• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 2 565 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Бизюков С. Н. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 31-54.

Статья посвящена анализу роли и значения юридических уловок в финансовых инструментах и сделках, используемых в исламской банковско-финансовой (далее — ИБФ) сфере. Дается поня- тие уловок, приводятся примеры их использования, а также краткий обзор исламских правовых концепций для определения законности применения уловок. Предполагается, что юридические уловки, существовавшие в средневековый период в виде определенных сделок для обхода коранического запрета прибытка «риба», изначально понимаемого как денежный излишек (лихва),образуемый в результате ссудно-заемных операций, а в современной исламской экономике как ссудный процент. В ходе начавшейся в 70–80-х годах прошлого века кампании по «исламизации знаний», сфера которой охватывала целый ряд наук, включая экономику, возникшие в период Средневековья правовые уловки были восприняты в качестве форм для современных исламских финансовых инструментов. Многие из них стали средством для обхода риба в значении ссудного процента, запрещенного в исламе.

Добавлено: 26 октября 2014
Статья
Бизюков С. Н. Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2014. Т. 1. С. 146-169.

Статья посвящена рассмотрению роли и значения юридических уловок в финансовых схемах и инструментах, применяемых в современной исламской банковско-финансовой (ИБФ) сфере в финансовых операциях и сделках. Дается краткий обзор первых источников, посвященных вопросам исламской экономики, появившихся в начале ХХ в. Приводится анализ использования уловок для обхода запрета ссудного процента "риба" в современных операциях ИБФ. Показана изменившаяся роль исламского права в сфере финансов, которое более не является правом, регулирующим операции ИБФ, и нормы которого более не признаются юридически обязательными, а имеют характер этических принципов, лишенных правового содержания.

Добавлено: 26 октября 2014
Статья
Носачев П. Г. Религиоведение. 2017. № 1. С. 80-89.

В статье на примере творчества одного из ведущих современных религиоведов К. Штукрада анализируется проблематика включения пострукту- ралистской философии в методологию современного религиоведения. Труды Штукрада с самого начала были подчёркнуто междисциплинарны: он исследовал шаманизм, астрологию, западный эзотеризм, проблему связи науки и религии, применял концепции М. Фуко, Р. Рорти, П. Бурдье, Б. Латура, Э. Фишер-Лихте, Б. Гладигова, У.Дж.Т. Митчелла. Такая методологическая открытость делает его теорию лучшей иллюстрацией как плюсов, так и минусов междисципли- нарности в религиоведении. По мнению некоторых исследователей, Штукрад – один из немногих, кому удалось эффективно применить методологию дискурс-анализа в религиовед- ческих исследованиях. Штукрад прошёл путь от эссенциализма школы А. Февра к постструктура- лизму в духе Фуко. Общее направление его последних трудов следует логике конструкционистской формы дискурс-анализа. Из теории Штукрада можно вывести следующие положения. Во-первых, популярное в современном религиоведении деление на этический и эмический уровни описания не работает, границы между учёным и тем, что он изучает, между религиоведением и религией, посто- янно изменяются. Во-вторых, любое исследование есть в то же время процесс созидания того, что ис- следуется, следовательно, религиовед создаёт современный ему дискурс «религии», а религиоведение самого религиоведа определяется его личными убеждениями. В-третьих, заменив религию на дискурс «религии», Штукрад нивелирует сам предмет религиоведческого исследования.

Добавлено: 1 июня 2017
Статья
Чернавин Г. И. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2014. № 3. С. 51-56.

Статья посвящена динамике явления, состоящей в  постоянном колебании между бытием и видимостью. Рассматривается формальный аподиктический закон жизни сознания, согласно которому перед нами всегда «сколько видимости, столько и бытия». Это позволяет нам тема- тизировать методологическое предложение И. Ф. Гербарта, которое систематически применял Э. Гуссерль. Это предложение состоит в  том, чтобы «позволить всякому предмету колебаться между бытием и небытием». Мы развиваем это методологическое предложение, что позволяет нам обратиться к специфике феноменологической работы, понятой как «обогащение смысла» и «трансформация субъективности». В заключение мы формулируем ряд замечаний, касающих- ся феноменологического освоения философских интуиций Гебарта.

Добавлено: 13 ноября 2014
Статья
Плейс У. Герменея. 2013. № 8.

Данная работа является переводом одного из ключевых трудов основателя теории тождества У. Плейса «Является ли сознание процессом в мозге?». В ней представлены основные положения этой теории и некоторые выводы относительно природы нашего сознания.

Добавлено: 12 декабря 2013
Статья
Дружинин А. С., Карамалак О. А. Филологические науки в МГИМО. 2017. № 12. С. 1-10.

Вопрос о том, как «порождаются» слова и словосочетания на уровне речи и каков их семиотический статус как лексико-грамматических единиц языка, волнует не одно поколение лингвистов. В данной статье предлагается взглянуть на эту проблему с позиции био-социо-культурного подхода к языку как области когнитивных (биологических и социальных) взаимодействий человека с окружающей средой. Предполагается, что изучение лексической составляющей языка должно различаться в зависимости от того, рассматриваются ли слова в устном взаимодействии (речь первого порядка) или в текстовом формате (язык второго порядка). Значение слова ни субъективно (принадлежит только читателю), ни объективно (содержится только в тексте); оно выводится воспринимающим сознанием каждый раз на основе взаимодействия с графическим знаком, являющимся аффордансом для генерирования определённого контекстуального смысла (здесь и сейчас). Относительно грамматического уровня утверждается, что умение порождать синтаксические конструкции является биологической способностью человеческого организма актуализировать потенциальные когнитивные ресурсы – запас необходимых знаний, накопленный в результате рекурсивных (и рекуррентных) сопряжений с языковой средой и обеспечивающий ощущение уверенности в успешном выполнении адаптивных действий в каждой новой ситуации изменения этой среды.

Добавлено: 24 января 2018
Статья
Родин С. А. Теория моды: одежда, тело, культура. 2013. № 27. С. 197-208.

История телесности в японской культуре на примере руки.

Добавлено: 8 ноября 2017
Статья
Романенко Е. К. Философские науки. 2010. № 8. С. 108-121.

Исследование представляет собой сравнительный анализ теоретических положений философии языка в системах В. фон Гумбольдта и одного из его учеников, X. Штайнталя. Целью сравнительного исследования было проследить, в каких аспектах и каким образом философия языка Гумбольдта в дальнейшем развивалась Штайнталем. Основные общетеоретические вопросы, по которым сравнивались эти учения: связь языка и мышления, вопрос первичности или вторичности языка по отношению к мышлению, вопрос происхождения языка в сознании человека.

Добавлено: 12 октября 2012
Статья
Веретенников А. А. Эпистемология и философия науки. 2016. № 4 (50). С. 214-219.

Статья посвящена анализу генезиса взглядов Б. Уорфа на со-отношение языка и реальности. В первой части дается исто-рико-философское описание происхождения взглядов на мир и сознание Уорфа и делается содержательный вывод о ее источнике, это современная логика, культурная лингвистика и мистицизм с доминированием последнего. Во второй – приводятся по-новому сгруппированные аргументы противников «гипотезы лингвистической относительности» и делается вы-вод об их важности для ее сторонников. Данная статья предваряет первый перевод на русский язык статьи Уорфа «Язык, сознание и реальность», важной для понимания источников его воззрений, в частности теософского мистицизма

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Третьяк А. Р. Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2018. Т. 13. № 3. С. 118-123.

В статье предпринята попытка реконструировать представления о природе речевого акта в политической философии Паоло Вирно. Современное состояние общества, постфордизм, характеризуется стиранием границ между трудом и действием, базисом этого изменения выступает изменение самих форм коммуникации. Труд приобретает черты политического действия, поскольку включает в себя необходимость постоянной коммуникативной кооперации между индивидами. В связи с этим Вирно пытается обосновать теорию речевого акта как публичного пространства, в котором каждый отдельный речевой акт представляет собой элементарную форму политического действия. Главными чертами такого действия являются зрелищность и виртуозность. Автор пытается обосновать связь между публичностью и речевым актом через понятие потенциальности как особой черты современной субъективности: множества, которое возникает под воздействием современных медиа.

Добавлено: 11 января 2019
Статья
Гаспарян Д. Э. Философские науки. 2018. № 8. С. 125-143.

Гипотезой настоящего исследования является идея того, что язык является т.н. «собственной формой» по отношению к которой исследователь не может занять позицию внешнего наблюдателя. Тема исследования напрямую связана с принципом Eigenform (самоформой, собственной формой), описанной Фёрстером, Кауффманом и, отчасти, Спенсером-Брауном. В исследовании используется также рекурсивный принцип исчисления собственных форм, основанный на подходе Кауффмана. Показывается, что исследователь всегда уже погружен в процесс оперирования знаками и не может занять внезнаковую позицию. Язык является собственной формой, поскольку описывая или обьясняя язык, мы, всегда уже пользуемся языком, в нем находимся. Поле знаков покинуть невозможно как и саму реальность, которая оказывается всегда уже интерпретированной в знаках. Обосновывается, что знак и объект (означающее и означаемое) не предшествуют и не существуют изолированно друг от друга, но, напротив, обуславливают друг друга. При этом предполагается показать как принцип самореферирования, которая организует форму языка как Eigenform, переходит в идею «взаимной референциальности», когда речь заходит о соотнесении языка и мира. Речь идет об умножении референций, где каждый следующий знак оказывается на месте означаемого в новом цикле. Рассмотрения языка как собственной формы, должно пролить свет на традиционную проблему соотношения лингвистической и экстралингвистической реальности.

Добавлено: 30 июня 2018
Статья
Комиссарук Е. Л. Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2014. № 5. С. 178-184.

В Ладакхе наряду с классическим (письменным) тибетским языком, очевидно, уже довольно давно начали складываться местные разговорные формы языка, которые, как установили современные исследователи, не были производными от классического тибетского, а имели несколько иные родословные; к тому же местная устная речь постоянно пополнялась заимствованиями из языков торговцев, следовавших через Ладакх по Великому Шелковому Пути. Разговорные формы языка сосуществовали с письменным тибетским в режиме диглоссии. Но для письменных нужд разговорный язык до поры до времени не использовался. Индийская исследовательница Санъюкта Кошал в книге «Грамматика ладакхи», вышедшей в 1979 г., еще утверждала, что если ладакхцам надо что-нибудь написать, то они прибегают к классическому тибетскому, а собственно ладакхи используется лишь в устной речи.

  За прошедшие тридцать с лишним лет в этой ситуации произошли значительные изменения. На ладакхи создано некоторое количество книг, как оригинальных, так и переводных. Была предпринята попытка (правда, не вполне удачная) издавать на разговорном ладакхи журнал. Вопрос о том, следует или не следует превращать ладакхи в полноценный письменный (литературный) язык, горячо обсуждается в сегодняшнем Ладакхе и привлекает все больше внимания как внутри Ладакха, так и за его пределами. 

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Уорф Б. Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 50. № 4. С. 220-243.

Данный текст представляет собой перевод статьи Б.Л. Уорфа «Язык, сознание и реальность» (�anguage, mind and reality, 1941), написанной им по приглашению теософского журнала The- osophist, базировавшегося в Мадрасе, Индия, в последний год жизни автора. В статье заново формулируется «принцип лингвистической относительности», говорящий об обусловленности картины мира говорящего грамматикой его языка, и разрабатывается критика западной науки с точки зрения теософских воззрений Уорфа. Перевод данной статьи выполнен А.А. Веретенниковым.

Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Лифинцева Татьяна Петровна Вопросы философии. 2016. № 11. С. 15-25.

Автор анализирует концепции интерсубъективности и диалога в философии ХХ в.  - наприер, М. Бубера. В данном исследовании предлагается добавить к бинарности "Я-Ты" и "Я-Оно" ещё одно измерение -  "Я-Не-Ты", не сводимое ни к тому, ни к другому и предполагающее деконструкцию классического субъекта западной философии. Данное измерение прочитывается в метафорах "тошноты", зависти", "изгнанничества", "отверженности" у. Ж.-П. Сартра, А. Камю, А. Мальро и др., однако до сих пор не рассматривалось в качестве маркера "анти-диалога".

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Рябушкина Т. М. Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 1. С. 70-82.

В статье на примере современной феноменологической теории «минимальной самости» Д. Захави анализируется идея пререфлексивного самосознания, выдвигаемая в противовес рефлексивным теориям самосознания, согласно которым самость есть лишь формальный принцип тождества. Цель статьи – показать принципиальную невозможность решения проблемы деформализации самости в рамках феноменологических теорий, признающих временность фундаментальной характеристикой сознания.В статье на примере современной феноменологической теории «минимальной самости» Д. Захави анализируется идея пререфлексивного самосознания, выдвигаемая в противовес рефлексивным теориям самосознания, согласно которым самость есть лишь формальный принцип тождества. Цель статьи – показать принципиальную невозможность решения проблемы деформализации самости в рамках феноменологических теорий, признающих временность фундаментальной характеристикой сознания.

Добавлено: 5 ноября 2015
Статья
Резвых П. В. Новое литературное обозрение. 2003. № 63. С. 258-271.

В статье дается анализ проблематики взаимосвязи языка и телесности в сочинениях немецкого мистика Я.Бёме

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Щербина Ю. И. Вопросы философии. 2019. № 3.

Наравне с М. Хайдеггером и Э. Гуссерлем, Ф.М. Достоевский может быть назван одним из тех мыслителей, которые значительно повлияли на философию Яна Паточки – чешского феноменолога и общественного деятеля XX столетия – и особенно это влияние заметно в поздних работах Паточки. Упоминания о творчестве Достоевского рассыпаны по многим текстам Паточки: они позволяют пролить свет как на собственную философию чеха, так и на идеи самого Достоевского. Основной целью этой статьи является анализ интерпретации философии Достоевского Паточкой и краткая демонстрация (в силу формата статьи) связи философии Паточки и идей Достоевского.

Добавлено: 9 декабря 2018
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Точки. 2011. № 10. С. 231-235.

В данной статье дается общая характеристика участия "отшельников Пор-Рояля" в культурной жизни Франции XVII века, которая конкретизируется на примере обзора "Рассуждения о подлинной и мнимой красоте" Пьера Николя, посвященного вопросам литературной теории и эстетики.

Добавлено: 17 ноября 2013
Статья
Демина М. О. Япония наших дней. 2014. № 2 (20). С. 68-82.

В 1980-е гг. Япония начала активно экспортировать капитал в зарубежные страны, и именно на этот период приходится первая волна экспансии японских компаний на рынках европейских стран. За прошедшие три с лишним десятилетия японские инвесторы неоднократно меняли характер своей деятельности в Европе: были внесены коррективы в режим освоения промышленного сектора, отраслевую направленность японских инвестиций,  географическое распределение производственных центров, организацию производственного процесса, специфику взаимодействия с местными фирмами, а также были успешно использованы некоторые неэкономические средства продвижения японских компаний в европейских государствах. В последние годы в числе крупных реципиентов японских ПИИ оказались не только страны Западной Европы, но и восточноевропейские страны. При освоении нового экономического, географического и культурного пространства японский бизнес сталкивается с рядом задач, для решения которых необходима значительная трансформация существующей инвестиционной стратегии.

Добавлено: 20 октября 2014
Статья
Климова С. М. Вопросы философии. 2016. № 11. С. 89-100.

Статья посвящена исследованию особенностей стилистики работ Ильенкова, раскрывающих его личность гораздо нагляднее, чем его философские идеи.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Золотухин В. В. Сибирский философский журнал. 2016. Т. 14. № 2. С. 184-194.

Немецкий философ Я. Фриз, осуществляя трезвый, рассудительный анализ познавательных способностей человека и его отношения к Абсолютному, продолжает традицию кантовского агностицизма, от которого отошли сначала Шеллинг, а затем и Фихте. С этих позиций он подвергает суровой критике шеллинговскую философию абсолютного тождества, выстраивающую спекулятивное учение hen kai pan. Фриз утверждает невозможность объяснить происхождение многого из абсолютного тождества и критикует понятие «интеллектуальное созерцание» в философии Фихте и Шеллинга. На немецком философском поле 1800-х гг. мысль и деятельность Фриза представляют собой дуалистический противовес монистическому философствованию Фихте и Шеллинга. К этому времени две ветви кантианства уже радикально разошлись.

Добавлено: 3 октября 2018