В статье изучаются основные драматургические особенности и ключевые признаки веб-сериалов, сложившиеся в процессе возникновения и становления этого формата. Автор выявляет драматургические отличия веб-сериалов от сериалов для телевидения, анализирует причины этих отличий. Особое внимание уделяется тому, как и почему интернет трансформирует традиционные принципы построения телевизионных сюжетов. Эти изменения неразрывно связаны не только со спецификой новой среды, но и с особенностями ее аудитории.
Статья посвящена концепции «раса» (эстетического переживания), одному из ключевых понятий индийской эстетики. Автор кратко прослеживает особенности трактовки этого понятия на разных этапах его существования и применительно к разным видам искусства. Начальный этап осмысления расы традиционно связывают со сферой театральной рефлексии, с трактатом «Натьяшастра». Она получает разработку и в древнеиндийской теории живописи, дошедшей до нас, в частности, в виде трактата «Читрасутра». Впоследствии, благодаря усилиям ряда теоретиков литературы, раса входит в число ключевых категорий индийской поэтики; сохраняя, однако, своё значение и для других видов искусств, в особенности – для сценических практик, в том числе музыкальных. В музыке раса становится неотъемлемой чертой характеристики раги – ладово-интонационного образования, которое может быть названо основополагающим для индийского музыкального мышления. Предполагается, что каждой раге присуща определённая раса, которая будет также связываться с определённым спектром внемузыкальных коннотаций, таких как, например, время года или суток, подобающее для исполнения той или иной раги.
Аспектом этого понятия, находящемся в фокусе данной статьи, является роль расы в сложении и бытовании феномена рагамала, особой жанровой формы, связывающей разные сферы индийского искусства. Словом «рагамала» (санскр. «гирлянда раг») в его узком смысле могут быть названы поэтические сборники и серии миниатюр XVI–XIX веков, где описывались и изображались антропоморфные образы раг. В широком смысле так может быть определена традиция существования визуальных образов музыкальных понятий (рага, свара и др.) в индийской культуре. Её истоки обнаруживают себя в трактатах о музыке, затем она получает развитие в лирической поэзии и, наконец, в миниатюрной живописи. Концепция раса рассматривается в данной статье как один из главных факторов, обусловивших саму возможность возникновения этой уникальной традиции.
Современный этап развития культурных индустрий определяется двумя факторами. Во-первых, активной цифровизацией произведений искусства и практик взаимодействия с ним зрителей. Во-вторых, изменением структуры и законов коммуникации в публичной сфере, расширяющей круг платформ, теряющей привычную иерархию и механизмы влияния. В этой ситуации важно взглянуть на историю развития культурных индустрий через призму современной «культуры соучастия». В статье рассматривается трансформация исследовательских подходов к проблеме взаимоотношений искусства и медиа, процессу медиатизации художественных практик, а также изменению роли художественного критика и «эмансипированного зрителя» в новой конфигурации публичной сферы. Анализ современных музейных, выставочных и театральных проектов с точки зрения использования в них ресурса медиакоммуникаций позволяет нам рассматривать цифровое кураторство как способ воздействия на аудиторию, дающий возможность менять не только художественные, но и социальные установки через использование культурных индустрий как инструмента «мягкой силы».
В статье рассматриваются принципы интеграции дополненной реальности в музейную экспозицию. Выход на первый план в конце XX века визуального способа передачи информации привел к кризису традиционного музея и поиску новых решений для привлечения посетителей. Развитие мультимедийных технологий способствовало их внедрению в пространство экспозиции, корректируя принципы взаимодействия с посетителями.
данная статья посвящена анализу художественных практик, активно использовавшихся неодадаистами, и рассуждению о том, насколько актуальным может быть обращение к такого рода стратегиям в современном искусстве. Говоря о таких качествах неодадаистских проектов, как процессуальность и перформативность, мы отмечаем значительное влияние на художников мировоззрения дзен-буддистов, оказавшегося в центре внимания интеллектуалов в 1950–1960-е годы. Мы выносим на обсуждение тезис о том, что на современном этапе борьба, которую неодадаисты вели с логикой капитализма и силами культурной индустрии, может быть продолжена с развитием соответствующих практик, и дзенская философия (в особенности концепции Потока и Пустоты) может вновь стать источником вдохновения для художников, «мягкой силой», инструментом действия против всепоглощающего Спектакля.
Концептуальному переводу понятия "трансцендентное", а также связанному с ним понятию "символ" посвящена эта статья. Трудность перевода этих понятий на язык современной культуры состоит в том, что для них возможно только описание, но не объяснение. Это, в свою очередь, связано с особым родом онтологии, которая отсылает к Платону. Символ, который имманентен и трансцендентен одновременно, будет проанализирован на примере философии Мераба Мамардашвили и кинофильмов Андрея Тарковского. Понимание символа Тарковским связано с философией искусства Павла Флоренского и богословием символа Псевдо-Дионисия Ареопагита.
В современной России общество и телевидение пребывают в состоянии затянувшегося конфликта. Конфликт этот носит нравственный характер и, вероятно, будет иметь заметные последствия для общества. И если в погоне за сверхприбылью каналы не изменят тактику своего развития, не прислушаются к требованиям телезрителей, то страну ждут новые институциональные изменения в виде ужесточения рекламного законодательства, образования новых форм социального контроля.
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский способ выяснения отношений с искусством. В воображаемом разговоре с современными мыслителями позиция Платона выделяется тем, что он, осознавая задачи искусства и его влияние на человеческую жизнь, выстраивает свою собственную философию как политически ответственную поэзию.