• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 13 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Кисельников А. А., Кисельникова Н. В., Данина М. М. Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т. 6. № 1. С. 35-43.

Экспериментально показано, что с помощью сознательного шкалирования ассоциативных связей между семантическими объектами и профилем цветовых дескрипторов возможно реконструировать многомерную структуру неосознаваемых связей между самими семантическими объектами. При трансформации категориальной структуры сознания происходит движение релевантых содержанию процесса трансформации семантических объектов, в то время как число и характер субъективных осей, конституирующих структуру сознания в этой предметной области, остается относительно стабильным. Новизна исследования состоит в возможности неосознаваемо для субъекта, через перцептивно-семантические связи, выявить имплицитные семантико-семантические связи и верифицировать динамику этих связей в процессе трансформации категориальной структуры сознания.

Добавлено: 24 декабря 2014
Статья
Ясная В. А., Митина О., Ениколопов С. Н. и др. Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 30-45.
Добавлено: 5 февраля 2013
Статья
Тихомирова Т., Мисожникова Е., Кузьмина Ю. В. и др. Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 6-22.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования взаимосвязи невербального интеллекта с успешностью в обучении математике. С помощью перекрестно-лонгитюдного анализа показано, что в младшем школьном возрасте эмпирическим данным наилучшим образом соответствует теоретическая модель с непрямым влиянием невербального интеллекта. Согласно этой модели, невербальный интеллект, измеренный на третьем году обучения, влияет на показатели успешности в математике к концу третьего года, которые, в свою очередь, обуславливают успешность в математике к концу обучения в начальной школе.

Добавлено: 9 сентября 2017
Статья
Дульян Л. Г., Алескерова С. Ф., Жожикашвили Н. А. Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 68-77.

В статье представлены результаты влияния конфликта на запоминание слова в теории уровневой обработки информации с использованием модифицированной задачи Струпа. В данном исследовании были выдвинуты две гипотезы. Первая гипотеза о значимом увеличении времени реакции на конфликтные типы проб относительно нейтральных типов проб не подтвердилась, что указывает на необходимость улучшения экспериментальной процедуры для достижения эффекта Струпа. Вторая гипотеза о лучшем запоминании слов, обработанных на глубоком уровне, относительно слов, обработанных на поверхностном уровне, подтвердилась, что согласуется с теорией уровневой обработки информации.

Добавлено: 17 февраля 2019
Статья
Рассказова Е. И. Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 2. С. 59-71.

В статье рассматриваются методологические и исторические трудности исследования качества жизни в различных науках: психологии, социологии, экономике и медицине. Сопоставляются различные подходы к определению структуре и диагностике качества жизни, а также психометрические требования к диагностическим инструментам, характерные для разных наук. На основе обзора теоретических концепций и эмпирических данных предлагается три пути развития представлений о качестве жизни, позволяющих учесть его междисциплинарный характер: ориентировка исследователей на четкость определений и выработку единой терминологии, учет практических требований и акцент на проведение междисциплинарных исследований и использование диагностических инструментов, разработанных в разных науках.

Добавлено: 7 октября 2013
Статья
Золотарева А. А. Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 2. С. 69-75.

В исследовании, проведенном на трех различных группах (пациенты с депрессивными и тревожными расстройствами, а также представители творческих профессий), освещены «темные» и «светлые» стороны в природе перфекционизма. Обнаружено, что пациенты с депрессивными расстройствами чаще всего демонстрируют патологический перфекционизм, пациенты с тревожными расстройствами колеблются между здоровыми и болезненными проявлениями перфекционизма, а представители творческих профессий отличаются нормальным стремлением к совершенству. Меланхолия, тревога и творчество рассматриваются как возможные среды пребывания перфекциониста, продуцирующие различные состояния его души. 

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Косоногов В. В., Мартинес-Сельва Х. М., Санчес-Наварро Х. П. Теоретическая и экспериментальная психология. 2017. Т. 10. С. 63-78.

Данный обзор посвящен современным методам измерения физиологических составляющих эмоциональных состояний в русле осевого подхода. Рассматриваются физиологические показатели деятельности сердца, кожи, мозга и других органов при эмоциональных состояниях разного знака (приятные/неприятные) и разной силы (сильные/слабые). Обзор призван помочь исследователям подобрать подходящие физиологические показатели эмоциональных состояний при планировании психофизиологических экспериментов.

Добавлено: 1 октября 2019
Статья
Рассказова Е. И. Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 43-56.

Работа посвящена анализу проблемы саморегуляции в психологии здоровья. Развитие моде- лей саморегуляции характеризует качественно новый (по сравнению с моделями континуума и моделями стадий) этап исследований, реализующийся как в форме применения к проблемам здо- ровья и болезни общепсихологических моделей (модель «Рубикона», концепции инструменталь- ных намерений и контроля за действием, ресурсная модель самоконтроля, теория саморегуляции, теория самодетерминации, модель двойной связи), так и в форме разработки специфических кон- цепций (процессуальный подход к действиям, связанным со здоровьем, модель саморегуляции в отношении здоровья и болезни, теория темпоральной саморегуляции).

Добавлено: 22 октября 2014
Статья
Корниенко Д. С. Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. № 2. С. 5-13.
Добавлено: 13 декабря 2011
Статья
Рассказова Е. И. Теоретическая и экспериментальная психология. 2016. Т. 9. № 4. С. 124-139.

Разнообразие моделей поведения, связанного со здоровьем (модели континуума, стадий и са- морегуляции), ставит вопрос о возможностях их интеграции. На основе теоретического анализа показано, что такая интеграция может быть направлена на: механистическое дополнение моде- лей, поиск систематизирующей модели-интегратора, сопоставление моделей с целью выделения ключевых положений или с целью дифференциации условий их применимости, верификацию, уточнение или преодоление критики моделей одного типа при помощи положений модели друго- го типа. Обосновываются правомерность и научный потенциал понимания интеграции как сопо- ставительных исследований моделей поведения, связанного со здоровьем

Добавлено: 27 сентября 2020
Статья
Печенкова Е. В., Фаликман М. В. Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 3. С. 52-65.

В статье представлена попытка анализа соотношения между отечественной и западной традициями изучения зрительного восприятия и перцептивного внимания. Понятия восходящих и нисходящих влияний на обработку зрительной информации сопоставляются с отечественными представлениями о структуре и процессе решения перцептивной задачи как в общетеоретическом плане, так и на материале конкретных экспериментальных исследований зрительного восприятия и внимания. Разрабатывается представление о стратегии решения перцептивной задачи как об одном из классов нисходящих влияний на процесс обработки зрительной информации. 

Добавлено: 20 ноября 2018
Статья
Лукьянов Е. А., Котов А. А. Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 54-67.

В данной работе мы изучали влияние формы организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации при формировании новых категорий. Испытуемых распределяли в одно из двух условий на основе соотношения семантики слова и обратной связи: в ожидаемом условии при правильном ответе предъявляли слова из семантической группы «радость», а при неправиль- ном – из группы «грусть»; в неожидаемом условии – наоборот. Согласно гипотезе: при неожидае- мом соотношении испытуемые будут предпочитать использовать в ходе научения один категори- альный признак (стратегии типа «unidimensional bias»), а при ожидаемом соотношении испыту- емые будут предпочитать использовать стратегию ориентации на совокупность признаков. Для определения стратегий научения мы использовали обратные кривые научения (backward learning curve). В результате наша гипотеза не подтвердилась: наиболее часто встречающейся стратегией в каждом условии была ориентация на один категориальный признак. Данные результаты свиде- тельствуют об отсутствии влияния семантической организации обратной связи на выбор страте- гии категоризации.

Добавлено: 8 октября 2019
Статья
Имамходжаева В. Г., Котов А. А., Котова Т. Н. Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 2. С. 44-53.

В данной работе мы изучали формирование двух разных правил категоризации, активирую- щих работу процедурной и декларативной памяти в задаче А/неА. В нашем предыдущем экспери- менте (Покидышева, Котов, 2015) [2] было показано, что семантика слова помогала формирова- нию категории в декларативной системе и не помогала в процедурной при формировании кате- горий в задаче типа А/В. В настоящей работе на основе материала из предыдущего исследования мы изменили тип задачи и испытуемые искали общие признаки лишь у одной группы примеров, отличая ее от группы примеров без общих признаков. Испытуемые так же, как и в предыдущем исследовании, выполняли задание в одном из трех условий: когда дополнительные семантические значения имели прямое отношение к обратной связи, противоречили ей или отсутствовали вооб- ще. В результате мы нашли, что влияние семантики слова при формировании категорий на осно- ве декларативной памяти пропало, но при этом испытуемые были успешны при формировании категории во всех экспериментальных условиях. В случае формирования категорий на основе процедурной памяти влияние семантики слова также не было обнаружено (как и в предыдущем исследовании), но при этом успешность выполнения была низкой. Полученные результаты срав- ниваются с результатами исследований, рассматриваемыми в рамках теории множественных си- стем научения (Ashby, Crossley, 2010) [4].

Добавлено: 8 октября 2019