• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 28 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Андреева А. С., Казун А. Д. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 6. С. 32-40.

В статье рассматриваются последствия расширения присутствия глянцевых журналов на digital платформах на примере издательского дома Conde Nast. Информационной базой исследования являются десять экспертных интервью с сотрудниками редакций и коммерческих отделов журналов издательского дома, собранных в мае 2016 года. Делаются выводы относительно организационных изменений связанных с выходом на электронные платформы в период кризиса. В частности, обращается внимание на то, что многие сотрудники одновременно решают задачи, связанные как с выпуском печатной версии журналов, так и с наполнением контентом и рекламой digital версий журнала. Подчеркивается, что развитие онлайн платформ не приводит к потере рекламодателей печатными журналами, ввиду того, что на выбор между рекламой в печати или электронной версии журнала влияет в первую очередь специфика бренда и  ценовая политика журналов издательского дома. Потери читательской аудитории бумажными журналами в результате расширения присутствия в интернете также относительно невелики.

Добавлено: 28 мая 2017
Статья
Shmakova A. Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology. 2017. Vol. 16. No. 10. P. 65-70.

В средневековой Корее воспроизведение культурных и художественных ценностей, а также их защита обеспечивалась, главным образом, за счет деятельности консервативных элитарных субкультур, сформировавшихся в аристократической среде. При этом схожесть картин мира этих групп обуславливалась неуклонным следованием конфуцианским стандартам и образцам. Воспроизведение и трансляция конфуцианских ценностей представителями субкультур мунин, Shmakova A. S. The Role of Elite Subcultures in Korea 70 хвавон, а также неоконфуцианских философов и интеллектуалов способствовали формированию в корейском средневековом искусстве оригинальных направлений, жанров и стилей. Сохранение буддийского пласта традиционной культуры поддерживали религиозные общины. Модернизация и вестернизация в целом способствуют распаду синкретизма, типичного для средневековых обществ в странах Дальнего Востока, и, как следствие, приводят к исчезновению элитарных субкультур. Тем не менее, отдельные их представители вносят весомый вклад в сохранение культурного наследия и этнической идентичности корейцев. Реорганизация учебного процесса в южнокорейских школах и вузах, при которой особая роль отводится западным моделям и образцам в ущерб традиционным ценностям, угрожает формированием культурных комплексов и кризисом идентичности, являющейся одним из основных факторов национальной безопасности.

Добавлено: 2 октября 2019
Статья
Тельминов В. Г. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 8. С. 38-45.

Статья посвящена истории реформирования такого важного аспекта римской позднереспубликанской войсковой организации, как снабжение солдат провиантом. Автор последовательно рассматривает сообщения источников второй половины II в. до н. э. и приходит к выводу, что в указанное время в римской армии действовала система бесплатной выдачи зерновых пайков, впоследствии отмененная по инициативе Марка Юния Силана в 109 г. до н. э. Подробно анализируется сообщение Гая Саллюстия Криспа, ставшее отправной точкой исследования.

Добавлено: 3 октября 2020
Статья
Маслов А. А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 4. С. 91-108.

Исследование посвящено основным идеям, текстам и формам практики синкретического даосского направления Чунсюань-пай – «парного сокровенного», получившего развитие в VII–X вв. Из буддизма оно заимствовало ряд логических построений Мадхьямики, в том числе систему четырехуровневого диалектического отрицания, а также идею абсолютного «опустошения сознания» для преодоления привязанностей как в миру, так и к любым ментальным концепциям. Частично эти идеи нашли отражение в особой даосско-буддийской медитативной традиции, ярким примером которой стал «Канон чистоты и покоя» (Цинцзин цзин) (приводится в авторском переводе). Несмотря на вполне традиционную структуру, тематическую связь с «Дао дэ цзином» и наставления, приписываемые Лао-цзюню, этот текст обращает особе внимание на технику «внутреннего взора» (нэй гуань), которая также тяготеет к буддийской практике вишашьяны и призвана устранить бинарные оппозиции («чистое – загрязненное», «движение – покой») в сознании практикующего. «Канон чистоты и покоя» и сегодня высоко почитается в даосских школах центрального Китая. Медиативная практика на его основе заключена в поэтапном прохождении «взирания внутрь», «взирания вовне», «взирания вдаль» и «прозрения пустоты». Высший этап «опустошения пустоты» приводит к деактуалитзации «эго» и обрыву всех связей миром. Таким образом, экзегетическая идея «двойного сокровенного» реализуется как одна из форм практики в даосизме при влиянии буддийских идей.

Добавлено: 2 апреля 2021
Статья
Старикова Е. О. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 10. С. 68-74.

Статья посвящена изучению свода вьетнамского песенного фольклора «Антология местных напевов» (Quốc phong thi tập hợp thái 國風詩集合採), составленного в 1910 году конфуцианцем Нгуен Данг Туеном. «Местные напевы» (более известен русскоязычный перевод «Нравы царств») (quốc phong 國風) – это название одного из разделов Книги Песен, входящей в конфуцианский канон. Данная аналогия не случайна: интерес к сбору и осмыслению национального песенного фольклора во Вьетнаме тесно связан с интересом к Шицзину и ростом конфуцианских настроений на волне национально-освободительного движения на рубеже XIX-XX вв. Первыми собирателями народных песен становятся именно конфуцианцы, которые ассоциируют вьетнамский фольклор с Книгой Песен, а точнее, с разделом «Нравы царств». На примере данной антологии автор рассматривает, каким образом вьетнамские литераторы проводили аналогию между книгой конфуцианского канона и вьетнамским песенным фольклором, есть ли сходство в содержании, форме и особенностях комментирования этих литературных памятников.

Добавлено: 19 октября 2016
Статья
Шмакова А. С. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 4. С. 219-225.
Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Шмакова А. С., войтишек е. э., кудинова м. а. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. № 4. С. 92-100.

В традиционных обществах винопитие в качестве фундаментального социального явления зачастую играло интегрирующую роль в осуществлении социальных связей. Традиционные культуры Восточной Азии в течение многих столетий демонстрируют интересные практики, позволяющие рассматривать винопитие как примечательное социокультурное явление в рамках синтеза различных видов искусств. В статье особенности церемониального поведения в этнических культурах Китая, Кореи и Японии проанализированы в рамках традиционных «встреч у изогнутой воды» 曲水流觞, сопровождавшихся ритуальным винопитием и декламацией поэтических экспромтов. На материале артефактов, сохранившихся с раннего Средневековья, рассмотрены особенности таких встреч / пиров, проводимых на природе у живого ручья, а также в крытых павильонах, где устроены каменные основания с прорытыми желобами различной конфигурации для воды. Учитывая условия проведения этих церемоний, можно говорить о развитии в культуре Китая, Кореи и Японии особого художественного жанра, соединяющего в себе свойства различных видов творческой деятельности - от литературы, каллиграфии, музыки и архитектуры до садово-паркового и инженерного искусства. При этом ключ к реконструкции многих ритуальных практик материковой культуры Китая и Кореи, к настоящему времени практически исчезнувших с исторической арены, может дать всесторонний анализ игровых традиций Японского архипелага. Духовный потенциал этих ритуалов во многом обусловлен рядом их важнейших социокультурных функций, связанных с обрядовой деятельностью, религиозно-магическими практиками и светскими развлечениями, что позволяет выявить закономерности межкультурного взаимодействия этнических культур Восточной Азии, как в далеком прошлом, так и в наши дни.

Добавлено: 10 октября 2019
Статья
Войтишек Е. Э., Шмакова А. С. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 4. С. 109-124.

За тысячи лет развития ароматической культуры в странах Восточной Азии накоплен огромный опыт в раз- личных областях применения благовоний, в том числе в сфере календарных расчетов и измерения времени. Анализ артефактов, предметов религиозного культа и повседневного быта свидетельствует о широком ис- пользовании благовоний: кроме возжигания палочек и спиралей были изобретены суточные ароматические печати, будильники, а также часы, отмеряющие ночное время в строгой зависимости от сезона. Ароматиче- ские часы находили применение в навигации, инженерном деле, придворном и религиозном церемониале, в занятиях ученых, в монастырских и частных школах, чайных домах, служили предметом восхищения по-

этов, художников и каллиграфов.

Использование курильниц, ароматического сырья и инструментария для измерения времени составляет яркий феномен в культуре Китая, Кореи и Японии, свидетельствуя о высокой адаптивности образов традиционной культуры не только к ежедневным бытовым потребностям, но и к различным достижениям науки и техники. Это находит подтверждение и в настоящее время вместе с производством новых моделей ароматических часов.

Добавлено: 17 апреля 2021
Статья
Целуйко М. С. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 4. С. 31-39.

Данное исследование представляет собой соотнесение археологической и исторической периодизации истории древнекитайского царства Цинь. Соотнесение периодизаций послужит инструментом для помещения археологической информации в контекст письменных памятников и, наоборот, поиска подтверждения или опровежения данных письменных памятников в археологической информации.

Добавлено: 23 октября 2013
Статья
Азаренков А. А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2016. Т. 15. № 9. С. 208-214.

Рассматривается функционирование мотивной структуры «больших стихотворений» Иосифа Бродского, в частности, основополагающий принцип лейтмотивности, или формирование системы образов относительно одного доминирующего свободного мотива и его смысловых вариантов. Так, в «большом стихотворении» «Строфы» (1978) подобным «мотивным стержнем» является инвариант ухода. Этот главный мотив реализуется по-разному; небольшие семантические сдвиги позволяют выделить в нем мотивные вариации перемещения в пространстве, расставания, потери, уменьшения, течения времени, распада, а также мотив поэтического творчества как способа ухода от условностей земного существования. Динамика инварианта также предполагает его реализацию в противоположных мотивах соединения, встречи, находки (прятанья), одновременности, творческого бессмертия. Система образов стихотворения «Строфы», подчиняясь общим принципам поэтики Бродского, функционирует на трех семантических уровнях (условно – «биографическом», «эмпирическом» и «метафизическом»); инвариант ухода (распада) становится общим законом для всех трех ступеней абстрагирования поэтической интенции (разлука с возлюбленной – распад и беспрерывное движение материи – ход времени и поэтическое отчуждение). Эта связь вариантов главного мотива осуществляется как логически (тезис – антитезис – синтез), так и ассоциативно (использование возможностей языковой полисемии). Все вместе это обусловливает цельность объемного бесфабульного текста и риторические стратегии самого поэта

Добавлено: 17 октября 2019
Статья
Худяков Д. А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 4. С. 64-69.

В статье на примере тангутской письменности освещаются вопросы генезиса и структуры производных письменностей Восточной Азии, восходящих к китайскому письму. Предлагается классификация знаков тангутского письма и их графический анализ.

Добавлено: 30 октября 2012
Статья
Маслов А. А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. № 4. С. 59-74.

В статье рассматривается один из центральных стихотворных даосских текстов «Древо без корней» («Угэнь шу»), приписываемых магу и бессмертному Чжан Саньфэну. Этот трактат в целостной форме создан не раньше конца XVIIIв. – началаXIXв., причем четыре основных списка текста лишь незначительно отличаются друг от друга. Стихи этого произведения дополнялись и выстраивались таким образом, чтобы сформировать трехэтапную структуру самосовершенствования и восхождения к уровню «бессмертного». Хотя основная часть текста посвящена алхимическим превращениям, трактат отражает традиции разных школ, в том числе и буддийские взгляды на концепции «пустоты» и «формы», а также описывает формы алхимико-сексуальной практики. Произведение, большинство формулировок которого носят метафорический характер, наполнено традиционными аллюзиями, автор не призывает к строгой аскезе, но приветствует наслаждение жизнью, формы «парного пестования», при этом громкий смех и хохот выступают как символы витальности и возвращение к истинной жизни бессмертного.

Добавлено: 21 апреля 2018
Статья
Шмакова А. С. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2019. Т. 18. № 10. С. 59-65.

Данная статья посвящена анализу проблемы взаимосвязи образования субкультур и гибкой (бессвязной) идентичности южных корейцев, сформировавшейся под влиянием процессов модернизации и глобализации при сохранении конфуцианского ядра национальной культуры. 

Особый конфуцианский тип общественного устройства Кореи, выработанный за период со Средних веков до настоящего времени, признает наличие различных, иногда противоречащих друг другу тенденций, требующих альтернативного функционирования культурных фильтров и ментальности, что является благоприятной почвой для появления большого количества групп с отличным от большинства жизненным укладом и ценностями.

В зависимости от символики в южнокорейском обществе можно выделить молодежные субкультуры кей-поп фанатов, андерграунда и хиппи, ольджанов, клубных тусовщиков, члены которых внутри группировок обладают сходными признаками – общий язык, сеть коммуникаций, личные связи, поверхностные знакомства, общие нормы и ценности, модели поведения и формы взаимоотношений. В долгосрочной перспективе корейцы будут продолжать активно воспринимать новые идеи и образцы, умело вписывая в свою культуру и монетизируя их.

Добавлено: 8 апреля 2020
Статья
Целуйко М. С. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2020. Т. 19. № 4. С. 69-80.

Рассматривается вопрос о существовании наследной аристократии в царстве Цинь в IV–III вв. до н. э., а также вопрос о ее роли во внутриполитическом процессе этого времени, показывается динамика политических из-менений на материале как традиционных письменных памятников, так и эпиграфики. Традиционно считается, что после реформ Шан Яна IV в. до н. э. в царстве Цинь модель государственного устройства претерпела рез-кие изменения. На смену территориальному устройству, основанному на уделах наследственной аристократии, пришло территориальное устройство, основанное на уездах и округах, которые управлялись чиновниками, а старый аристократический порядок перестал существовать. Проведенное исследование свидетельствует, что аристократический порядок продолжал воспроизводиться, а унификацию территориального и политического устройства, приписываемую Шан Яну, в действительности пытался произвести Цинь Шихуанди через 120 лет после реформ Шан Яна. Показан политический механизм, который воспроизводил конфликт чиновничьей служилой бюрократии и наследственной аристократии. Продемонстрирована зависимость между стабильно-стью передачи власти и способностью родовой аристократии поддержать правителя, а также то, как процесс формирования империи размывал модель, которая обеспечивала стабильность в царстве Цинь.

Добавлено: 11 октября 2020
Статья
Тельминов В. Г., Портных В. Л. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 1. С. 15-17.

Представлен отчет о студенческой практике, организованной для студентов Новосибирского государственного университета на базе Везувианского института археологии и гуманитарных наук (Istituto Internazionale Vesuviano per l'Archeologia e le Scienze Umane) в Кастелламаре-ди-Стабия (Италия, окрестности Неаполя) в 2012 и 2013 гг. Руководителем данной практики была проф. Л. В. Лбова совместно с научными сотрудниками ЛГИ НИЧ В. Л. Портных и В. Г. Тельминовым. Целью практики было расширение тематики преподаваемых для студентов Новосибирского государственного университета лекционных и семинарских курсов и их обогащение за счет материалов из области классической археологии. В рамках данного проекта студенты прослушали ряд лекций и мастер-классов по истории материальной культуры Древнего Рима, которые проводил для них доктор Паоло Гарделли, сотрудник Везувианского института, и посетили основные археологические памятники – зоны извержения влк. Везувий в 79 г. В то время как практика 2012 г. была организована исключительно итальянскими коллегами, в 2013 г. комментарий на местах археологических раскопок был организован как итальянскими коллегами, так и сотрудниками НГУ.

Добавлено: 3 октября 2020
Статья
Куприянова Ю.А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. № 4: Востоковедение. С. 124-130.

В статье исследован роман одной из самых известных женщин-писательниц современного Китая – Ван Аньи. Через сюжетную линию произведения автор анализирует социокультурные изменения в истории Шанхая в промежутке между 40-ми и 80-ми гг. XX в. Основное содержание романа выстроено вокруг жизни девушки из среднего класса по имени Ван Цияо, которой по стечению обстоятельств удается занять третье место в конкурсе «Мисс Шанхай» и попасть на обложку глянцевого журнала. Таким образом юная героиня получает билет в высшее общество полуколониального Шанхая, становится иконой стиля, воплощением блеска буржуазной жизни того периода. Однако с приходом к власти КПК в 1949 г. ее жизнь меняется коренным образом, также, как и навсегда меняется облик города. Через крушение надежд мисс Шанхай писательница Ван Аньи показывает угасание вестернизированного мегаполиса. Суть взаимоотношений героини с ее возлюбленными олицетворяет трансформацию, которую проходит город на пути от засилья иностранцами к коммунистическому строительству, вскрывает «раны» периода «культурной революции» и без прикрас высвечивает те ценности, которые приносит новый этап реформ 1980-х гг.

Добавлено: 8 августа 2015
Статья
Тельминов В. Г. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2012. Т. 11. № 8. С. 150-157.

Предпринимается попытка согласования двух основных гипотез относительно характера «изъятых» (exceptum) Гаем Гракхом земель из сферы действия Аграрного закона. На основании сопоставительного анализа ранее не привлекавшихся в рамках данной темы источников (в частности, Польчеверской Таблицы, «Писем» Цицерона и трактатов римских агрименсоров) и Аграрного закона 111 г. делается вывод о том, что земли, которым была гарантирована неприкосновенность, одновременно являлись как крупными владениями магнатов, так и владением поземельных общин, включенных в сложную структуру соподчинения. Таким образом, впервые оказалось возможным согласовать версию об изъятии крупных массивов земель с другим мнением, согласно которому Гай Гракх защитил в своем законе отдельные категории общинных земель.

Добавлено: 3 октября 2020
Статья
Кошкарева Н. Б., Кашкин Е. В., Казакевич О. А. и др. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 2. С. 74-85.

Рассматриваются принципы наименования отдельных категорий родственников на примере понятия «муж» (в значении «супруг» - мужчина, состоящий в браке) и способы нанесения на лингвистические карты семантических признаков, актуальных для их именования. Различия в терминах обусловлены типом системы родства - описательной или классификационной. Выявлены следующие основные стратегии для обозначения понятия «муж»: 1) перенос значения типа «физическая сфера (пол) → социальная сфера (приобретенное родство)»: мужчина → муж; 2) перенос значения типа «физическая сфера (пол и возраст) → социальная сфера (приобретенное родство)»: старик → муж; 3) перенос значения типа «социальная сфера (дружеское общение) → социальная сфера (приобретенное родство)»: друг, товарищ → муж. В хантыйском языке основной является стратегия переноса «мужчина → муж», однако возможен также перенос типа «товарищ → муж». В ненецком языке основная стратегия развития этого значения «старик → муж», маргинальными являются «мужчина → муж» и еще более редкая «друг → муж». В селькупском отмечаются все три названные стратегии, однако последняя оказывается периферийной: «мужчина → муж», «старик → муж», «друг → муж» (последняя стратегия зафиксирована только для Пуровской Тольки и Быстринки). В коми-зырянском языке фиксируется несколько стратегий, различающихся для разных ареалов: «мужчина → муж» (повсеместно), «старик → муж» (Харсаим, Самбург), «друг → муж» (Мужи, Восяхово, Белоярск, Харсаим, Самбург). Основной стратегией для самодийских языков является использование лексем, обозначающих лиц мужского пола среднего или старшего возраста по возрастному признаку, для выражения отношений приобретенного родства. Типичным переносом для ненецкого является «старик → муж», для селькупского - «мужчина → муж» и «старик → муж», хотя допустимы и другие варианты развития переносного значения по модели «друг → муж». Уникальное положение на исследуемой территории занимает коми-зырянский язык, что объясняется, прежде всего, его недавним появлением на данной территории и продвижением через территории, населенные другими народами. Инновации в разных регионах его распространения обусловлены контактами с разными языками с различными принципами организации терминосистем родства. В зонах контактирования с хантыйским языком переносные значения развиваются по типу классификационных систем родства (появляется возможность употребления слова мужык в значении «муж»), тогда как в ареале взаимодействия с ненецким активизируется самодийская модель «старик». В других контактных зонах расселения - хантов и ненцев, хантов и селькупов, преимущественно на периферии ареалов их обитания - происходят аналогичные процессы.

 

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Новикова А. А. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 4. С. 72-78.

ассматриваются представления о Китае в эпоху Эдо (1603-1867) на материале сочинения Нисикава Дзёкэн (1648-1724). Нисикава, проживший всю жизнь в Нагасаки, имел возможность общаться с китайскими купцами, кроме того, получил классическое конфуцианское образование, читал и писал по-китайски. Представляется, что сведения о Китае были весьма обширными и включали знания о его историческом прошлом, о климатических, культурных, диалектических различиях между провинциями, о производстве каждого из регионов, о торговых путях. Словесное описание было дополнено картой провинций, а также изображениями придворных костюмов Цинской и Минской эпохи и китайских торговых судов. Прослеживается определенная японоцентричность изложения материала: к примеру, различия между диалектами или климатом китайских провинций приводились в сравнении с соответствующими различиями между регионами Японии. «Дополненные рассуждения…» пользовались известностью как в течение жизни, так и после смерти автора, и с некоторыми изменениями переиздавались несколько раз в течение эпохи Эдо, в связи с чем представления о Китае в данном источнике можно считать репрезентативными для этого периода в целом.

Добавлено: 1 мая 2017
Статья
Лебедева Н. М., Крылова Л.К. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2014. Т. 13. № 9. С. 76-82.

В статье рассматривается проблема графического освоения лексики английского языка, активно заимствуемой с конца XX века. Многие из подобных заимствований находятся на этапе графического колебания, и в данной статье рассмотрены основные тенденции вариативности, возникающие в русском языке, а также отдельно проанализирована графически освоенная и графически не освоенная лексика.

Добавлено: 24 октября 2014
Статья
Тельминов В. Г., Таможников А. В. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2011. Т. 10. № 10. С. 141-147.

Публикация ставит своей целью познакомить читателя с римским судебным решением, записанным на бронзовой таблице в 117 г. до н.э. и донесшим до нас важнейшие сведения относительно правового устройства лигурийской поземельной общины, ее отношений с соседями, а также форм судебного вмешательства римских магистратов в жизнь подвластных территорий. В предисловии и комментариях к публикуемому впервые на русском языке полному тексту документа дана попытка анализа возможных обстоятельств появления и смысла данного документа, а также значения его как источника для изучения истории римско-италийского общества и реформ последней четверти II в. до н.э.

Добавлено: 3 октября 2020
1 2