• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 20 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2009. № 2. С. 184-201.

Великая депрессия имела очень большое значение в жизни западных обществ. Например, Дж. К. Гэлбрейт пишет: «День Великого краха фондового рынка и спустя пятьдесят лет хранится в социальной памяти. И тому есть причины. С того дня жизнь миллионов людей уже стала иной»[1]. Дональд Дж. Хоппе считает: «Крах фондового рынка в октябре 1929 г. является одной из тех драматических вех, таких как убийство Юлия Цезаря, высадка на берег Колумба или битва при Ватерлоо, которыми историки отмечают поворотные пункты истории человечества»[2]. Поэтому данному кризису мы уделим несколько больше внимания, чем другим.


[1] Galbraith, J. K. The Great Crash, 1929. – Boston: Houghton Mifflin, 1979.

[2] Hoppe, D. J. How to Invest in Gold Stocks and Avoid the Pitfalls. – New Rochelle, New York: Arlington House, 1972 (цит. по: Скоузен, М. Кто предсказал крах 1929 г.? // Экономический цикл: анализ австрийской школы / под ред. А. В. Куряева. – Челябинск: Социум, 2005).

 

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2009. № 1. С. 5-32.

Тема кризиса становится все более и более популярной. Однако за лавиной негативной и быстро меняющейся информации трудно понять глубинные причины современного кризиса, в чем он похож, а в чем непохож на предыдущие. Осмыслению причин и особенностей современного кризиса посвящена данная статья.

Добавлено: 15 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2014. № 1. С. 31-54.

Одно из основных обвинений в отношении глобализации заключается в том, что она усиливает разрыв между развитыми и развивающимися странами, обрекая последние на отсталость. Статья показывает, что на самом деле ситуация иная. Доказывается, что именно благодаря глобализации развивающиеся страны сегодня в целом развиваются гораздо более быстрыми темпами, чем развитые, центр мировой системы начинает ослабевать, а ее периферия – усиливаться. Объясняется, почему глобализация неизбежно должна была привести к бурному подъему многих развивающихся стран и ослаблению развитых. В ближайшие десятилетия тенденция на сближение уровней развития центра и периферии только усилится. Это сближение является также необходимым условием для начала нового технологического переворота. В статье даются прогнозы геополитического развития мира в ближайшие десятилетия.

Добавлено: 9 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2013. № 3. С. 29-59.

Тема государства и государственности – одна из важнейших в социальных науках. В этом плане можно считать неслучайным рост интереса к такому аспекту, как национальное или государственное строительство в молодых государствах, а также к проблеме так называемых несостоявшихся или недееспособных государств (failed states). Эти вопросы важно рассматривать не только в современном аспекте, но также в исторической ретроспективе и в широком, мир-системном масштабе. В настоящей статье данные проблемы рассматриваются в различных аспектах, масштабах и ракурсах.

Добавлено: 10 октября 2014
Статья
Блох Э. Философия и общество. 2006. № 3 (44). С. 79-86.
Добавлено: 21 июня 2010
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2019. № 2. С. 5-39.

В статье не только сделан анализ исламизма как социально-политического течения, но и рассмотрены исторические и цивилизационные особенности Ближнего и Среднего Востока, которые способствовали тому, что именно здесь исламизм возник и проявляет себя особенно заметно. Показаны исторические, идеологические и социально-политиче- ские причины его появления и широкого распространения в большинстве исламских стран. Представлен очерк исторического развития исламизма, причин его побед в 1970–1980-е гг., подъема Исламского возрождения.

Исламизм является одним из самых сложных социальных феноменов настоящего времени, это многоликое, меняющееся и неоднородное движение, в рамках которого идет очень напряженная идейная и политическая борьба.

В статье обращается внимание на глубокие корни и широкую социальную поддержку исламизма населением, его многочисленные общественные функции. Дано определение исламизма и его основных течений (умеренного и радикального). Объяснены причины его многоликости, показано, что умеренный исламизм в отличие от радикального стремится интегрироваться в легальное политическое пространство, а потому может быть союзником в борьбе с радикальным исламизмом, так же как и сильные светские политические режимы.

Добавлено: 14 ноября 2019
Статья
Гринин Л. Е., Гринин А. Л. Философия и общество. 2015. № 1. С. 17-47.

В статье на базе анализа технологических изменений, которые про-изошли во второй половине XX и в начале XXI в., опираясь на возможно-сти теории производственных революций, подробно исследуется послед-няя производственная революция, которая названа кибернетической, и даются прогнозы о ее развитии в ближайшие пятьдесят лет. Показано, что основное направление этой революции будет заключаться в раз-витии разнообразных самоуправляемых систем, а первоначальный пере-ход к началу завершающей фазы кибернетической революции начнется в области медицины (в каких-то ее инновационных областях). В дальней-шем начнется конвергенция инновационных технологий, которые обра-зуют комплекс МБНРИК-технологий (то есть комплекс на базе медицины, био-и нанотехнологий, робототехники, информационных и когнитивных технологий, названный по первым буквам данных технологий). На примере развития в будущем медицинских технологий, которые включат в себя достижения других инновационных технологий, анализируются будущие прорывы и в аспекте развития самоуправляемых систем и роста их способности к выбору оптимальных режимов функционирования, а также других характеристик кибернетической революции (экономии ресурсов и энергии, миниатюризации, индивидуализации).

Добавлено: 9 октября 2015
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2015. № 3-4. С. 7-33.

Мировой порядок как система определенных идей и правил, господствующих в международной политике, стал формироваться в Европе начиная с XVI в., окончательно утвердившись в XIX столетии. Однако этот порядок держится обычно в пределах трех-четырех десятилетий, а затем под влиянием изменившихся обстоятельств и нового баланса сил меняется. В настоящее время мы как раз переживаем период смены мирового порядка и начала формирования новой его системы. В статье анализируется начало ослабления мирового порядка, основанного на американской гегемонии, рассматриваются характерные черты и методы, которые используют США для поддержания своих позиций в мире. Автор показывает, почему не могла надолго установиться абсолютная американская гегемония, каким образом глобализация стала более выгодной не для развитых, а для развивающихся стран, как постепенно формировалось убеждение в неизбежности ослабления лидерских позиций США. В статье дается характеристика современного положения в международных отношениях как ситуации, когда началась реконфигурация Мир-Системы, что должно означать наступление эпохи турбулентности и формирования новых коалиций. Это будет своего рода переходная эпоха к более устойчивому новому мировому порядку, становление которого будет непростым. Автор высказывает идеи относительно того, в каком направлении и как этот новый порядок будет формироваться, о возможных принципах этого порядка и механизмах его установления.

Добавлено: 10 июня 2016
Статья
Лукач Г. Философия и общество. 2005. № 3 (40). С. 160-188.
Добавлено: 21 июня 2010
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2011. № 4. С. 175-193.

Осмысление хода истории неизбежно вызывает вопросы о роли в ней той или иной личности: изменила ли она ход истории; было ли неизбежным такое изменение или нет; что случилось бы без этого деятеля? и т. п. Из очевидной истины, что именно люди делают историю, вытекает важная проблема философии истории о соотношении закономерного и случайного, которая, в свою очередь, тесно связана с вопросом о роли личности. 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Рябушкина Т. М. Философия и общество. 2012. № 1. С. 144-161.

В статье рассматривается перспектива осмысления Я через отказ от позиции классического автономного субъекта и, следовательно, от всего, что может быть объектом познания и тем самым относится к сфере субъективного – от всего, мыслимого в рамках отношения субъект-объект. При таком подходе основание познания усматривают не в доступном для рефлексии Я, а в Другом. Анализ опирающихся на различные философские традиции попыток привлечения к самопознанию «перспективы от лица Другого» (Э. Левинас, П.Ф. Стросон, Дж.Г. Мид, Ю. Хабермас) показывает, что при такой «смене перспектив» самопознание вообще лишается перспективы, сводится к «оборачиванию назад». Источник этой трудности – скрытая рефлексивность, т.е. полагание непосредственной определенности себя самого Другим, без субъектно-объектного отношения, без познания. Рассматривается возможность нерефлексивного подхода к самопознанию, при котором Я определяется через Другого опосредованно, в процессе познания и, следовательно, в «Я-перспективе».

Добавлено: 10 октября 2012
Статья
Болдырев И. А. Философия и общество. 2006. № 3 (44).
Добавлено: 24 июня 2010
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2011. № 2. С. 168-199.

Влияние природного фактора на уровень богатства общества, демографический рост, скорость исторического развития в течение всей истории было исключительно сильным. Вот почему образ природы всегда был важнейшим в духовной жизни общества, люди обожествляли ее, воспевали, боялись и были благодарны ей за щедрость. Глобальные климатические изменения (оледенение, потепление, усыхание степи и др.) играли важную роль в формировании человечества и его истории.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2012. № 4. С. 168-193.

В лекции рассматривается история взглядов на то, каким образом влияет на состояние общества и социальные отношения развитие технологий и производительных сил. Технологическое и производственное развитие оказывает колоссальное воздействие на общество и все его институты. Однако длительное время философы и социологи не замечали этого влияния, хотя уже в древности были высказаны отдельные важные идеи. Перелом в отношении оценки роли производительных сил начался в XIX, но завершился только в XX в. В развитии производства выделяются три крупнейших производственных революции: аграрная, промышленная и научно-информационная, продолжающаяся по настоящее время.

Добавлено: 13 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2019. № 4.

В годы президентства Д. Трампа внутренние проблемы США, а также негативное влияние американской политической системы на внешнюю политику и престиж Соединенных Штатов Америки стали как никогда очевидными. То, что накапливалось десятилетиями: высокомерие США по отношению к остальному миру, которое подрывает позиции Америки как лидера Мир-Системы; то, что США потребляют больше, чем создают, накапливая государственный долг и отрицательный торговый баланс; архаичность их политической системы и многое другое, – теперь переходит на качественно новый уровень. Борьба все большей части мирового сообщества с растущим эгоизмом Соединенных Штатов, не желающих признавать общие интересы, уже длительное время составляет главную интригу современного глобального противоречия. В настоящий момент фронт противоречий расширился за счет игнорирования американцами интересов своих союзников. «Сделать Америку снова великой» – этот лозунг Трампа откровенно говорит о потере прежнего уровня лидерства и о том, что ситуация в мире будет обостряться. В этой связи важно увидеть, какова материальная база могущества современной Америки, позволяет ли она вернуть стране величие. В статье анализируется семь (реальных и потенциальных) слабостей США, часть из которых, однако, в настоящее время как раз поддерживает их могущество. Но рано или поздно эти слабости станут причиной глубокого кризиса и не позволят Соединенным Штатам сохранить свое лидирующее положение.

Добавлено: 14 ноября 2019
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2010. № 2. С. 151-192.

Византийцы всегда очень любили историю, и с VI до XV в., начиная от Прокопия, Агафия и Менандра до Франдзи, Дуки и Критовула, литература Византии богата именами выдающихся историков» (Диль 1947: 151)[1].

 

 

[1] По мнению историка Ш. Диля, в чем-то небеспристрастному, «по своему умственному развитию и нередко по своему таланту они значительно превосходили современных им западных авторов; некоторые из них могли бы занять почетное место в любой литературе» (Диль 1947: 151).  

 

 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2010. № 1. С. 167-203.

До того, как возникла историография с собственной методологией, и тем более философия и теория истории, историческая мысль прошла длительный путь. Тем не менее элементы методологии, часто теории, а также философии истории всегда явно или скрыто присутствуют в сколько-нибудь связном историческом описании. Все эти четыре области (сама историография, теория, методология и философия истории) очень тесно связаны, так что, давая им дефиниции, полностью развести их крайне сложно. Следует учитывать, что приведенные ниже определения являются нестрогими и определяют предмет области в самом общем плане, поскольку далее речь пойдет о периодах, когда эти области знаний находились в стадии становления.

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2010. № 3. С. 162-199.

Особенности эпохи и ее исторического сознания. Историческая литература гуманистического направления начинает развиваться во Флоренции с конца XIV в.[1] Гуманистическая историография в Италии представлена именами Л. Бруни, Ф. Бьондо, Н. Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. Леонардо Бруни открывает этот ряд историков Италии. Его главное сочинение – «История Флоренции» в XII книгах, доведенная до 1404 г. и написанная на латинском языке. Симптоматично, что в названии уже исчезает слово «хроника» и выступает новый термин – «historia».


[1] Историография была одним из важных, но далеко не самым ярким явлением раннего Возрождения. Главными направлениями его были литература и искусство. Что касается начала эпохи Возрождения, то хотя ее нередко начинают с Данте Алигьери (1265–1321) и его знаменитой «Божественной комедии», однако можно согласиться с Л. М. Брагиной, что более точной представляется позиция исследователей, считающих зачинателем Ренессанса Франческо Петрарку (1304–1374) (см.: История культуры… 1999, гл. 1: 20; см. также: Рутенбург, В. И. Истоки итальянского Возрождения // История Италии: в 3 т. / под ред. С. Д. Сказкина, Л. А. Котельниковой, В. И. Рутенбурга.– М.: Наука, 1970. – т. 1. – С. 377).

 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2010. № 4. С. 145-197.

XVIII в., как известно, получил название века Просвещения, поскольку философы надеялись с помощью разума и знаний изменить мир. Идеи философов XVII в. оказали очень сильное влияние на просветителей и во многом предопределили успехи философии истории века Просвещения. В XVIII в. 

Добавлено: 14 октября 2014
Статья
Гринин Л. Е. Философия и общество. 2012. № 2. С. 151-173.

Связь с античностью и радикальный перелом. Раннехристианская теология истории и всемирная история родились как особое направление античной историографии и философии. На протяжении всего средневековья его мысль обращалась к античному наследию (особенно к той ее части, которая была известна и оправдана в глазах христиан сложившейся практикой использования)[1].


[1] Некоторые исторические труды, менее популярные в период античности, стали более популярны в средние века по религиозным причинам, особенно если там упоминался Иисус Христос. Таковы работы еврейского романизированного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» и «Иудейская война». Но в целом сочинения античных авторов ценились гораздо ниже сочинений отцов церкви.

 

Добавлено: 14 октября 2014