• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 124 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Порус В. Н. Эпистемология и философия науки. 2014. Т. XLII. № 4. С. 41-45.

Анализируя опубликованную в этом же номере журнала работу Р. Харре, автор высказывает предположение, что Р. Харре рассматривает не абстрактную возможность, а реальные условия, при которых возможность актуализируется. В терминах Харре, потенциал человеческих возможностей может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от того, какое воздействие на него оказывает культурный социум.

Добавлено: 16 марта 2015
Статья
Osminskaya N. Epistemology and Philosophy of Science. 2018. Vol. 55. No. 2. P. 165-179.

В статье рассматриваются различные ретроспективные связи между scientia generalis Лейбница и философской, риторической и энциклопедической традициями Возрождения и  раннего Нового времени. Особое внимание уделяется  характеристике влияния «Метафизики» Аристотеля на формирование концепций универсальной науки в 17 веке

Добавлено: 10 мая 2018
Статья
Karpenko I. Epistemology and Philosophy of Science. 2015. Vol. XLV. No. 3. P. 150-166.
Добавлено: 29 августа 2015
Статья
Karpenko I. Epistemology and Philosophy of Science. 2018. Vol. 55. No. 2. P. 139-152.
Добавлено: 15 марта 2018
Статья
Парамонов А. А. Эпистемология и философия науки. 2010. № 1. С. 237-242.
Добавлено: 16 февраля 2010
Статья
Dragalina-Chernaya E. Epistemology and Philosophy of Science. 2013. Vol. 38. No. 4. P. 136-149.

The purpose of this paper is twofold: (1) to clarify Ludwig Wittgenstein’s thesis that colours possess logical structures, focusing on his ‘puzzle proposition’ that “there can be a bluish green but not a reddish green”, (2) to compare model-theoretical and game-theoretical approaches to the colour exclusion problem. What is gained, then, is a new game-theoretical framework for the logic of ‘forbidden’ (e.g., reddish green and bluish yellow) colours. My larger aim is to discuss phenomenological principles of the demarcation of the bounds of logic as formal ontology of abstract objects.

Добавлено: 1 октября 2013
Статья
Porus V. N. Epistemology and Philosophy of Science. 2018. Vol. 55. No. 3. P. 35-40.
Добавлено: 13 октября 2018
Статья
Karpenko I. Epistemology and Philosophy of Science. 2016. Vol. 49. No. 3. P. 105-123.
Добавлено: 31 августа 2016
Статья
Ковалёв С., Родин А. В. Эпистемология и философия науки. 2016. Т. 47. № 1. С. 153-169.

В 1900 году Давид Гильберт опубликовал свой знаменитый список из 23-х открытых проблем, которые по его мнению должны были определить повестку математических исследований в новом 20-м веке. Шестым номером в этом списке стоит задача аксиоматизации физики. С тех пор в решение этой задачей были вложены значительные усилия. Однако результаты этих усилий оказались более скромными, чем надеялись ранние энтузиасты аксиоматического метода. Существующие аксиоматизации физических и биологических теорий обеспечивают их логический анализ, но не могут служить в качестве стандартного представления этих теорий, которое можно было бы использовать для передачи, оценки и обоснования физических или биологических знаний. Это положение вещей является сильным свидетельством в пользу тезиса о том, что стандартное понятие аксиоматического метода, основанное на работах Гильберта и Тарского, не подходит для данной цели. Однако в последние годы в математике возник новый аксиоматический подход, представленный гомотопической теорией типов (ГТТ). Мы показываем, что конструктивная аксиоматическая архитектура, используемая в ГТТ, может более успешно применяться в физике, а также в компьютерных науках и в инженерии.

Добавлено: 15 июня 2018
Статья
Веретенников А. А. Эпистемология и философия науки. 2015. № № 2 (44). С. 230-233.

В статье рассматривается научная деятельность Александра Бэна и его воззрения на проблему психофизической связи.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Дроздова Д. Н. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31. № 1. С. 192-206.

В работе анализируется, в какой степени эпистемологические концепции французского философа науки Эмиля Мейерсона, в которых утверждалась историческая неизменность человеческого разума, всегда ориентированного на поиск Тождественного, были восприняты известным историком науки Александром Койре. Позиция Койре в вопросе об историчности разума представляется компромиссной: он различает формальную, логическую сторону мышления, которая во все времена и у всех народов остается неизменной, и "внешний" уровень ментальности, который исторически и культурно обусловлен, а потому подвижен и изменчив.

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Селиверстов В. В. Эпистемология и философия науки. 2015. № 4. С. 212-222.

В данной статье рассматривается вклад Эрнста Малли в теорию предметов. Он заключается в частности во введении различиения формальных и неформальных свойств, которое позволило майнонгианской теории предметов предоставить удовлетворительный ответ на критику Бертрана Рассела, связанную с вопрос о существовании золотой горы. Кроме этого, здесь анализируется критика Эрнстом Малли эпистемологического идеализма и её связь с известным спором от психологизме в логике и семантике в конце 19-го и начале 20-го века.

Добавлено: 11 октября 2015
Статья
Рогонян Г. С. Эпистемология и философия науки. 2015. Т. 46. № 4. С. 85-104.

В статье рассматривается проблема непосредственного знания о себе как необходимого условия и предпосылки самосознания. Объяснение характерной для такого знания асимметрии между точкой зрения первого и третьего лица может пролить свет на природу самосознания как естественного феномена. Ключом к решению данной проблемы является предложенная Д. Дэвидсоном асимметрия в процессе интерпретации чужой и собственной речи. Однако это решение часто либо недооценивают, либо ошибочно понимают как разновидность лингвистической асимметрии. Поэтому в статье обосновывается тезис о каузальном характере предложенной асимметрии, поскольку именно он является причиной нередуцируемости менталистских описаний и одновременно объясняет необходимость использования таких понятий, как самосознание

Добавлено: 22 января 2016
Статья
Долгоруков В. В. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXII. № 2. С. 201-205.

Статья посвящена полемике между Куайном, Стросоном и Грайсом вокруг разграничения аналитических  и синтетических суждений.

Добавлено: 24 января 2013
Статья
Порус В. Н. Эпистемология и философия науки. 2005. Т. 3. № 1. С. 55-61.
Добавлено: 5 ноября 2009
Статья
Фройденталь Г. Эпистемология и философия науки. 2009. № 3. С. 14-40.
Добавлено: 7 февраля 2010
Статья
Горбатов В. В. Эпистемология и философия науки. 2011. № 1. С. 230-234.
Добавлено: 5 марта 2011
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 37. № 3. С. 233-236.

Рецензия на монографию В.Н. Брюшинкина и Н.А. Ходиковой «Теория поиска вывода. Происхождение и философские приложения», Калининград : Изд-во Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.  Осуществленная авторами рациональная реконструкция истории развития теории поиска вывода  представлена как новаторская попытка создания теоретической истории логики, опыт реконструкции истории научного направления с точки зрения элегантной методологической конструкции - концепции поризма, позволившей упорядочить многообразные  историко-научные факты и представить историю логики как преемственность теорий.

Добавлено: 13 сентября 2013
Статья
Левин С. М. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXIII. № 3. С. 226-229.

Всероссийская научная конференция «Проблема сознания в междисциплинарной перспективе» проходила 29-30 марта 2012 г. в ИФ РАН и была посвящена 40-летию выхода книги Д.И. Дубровского «Психические явления и мозг». В обзоре рассказывается об основных тематических линиях конференции  и знаковых моментах отдельных выступлений. На основе материала пленарных и секционных докладов делается вывод продуктивности привлечения в философии сознания теоретического инструментария, как естественных наук, так и других разделов философии.

Добавлено: 22 марта 2013
Статья
Рогонян Г. С. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 34. № 4. С. 237-241.

В статье дан обзор лекции Джона Макдауэла, изданной в Aquinas Lecture Series, в которой он развивает основные положения своей версии дизъюнктивистской концепции восприятия. Главная идея дизъюнктивизма заключается в том, что не существует некоего общего всем переживаниям элемента или черты, которые делали бы субъективно неотличимыми друг от друга, как достоверное восприятие, так и иллюзию такового. Иначе говоря, нет такого общего посредника между сознанием и миром как явление вообще. Природа обоих переживаний разная, поскольку они не принадлежат одному классу: мы имеем либо просто явление того, «что p», либо восприятие того, «что p», и объяснять оба случая надо по-разному.

Добавлено: 14 февраля 2013
Статья
Порус В. Н. Эпистемология и философия науки. 2012. Т. 31. № 1. С. 18-35.

Социальная эпистемология - свод попыток придать философский смысл социологическим исследованиям познавательных процессов в их социальном контексте. Эти попытки осуществляются через конкуренцию философских интерпретаций. Выбор интерпретации диктуется стремлением привести ценностные ориентации науки в соответствие тем запросам, которые ей предъявляет изменчивая культурно-историческая среда. Концепция "нормального этоса науки" Р. Мертона рассматривается как иллюстрация этого тезиса.

Добавлено: 3 декабря 2012