• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 14 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Хломов К. Д., Давыдов Д. Г., Бочавер А. А. Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 276-295.

Агрессивное поведение в интернет-пространстве становится все более распространенным среди подростков в России и за рубежом. Кибербуллинг — один из наиболее новых и опасных с точки зрения последствий риск, с которыми сталкиваются современные подростки. В статье анализируется опыт встреч российских подростков с эпизодами травли в интернете в роли агрессора, жертвы или свидетеля: частота таких встреч, эмоциональные и поведенческие реакции на них, возрастные и гендерные различия, моральная оценка. Это исследование дает возможность разрабатывать меры пресечения и профилактики кибербуллинга в рамках психолого-педагогической работы с опорой на эмпирические данные, собранные на русскоязычной выборке, что чрезвычайно важно для эффективности разрабатываемых программ. Обсуждаются перспективы прикладной работы в сфере интернет-безопасности подростков, в частности, повышения их информированности и формирования у них ответственной пользовательской позиции, а также психотерапевтическая работа с подростками в контексте проблемы кибербуллинга.

Добавлено: 29 июня 2019
Статья
Виноградов М. В., Ульянина О. А. Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 1-14.

В статье рассматривается процесс становления и развития психологической работы в образовательных организациях МВД России через призму кадрового, научно-методического, правового, материально-технического обеспечения. Среди наиболее значимых исторических этапов выделяются: познавательноисследовательский этап (до 1990 г.); этап определения организационно-штатного и статусного положения психологической работы в образовательных организациях (1990—1994 гг.); этап формирования целостной системы и концепции психологической работы (1994—2000 гг.); этап научнометодологического совершенствования всех направлений деятельности подразделений психологической работы (с 2000 г. по настоящее время). В рамках рассмотрения современного этапа развития ведомственной психологической службы в образовательных организациях выделяется и описывается актуальное и востребованное направление деятельности, связанное с психологическим сопровождением курсантов и слушателей, а также сотрудников, впервые принятых на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России

Добавлено: 8 октября 2021
Статья
Ульянина О. А., Виноградов М. В. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 245-260.

В статье описывается поэтапная реализация программы психологического сопровождения курсантов и слушателей, а также сотрудников, впервые принятых на службу, в период профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России. Содержание программы раскрывается через комплекс мероприятий психологической работы, которая включает в себя: начальный этап профессиональной подготовки; адаптацию слушателей к условиям учебной и служебной деятельности; развитие личностных и профессиональных качеств; психологическую подготовку к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. В заключение подчеркивается значимость проведенного в первой части статьи исторического и организационно-методологического анализа, обусловленная необходимостью поиска перспективных моделей организации и функционирования подразделений психологической работы в образовательных организациях в целях подготовки высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов.

Добавлено: 8 октября 2021
Статья
Миронова О. И. Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 95-111.

В статье представлены подходы к изучению в отечественной психологической науке природы межличностного контакта и результаты изучения представлений пенитенциарных психологов относительно цели, функций, стадий, приемов установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным. Результаты, приведенные в статье, получены на основе исследования, в котором приняли участие 50 пенитенциарных психологов воспитательных колоний Российской Федерации. С целью выявления представлений психологов о межличностном контакте применялись методика неоконченных предложений и методика написания сочинения. В результате проведенного исследования выявлено, что эффективный межличностный контакт в профессиональной деятельности пенитенциарного психолога является одним из значимых аспектов в его профессиональной деятельности и обусловливает готовность подростка к дальнейшей психологической работе, способствует формированию доверительных отношений, оптимизации эмоционального состояния подростка, сбору необходимой для психолога информации, дает возможность оказывать позитивное влияние на несовершеннолетнего осужденного в процессе его ресоциализации.

Добавлено: 4 октября 2020
Статья
Банников Г. С., Вихристюк О., Гаязова Л. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 18-34.

В работе представлены результаты изучения проблем подготовки педагогов-психологов образовательных организаций к реализации деятельности по превенции суицидального поведения подростков и молодежи, полученные на основании опроса педагогов-психологов и экспертов. Определены направления деятельности, по которым специалисты отмечают наибольшие затруднения, в первую очередь это кризисное консультирование обучающихся группы риска и оказание экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды (в ситуации угрозы суицида). Показано, что педагоги-психологи заинтересованы в системной профессиональной поддержке; наличии проработанных алгоритмов межведомственного взаимодействия; стандартах, регулирующих содержание деятельности; повышении ответственности (в том числе правовой) родителей по выполнению рекомендаций педагога-психолога. На основании полученных данных сформулированы требования к организации и содержанию программ дополнительного образования для педагогов-психологов образовательных организаций по проблемам превенции суицидального поведения подростков и молодежи.  

Добавлено: 24 ноября 2020
Статья
Карнозова Л. М. Психология и право. 2012. № 4. С. 1-9.

В статье рассматриваются современные мировые тенденции развития правосудия в отношении несовершеннолетних. Международные рекомендации в области политики реагирования на детскую и молодежную преступность сосредоточивают внимание на необходимости поиска альтернатив официальному судопроизводству, обеспечивающих специфику целей работы с несовершеннолетними правонарушителями, обусловленную направленностью на обеспечение функций воспитания и социальной адаптации. Среди альтернатив важное место занимает медиация правонарушителя и жертвы. Такая форма работы является реализацией концепции восстановительного правосудия. Эта концепция фокусируется на нуждах жертв преступлений и ответственности правонарушителей, которая реализуется в заглаживании причиненного преступлением вреда, оказывающем воспитательный эффект. Показано формирование этого направления в российской практике работы с несовершеннолетними правонарушителями, анализируются правовые условия новой практики, представлены данные мониторинга программ восстановительного правосудия в ареале Всероссийской ассоциации восстановительной медиации за последние три года.

Добавлено: 4 февраля 2013
Статья
Ульянина О. А., Виноградов М. В. Психология и право. 2021. Т. 10. № 1. С. 18-29.

В статье анализируются процессы интенсивной информатизации и технологизации в современном обществе, существенно влияющие на определение вектора развития социальной, экономической, политической и военной сфер государства. В контексте обозначенных процессов рассматривается проблема информационного воздействия на личность человека, его сознание, мировосприятие, духовные и ценностные ориентиры. В масштабах геополитического взаимодействия мирового сообщества на информационно-психологическом уровне данная проблема раскрывается через призму описания сущности и содержания информационной войны, осуществляемой в интересах достижения политических и военных целей. Конкретизируются сферы информационного влияния на сотрудников полиции. В этой связи актуализируется необходимость формирования информационной грамотности специалистов правоохранительной сферы; освещаются направления информационно-психологического противодействия и защиты от информационных атак. В заключение освещаются такие приоритетные направления решения обозначенных проблем, как обеспечение информационной безопасности и формирование психологической устойчивости к деструктивным информационным воздействиям как способности личности критически оценивать поступающую информацию, оставаясь приверженным базовым человеческим и профессиональным ценностям.

Добавлено: 7 октября 2021
Статья
Ульянина О. А., Ходякова Н. В., Митин А. И. Психология и право. 2021. Т. 1. № 1. С. 195-209.

В статье с позиций компетентностного и личностного подходов обосновывается необходимость изучения субъектных позиций сотрудников правоохранительных органов и учета этих позиций в проектировании обучения. Приводится авторская типологизация субъектных позиций. Обсуждаются психолого-педагогические риски дезадаптации в процессе профессионально-личностного развития в среде, требующие особого психологического и педагогического сопровождения. Приводятся результаты исследования, выявляющие средние и абсолютные соотношения количественного состава групп обучающихся в Академии управления МВД России, которые отнесены к четырем выделенным субъектным позициям. В исследование приняли участие 422 респондента. Метод исследования — анкетный опрос. Проверка полученных данных с помощью построения таблицы сопряженности и критерия х2 Пирсона подтвердила гипотезу о взаимосвязи субъектной позиции обучающегося и требуемой ему ролью преподавателя. Выделенные позиции обучающихся и роли преподавателей в целом имеют взаимно согласованный характер (на уровне значимости 0,01 0,21≤r≤0,76). На основе теоретического анализа и полученных эмпирических данных сформулированы методологические регулятивы проектирования систем ведомственного обучения.

Добавлено: 6 октября 2021
Статья
Миронова О. И. Психология и право. 2020. Т. 10. № 3. С. 189-210.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, связанного с проблемой вовлечения современной молодежи в религиозные и культовые организации через интернет-пространство. В гипотезе исследования предполагается, что успех данного процесса во многом обусловлен выраженностью определенных личностных характеристик у молодых людей. В качестве респондентов выступили 60 человек, из которых: 30 — не вовлечены в религиозные и культовые организации и 30 — участники закрытых религиозных групп в социальных сетях, 17 мужчин и 43 женщины в возрасте 20—28 лет, а также в исследовании приняли участие 50 экспертов, работающих в учреждениях, занимающихся религиоведческими проблемами и вопросами сектантства. Применялись специально разработанная авторская анкета, а также стандартизированные методики. Выявлено, что молодой человек, вовлеченный в религиозные организации, стремится к людям, быть членом социальной группы, для него характерны: низкие самооценка, уровень критического мышления, степень защиты от манипуляций, а так же склонность к зависимому поведению.

Добавлено: 4 октября 2020
Статья
Хломов К. Д., Бочавер А. А. Психология и право. 2021. Т. 11. № 3. С. 15-32.

Рискованное сексуальное поведение является наиболее сложным из форм антисоциального рискованного подросткового поведения, как по проявлениям, так и с точки зрения доступности для исследования и интервенций. Сексуальное поведение и романтические отношения подростков рассматриваются, с одной стороны, как важные этапы развития, способствующие позитивной психосоциальной адаптации, а с другой — как элемент профиля проблемного поведения с множеством неблагоприятных исходов, таких как заболевания, передающиеся половым путем, нежелательная беременность, аборт и др., а также рядом сопутствующих рисков (употреблением психоактивных веществ, правонарушений и др.). В данной статье представлены основные фокусы исследований, посвященных рискованному поведению подростков, включая роль генетических и социально-средовых факторов, и ключевые результаты, касающиеся связей рискованного сексуального поведения с характеристиками семьи подростков, окружения сверстников и особенностей района проживания и сообщества, а также торговли подростков сексуальными услугами.

Добавлено: 30 сентября 2021
Статья
Золотарева А. А. Психология и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 2-13.

В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению роли апатии в формировании мужского депрессивного синдрома у заключенных. На материалах анкетирования мужчин (N=151), отбывающих наказание в одной из колоний строгого режима г. Омска, построена эмпирическая модель, свидетельствующая о том, что формирование мужского депрессивного синдрома у заключенных является сложным поэтапным процессом, в котором на ранних стадиях происходит манифестация таких переживаний, как безнадежность, скука и одиночество, а на более поздних этапах к ним присоединяется апатия. Анализ социально-демографических характеристик показал, что возраст, семейное положение, наличие детей, образование, срок отбывания наказания и статья не оказывают эффектов на психологические симптомы заключенных. Исключением стал уровень образования заключенных, оказывающий влияние на переживание ими чувства безнадежности. На основании полученных данных делаются выводы о важности образовательных мероприятий в тюремной среде, а также потенциальном использовании результатов исследования в практике кризисной терапии заключенных в России.

Добавлено: 31 марта 2021
Статья
Падун М. А., Сорокко Е. А., Сучкова Е. А. и др. Психология и право. 2021. Т. 11. № 2. С. 26-39.

Статья посвящена изучению сензитивности в восприятии эмоций у сотрудников полиции с различной склонностью к подавлению эмоций. Предполагалось, что лица, склонные к подавлению эмоций, менее эффективны в распознавании негативных эмоций других людей. В исследовании приняли участие 49 мужчин (сотрудники полиции Архангельской области) в возрасте от 22 до 50 лет. Использовалась методика на эмоциональную сензитивность, суть которой заключалась в предъявлении лиц, выражающих эмоции радости, печали, гнева и страха с постепенным проявлением эмоции: от нейтрального к эмоциональному. Для определения склонности к подавлению эмоций использовался «Опросник регуляции эмоций» Дж. Гросса. При предъявлении отрицательных эмоций наименьшая интенсивность требуется для восприятия страха по сравнению с гневом и печалью; далее следует печаль (по сравнению с гневом). Страх распознается точнее, чем гнев, а точность распознавания печали значимо не отличается от точности распознавания страха. Лица с высокой склонностью к подавлению экспрессии эмоций быстрее распознают радость и чаще ошибаются при распознавании печали, принимая ее за гнев. Результаты обсуждаются в контексте профессиональной деятельности сотрудников полиции.

Добавлено: 1 июля 2021
Статья
Ушков Ф. И., Миронова О. И. Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 278-295.

Актуальность разработки проблемы установления межличностного контакта пенитенциарным психологом с несовершеннолетним осужденным обусловлено тем, что межличностный контакт оказывает существенное влияние на успешность профессиональной деятельности пенитенциарного психолога, способствует построению доверительных отношений с подростком. В исследовании приняли участие 50 психологов воспитательных колоний России. Использовалась специально разработанная анкета «Проблемно-психологическое содержание межличностных контактов психолога с несовершеннолетним осужденным». Исследование подтвердило, что умение устанавливать контакт с несовершеннолетним осужденным зависит в первую очередь от развитых коммуникативных и морально-нравственных качеств специалиста. Психологи используют широкий набор способов и приемов установления межличностного контакта, вместе с тем имеют поверхностные представления о стадиях установления межличностного контакта, их специфике и последовательности.

Добавлено: 28 сентября 2020
Статья
Ульянина О. А., Леви М. В., Теплова О. А. Психология и право. 2020. Т. 10. № 2. С. 179-200.

Актуальность: в статье обосновывается необходимость в комплексном психологическом сопровождении профессиональной подготовки сотрудников ОВД в целях повышения качества образования и компетентности специалистов правоохранительной сферы. Целью исследования является апробация разработанной Концепции психологического сопровождения формирования личностной компетентности (ЛК) сотрудников полиции. Гипотеза исследования: после проведения формирующих воздействий возрастает уровень сформированности компонентов ЛК и степень их интегрированности, повышается успешность профессиональной деятельности в течение первого года службы. Методы исследования: тестовые методики, наблюдение, анкетный опрос, экспертная оценка. Выборка: 1163 обучающихся Волгоградской Академии МВД. Результаты: эффективность развивающих воздействий в рамках реализации Концепции подтверждается на всех этапах эксперимента. Оценки развития ЛК значимо связаны с оцениваемой экспертами профессиональной успешностью выпускников ведомственного вуза. Экспертные оценки компонентов ЛК обнаруживают высокую согласованность с корреспондирующими по смыслу личностными переменными, оцениваемыми путем самоотчета, как в единомоментном срезе, так и в динамике. Заключение: реализация Концепции показывает эффективность мероприятий психологического сопровождения формирования ЛК, подтверждается влияние уровня их развития на результаты служебной деятельности.

Добавлено: 8 октября 2021