено: 21 октября 2016
Статья
Павлов А. В. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 1-2. С. 670-689.

В ситуации столетнего юбилея Русской революции появилось много новой литературы, посвященной 1917 году. Автор сосредоточил свое внимание на нескольких переведенных книгах, в которых освещается тема «религии и Революции»: «Дом правительства» Юрия Слезкина, «Великая русская революция. 1905–1921» Марка Стейнберга и «Локомотивы истории» Мартина Малиа. Сравнивая подходы к теме в названных книгах, автор делает выводы относительно их научных и политических импликаций, попутно сравнивая их с работами 1960-х и 1970-х гг. Благодаря этому сравнению становится ясна разница между нынешними и прежним подходами к Революции — разница, которая заключается в «культурном повороте». Ученые теперь не строят модели Революции, но делают акцент на повседневности. Однако даже в новейших книгах обнаруживаются прежние идеологические установки времен холодной войны. Это касается главным образом книги Слезкина, тогда как работа Стейнберга выглядит более свободной от старых установок.

Добавлено: 12 августа 2019
Статья
Каспэ С. И. Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2018. № 3. С. 6-30.

Метафора «рынков спасения» может быть ограниченно полезна для понимания поведения тех акторов, которые действуют в пересечениях сакрального и политического полей, руководствуясь собственной рациональной логикой, – например, государств. Наблюдаемое в последние десятилетия ослабление их сотериологической функции может быть связано со сжатием самого рынка спасения вследствие сокращения объемов человеческого страдания. Однако это сжатие оказалось временным. Восстановление спроса на спасение заставляет государства переопределять свои стратегии, колеблясь между различными версиями «гражданской религии», «политической религии», радикального лаицизма и т.д. Одновременно ужесточается конкуренция между государствами и иными операторами спасения – другими формами политических союзов, а также традиционными и нетрадиционными иерократическими союзами.

Гипотетически критерием оценки конкурентоспособности государств на рынке спасения может служить степень выражаемой их гражданами готовности «сражаться за свою страну». В пользу гипотезы говорит то, что категория жертвы, так или иначе присутствующая в почти любых сакральных дискурсах и символических комплексах, оттуда перешла и в дискурсы, и в механизмы символизации и легитимации современного государства. Впрочем, интуитивно очевидные подтверждения выдвинутой гипотезы в социологических данных отсутствуют – однако более глубокий анализ, возможно, позволит их выявить. В то же время есть основания полагать, что дальнейшее развитие событий вообще поставит под сомнение продуктивность применения к этой проблематике метафоры рынка и потребует замены ее другой метафорой. Вероятнее всего, метафорой войны.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Тульчинский Г. Л. Вопросы философии. 2018. № 4. С. 22-31.

Российская революция – процесс неоднозначной модернизации (начиная с конца XIX века), которая до сих пор институционально не завершена. Ключевым моментом этого процесса являются события 2017 года, итогом которых стал приход к власти партии большевиков, последовавшие Гражданская война, становление политического режима, который придал модернизации чрезвычайно травматичную для социума форму. Для объяснения этих событий предлагается парадокс П.Я.Чаадаева о перспективе победы несостоятельного социализма в силу несостоятельности его противников. Содержание этого «фактора Чаадаева» уточнено с помощью концептов политической воли и «черных лебедей» Н.Талеба. С этой точки зрения, переход социума в новое состояние – дело небольшого количества бескомпромиссных людей, лично заинтересованных в переходе, вовлеченных в этот процесс, сопричастных ему. В случае упрощения проблем и решений в сочетании с акцентированной бескомпромиссностью меньшинства и достаточной терпимости большинства, у представителей этого большинства возникает асимметрия в выборе. Результаты проведенного рассмотрения выходят за рамки российского опыта и открывают новые теоретические и практические возможности применительно к проблемам пассионарности и толерантности. Так, при нарушении условия взаимности в толерантности, общество способно утратить иммунитет по отношению к преисполненным воли нетолерантным.

Добавлено: 15 октября 2018
Статья
Тульчинский Г. Л. Вопросы философии. 2018. № 12. С. 131-140.

 Российская революция – процесс неоднозначной модернизации (начиная с конца XIX века), которая до сих пор институционально не завершена. Ключевым моментом этого процесса являются события 2017 года, итогом которых стал приход к власти партии большевиков, последовавшие Гражданская война, становление политического режима, который придал модернизации чрезвычайно травматичную для социума форму. Для объяснения этих событий предлагается парадокс П.Я.Чаадаева о перспективе победы несостоятельного социализма в силу несостоятельности его противников. Содержание этого «фактора Чаадаева» уточнено с помощью концептов политической воли и «черных лебедей» Н.Талеба. С этой точки зрения, переход социума в новое состояние – дело небольшого количества бескомпромиссных людей, лично заинтересованных в переходе, вовлеченных в этот процесс, сопричастных ему. В случае упрощения проблем и решений в сочетании с акцентированной бескомпромиссностью меньшинства и достаточной терпимости большинства, у представителей этого большинства возникает асимметрия в выборе. Результаты проведенного рассмотрения выходят за рамки российского опыта и открывают новые теоретические и практические возможности применительно к проблемам пассионарности и толерантности. Так, при нарушении условия взаимности в толерантности, общество способно утратить иммунитет по отношению к преисполненным воли нетолерантным.

Добавлено: 8 февраля 2019