• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 301 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Картамышев В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 85-99.

Картамышев Виталий Александрович – магистр международной экономики и международных отношений Университета Джона Хопкинса, координатор программ «Оксфам» в Российской Федерации

Статья анализирует политику ЕС в области содействия развитию за последние 10 лет. Подчеркивается лидирующая роль ЕС в предоставлении многосторонней, высококачественной помощи, направленной на искоренение бедности и достижение странами-реципиентами Целей Развития Тысячелетия. Рассматриваются различные аспекты политики ЕС в области содействия развитию: ОПР (официальная помощь развитию), бюджетная поддержка, Помощь в целях содействия торговле и т.д. Также рассматриваются проблемы, которые необходимо решить ЕС для того, чтобы продолжать играть эту важную роль в текущей неблагоприятной экономической ситуации, а также предлагаются некоторые рекомендации по повышению эффективности реализации политики в области содействия развитию.

 

Добавлено: 6 апреля 2013
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Сафонкина Е. А. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 1. С. 148-173.

Турция председательствовала в «Группе двадцати» в период «более слабой, чем ожидалось, мировой активности» с декабря 2014 г. по ноябрь 2015 г. Геополитическая напряжённость начала распространяться за границы непосредственно вовлечённых в конфликты регионов. Турция переживала тяжелый период, характеризующийся замедлением экономического роста, двумя турами выборов в июне и ноябре 2015 года, возобновившимся противостоянием между правящей Партией справедливости и развития и объявленной вне закона Рабочей партией Курдистана, двумя миллионами беженцев на территории страны, не вполне успешными действиями по защите своих границ и противостоянию террористам. Турецкое председательство определило три приоритета: инклюзивность, исполнение решений и инвестиции для роста. Для противодействия неравенству и обеспечения инклюзивного роста было предложено объединить усилия для решения проблем малых и средних предприятий, таких как доступ к финансированию, навыки, глобальные цепочки добавленной стоимости; занятость молодёжи и женщин и поддержка развития стран с низкими доходами. Инклюзивность была обеспечена, в том числе, через взаимодействие «Группы двадцати» с социальными партнёрами. Особое внимание к реализации решений было в частности связано с приоритетом исполнения членами «двадцатки» обязательств саммита в Брисбене, прежде всего, стратегий роста. Учитывая роль инвестиций в качестве драйвера роста, председательство предложило членам разработать и принять амбициозные инвестиционные стратегии, сфокусированные на инвестициях в инфраструктуру и государственно-частном партнёрстве. Результаты работы «Группы двадцати» под председательством Турции анализируются в статье в рамках функциональной парадигмы, рассматривающей деятельность «Группы двадцати» в контексте реализации трёх основных целей многосторонних институтов высшего уровня: укрепление потенциала политического лидерства для продвижения новых идей и преодоления тупиков, урегулирование внутренних и международных вызовов и консолидация механизмов коллективного управления. Для достижения этих институты должны демонстрировать качества лидерства, солидарности, устойчивости, приемлемости, последовательности и преемственности. Исходя из этих характеристик определены соответствующие шесть критериев, которые применяются для анализа деятельности «Группы двадцати» в ходе председательства Турции. Эффективность оценивается как успешность работы «Группы двадцати» по комбинации критериев. Учитывая миссию «Группы двадцати» по достижению сильного, устойчивого, сбалансированного и инклюзивного роста, для целей исследования все вопросы повестки турецкого председательства «Группы двадцати» были сгруппированы по этим четырём опорам роста. Работа «Группы двадцати» в каждой сфере оценивалась по шести критериям в трёх-балльной шкале: высокая (оценка 1), средняя (оценка 0) и низкая (оценка -1) эффективность. Общая оценка эффективности работы «Группы двадцати» была посчитана как общая сумма средних оценок в каждой сфере, поделённая на 11 (количество сфер в повестке). Признавая, что реализация решений крайне важна для легитимности, лидерства и солидарности «Группы двадцати», Турция сделала одним из приоритетов своего председательства именно исполнение решений. Поэтому, в анализе по каждой из сфер учитывается уровень исполнения. Несмотря на то, что взаимодействие «Группы двадцати» с форматами аутрич, включая социальных партнёров, международные институты и не членов «”Группы двадцати», рассматривается в отдельном разделе, качество взаимодействия учитывается при оценке приемлемости решений «Группы двадцати» в соответствующих сферах.Анализ показывает, в рамках Турецкого председательства «Группа двадцати» успешно реализовала три основные цели многосторонних институтов высшего уровня: укрепление потенциала политического лидерства для запуска новых идей и преодоления тупиков, урегулирование внутренних и международных вызовов и консолидация коллективного управления.В большинстве сфер «Группа двадцати» показала высокий уровень (оценка 1) последовательности решений лидеров по приоритетам и преемственности с предыдущими председательствами и основной повесткой «Группы двадцати». Устойчивость и приемлемость были также на высоком уровне (0,82), так как «Группа двадцати» обеспечила долгосрочную жизнеспособность коллективных решений и получила одобрение от не членов института, международных организаций и социальных партнёров. Как и в рамках предыдущих саммитов, кроме Вашингтона и Лондона, члены «Группы двадцати» не смогли согласовать амбициозные цели по расширению торговли и противостоянию угрозе фрагментации многосторонней торговой системы, продемонстрировав недостаток как лидерства в принятии новых обязательств, так и солидарности в исполнении данных обещаний. Следует, однако, отметить, что хотя торговля является важным приоритетом повестки «двадцатки» с самого первого саммита, уровень исполнения членами неизменно остается разочаровывающе низким. После высоких уровней исполнения антипротекционистских обязательств саммитов в Вашингтоне и Лондоне (83% и 75% соответственно), связанных с шоком от мирового экономического кризиса, уровень исполнения редко превышал показатель в 65%, достигнутый в Анталье. Таким образом, хотя «Группа двадцати» и не была способна проявить достаточное политическое лидерство, преодолеть тупик и принять новое амбициозное решение, она смогла реализовать обязательство по противодействию протекционизму на относительно высоком уровне.

«Группа двадцати» показала высокий уровень работы по шести критериям (лидерство, солидарность, устойчивость, приемлемость, последовательность и преемственность) по всем трём приоритетам Председательства Турции с оценкой 1 по инвестициям и 0,92 по инклюзивному росту. Реализация третьего приоритета председательства – имплементации – также было на достаточно высоком уровне в 78% в целом за саммит, что выше среднего для «Группы двадцати» по всем саммитам и уступает только оценкам в Вашингтоне (83%) и Лос-Кабосе (79%). Результаты подтверждают выводы предыдущих исследований, что уровень исполнения «Группы двадцати» выше по приоритетным вопросам. В целом, несмотря на множество внутренних и внешних вызовов, корабль «двадцатки» успешно прибыл в порт назначения, выполнив свою миссию под руководством Турции.  

Добавлено: 23 марта 2017
Статья
Сафонов Г. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 5. С. 36-40.
Статья посвящена одному из важнейших вызовов, с которым столкнулось человечество в XXI веке – глобальному изменению климата. Именно «Большая восьмерка» должна сыграть ведущую роль в решении проблемы климатических изменений на современном этапе. Лидеры промышленно развитых стран приняли на себя целый ряд обязательств по снижению воздействия на климатическую систему путем разработки и реализации национальных и международных мер по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, радикального повышения энергоэффективности, использования возобновляемых и экологически чистых технологий в энергетике, поддержки устойчивого развития мировой экономики. Россия – один из ключевых партнеров в долгосрочном глобальном соглашении по изменению климата, у которого есть не только внутренние и международные обязательства, но и собственные интересы в развитии низкоуглеродного мирового сообщества в будущем.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 2. С. 34-48.
Интенсивное развитие и распространение информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) привнесли в процесс развития современных обществ немало преимуществ, обеспечив более развитым странам возможность закрепить свои и без того сильные позиции в мировом геополитическом пространстве, а менее развитым странам – преодолеть в своем развитии сразу несколько промежуточных стадий. В то же время, несмотря на очевидные преимущества, развитие и распространение ИКТ ведут к ряду негативных последствий в социально-экономической и культурной сферах. Выступая движущей силой развития, ИКТ оказываются источником глубокой дифференциации стран по уровню экономического развития.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Барабанов О. Н. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2009. № 2. С. 5-13.
Статья посвящена анализу позиции основных теоретических школ по вопросу о глобальном управлении. Рассматривается становление и эволюция термина "глобальное управление" в теории международных отношений. Сопоставляется подход к глобальному управлению со стороны школ реализма и неолиберализма. Рассматривается проблема государственного суверенитета в контексте идей глобального управления. Отдельно разбирается проблема глобального управления с точки зрения функционалистского подхода.
Добавлено: 30 сентября 2012
Статья
Колобов О. Э. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3(38). С. 184-198.

В статье проводится анализ процесса строительства единого рынка электроэнергии в Европейском союзе, рассматриваются наднациональные инициативы по созданию и объединению конкурентных рынков электроэнергии государств-членов Евросоюза, а также раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются наднациональные органы, государства-члены и электроэнергетические компании Евросоюза в рамках строительства единого рынка электроэнергии.

Добавлено: 5 декабря 2012
Статья
Ларионова М. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. № 6. С. 17-27.
В статье рассматриваются основные методологические проблемы оценки последствий либерализации сектора образовательных услуг, определяется совокупность параметров анализа, обосновывается выбор индикаторов и шкалы измерения. Автор предлагает алгоритм анализа влияния либерализации торговли услугами для сектора образования.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Нагорнов В. А., Рахмангулов М. Р. и др. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 42-91.
Проблемы глобального управления формируют запрос на деятельность многосторонних международных институтов (спрос на глобальное управление), который могут или не могут удовлетворить международные институты (предложение). Приоритеты стран-членов многосторонних институтов также формируют запрос на их деятельность. Потенциал этих институтов по формированию консенсуса и выработке коллективных решений, приемлемых для стран-членов, может быть трансформирован в предложение. Страна-председатель при выработке повестки дня должна сопрягать оба типа спроса (глобальные риски и официальные позиции по ключевым приоритетам глобального управления стран-членов международных форумов)cпотенциалом института, в котором она председательствует, и своими приоритетами, интересами и возможностями; а также располагать сравнительной оценкой эффективности институтов для решения конкретных проблем глобальной повестки дня. Для России, которая будет председательствовать в 2013 году в «Группе двадцати», в 2014 ­­– в «Группе восьми» и в 2015 – в БРИКС, последовательность трех председательств содержит уникальные возможности влияния на глобальные процессы на основе обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов. Существует возможность для формирования инновационной повестки дня трех институтов на основе сравнительного анализа прогнозируемых вызовов глобального управления и потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС. В статье представлена сравнительная оценка возможностей и соответствия миссии «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС задачам преодоления ключевых рисков будущего десятилетия. Для оценки глобальных рисков предстоящего десятилетия были использованы данные докладов «Глобальные риски 2011» и «Глобальные риски 2012» Всемирного экономического форума. Анализ был проведён по пяти кластерам рисков: экономическому, социальному, геополитическому, технологическому и природному, и включал 25 рисков, имеющих наибольший показатель суммы вероятности и влияния. Оценка потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС опиралась на анализ содержания документов и решений, принятых институтами на саммитах и в других форматах. На основе сопоставления полученных результатов были выделены наиболее соответствующие миссии и потенциалу каждого из институтов кластеры рисков. Работа позволила сформировать рекомендации для повестки дня «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС на основе модели спрос – предложение, то есть сопряжения проблем глобального управления (спрос на глобальное управление) и потенциала международных многосторонних институтов (предложение). При подготовке статьи с разрешения Всемирного экономического форума были использованы результаты доклада Инициативы экспертной сети по реагированию на глобальные риски «Глобальные риски 2012». Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Добавлено: 11 октября 2012
Статья
Зайцев Ю. К. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2011. № 3. С. 105-118.

В статье анализируются основные теоретические подходы к пониманию эффектов воздействия потоков помощи на развитие беднейших стран. Представлен обзор исследований в сфере содействия развитию в контексте положения беднейших стран в мировой экономике и эволюции политики сообщества доноров в отношении содействия международному развитию. В заключение автор приходит к выводу, что помощь – это мера временного характера, а ее эффективность зависит от других факторов развития, в том числе действий национальных правительств развивающихся стран.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2007. № 5. С. 17-33.
Программа Европейского сообщества «Молодежь» реализуется в соответствии с общеевропейскими тенденциями общественного развития.
Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Перфильева О. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2006. № 6. С. 58-66.
Программа международной оценки образовательных достижений учащихся PISA направлена на оценку и последующее изучение уровня приобретаемых знаний и навыков 15-ти летних школьников в ведущих индустриальных странах мира. Являясь инструментом тесного международного сотрудничества, программа ОЭСР PISA выступает основой не только для приращения экспертного и научного знания о качестве образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР, но также источником развития междисциплинарных исследований и совершенствования образовательной политики как на национальном, так и международном уровнях, предоставляя сопоставимые в международном плане статистические данные.
Добавлено: 2 октября 2012
Статья
Перфильева О. В., Заварыкина Л. В., Лопатина А. С. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 122-155.

В статье представлена концепция ранжирования российских вузов, разрабатываемая в рамках проекта «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в сотрудничестве с Центром международных сопоставительных исследований ИМОМС НИУ ВШЭ. Дается детализированное описание элементов модельной методологии ранжирования, учитывающей особенности, цели и задачи развития российской системы высшего образования на современном этапе.

На момент подготовки выпуска к печати концепция модельной методологии ранжирования претерпела изменения в силу текущего характера проекта. В процессе постоянного пересмотра находится набор индикаторов, предлагаемый для оценки качества деятельности университетов. На основе серии экспертных оценок из множества индикаторов, отражающих пять направлений деятельности вузов, относительно параметров значимости для развития системы ВО в РФ, релевантности, доступности, надежности и значимости для модельной методологии ранжирования, были отобраны 40 индикаторов, распределенных по пяти соответствующим направлениям.

Отчеты о проведении экспертных оценок набора индикаторов, итоговый перечень индикаторов, а также анализ соотнесения с существующими информационными системами оценки и мониторинга деятельности вузов и перечень вузов, выбранных для апробации, размещены на сайте Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ (http://www.hse.ru/org/hse/iori/toplist). Посредством публикации проекта модельной методологии ранжирования авторы надеются привлечь внимание широкого академического сообщества к предлагаемой разработке и стимулировать дискуссию на национальном уровне о качестве национальных систем ранжирования.

Добавлено: 21 мая 2012
Статья
Вишневская Н. Т., Зудина А. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 4. С. 109-129.

В работе анализируется будущее состояние профессиональной структуры рабочей силы в европейских странах ОЭСР. Анализ прогнозных оценок структуры рабочей силы в профессиональном разрезе позволяет ответить на вопрос о качестве вновь создаваемых рабочих мест, а, следовательно, о будущей эффективности функционирования рынка труда. Выявление особенностей спроса на отдельные профессиональные группы в странах Европы представляется полезным для понимания того, насколько процессы, происходящие на российском рынке труда, соответствуют мировым трендам. В работе рассматриваются особенности методологии составления прогнозов и основные подходы к прогнозированию изменения профессиональной структуры, характеристики динамики спроса на труд представителей отдельных профессий, а также причины увеличения и падения спроса на те или иные профессии. Как показал проведенный анализ, основной тенденцией на рынке труда на ближайшее десятилетие станет увеличение значимости специалистов средней и высшей квалификации. Особенно активно возрастет потребность в работниках здравоохранения, а также профессиях, обеспечивающих научно-технический прорыв. Одновременно с этим ожидается повышение спроса на труд самых неквалифицированных работников, которое будет наблюдаться на фоне снижения численности квалифицированных и полуквалифицированных рабочих профессий, вызванное падением доли промышленного производства в экономике развитых стран и процессами глобализации. Происходящая «машинизация» многих трудовых функций пока еще не может свести на нет потребность во многих профессиях низкой квалификации.. Сохранение подобных рабочих мест позволяет работникам с низким образованием оставаться на рынке труда и не зависеть от системы социальной помощи. Для всех стран с развитой рыночной экономикой достаточно четко проявляется тенденция к сокращению спроса на труд таких «беловоротничковых» профессий, как офисные служащие. Предстоящее снижение потребности в этой категории занятых связано с дальнейшим распространением современных компьютерных технологий и автоматизацией многих рутинных функций, ранее выполняемых работниками офисов.

Добавлено: 18 сентября 2017
Статья
Спорышева Н. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 4. С. 91-94.

Эссе обращается к проблеме развития устойчивых систем здравоохранения, особенно в беднейших странах мира, а также принимаемым мерам для ее решения. К данным мерам относятся три основных направления: охрана материнства, снижение детской смертности, борьба с ВИЧ/СПИД и другими серьезными заболеваниями. Автор уделяет особое внимание влиянию системы прав интеллектуальной собственности на возможности равного доступа для населения развивающихся стран к медицинским услугам.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Мешкова Т. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 1. С. 4-10.
В статье рассматриваются основные факторы, способствующие формированию в России инновационной экономики, основанной на знаниях. Дается предварительная оценка того, какую роль могут играть российское образование и наука в решении задач модернизации экономики с учетом исторических особенностей их развития, их текущей конкурентоспособности, новых требований к их качеству и эффективности, а также с учетом международных тенденций и стратегических приоритетов развития образования, науки и инноваций. Подчеркивается необходимость проведения объективной оценки конкурентоспособности российского образования и науки, определения возможных точек роста, сильных и слабых сторон российской инновационной системы, а также разработки необходимых мер для превращения человеческого капитала в реальный ресурс социально-экономических преобразований в России. В материале также представлены публикуемые в данном номере аналитические статьи, в которых рассматриваются различные аспекты инновационной политики, анализируется успешный зарубежный и отечественный опыт реализации некоторых важных направлений политики по развитию человеческого капитала.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2(28). С. 5-20.

В статье представлен анализ саммитов «Группы восьми» в Мускоке и «Группы двадцати» в Торонто, основанный на оценке основных документов и решений, принятых лидерами. Авторами рассматривается тенденция разделения труда между двумя институтами по приоритетам и функциям глобального управления, а также риски такого разделения. Анализ показывает, что пока члены «Группы восьми» несут на себе двойную ответственность за исполнение обязательств, принятых на саммитах «восьмерки» и «двадцатки», в условиях, когда члены «Группы восьми» передали значительную часть функций определения направлений действий и принятия решений «Группе двадцати». Можно предположить, что эта ситуация изменится на саммите в Сеуле. Тем не менее, в статье делается вывод, что если разделение функций, заложенное в Мускоке и Торонто, сохранится и упрочится, а уровень исполнения «двадцаткой» своих обязательств останется низким, то партнерство «Группы восьми» и «Группы двадцати» для глобального управления не будет ни устойчивым, ни эффективным.

 

Добавлено: 27 октября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 5-20.
В статье представлен анализ саммитов «Группы восьми» в Мускоке и «Группы двадцати» в Торонто, основанный на оценке основных документов и решений, принятых лидерами. Авторами рассматривается тенденция разделения труда между двумя институтами по приоритетам и функциям глобального управления, а также риски такого разделения. Анализ показывает, что пока члены «Группы восьми» несут на себе двойную ответственность за исполнение обязательств, принятых на саммитах «восьмерки» и «двадцатки», в условиях, когда члены «Группы восьми» передали значительную часть функций определения направлений действий и принятия решений «Группе двадцати». Можно предположить, что эта ситуация изменится на саммите в Сеуле. Тем не менее, в статье делается вывод, что если разделение функций, заложенное в Мускоке и Торонто, сохранится и упрочится, а уровень исполнения «двадцаткой» своих обязательств останется низким, то партнерство «Группы восьми» и «Группы двадцати» для глобального управления не будет ни устойчивым, ни эффективным.
Добавлено: 28 сентября 2012
Статья
Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2010. № 2. С. 5-20.
В статье представлен анализ саммитов «Группы восьми» в Мускоке и «Группы двадцати» в Торонто, основанный на оценке основных документов и решений, принятых лидерами. Авторами рассматривается тенденция разделения труда между двумя институтами по приоритетам и функциям глобального управления, а также риски такого разделения. Анализ показывает, что пока члены «Группы восьми» несут на себе двойную ответственность за исполнение обязательств, принятых на саммитах «восьмерки» и «двадцатки», в условиях, когда члены «Группы восьми» передали значительную часть функций определения направлений действий и принятия решений «Группе двадцати». Можно предположить, что эта ситуация изменится на саммите в Сеуле. Тем не менее, в статье делается вывод, что если разделение функций, заложенное в Мускоке и Торонто, сохранится и упрочится, а уровень исполнения «двадцаткой» своих обязательств останется низким, то партнерство «Группы восьми» и «Группы двадцати» для глобального управления не будет ни устойчивым, ни эффективным
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 3. С. 92-108.
Необходимость вывода национальных экономик на траектории устойчивого роста после мирового кризиса определяет необходимость осуществлять комплекс мер по их структурной перестройке ведущими странами мира. В данной статье представлен анализ динамики обязательств по структурным реформам, принятых членами «Группы двадцати» начиная с саммита 2009 года в Питтсбурге. Автор исследует влияние экономических условий, в первую очередь состояния государственного бюджета, на выбор приоритетов структурных реформ и подходов к их реализации в странах-членах «двадцатки». На основе данных ОЭСР и других международных институтов, а также национальных источников осуществлен анализ эффективности реализации структурных преобразований в странах-членах «Группы двадцати». По результатам этого анализа и изучения рекомендаций «двадцатки» и ОЭСР автором предложена методика оценки вероятности включения новых приоритетов в повестку дня «Группы двадцати» по структурному реформированию. Использование этой методики позволяет сформировать прогноз относительно будущих направлений деятельности международных институтов в сфере стимулирования структурных реформ. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г.
Добавлено: 11 октября 2012
Статья
Мальцева В. А., Чупина Д. А. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2017. Т. 12. № 1. С. 43-65.

Появление мегарегиональных торговых соглашений (МРТС) стало ответом на затянувшуюся стагнацию системы многостороннего регулирования торговли в рамках Всемирной торговой организации и придало новый импульс исследованиям в области международных интеграционных процессов. Однако вопросы развития нового формата мегарегиональных соглашений еще не получили достаточного освещения. В настоящей статье предпринимается попытка оценки перспектив сближения регионализма и глобальной интеграции на примере Транстихоокеанского партнерства.

В качестве предмета анализа выступают обязательства по либерализации доступа на рынки в рамках действующих региональных торговых соглашений (РТС), а также отдельно исследуется мегарегиональное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) в разрезе основных разделов, регулирующих внутрирегиональную торговлю сельхозпродукцией.

Центральным вопросом исследования является определение потенциала переноса передовых результатов либерализации в РТС и МРТС на многосторонний уровень. При рассмотрении современных РТС авторы используют методологию ОЭСР для оценки потенциала переноса секторальных обязательств региональных соглашений на многосторонний уровень ВТО. Обязательства стран-членов РТС и МРТС рассматриваются в контексте соответствия многосторонним согласованиям ВТО и группируются в две категории: «ВТО-плюс» – обязательства, углубляющие ужепринятые в рамках ВТО, и «сверх-ВТО» – новые, не содержащиеся в соглашениях ВТО. Мегарегиональное соглашение ТТП исследуется авторами поглавно в разрезе основных разделов, посвященных регулированию торговли сельскохозяйственной продукцией.

В результате исследования определено, что потенциал мегарегиональных соглашений в части интернационализации региональной практики либерализации внешнеэкономических связей связан с беспрецедентно широким составом участников, транспарентностью регулирования отношений и высокой степенью обязательности согласованных мер. Уточнено, что перенос региональных соглашений на глобальный уровень в первую очередь можно ожидать в таких областях, как перемещение услуг и инвестиций, а также в части ряда инструментов технического регулирования внешнеэкономических связей. Выявлены особенности реализации странами-членами региональных торговых соглашений обязательств «ВТО-плюс» и «сверх-ВТО» в части регулирования внутрирегиональной торговли сельскохозяйственной продукцией. Установлено повсеместное снижение тарифных барьеров в сельскохозяйственной торговле стран, участвующих в региональных торговых соглашениях как меры «ВТО-плюс» при общей низкой активности в реализации обязательств в сфере нетарифного регулирования и минимальном исполнении обязательств категории «сверх-ВТО». Определена значительная гетерогенность состава стран-участниц Транстихоокеанского партнерства (ТТП) с позиции вовлеченности в мировой сельскохозяйственный рынок и уровня фактически применяемых тарифных барьеров в торговле основной продовольственной продукцией. По итогам исследованияСоглашения о ТТП в разрезе основных разделов, регулирующих внутрирегиональную торговлю сельхозпродукцией, авторами выделены три ключевые особенности. ТТП предусматривает беспрецедентное для региональных торговых соглашений снижение тарифной защиты рынка сельскохозяйственной продукции стран-участниц при сохранении ряда «послаблений» и длительного периода имплементации обязательств по дерегулированию торговли чувствительными продовольственными позициями. Либерализация доступа на сельскохозяйственный рынок ТТП в значительной степени достигается снижением тарифных барьеров, применение нетарифных мер во внутрирегиональной сельскохозяйственной торговле ограничивается согласованием единых стандартов. В соглашении о ТТП утверждена линия на активизацию выполнения многосторонних обязательств в сфере сельского хозяйства через включение, например, запретов на налогообложение экспорта и экспортные субсидии в версии «ВТО-плюс» и «сверх-ВТО».  

Добавлено: 18 сентября 2019
Статья
Шелепов А. В. Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. Т. 8. № 4. С. 100-121.

В статье представлен анализ результатов председательства Мексики в «Группе двадцати» в 2012 г. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах (модель «спрос-предложение»). В статье прослеживается, насколько мексиканскому председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной- председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.

Для определения ключевых проблем глобального управления был выполнен анализ глобальных рисков предстоящего десятилетия по данным ежегодных докладов Всемирного экономического форума и других международных организаций; осуществлен анализ их значимости для 10 стран-членов «двадцатки», включая Мексику; уровня отражения ключевых проблем в документах и решениях «двадцатки» в 2008-2011 гг.; и уровня отражения в документах председательства. Оценка проводилась на основе корреляции результатов анализа уровня значимости для членов «двадцатки» проблем глобального управления; уровня значимости проблем глобального управления для Мексики; уровня отражения проблем в документах и решениях «двадцатки» в 2008-2011 гг.; а также уровня отражения проблем в документах и решениях саммита 2012 года. При этом соотношение первых трех факторов позволяет в рамках модели «спрос-предложение» определить наиболее подходящую для страны-председателя роль в отношении каждой из рассматриваемых проблем, а уровень отражения проблем в документах и решениях саммита 2012 года свидетельствует о фактически выбранной роли.

Результаты анализа позволили сделать вывод, что выбор мексиканского председательства в пользу роли организатора и посредника при формировании повестки дня и выработке решений «двадцатки» позволил обеспечить преемственность повестки дня и относительный баланс внутреннего спроса и приоритетов стран-партнеров по ключевым проблемам глобального управления. Однако по ряду вопросов, например,  экономического блока председательство не смогло реализовать роль лидера, использовать сложившийся потенциал института, обеспечивающий возможность принятия прорывных решений, и вывести сотрудничество на новый уровень качества. Это касается проблем растущей волатильности цен на энергоносители и сельскохозяйственные товары, неравенства доходов населения и непредвиденных негативных последствий регулирования, в которых сохраняется необходимость поиска решений «с наиболее высоким общим  знаменателем».

Результаты апробации позволяют сделать вывод о том, что осуществление опережающего анализа факторов внутреннего и внешнего спроса, а также сложившегося потенциала института на основе модели «спрос – предложение», может способствовать повышению эффективности председательства в неформальных институтах глобального управления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в “Группе восьми”, “Группе двадцати” и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели “спрос-предложение”»), проект № 12-03-00563.

Добавлено: 11 августа 2014