• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ларионова М. В., Горбунова Е. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 7. С. 23-41.
Для проработки пяти сценариев развития образовательного сотрудничества России – ЕС в рамках реализации «Дорожной карты» был проведен экспертный опрос, который позволил отразить мнения и позиции по данному вопросу различных групп экспертов, участвующих в анализе, разработке и реализации образовательной политики в России; а также специалистов по международным отношениям, отношениям России и ЕС. Это позволило получить более полную и объективную картину возможных последствий развития различных сценариев для российского образования и образовательного сотрудничества России – ЕС, а также выработать рекомендации по реализации «Дорожной карты».
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Сахаров А. Г. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3. С. 115-119.

В предлагаемом Вашему вниманию материале представлены рекомендации о мерах по борьбе с неравенством для «Группы двадцати», разработанные «Гражданской двадцаткой».

Так как во всем мире неравенство продолжает усиливаться и оказывает негативное влияние на экономическое и социальное развитие, то странам необходимо предпринимать комплексные меры для его преодоления. В целях достижения  устойчивого, сбалансированного, инклюзивного роста «Группе двадцати» необходимо принять меры по: (1) обеспечению инклюзивного экономического роста через сокращение первичного неравенства; (2) созданию возможностей для максимально широкого круга граждан посредством более справедливого распределения; (3) обеспечению прозрачности и подотчетности органов государственной власти; (4) преодолению горизонтального неравенства через обеспечение равного доступа к социальным возможностям.

«Гражданская двадцатка» готова внести свой вклад в осуществление обязательств «Группы двадцати» в сфере обеспечения равенства возможностей как на национальном, так и на международном уровне.

Добавлено: 6 октября 2013
Статья
Ким Х. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье анализируются тенденции неравенства в Корее, причины возникновения и его влияние на экономическое развитие страны. Даны рекомендации по сокращению неравенства.

После проведения неолиберальных экономических реформ в Корее выросло неравенство доходов. Сократились возможности трудоустройства, снизилось качество труда, ухудшилась система перераспределения доходов. Основными причинами роста неравенства послужили рост числа специалистов, работающих на временных контрактах, старение население и формирование недостаточно эффективной системы распределения доходов. В результате роста неравенства увеличился разрыв между бедными и богатыми, крупными компаниями и предприятиями малого и среднего бизнеса. В течение нескольких лет правительство Кореи проводило политику, направленную на интенсивный экономический рост, преимущества от которой получали крупные корпорации, не уделяя достаточного внимания программам социальной поддержки уязвимых групп населения. Для сокращения неравенства, по мнению автора, Правительству необходимо провести реформу налогообложения, упразднить дискриминацию в отношении временных работников, выработать эффективную социальную политику, направленную на повышение благосостояния населения; провести необходимые изменения законодательства; привлекать к реализации программ сокращения неравенства неправительственные организации.

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Сафранчук И. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 226-231.

Книга “A Rock Between Hard Places. Afghanistan as an Arena of Regional Insecurity”, название которой можно перевести на русский язык как «Меж огней. Афганистан – арена региональной небезопасности», написана известными специалистами Кристианом Берг Харпвикеном (Krisian Berg Harpviken) и Шарбану Таджбахш (Sharbanou Tadjbakhsh). Каждый из них уже более четверти века занимается изучением Афганистана. В основу настоящей книги легли несколько полевых исследований, проведенных авторами в Афганистане и соседних государствах в последние десять лет.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Ларионова М. В., Шумилов В. М. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 7. С. 4-13.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), естественно, повлечет как позитивные, так и негативные последствия, в том числе для российской сферы образования. Риски в данном случае могут включать широкий диапазон последствий или обстоятельств, которые противоречат сложившейся образовательной системе и задачам ее развития, нарушают сложившийся порядок в отдельных вопросах или по конкретным аспектам образования, влекут социальные последствия, которые являются негативными или могут рассматриваться в качестве таковых. В узком смысле риски применительно к сектору образовательных услуг означают заведомо отрицательные последствия, а именно ухудшение количественных и/или качественных характеристик системы образования либо отдельных ее измерений.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 3. С. 11-21.
В статье представлено описание методологии исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей и системы образования на основе международной методики оценки роли вузов в регионально развитии Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР. Исследование выполнено в рамках проекта «Образование» по мероприятиям «Развитие сети федеральных университетов» и «Развитие сети национальных исследовательских университетов» в период с сентября по октябрь 2010 г. Дается подробное описание результатов адаптации международной методики оценки роли вузов в региональном развитии к российским условиям, в частности становления и укрепления позиций федеральных университетов. А также программа социологического исследования, реализованного в двух федеральных университетах, ЮФУ и СФУ, основные методы сбора социологических данных, ожидаемые результаты.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 2. С. 30-64.

Статья посвящена оценке вклада «Группы двадцати» и «Группы восьми» в создание новых и развитие существующих форм глобального и регионального коллективного регулирования. Сравнение эффективности этих институтов, основанное на парадигме функционального анализа, позволяет оценить вклад «Группы восьми» и «Группы двадцати» в развитие новых форм регулирования по трём группам индикаторов: реализация функций глобального управления, включая подотчётность и исполнение обязательств; вклад в глобальную повестку дня и взаимодействие с другими международными институтами.

Таким образом, анализ способствует построению поддающейся количественному анализу базы данных для оценки эффективности «восьмёрки» и «двадцатки» и формированию прогноза об их роли в развитии коллективного регулирования в будущем. Проанализировав массив документов «Группы двадцати» и «Группы восьми», авторы делают вывод о важности разделения труда между этими институтами, а также другими международными организациями, что значительно усиливает их потенциал по совершенствованию форм коллективного регулирования.

В статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году.

Добавлено: 24 июля 2012
Статья
Кульпина В. П., Павлюшина В. А., Шуваева Д. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2015. Т. 10. № 4. С. 49-71.

В 2015 г. Россия председательствует в БРИКС, и расширение сотрудничества в социальной сфере названо среди приоритетных тем. Данная статья посвящена обзору схожих проблем стран БРИКС в области социальной сферы и возможных направлений сотрудничества для их решения. Статья разделена на тематические разделы в области социальной сферы: социальная защита, здравоохранение, жилищный вопрос и образование. В первом разделе затрагиваются проблемы безработицы и неравенства. Во втором разделе рассматриваются вопросы финансирования здравоохранения, охвата медицинскими услугами, борьбы с ВИЧ и неинфекционными заболеваниями. Третий раздел посвящен вопросам урбанизации и возможностям улучшения жилищных условий. Четвертый раздел посвящен вопросам охвата образованием, расходов на образованияе в странах пятерки, а также академической мобильности между странами БРИКС. Авторы приходят к выводу о том, что изучение опыта стран-партнеров по БРИКС может быть полезным для России, особенно в области прогрессивного налогообложения как борьбы с неравенством доходов, популяризации спорта и здорового образа жизни, применения механизма государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, а также кооперации в сфере академической мобильности с другими странами пятерки, унификации образовательных стандартов. Россия, в свою очередь, может в числе прочего предложить партнерам накопленный опыт в области охвата медицинскими услугами и образованием, федеральных программ поддержки социально уязвимых слоев населения.

Добавлено: 3 июня 2016
Статья
Шадрикова А. П. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 186-195.
В статье представлен сопоставительный анализ роли институтов гражданского общества в содействии международному развитию. Опираясь на результаты международных исследований, автор раскрывает особенности функционирования современных НКО и НПО в сфере СМР, в частности в странах новых донорах (Бразилии, Индии, Китая, ЮАР). Особенное внимание уделяется проблемам взаимодействия с донорами (глобальные НПО, международные институты, правительства) и друг с другом, анализируются процессы сетевого взаимодействия организаций для более эффективного содействия развитию на глобальном и национальном уровнях. Подробно представлены определения НПО, принятые в странах, традиционных и новых донорах, для более глубоко понимания специфической роли третьего сектора в процессах содействия развитию. Представленные результаты экспертного опроса о роли российских НПО и факторах, влияющих на участие в СМР, позволяют автору сделать предварительные выводы о современной ситуации в России в контексте развития потенциала отечественных НКО для содействия развитию.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Попова Д. О. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. № 3.

В статье рассматриваются тенденции развития, факторы и формы неравенства в России. Даются рекомендации по сокращению неравенства.

После трансформации системы экономики в России в девяностых произошел резкий рост неравенства доходов. В двухтысячных правительством был принят ряд мер по сокращению неравенства: рост заработной платы в бюджетном секторе; повышение минимальной заработной платы; повышение размера пенсий; и увеличение расходов на поддержку социально уязвимых групп населения. Однако неравенство доходов перестало расти лишь в последние годы, в результате нового экономического кризиса, который наиболее сильно ударил по доходам высоко обеспеченных слоев населения, тогда как доходы бедных были поддержаны мерами по увеличению минимальной заработной платы и повышению пенсий. Тем не менее неравенство в России, особенно региональное, остается высоким. Основная причина заключается в высокой распространенности низкооплачиваемой занятости и отсутствии рабочих мест в формальном секторе экономики. Масштабы низкооплачиваемой занятости формируются под влиянием трех групп факторов: во-первых, вследствие политики сдерживания инфляции за счет доходной обеспеченности населения; во-вторых, вследствие высокого удельного веса в экономике рабочих мест, требующих низкой квалификации; в-третьих, вследствие роста доли трудоспособного населения с возросшими внутрисемейными ограничениями на полную производительную занятость.

В качестве мер по преодолению неравенства рекомендуется усиление социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, введение прогрессивной шкалы налогообложения, расширение доступа населения к образованию и здравоохранению,  развитие депрессивных регионов за счет программ содействия трудовой миграции, инвестиций в инфраструктуру и программы поддержки юридических лиц, работающих на создание новых рабочих мест в этих территориях.

В статье используются результаты, полученные при реализации авторами проекта Центра Фундаментальных исследований НИУ ВШЭ «Оценка динамики благосостояния населения России и моделирование эффектов влияния налоговой, экономической и социальной политики на сектор домашних хозяйств» (2013 г.)

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Лихачева А. Б. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 3. С. 47-67.

и противоречивых вызовов как устойчивому развитию региона, так и региональной безопасности. В силу затянувшегося статус-кво, неспособности пяти республик выработать консенсуальное решение самосто- ятельно и растущей зависимости региона от внешнеэкономической деятельности, возможности ведущих акторов и ключевых торговых и инвестиционных партнеров, в том числе России и ЕС, влиять на эти сферы играют важнейшую роль. Более того, взаимодействие внешних игроков обусловлено комплементарным ха- рактером ресурсов России и ЕС в данном направлении. Европейский союз обладает передовыми технологиями и его страны-члены имеют доступ на рынки долгосрочного капитала, в то время как Россия располагает рычагами влияния, лежащими в сфере безопасности, миграционного регулирования и обладает значительным политическим весом для оказания посреднических услуг всем пяти центральноазиатским республикам. Цель работы состояла в определении перспектив российско-европейских отношений по данному на- правлению в среднесрочной перспективе. Рассмотрение предмета в первом приближении уже демонстри- рует, что деятельность России и ЕС сильно отличается по уровню и инструментарию. Сравнительный анализ возможностей России и ЕС показал, что в среднесрочной перспективе комплементарный характер отношений сохранится. Россия будет брать ответственность за модерацию принципиальных вопросов (строительство Рогунской и Камбаратинской ГЭС), что сопряжено с предоставлением гарантий безо- пасности. ЕС будет действовать через механизмы поддержки малых и средних проектов, популяризацию принципов Водной инициативы ЕС, инвестиционную политику. Пересечение интересов России и ЕС воз- можно в ситуациях, когда России будет необходимо участие внешнего арбитра, т.е. субъекта, способно- го предоставить гарантии, связанные с ценностями: соблюдение прав человека (при переселении больших групп населения), поддержка экосистем, экспертиза – все эти вопросы неизбежно возникают при реа- лизации крупных инфраструктурных гидротехнических проектов. На эту роль ЕС претендует и в более широком спектре вопросов.

Добавлено: 5 декабря 2013
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2016. Т. 11. № 2. С. 113-139.

Со времени первого саммита БРИК в Екатеринбурге в июне 2009 года прошло всего шесть лет. За это краткий период БРИКС состоялся как неформальный форум глобального управления. Страны БРИКС последовательно укрепляли сотрудничество, расширяли и углубляли сферы взаимодействия, координировали усилия для восстановления и роста своих экономик, содействия развитию стран всего мира, развивали взаимодействие с международными организациями. Эта работа была продолжена в рамках российского председательства. 

В данной статье рассматривается только один аспект – взаимодействие БРИКС с международными организациями. Есть три основания, определяющие актуальность анализа данного измерения. Во-первых, с самого начала возникновения БРИКС заявили о своей коллективной приверженности созданию «многополярного, справедливого и демократического миропорядка, что невозможно без взаимодействия с ключевыми многосторонними организациями. Во-вторых, повышение устойчивости, легитимности и эффективности архитектуры глобального управления определяет необходимость гибкого сочетания «институтами высшего уровня» различных моделей взаимодействия с другими многосторонними организациями. В-третьих, согласно Концепции председательства Российской Федерации в БРИКС, одной из задач форума является обеспечение качественно нового уровня взаимодействия с международными организациями.

Аналитической основой исследования является теория рационального выбора институционализма. Рациональный подход особенно уместен при анализе неформальных институтов высшего уровня, объединяющих государства разных континентов, цивилизаций и уровня экономического развития. Во-первых, страны-члены действуют стратегическим образом для того, чтобы извлечь максимальные преимущества от объединения усилий и обеспечить достижение своих приоритетов. Во-вторых, саммиты являются уникальными механизмами, в которых стратегическое взаимодействие между лидерами государств определяет политические результаты координации. В-третьих, теория рационального выбора институционализма аналитически наиболее выигрышна в применении к исследованию режимов, в которых для обеспечения институциональных изменений необходим консенсус между акторами примерно равного уровня, привыкших к стратегическим действиям – характеристики, типичные для неформальных институтов высшего уровня. В-четвертых, институты создаются волеизъявлением лидеров соответствующих стран для осуществления конкретных миссий и функций.

Основная гипотеза работы заключается в том, что для получения максимальных результатов от сотрудничества в рамках БРИКС лидеры выбирают модели взаимодействия с существующими международными организациями, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Модели не являются взаимно исключающими, но сосуществуют в деятельности неформальных институтов. Их выбор зависит от сферы и организации. Модели взаимодействия неформальных институтов высшего уровня с международными организациями отражают место и роль форума в архитектуре глобального управления. 

В рамках исследования используются количественный и качественный методы анализа. На основе контент-анализа документов, принятых в рамках председательства, прослеживается динамика взаимодействия БРИКС с международными институтами, выявляются основные модели взаимодействия, осуществляется сравнительный анализ с динамикой и моделями взаимодействия, характерными для предшествующих председательств. 

Анализ взаимодействия БРИКС с существующими международными организациями в ходе российского председательства подтверждает гипотезу о том, что выбор участниками объединения модели взаимодействия с международными организациями отражает их место и роль в архитектуре глобального управления, предназначенную их «отцами-основателями» при создании и закрепленную в ходе дальнейшей эволюции. 

Выбор участниками объединения модели взаимодействия с международными организациями зависит от сферы и этапа становления сотрудничества, специфики организаций, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Модели не являются взаимно исключающими, но сосуществуют и трансформируются в процессе взаимодействия. Создавая новые институты, БРИКС одновременно укрепляет сотрудничество с другими международными организациями. С профильными организациями ООН и ВТО взаимодействие развивается по модели «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций), в то время как с «Группой двадцати» отмечается нереализованная тенденция к взаимодействию по модели «управление в союзе с многосторонними институтами».

В целом в 2015 году закрепляется выбор БРИКС в пользу двух моделей взаимодействия с другими международными организациями: «каталитического воздействия» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и «параллельного управления» (создания собственных механизмов). Продолжилось создание и становление новых институтов, по мере укрепления которых можно прогнозировать включение в практику взаимодействия БРИКС с международными организациями по модели «управления в союзе с многосторонними организациями».  

 

Добавлено: 1 декабря 2015
Статья
Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 4. С. 125-150.

Являясь единственным государством, одновременно входящим в «Группу восьми», и БРИКС, которые представляют позиции различных групп стран, а также являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия имеет значительные возможности по продвижению своих интересов через институты глобального управления. Последовательное председательство в трёх важных неформальных международных институтах: «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС, в 2012 – 2015 г., не только предоставляет уникальные возможности внести серьёзный вклад в формирование решений по ключевым глобальным проблемам, но и потребует серьёзных усилий для выработки связанных программ председательства. Россия признаёт важность большинства проблем глобального управления и имеет сформированные позиции по их решению. В рамках своего председательства в «двадцатке» Россия сохранит фокус повестки дня на экономических вопросах, в том числе на продолжении фискальной консолидации, реформе международных финансовых институтов, повышении финансовой грамотности и расширении доступа к финансовым ресурсам. Учитывая специфику повестки дня «двадцатки», рассмотрение проблем геополитического кластера, за исключением коррупции и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, в рамках данного форума не представляется целесообразным, что соответствует позиции российских властей. Принимая во внимание глобальный характер российских геополитических интересов, рассмотрение новых вопросов такого рода возможно в «восьмёрке» и БРИКС. Проблемы природного кластера имеют высокий потенциал включения в повестку дня «двадцатки», учитывая важность участия в климатических соглашениях крупнейших эмитентов парниковых газов. России было бы выгодно формирование устойчивых партнёрств по развитию энергоэффективности, в том числе для привлечения новых технологий в страну. Энергетическая проблематика могла бы быть расширена за счёт включения вопросов инфраструктуры, надёжности поставок и расширения доступа к энергии. Упор в рамках технологического кластера может быть сделан на развитии инфраструктуры, в том числе в развитых странах через принятие индивидуальных обязательств. Наименьший потенциал включения в повестку дня «двадцатки» имеют проблемы социального кластера за исключением нехватки водных ресурсов, некоторые аспекты которой уже рассматриваются форумом.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС».

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Хайнал П. И. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 1. С. 118-132.
В данной статье исследуется роль и влияние гражданского общества на усиление подотчетности «Группы восьми» и «Группы двадцати». Особое внимание уделяется саммитам 2010 года: июньскому саммиту «Группы восьми» и «Группы двадцати» в Мускоке и Торонто и  ноябрьскому саммиту «Группы двадцати» в Сеуле. В начале статьи уточняются ключевые понятия: «гражданское общество», «негражданское общество» и «подотчетность». Затем обсуждается проблема подотчетности «Группы восьми» и «Группы двадцати» как глобальных институтов управления: в частности, по каким проблемам и кому они подотчетны.  Далее в статье описываются разные типы организаций гражданского общества, связанные с «Группой восьми» и «Группой двадцати».  Рассматриваются мотивация и диапазон взаимодействия институтов гражданского общества с «Группой восьми» и «Группой двадцати». В завершение автор анализирует то, каким образом вовлеченность (или невовлеченность) гражданского общества влияет на подотчетность «Группы восьми» и «Группы двадцати». Краткие заключения завершают статью.   
Добавлено: 2 марта 2012
Статья
Ча В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 135-137.
Представляем Вашему вниманию перевод 6 главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается роль и место Южной Кореи в международном содействии развитию, при этом особое внимание уделено сектору здравоохранения и продовольственной помощи. Автор подчеркивает уникальность Южной Кореи как государства с развивающейся экономикой, преобразовавшейся из страны-реципиента помощи в страну-донора.
Добавлено: 2 марта 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 5-10.

В статье представлен анализ итогов саммита «Группы двадцати», прошедшего в рамках председательства Франции в Каннах 3-4 ноября 2011 года. Автор анализирует программу саммита и решения, принятые лидерами, по ключевым сферам координации, в том числе, повышению уровня занятости и социальной защиты, реформе международной финансовой и валютной системы, преодолению глобальных дисбалансов, углублению реформ финансового сектора, борьбе с коррупцией, содействию развития. Особое внимание уделяется кризисной повестке дня саммита и вызовам, связанным с необходимостью реализации фактически двух повесток дня: плановой и антикризисной. В заключении даны оценки сильных и слабых сторон саммита «двадцатки» как форума глобального управления, характеристика процесса институционализации «Группы двадцати», прогноз последовательности председательств после 2015 года и рекомендации для председательства России в 2013 году. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ».

Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 4. С. 5-10.
В статье представлен анализ итогов саммита «Группы двадцати», прошедшего в рамках председательства Франции в Каннах 3-4 ноября 2011 года. Автор анализирует программу саммита и решения, принятые лидерами, по ключевым сферам координации, в том числе, повышению уровня занятости и социальной защиты, реформе международной финансовой и валютной системы, преодолению глобальных дисбалансов, углублению реформ финансового сектора, борьбе с коррупцией, содействию развития. Особое внимание уделяется кризисной повестке дня саммита и вызовам, связанным с необходимостью реализации фактически двух повесток дня: плановой и антикризисной. В заключении даны оценки сильных и слабых сторон саммита «двадцатки» как форума глобального управления, характеристика процесса институционализации «Группы двадцати», прогноз последовательности председательств после 2015 года и рекомендации для председательства России в 2013 году.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Киртон Дж., Кулик Дж. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 7-24.

Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом работы Джона Киртона и Джулии Кулик «Саммит значительных успехов: результаты саммита «Группы восьми» в Кэм-Дэвиде в мае 2012 года». Авторы статьи анализируют итоги саммита «восьмерки».

С 18 по 19 мая 2012 г. Президент США Барак Обама принимал в своей резиденции в Кэмп-Дэвиде 38-й ежегодный саммит «Группы восьми». Лидеры обсудили вопросы глобального экономического роста, развития, мира и безопасности и, спустя менее 24 часов переговоров, обнародовали краткое пятистраничное коммюнике. Несмотря на это, Кэмп-Дэвидский саммит завершился успешно. На встрече лидеры провели эффективное обсуждение наиболее актуальных вопросов, задав, в то же время, направление последующим встречам, в том числе саммиту НАТО в Чикаго, «Группы двадцати» в Лос-Кабосе и Рио+20 в Рио-де-Жанейро. Этот успех был обусловлен рядом причин. Первой стала серия сильных глобальных потрясений, обсуждение которых было включено в повестку дня саммита. В их числе новый этап кризиса в зоне евро, высокие цены на нефть и продовольствие, а также эскалация конфликта в Сирии. Второй причиной стала неспособность других важнейших международных институтов решить эти проблемы. Третья причина – приверженность «восьмерки» продвижению демократии и её роль в таких вопросах, как демократическая трансформация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Четвертой причиной стало укрепление относительных возможностей стран «Группы восьми», поддержанное сильными позициями доллара США, японской иены и британского фунта. Пятая причина – наличие у присутствовавших лидеров политической власти, капитала, преемственности, компетенций и поддержки в их странах. Саммит в Кэмп-Дэвиде стал для ряда лидеров шестым или седьмым, а некоторые обладали поддержкой большинства граждан и контролем над законодательными собраниями своих стран. Наконец, причиной успеха стало ограниченное число участников саммита в Кэмп-Дэвиде, прошедшего в традиционном для «восьмерки» стиле уединенности, являющимся её уникальным и оригинальным преимуществом, что позволило лидерам лучше наладить межличностные связи. Совокупность этих факторов позволила «Группе восьми» вновь заявить о себе как о широком, крупном, сильном центре эффективного глобального управления.

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Сахаров А. Г. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 120-131.

В данной статье рассматривается исполнение «Группой двадцати» обязательств по отказу от мер протекционистского характера, принимавшихся на всех саммитах «двадцатки». В работе проводится анализ и сопоставление индивидуальных результатов членов «двадцатки» в различные периоды между встречами лидеров. Анализ производится на основе данных, представленных в докладах Всемирной торговой организации о торговых мерах стран «Группы двадцати». По мнению автора, несмотря на принятые обязательства, эффективность форума в данной сфере остается низкой, что подтверждается большим количеством протекционистских мер, принятых странами в период между саммитом в Вашингтоне в 2008 году и саммитом в Каннах в 2011 году. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.

Добавлено: 13 ноября 2012
Статья
Кичина И. В., Нагорнов В. А., Рахмангулов М. Р. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2014. Т. 9. № 2. С. 229-245.

 

Опыт зарубежных стран демонстрирует многообразие подходов и форм реализации политики «мягкой силы». В этом контексте актуальной задачей является выделение лучших практик, которые могут со- ставить основу политики любой страны, поиск ключевых инструментов, обеспечивающих стабильность и последовательность политики, и интегрирующих элементов, позволяющих координировать действия страны и обеспечивать взаимодополнение различных направлений. В статье представлен анализ оптимальных инструментов нескольких направлений политики «мяг- кой силы». Авторы опираются на результаты исследования, проведенного в 2013 г. Национальным ис- следовательским университетом «Высшая школа экономики». В рамках работы был проанализирован опыт Китая, США, Германии, Великобритании, ЕС. С помощью метода экспертных оценок были выделе- ны инструменты, обеспечивающие наибольшее влияние страны-субъекта, и оптимальные с точки зрения возможности их применения в различных социально-экономических и политических условиях. В ходе ис- следования рассматривались зарубежные практики «мягкой силы» по пяти направлениям: 1) культура и продвижение языка; 2) сотрудничество в области образования, науки и техники; 3) развитие деловых связей; 4) развитие общественной дипломатии; 5) содействие международному развитию. Выделенные оптимальные инструменты реализации политики «мягкой силы» были структури- рованы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным направлениям или «кластерам влияния». Центром устойчивости каждого «кластера» является деятельность одного или нескольких институтов. Целостность структуры обеспечивают такие связующие элементы, как нормативно-правовая база, ресурсное обеспечение, механизмы координации, специальные визовые режи- мы, коммуникации и PR-стратегия.

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Борисенкова А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 2. С. 25-34.
Современная система высшего образования Италии сложилась на фоне, с одной стороны, широкомасштабных государственных реформ, связанных с реструктуризацией политического устройства и изменением приоритетов экономического развития и, с другой стороны, реформ, обусловленных Болонским процессом и стремлением к включению Италии в общеевропейское образовательное пространство. Таким образом, внутренние факторы становления итальянской образовательной системы и внешние стимулы ее развития оказались взаимодополняющими.
Добавлено: 1 октября 2012