• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 16 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Золотухин В. В. Историко-философский ежегодник. 2017. С. 134-150.

Статья посвящена рассмотрению генезиса и основных черт первой собственно спекулятивной системы немецкого идеализма - философии абсолютного тождества. Кратко прослеживается предшествующая эволюция философско-теологической мысли Шеллинга. В качестве источников автором привлекаются «Изложение моей системы философии» (1801) и лекции летнего семестра 1801 г., прочитанные Ф. Шеллингом в Йенском университете (конспект Трокслера). Они ценны тем, что содержат (1) объяснение общих мировоззренческих и методологических принципов, из которых исходит Шеллинг, (2) разъясняющие комментарии к параграфам «Изложения…». Автор реконструирует целостное философско-теологическое учение о всеединстве, выявляя при этом важнейшую роль концепта «интеллектуальное созерцание», без которого учение теряет всякую убедительность. В статье освещается, как учение об абсолютном тождестве критиковалось современниками. Полемические возражения К. Эшенмайера вынуждают Шеллинга модифицировать учение с помощью идей об отпадения мира от Абсолютного («Философия и религия», 1804). В результате стройность и последовательность концепции оказываются нарушенными. Рассматривается также жёсткая критика, последовавшая со стороны И.Г. Фихте, стоящего к тому времени на близких Шеллингу монистическо-мистических позициях, и со стороны «полукантианца» Я. Фриза. Критические замечания всех трёх современников позволяют усмотреть концептуальную специфику философии абсолютного тождества и, соответственно, дают возможность выделить уникальные, видоспецифические элементы шеллинговского учения начала 1800-х гг. К ним можно отнести выход за пределы субъективности в интеллектуальном созерцании и штрихами намеченное неразрывное диалектическое единство конечного и бесконечного.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Селезнев Н. Н. Историко-философский ежегодник. 2012. Т. 2011. С. 313-329.

В критическом разборе христианской догматики, предпринятом известным мусульманским полемистом из Андалусии Ибн Хазмом (994–1064) содержится раздел о Боговоплощении, в котором он дает обзор вероучительных расхождений христианских сообществ. Как и ряд других мусульманских авторов, он выделяет три основные конфессии: «мелькитов», «яковитов» и «несториан». В число «мелькитов», таким образом, попадали как греки–халкидониты, так и придерживавшиеся халкидонского вероопределения представители латинского Запада. В статье рассматривается критика Ибн Хазмом основного христианского догмата в связи с вопросом влияния трудов мусульманских исследователей на взаимоотношения внутри сообщества халкидонитов.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Суарес Ф. Историко-философский ежегодник. 2014. С. 102-125.

Читателю предлагается отрывок из трактата Ф.Суареса "Комментарий на "О душе" Аристотеля", не переведенного на русский язык

Добавлено: 27 марта 2013
Статья
Трокслер И. П. Историко-философский ежегодник. 2017. С. 151-177.

Перевод.

Добавлено: 30 сентября 2018
Статья
Резвых П. В. Историко-философский ежегодник. 2003. С. 280-303.
Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Плешков А. А. Историко-философский ежегодник. 2014. С. 29-52.

Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного до смысла полноты бытия. Такой подход не только представляется герменевтически верным, но и позволяет по-новому взглянуть на центральные проблемы платоновской космологии.

Добавлено: 12 июня 2013
Статья
Юдин Г. Б. Историко-философский ежегодник. 2013. С. 175-204.

Методологический аппарат гуманитарных наук науки несёт на себе заметный отпечаток решений, предложенных неокантианской философией познания в рамках спора о разделении наук на рубеже XIX-XX вв. Фигура Генриха Риккерта сегодня известна прежде всего благодаря предложенному им обоснованию гуманитарной науки за пределами естествознания. Концепция «науки о действительности», разработанная Риккертом для решения ключевых теоретико-познавательных проблем своего времени, оказала длительное и глубоко влияние на социологическую науку. Между тем, центральное для Риккерта понятие «действительности» представляет собой попытку синтеза принципиально разных философских систем и может быть понято только в связи с разработанной им онтологией. В данной работе мы покажем, что неокантианская теория познания заключает в себе глубокое неразрешённое противоречие между кантовским способом обоснования науки и онтотеологическими построениями Гегеля и Лотце. Ключевые методологические апории гуманитарных наук в значительной степени проистекают из неоднозначности категории «действительности» в неокантианстве.

Добавлено: 12 октября 2014
Статья
Резвых П. В. Историко-философский ежегодник. 2004. С. 250-278.

В статье анализируется связь ранних сочинений Ф.Шеллинга с проблематикой учения И.Канта о трансцендентальном идеале.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Канаева Н. А. Историко-философский ежегодник. 2011. № 2010. С. 415-440.

Философская компаративистика во 2-й половине ХХ столетия претерпела серьезные трансформации в своей проблемной области и методологии, позволяющие говорить о формировании ее новой парадигмы. В числе творцов названной парадигмы ― известный индийский философ и логик Б.К. Матилал. Он способствовал привлечению внимания специалистов к двум фундаментальным проблемам: 1) проблеме неадекватного взаимопонимания представителей восточных и западной философских традиций и 2) проблеме методов философской компаративистики.

Для решения названных проблем он использовал несколько методологических принципов: 1) Всякий философский текст следует интерпретировать с позиции историко-философского процесса как истории идей; 2) Реконструкцию и  интерпретацию следует осуществлять в терминах современной аналитической философии и логики с такой степенью подробности, чтобы смысл текста стал понятен современному читателю; 3) Интерпретация должна как можно полнее учитывать смысл, который вкладывал в оригинальный текст его автор, позицию самого автора.

Используемые им принципы компаративистики оказались чрезвычайно продуктивными. Благодаря им, Матилал пересмотрел статус теории  грамматистов в системе традиционного знания и определение индийской логики.

 Ключевые слова: беспредпосылочное понимание, взаимопонимание культур, европоцентризм, индийские онтологические концепции, интерпретация, кросс-культурное философское исследование, методология, ориентализм, парадигма компаративного исследования.

Добавлено: 24 февраля 2013
Статья
Руткевич А. М. Историко-философский ежегодник. 2007.
Добавлено: 2 марта 2016
Статья
Михайловский А. В. Историко-философский ежегодник. 2010. № 2009. С. 435-451.

Рецензия посвящена новому переводу сочинений знаменитого философа- неоплатоника Плотина (205-270). Рассматриваются особенности издания, подготовленного Ю.А. Шичалиным: издание трактатов в хронологическом порядке, параллельный греческий текст, комментарии, посвященные традиционным проблемам школьного платонизма (прекрасному, бессмертию души, уму и единому благу, высшей реальности сверхчувственного мира) и особенностям их трактовки у мистика Плотина. Перевод Ю.А. Шичалина сопоставляется с более ранними переводами Плотина на русский язык (Малеванский, Лосев, Сидаш).

 

Добавлено: 5 ноября 2012
Статья
Авдеенков А. Н. Историко-философский ежегодник. 2012. С. 401-414.

Статья посвящена рассмотрению феноменологической концепции русского мыслителя Якова Друскина (1902–1980). К наиболее важным и значимым темам относится проблема времени. Время трактуется в его связи с вневременностью и вечностью, исследуется связь времени с сознанием, психикой. Показывается, в чем мысль Друскина близка Гуссерлю в трактовке времени, какие идеи он воспринял, критически переосмыслив, а от каких отказался.

Добавлено: 29 октября 2015
Статья
Руткевич А.М. Историко-философский ежегодник. 2005. С. 219-230.
Добавлено: 4 марта 2016
Статья
Макарова И. В. Историко-философский ежегодник. 2014. С. 86-101.

В статье представлен подробный анализ функционирования активного интеллекта и его взаимодействия с другими способностями души, позволяющих формировать адекватное знание об отделенных субстанциях.

Добавлено: 27 марта 2013
Статья
Болдырев И. А. Историко-философский ежегодник. 2008. С. 99-120.
Добавлено: 7 марта 2009
Статья
Аль-Фарадж Е. А. Историко-философский ежегодник. 2014. С. 126-142.

В данной статье речь идет о малоизученном  тексте янсенистского автора Пьера  Николя, который посвящен вопросам эстетики. Этот текст оказывается  моментом кристаллизации традиции перед  ее решающим обновлением. Рассуждая  о красоте в терминах, унаследованных от традиции, прежде всего, платонической, но также опираясь на категории классицистической  эстетики, Николь в то же время оказывается  предвестником эстетической рефлексии  XVIII века, настаивая на том, что красота является функцией вещи и человеческой природы.

Добавлено: 18 ноября 2013