• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Захарова У. С. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 1(61). С. 20-23.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – самое популярное нововведение в области онлайнобразования, активно изучаемое и применяемое вузами по всему миру. Начиная с 2013 г. компания «PAU Education» выступает организатором конференции-саммита, посвященной МООКам. В данной работе представлен обзор последних тенденций в области МООК, обсуждаемых в ходе работы последнего Европейского саммита участников МООК-проектов, прошедшего на базе Лувенского католического университета в Бельгии. В работе рассматриваются география исследователей и практиков МООК, наличие научных коллективов, представлены лучшие практики онлайн-образования и приоритетные направления исследований.

Добавлено: 28 сентября 2018
Статья
Таратухина Ю. В. Открытое и дистанционное образование. 2012. № 3. С. 52-58.

Рассматривается взаимосвязь структуры интеллекта в разных культурах, способов работы с информацией ипринятия решений. Описываются основные образовательные фреймы в разных культурах, которые, в свою очередь,будут определять эффективный выбор методов обучения и дидактических приемов. Особое внимание уделяется  рассмотрению данных аспектов в сфере кросс-культурной мультимедийной дидактики.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Таратухина Ю. В., Блескина И. А. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3. С. 36-44.

Глобальное образование объединяет различные образовательные системы и модели, в основе которых лежат дифференцированные культурные, мировоззренческие, религиозные, философские, ценностные картины мира. Культура каждой страны так или иначе отражается на образовательном процессе и во многом обуславливает его, что в свою очередь влечет за собой специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т. д. В настоящей работе прослеживается взаимосвязь влияния культуры на образовательные практики, выраженное в целевом, ценностном и коммуникационном форматах. Отдельное внимание уделено особенностям образовательной коммуникации и персонализации в информационно-образовательных средах (ИОС) разных культурных групп. Под ИОС понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса. ИОС аккумулирует в себе все национальные особенности культуры и в целом может рассматриваться как макросреда, а в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда. В статье также ставится вопрос о том, как строятся процессы индивидуализации в разных культурных группах.

Добавлено: 10 июля 2017
Статья
Таратухина Ю. В., Блескина И. А. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 3. С. 36-44.
Глобальное образование объединяет различные образовательные системы и модели, в основе которых лежат дифференцированные культурные, мировоззренческие, религиозные, философские, ценностные картины мира. Культура каждой страны так или иначе отражается на образовательном процессе и во многом обуславливает его, что в свою очередь влечет за собой специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т. д. В настоящей работе прослеживается взаимосвязь влияния культуры на образовательные практики, выраженное в целевом, ценностном и коммуникационном форматах. Отдельное внимание уделено особенностям образовательной коммуникации и персонализации в информационно-образовательных средах (ИОС) разных культурных групп. Под ИОС понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса. ИОС аккумулирует в себе все национальные особенности культуры и в целом может рассматриваться как макросреда, а в конкретном смысле - как непосредственное социальное окружение, как микросреда. В статье также ставится вопрос о том, как строятся процессы индивидуализации в разных культурных группах.
Добавлено: 13 января 2017
Статья
Талалакина Е. В. Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4(48). С. 47-52.

Анализируется опыт использования новых технологий в обучении в рамках русско-американского международного проекта. Дебаты в формате видеоконференций между студентами НИУ ВШЭ (Москва) и Университета Бригама Янга (Юта, США) послужили площадкой для развития общекультурных компетенций, которые соответствовали каждой ступени в алгоритме внедрения инновационного формата в учебный процесс. 

Добавлено: 6 декабря 2012
Статья
Таратухина Ю. В., Черняк Н. В. Открытое и дистанционное образование. 2013. № 2. С. 54-67.

Культурологический аспект в педагогической деятельности становится весьма значимым из-за сосуществования в международном академическом пространстве разных национальных систем образования и их продуктов. В статье анализируются факторы, которые методисты и преподаватели должны учитывать современном поликультурном образовательном пространстве при разработке и реализации программы обучения. Характеризуется деятельность тьютора с позиций кросс- культурной мультимедийной дидактики и определяется ведущая роль межкультурной компетентности. Предлагается инновационная методика на основе техники культурного ассимилятора, позволяющая повысить уровень межкультурной компетентности тьютора.

Добавлено: 11 октября 2013
Статья
Горина О. Г. Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2. С. 44-51.

Процедура выделения ключевых слов в настоящее время стала стандартным способом сравнения, проводимым  на основе анализа двух корпусов текстов: справочного и изучаемого. В данной  статье рассматривается лингвометодический потенциал статистических опор в виде ключевых слов; мы упоминаем о различных трактовках термина ключевые слова, которые использовались в истории лингвистики, завершая обзор  сугубо статистическим определением термина, которое  допускает и  корпусный анализ. Говоря о методическом применении, мы также детально рассматриваем и те математические модели, которые легли в основу корпусного анализа и вычисления статистически важных слов в тексте. В статье приводится пример составления профессионально-ориентированного, специального скомпилированного корпуса для указанных специальностей объемом в 2 млн словоупотреблений, а также уделяется внимание выбору справочного корпуса, в качестве которого нам впервые удалось использовать текстовую базу БНК (Британского Национального Корпуса) в 100 млн словоупотреблений. Исследование  завершается выводами о  целесообразности использования корпусных процедур в обучении и примерами их использования в создании лингвометодических материалов  с опорой на корпус.

Добавлено: 1 мая 2017
Статья
Чернобай Е. В. Открытое и дистанционное образование. 2008. Т. 1. № 29. С. 13-16.

Статья посвящена вопросам становления и развития системы дистанционного повышения квалификации педагогических работников в Астраханской области. В работе показан опыт использования дистанционной формы обучения в качестве одной из форм профессиональной подготовки учителей. Автор представляет модель дистанционного учебного курса на примере курса «Технология и методика создания дистанционных курсов», подготовленного в рамках программы IATP, дает его описание и определяет требования, которым должен соответствовать дистанционный учебный курс в системе подготовки учителей к использованию инновационных педагогических технологий.

Добавлено: 27 июля 2017
Статья
Колданов А. П., Шуваев Д. н., Медведев Т. В. Открытое и дистанционное образование. 2002. № 4(8). С. 9-10.
Добавлено: 14 ноября 2010
Статья
Захарова У. С., Можаева Г. В., Бабанская О. М. и др. Открытое и дистанционное образование. 2018. № 2(70). С. 38-44.

Рассматриваются проблемы оценки качества онлайн-курсов, мировые прецеденты и российские инициативы по их решению в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ» и в большей мере опыт Томского государственного университета по обеспечению качества массовых открытых онлайн-курсов на различных этапах разработки и сопровождения. Ставится вопрос об универсальности существующих критериев оценки онлайн-курсов (научно-популярных и узкоспециализированных) при их очевидных различиях.

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Таратухина Ю. В., Маркарян М. С. Открытое и дистанционное образование. 2016. № 2. С. 77-82.

Проникновение информационно-коммуникационных технологий в нашу жизнь обуславливает трансформацию образовательной парадигмы. Из концепций «смарт – образования», образования в течение жизни, следует необходимость конструирования индивидуальной образовательной траектории через моделирование компетентностного профиля специалиста, что может достигаться с использованием не только фактически доступных ресурсов, но и курсов ведущих университетов мира, находящихся в открытом доступе. Проблема состоит в определении принципов эффективного конструирования компетентностной модели специалиста и путей конструктивного «наращивания» необходимых навыков и знаний, с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений личности. Таким образом, актуальными становятся исследования моделирования индивидуальных образовательных траекторий студентов и выявление возможностей использования информационно-коммуникационных технологий как средства проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории (ИОТ). Одним из таких возможностей представляется создание веб-сервиса, который будет выступать в роле «помощника» при проектировании индивидуальной образовательной траектории. Суть сервиса — автоматизировать процесс проектирования и «направлять» обучающегося в течение всего периода обучения. С другой стороны, такая автоматизация может дать возможность анализа выбора пользователя и проверки качества усвоенного материала.

Добавлено: 6 июня 2016
Статья
Таратухина Ю. В. Открытое и дистанционное образование. 2012. № 1(45). С. 14-21.
В настоящей работе рассматривается специфика современного поликультурного образовательного пространства преимущественно в его электронном формате. В данном контексте особое внимание должно уделяться дидактическому подходу, который формируется в зависимости от социопрагматической и когнитивной специфики обучающихся. Процесс восприятия и обработки учебной информации в разных культурах носит неоднородный характер, следовательно, имеет смысл говорить о необходимости разработок в области кросс-культурной мультимедийной дидактики, которая, безусловно, является одним из самых актуальных и востребованных направлений в современной электронной педагогике.
Добавлено: 21 марта 2012
Статья
Жарова А. К., Таратухина Ю. В. Открытое и дистанционное образование. 2013. № 3(51). С. 66-75.

Рассматриваются предпосылки организации индивидуальной образовательной траектории с помощью образовательных сообществ, организованных по принципу открытого контента. Привлдятся преимущества данной образовательной технологии. Рассматриваются особенности правовой защиты данного вида контента в РФ.

Добавлено: 10 октября 2013
Статья
Таратухина Ю. В., Блескина И. А. Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2. С. 58-64.

Современном обществе преподавателям часто приходится сталкиваться с поликультурной студенческой аудиторией как в традиционном учебном процессе, так и в процессе онлайн-обучения. Культура каждой страны так или иначе отражается на образовательном процессе и во многом обусловливает его. Это, в свою очередь, влечет специфичность учебного контента, целей, ценностей и задач образования, методов обучения, педагогического дискурса, специфики выстраивания образовательной траектории и т.д. Многие педагоги в качестве основной проблемы в данном контексте, помимо когнитивной, коммуникативной и психолого-педагогической специфики, выделяют проблему конструктивного трансфера знаний в поликультурной учебной среде.

В данной работе мы делимся предположением о выделении критериев для возможности построения культурно-когнитивной модели коммуникации со студентами с целью оптимизации учебного процесса в поликультурной среде. Критерии, по которым должен строиться дизайн поликультурной образовательной среды новой формации, способной обеспечивать конструктивный трансфер знаний, представляются следующим образом: коммуникационный критерий (изменение традиционных форм коммуникации в системе «преподаватель-студент»), методический (появление культурно-адаптивных методов работы с учебной информацией), контентный (дифференциация и возможная неоднородность учебного контента в образовательном процессе) и информационный (разработка и использование образовательных ресурсов, учитывающих культурную специфику восприятия и работы с информацией).

Добавлено: 10 июля 2017
Статья
Захарова У. С., Можаева Г. В., Бабанская О. М. и др. Открытое и дистанционное образование. 2017. № 4 (68). С. 25-31.

Представлена программа развития Томского регионального центра компетенций в области онлайнобучения (далее – ТРЦКОО), ключевой задачей которого является формирование компетенций у сотрудников и обучающихся учреждений высшего и среднего профессионального образования в области создания и использования онлайн-курсов. Мероприятия, направленные на решение этой задачи, сопровождаются описанием российского и мирового контекста, а также ожидаемыми результатами деятельности ТРЦКОО для Томской области

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Чичерина Н. В., Васильева Ю. С., Родионова Е. В. Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). С. 22-31.

Рассматривается смешанное обучение как один из трендов современного высшего образования, который в ближайшее время не потеряет своей актуальности, а наоборот будет развиваться и широко внедряться в образовательные программы университетов. При этом понятие смешанного обучения недостаточно устоялось и интерпретируется в теории и практике образования по-разному. В статье приведен анализ различных подходов к понятию смешанного обучения. Сделан вывод о том, что смешанное обучение - это подход, который не сводится к комбинированию контактных форм организации учебного процесса с онлайн обучением, а предполагает серьезные трансформации в построении структуры и содержания учебного курса, организации и поддержке персонализированной учебной деятельности студентов. В статье рассмотрены различные модели смешанного обучения. Установлены два критерия, по которым дисциплины могут быть отнесены к одной из моделей смешанного обучения: доля онлайн составляющей и потенциал для персонализации. На основании исследования практики реализации смешанного обучения в НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург авторы приходят к выводу, что только при наличии высокого потенциала для персонализации, который выражается в совокупности предоставляемых студенту возможностей для реализации его образовательных предпочтений места, времени, темпа и способов учебной деятельности, учебный курс может быть отнесен к дисциплинам, реализуемым в рамках подхода к смешанному обучению как образовательной инновации.

Добавлено: 24 мая 2019
Статья
Таратухина Ю. В., Баранова И. М. Открытое и дистанционное образование. 2012. № 4. С. 53-59.

В настоящей работе рассматривается специфика организации и функционирования открытых образовательных ресурсов стран СНГ с точки зрения специфики информационно-образовательных сред. Также рассматривается культурологическая и психолого-педагогическая специфика организации открытых образовательных ресурсов СНГ, а также рассматриваются некоторые особенности эргономического дизайна. Ставится вопрос, касающийся межкультурной компетентности тьюторов и разработки культурных ассимиляторов для тьюторов.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Таратухина Ю. В., Жаров В. К. Открытое и дистанционное образование. 2014. Т. 3. № 55. С. 12-17.
В настоящей работе рассмотрено понятие и свойства электронной обра-зовательной среды (ЭОС) как необходимого условия выстраивания индивиду-альной образовательной траектории в кросс-культурном контексте, с целью воспитания творческого мыщления. Главным же образом нас интересует связь культуры, образовательных традиций и специфики коммуникаций в ЭОС.
Добавлено: 30 сентября 2014