• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 317 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кнутов А. В., Чаплинский А. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 2. С. 37-50.

Уже более 10 лет в России применяется Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В статье проведен обзор проблем его применения в части привлечения к административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности. Для выявления проблем использованы данные социологического опроса. В статье также сформулированы предложения по изменению законодательства, направленные на решение выявленных проблем.

Добавлено: 26 сентября 2013
Статья
Курсова О. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 167-173.

В статье рассматриваются проблемные аспекты реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере регулирования труда и управления трудом.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Шевский В. И., Шейман И. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 24-47.

В статье рассматриваются вопросы преодоления наметившейся в мировом здравоохранении тенденции к фрагментации действий отдельных медицинских служб, утрате их нацеленности на координацию и обеспечение преемственности лечения пациентов на разных этапах. Решаются задачи измерения фрагментации в российском здравоохранении и определения главных механизмов ее преодоления – организационных и экономических. Используется метод социологического исследования. Собраны данные, характеризующие оценку врачами уровня фрагментации/интеграции оказания медицинской помощи. Важнейшие результаты исследования: 1) разработана концептуальная модель интеграции здравоохранения, выделяющая три главные ее характеристики – командная работа различных звеньев оказания медицинской помощи, координация действий, осуществляемая прежде всего врачом первичного звена, преемственность лечения в амбулаторных и стационарных условиях; 2) определен набор показателей, соответствующих каждой характеристике; 3) проведена эмпирическая оценка концептуальной модели интеграции, демонстрирующая очень низкий уровень интеграции - по большинству выделенных показателей; 4) с учетом полученных эмпирических результатов определены наиболее перспективные механизмы усиления интеграции: укрепление участковой службы и превращение участкового врача в координатора действий других медицинских служб, более тесное информационное взаимодействие на основе современных информационных систем, принятие нормативных актов, регулирующих преемственность лечения. Главным экономическим инструментом является использование укрупненных единиц оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования – установление глобального бюджета для поставщиков амбулаторной и стационарной помощи, использование метода «поликлиника – фондодержатель», который предполагает передачу поликлинике всех средств на оказание медицинской помощи с последующими расчетами за услуги, оказанные другими медицинскими службами. Делается вывод о том, что управление интеграцией должно стать самостоятельным направлением политики в сфере охраны здоровья населения.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Мерсиянова И. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 52-66.
Фокус социологической науки в исследовании российского местного самоуправления находится в пределах различных аспектов трактовки самого понятия «местное самоуправление». Чаще всего это социальный, функциональный и институциональный аспекты. В институциональном аспекте внимание фокусируется на местном самоуправлении как социальном институте, в рамках которого население непосредственно или через создаваемые им органы участвует в решении вопросов местного значения. Речь идет об исторически сложившейся форме организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающей выполнение жизненно важных для общества функций и включающей совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, добровольных объединений граждан формального и неформального характера.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Берездивина Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 1. С. 26-45.

В статье рассмотрен вопрос о соответствии действующей классификации расходов бюджетов задаче перехода к программной структуре расходов федерального бюджета; проанализирован состав кодов расходов ряда государственных программ и проектов государственных программ. Автором рассмотрены составляющие кода расходов бюджетов, обозначены направления корректировки принципов определения как перечней разделов, подразделов, целевых статей расходов, так и главных распорядителей бюджетных средств. Представлены предложения по реорганизации классификации расходов бюджетов для отражения программной структуры расходов.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Шейман И. М., Шевский В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 1. С. 111-135.

В статье рассматривается проблема соотношения концентрации рынка медицинских услуг и  интеграции деятельности медицинских служб, измеряемая показателями, характеризующими совместную работу врачей, координацию клинических действий и  преемственность лечения в  амбулаторных и  стационарных условиях. Обзор зарубежного опыта показывает значительные масштабы концентрации, главной формой которой является формирование в ведущих западных странах крупных больничных и амбулаторно-стационарных объединений. При этом интеграционные мероприятия проводятся далеко не во всех объединениях и не в полном объеме. Эмпирические оценки результатов этого процесса демонстрируют позитивное влияние укрупнения больниц на  показатели качества медицинской помощи и  снижение удельных затрат на одну госпитализацию, но одновременно с этим отсутствуют однозначные свидетельства результативности функционирования медицинских объединений. В России масштабы концентрации столь же значительны. В статье рассматриваются конкретные проявления этого процесса и его результаты. Делается вывод о том, что укрупнение и слияния медицинских организаций хотя и расширяют возможности для маневра ресурсами, тем не менее не обеспечивают заметного приращения эффекта деятельности крупных медицинских объединений. Такой результат связан прежде всего со слабостью реальных интеграционных действий. Данные проведенных социологических исследований показывают низкий уровень взаимодействия врачей отдельных медицинских служб. Авторами представлены рекомендации по управлению концентрацией, главная из которых – повышение уровня обоснований решений об объединении медицинских организаций, акцентуация на достижении реальной интеграции системы. Результаты проведенного исследования представляют интерес для специалистов по разработке политики в сфере охраны здоровья, руководителей и работников органов управления здравоохранением всех уровней.

Добавлено: 16 мая 2019
Статья
Нефедова Т. Г. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 1. С. 166-183.
Статья посвящена полимасштабному рассмотрению процессов поляризации сельского хозяйства и сельской местности. Новые рыночные условия привели к усилению территориального разделения труда и уходу сельского хозяйства туда, где есть ресурсы – на юг и в пригороды. Выход сельского хозяйства России из кризиса наблюдается в определенных ареалах, концентрирующихся в основном в более благоприятных природных условиях и в районах, сохранивших демографический потенциал и трудовые ресурсы. В статье рассмотрены также возможности решения аграрных проблем властными и прочими структурами в стране в целом, в рамках региона, периферийного административного района, сельского поселения.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Афанасьева О. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 182-198.

Предметом статьи является институт корпоративной отчетности, который рассматривается: а) как результат борьбы различных социальных интересов, и б) как внутренне противоречивое явление, соединяющее в себе ответы на социальный запрос и технологии корпоративного позиционирования.

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Ларионов А. В., Салина Е. С. Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 1. С. 100-121.

Исследование направлено на развитие подходов государственного регулиро-вания к использованию денежных средств участников долевого ст роительства, размещенных на счетах эскроу. Предмет исследования – механизм поэтапного раскрытия счетов эскроу для устойчивых застройщиков. Возможность приме-нения застройщиком средств, находящихся на счетах эскроу, снижает его за-висимость от внешнего финансирования, что приводит к росту устойчивости застройщика, а также повышению вероятности сдачи объектов строительства в срок. Предоставление права раскрытия счетов эскроу всем застройщикам не-сет значительные риски нецелевого использования полученных денежных средств. Среди застройщиков могут оказаться ненадежные компании, которые изначаль-но не планируют исполнять взятые на себя обязательства. Возникает исследо-вательский вопрос, связанный с определением подхода к классификации устойчи-вости застройщика, а также с разработкой механизма поэтапного раскрытия счетов эскроу, обеспечивающего завершение строительства в срок. Оценка типа устойчивости застройщика должна стать обязанностью Минстроя России, ко-торый призван уберечь дольщиков от выбора ненадежного застройщика. Послед-нее, в соответствии с концепцией государственного патернализма, может быть достигнуто за счет публикации официальной информации на сайте Минстроя России о результатах проведенной оценки застройщиков. При идентификации проблемных застройщиков в рамках проводимой оценки, Минстрой России может брать строящиеся объекты под особый контроль. Последнее предполагает исполь-зование механизма гарантирования обязательств застройщика, например, при-менение государственных субсидий для завершения строительства и реализации объекта в рамках программы переселения из аварийного жилья.

Исследование выдвигает гипотезы о значительном влиянии структуры и состояния строящихся объектов застройщика на тип его устойчивости. Сформулированные гипотезы проверяются с помощью проведенной эмпирической оценки. На основе построенной бинарной пробит-регрессии предлагается ориги-нальный подход к определению типа устойчивости застройщика и механизма поэтапного раскрытия счетов эскроу для устойчивых застройщиков. В исследо-вании формулируются предложения по правовому оформлению поэтапного ис-пользования средств дольщиков устойчивыми застройщиками. Помимо этого, предлагается подход к обеспечению страховой защиты денежных средств доль-щиков после их «раскрытия» и частичной передачи застройщику. Результаты исследования могут быть использованы Минстроем России для дальнейшей рабо-ты по реализации реформы долевого строительства и совершенствованию его проектного финансирования в рамках национального проекта «Жилье и город-ская среда».

Добавлено: 15 марта 2021
Статья
Моляренко О. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 43-63.

Урбанизационные процессы в России на современном этапе рассматриваются как исключительно однонаправленная тенденция перманентного роста крупных городов, сокращения малых и оттока населения из сельской местности. При этом упускаются из виду новые способы освоения городскими жителями сельской местности и новые источники ресурсов для развития муниципалитетов. В статье проведены разбор теоретических концепций, объясняющих разные формы оттока населения из городов, и анализ результатов полевых исследований в малочисленных муниципалитетах, привлекающих переезжающих городских жителей.

Добавлено: 3 апреля 2013
Статья
Вишневская Н. Т. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 27-44.

Одна из важнейших проблем, которая стоит перед государственными органами при выборе механизма установления минимальной оплаты труда, это учет региональных различий в уровне цен, доходах населения и структуре рабочей силы. Для решения этой задачи все большее число стран используют инструменты децентрализации установления минимальной оплаты труда. Органы государственного управления, решая проблему региональных диспропорций, должны выбрать оптимальную модель детерминации размера минимальной оплаты труда, которая примет во внимание особенности текущего этапа экономической и политической ситуации в стране, а также позицию социальных партнеров – профсоюзов и работодателей. В данной статье мы ставим своей задачей ответить на вопрос: как учитывается региональная дифференциация рынков труда, структуры экономики и рабочей силы при установлении минимального размера оплаты труда в странах с различным социально-экономическим укладом? Какие механизмы при этом используются и что можно сказать об основных преимуществах и недостатках применяемых в отдельных странах подходов? Участвуют ли в этом процессе социальные партнеры? Для государственных органов Российской Федерации знакомство с применяемыми практиками установления региональных минимальных заработных плат в мире и их последствиями приобретает большое значение, учитывая, что российские регионы получили возможность самостоятельно устанавливать нижний предел оплаты труда. Именно поэтому опыт стран, достаточно давно экспериментирующих с установлением минимальной оплаты труда, отражающей социально-экономические условия на региональных рынках труда, представляется важным и полезным.

Добавлено: 20 февраля 2017
Статья
Куштанина Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2. С. 111-130.
Работа посвящена вопросам отражения в законодательстве субъектов Российской Федерации государственных обязанностей в сфере культуры, влекущих их финансовое обеспечение. В основу положено исследование законодательной базы 85 субъектов Российской Федерации. Анализировались опубликованные на 1 февраля 2016 г. в открытом доступе документы с ис¬пользованием данных: справочной правовой системы «КонсультантПлюс» (региональное законодательство) и официальных сайтов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В работе выделены и отдельно рассмотрены законодательно установленные обязанности субъектов Российской Федерации в сфере культуры: общие обязанности; обязанности в отношении отдельных секторов культуры (музейной, библиотечной, культурно-досуговой деятельности, исполнительских искусств, кинематографии, наследия), обязанности по поддержке творческой деятельности и творцов, а также финансовые и материальные аспекты регионального законодательства о культуре. Проведенный анализ выявил общие проблемы действующего в регионах законодательства, связанные с наличием серьезных пробелов в составе установленных обязанностей. Также выделены подходы к их решению в отдельных субъектах Российской Федерации, в том числе не имеющие аналогов на федеральном уровне. Развитие этих подходов может быть использовано при совершенствовании федерального и регионального законодательства в сфере культуры.
Добавлено: 17 октября 2016
Статья
Жукова Н. Ю., Цыкарева Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 4. С. 173-206.

Цель статьи – исследование факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность регионов. Мы предположили, что (1) нематериальные атрибуты бренда оказывают статистически значимое влияние на инвестиционную привлекательность региона; (2) надежность региона как нематериальный атрибут бренда не оказывает влияния на инвестиционную привлекательность региона; (3) престиж региона оказывает наибольшее и статистически значимое влияние на инвестиционную привлекательность среди нематериальных атрибутов бренда; (4) продвижение региона как нематериальный атрибут бренда влияет на инвестиционную привлекательность региона; (5) на иностранные и отечественные инвестиции оказывают влияние одинаковые факторы. Для проверки этих гипотез было проведено эмпирическое исследование, которое позволило отдельно оценить влияние материальных и нематериальных факторов бренда территории и показать, какие мероприятия региональных и муниципальных властей по продвижению территорий наиболее значимы для привлечения различных групп инвесторов. Исследование проводилось на выборке открытых данных по 83 регионам России за период с 2010 по 2013 г., всего 332 наблюдения. С помощью факторного анализа характеристики регионов, рассматриваемые как материальные и нематериальные атрибуты бренда территории, были объединены в независимые переменные, а характеристики инвестиционной привлекательности позволили сформировать четыре зависимые переменные. Оценка полученных четырех регрессионных моделей выполнена с использованием двух типов эконометрических моделей (с фиксированными и случайными эффектами). В результате исследования были подтверждены гипотезы (1), (2) и (4); гипотеза (3) подтвердилась частично; гипотеза (5) не подтвердилась. Полученные результаты исследования могут быть использованы государственными, региональными и муниципальными властями при формировании стратегии продвижения территорий.

Добавлено: 19 декабря 2017
Статья
Ларионов А. В., Заболотная Г. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2017. № 3. С. 72-91.

В статье представлена оценка ситуации развития негосударственного сектора социальных услуг, в  основе которой анализ региональных реестров поставщиков услуг, отчетов и  иных материалов федеральных министерств и органов государственной власти трех российских регионов–лидеров процесса диверсификации сферы социального обслуживания (Республика Башкортостан, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра). Авторы исходили из  того, что в  регионах возможны разные модели институционализации новых поставщиков услуг, что коррелирует с их ресурсным потенциалом, а также реализуемыми региональными элитами управленческими подходами. Выделены следующие модели: институциональное замещение – преобразование государственных и  муниципальных учреждений в  негосударственные организации (преобладает в  Башкирии); институциональная включенность в  социальное обслуживание существующих субъектов малого предпринимательства (преобладает в  Пермском крае); первичная институционализация  – появление новых акторов на рынке социальных услуг, изначально ориентирующихся на деятельность в этой сфере (преобладает в Югре). Сделан вывод, что модель институционального замещения способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг и соответствует принципам общественно-государственного управления в наименьшей степени.

Добавлено: 3 октября 2020
Статья
Бальсевич А. А., Пивоварова С. Г., Подколзина Е. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2012. № 2. С. 97-111.

Расходы регионов России на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд настолько велики, что вопрос ценовой эффективности государственных закупок, т.е. закупок благ необходимого качества по минимальной возможной цене, не теряет своей актуальности. Следовательно, необходимо понимать, что именно оказывает влияние на цены государственных контрактов. В данной работе, исследуя относительные цены государственных контрактов на закупку бензина и дизельного топлива, мы показываем, что чем выше прозрачность информации о проводимых закупках, тем ниже цены контрактов. Причем информационная прозрачность оказывает влияние и на количество потенциальных участников торгов, и на их возможности стратегического поведения в ходе торгов, что, в свою очередь, влияет на цены. В работе мы принимаем во внимание оба эффекта.

Добавлено: 19 сентября 2012
Статья
Зырянова Е. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 189-203.

В настоящее время наблюдается несоответствие качества человеческих ресурсов темпам и задачам социально-экономического развития региона, что проявляется в низкой производительности труда, структурном дефиците кадров для реального сектора экономики, недостаточных темпах роста профессионализма работающей молодежи [1, 2]. Это обусловило необходимость создания в сфере подготовки кадров таких механизмов, которые обеспечивали бы формирование человеческого капитала для экономики Пермского края.

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Карякин В. В. Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2. С. 161-169.

Статья посвящена вопросу реформирования организационной основы спортивной подготовки в Российской Федерации. Комплексно (в сравнении с зарубежными странами) рассмотрены административные и правовые решения, которые позволят не только сохранить достигнутый положительный опыт, но и поднять спортивную подготовку на новый качественный уровень.

Добавлено: 28 марта 2017
Статья
Васильева В. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 2. С. 100-122.

В статье с учетом теоретической и практической неоднозначности антикорруп- ционного эффекта от применения «лучших мировых практик» регулирования конфлик- та интересов на государственной службе, аргументируется возможность применения концепции good enough governance к регулированию конфликта интересов на российской государственной службе. Вместо импорта «лучших практик» предлагается рассмо- треть возможность адаптации инструментов и моделей, показавших свою эффектив- ность в решении тех же проблем, с которыми сталкивается российская государственная служба, в сходных условиях ограниченности ресурсов, например опыт Бразилии. В ста- тье представлен исчерпывающий анализ основных направлений антикоррупционных реформ: Ф.Э. Кардозу и его преемников (конец 1990-х–2015), а также их последствий для бразильской государственной службы. Основные анализируемые в статье направления бразильской реформы включали: пакет мер по снижению политизации государственной службы; меры по борьбе с коррупцией и регулированию конфликта интересов в наиболее склонных к коррупции областях (в том числе государственные закупки); меры этического регулирования конфликта интересов и создания инфраструктуры внутреннего и внеш- него контроля. Представленные в статье данные являются наиболее полным анализом бразильского опыта в этой области, как в мировой, так и отечественной литературе, наглядно и пошагово демонстрируют практический механизм и инструменты эффек- тивной антикоррупционной реформы государственной службы, адаптирующей, а не им- портирующей «лучшие практики». В первой части статьи представлены аргументы в  пользу релевантности бразильского опыта для российской государственной службы, а также анализ реформ «нового государственного управления» и электоральных кампа- ний как части антикоррупционного пакета.

Добавлено: 3 июля 2015
Статья
Васильева В. М. Вопросы государственного и муниципального управления. 2015. № 3. С. 165-190.

Учитывая теоретическую и  практическую неоднозначность антикоррупционного эффекта от  применения «лучших мировых практик» регулирования конфликта инте- ресов на  государственной службе, в  статье аргументируется возможность применения концепции “good enough governance” к регулированию конфликта интересов на российской государственной службе. Вместо импорта «лучших практик» предлагается рассмотреть возможность адаптации инструментов и  моделей, показавших свою эффективность в решении тех же проблем, с которыми сталкивается российская государственная служба в сходных условиях ограниченности ресурсов, например Бразилии. В статье представлен исчерпывающий анализ основных направлений антикоррупционных реформ Ф.Э. Кардо- зу и  его преемников (конец 1990-х–2015) в  части анализа нормативно-правовых актов и их последствий на бразильской государственной службе. Основные анализируемые в ста- тье направления бразильской реформы включали: пакет мер по снижению политизации государственной службы; меры по борьбе с коррупцией и регулированию конфликта инте- ресов в наиболее склонных к коррупции областях (в том числе государственные закупки); меры этического регулирования конфликта интересов и создания инфраструктуры вну- треннего и внешнего контроля. Представленные в статье данные являются наиболее пол- ным анализом бразильского опыта в этой области, как в мировой, так и отечественной литературе, наглядно и пошагово демонстрируют практический механизм и инструмен- ты эффективной антикоррупционной реформы государственной службы.

Добавлено: 21 октября 2015
Статья
Сивицкий В. А. Вопросы государственного и муниципального управления. 2007. № 1. С. 71-78.
Добавлено: 3 октября 2012
Статья
Смирнова Ж. И. Вопросы государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 154-174.
В статье рассматриваются четыре сценария развития технологий в телерадиовещания в ближайшем будущем, предложенные Робином Фостером, независимым консультантом по экономическим, политическим, и стратегическим вопросам в отрасли коммуникаций, членом исполнительного и Политического комитетов Ofcom (Национальной организации Великобритании, отвечающей за контроль беспроводных телекоммуникационных услуг) в приложении к ситуации в Российской Федерации. Прежде, описываются текущие проблемы регулирования телерадиовещания в России. Во-первых, проблемы законодательного обеспечения разрешительных процедур. Нормативная правовая база, регулирующая телерадиовещание, в основном была сформирована в начале 90-х гг. прошлого века и ориентировалась на регулирование телерадиовещания с использованием традиционных технологий, и перестала соответствовать уже даже текущей ситуации, не говоря о будущем. Во-вторых, проблемы практики разрешительных процедур: на практике, у желающих начать вещание стоит подчас непреодолимый барьер входа, связанный с получением всех необходимых разрешений и лицензий. И, наконец, в-третьих, существуют серьезные проблемы стратегического характера. В условиях развития новых технологий, необходимо обозначить четкие ориентиры отрасли в долгосрочной перспективе, а также выделить приоритеты.
Добавлено: 3 октября 2012