• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 18 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Дюина Ф., Гаппи Н. ЭСфорум. 2015. Vol. 42. No. 1. P. 9-11.

В рубрике «Учимся» помещен перевод эссе «Выход на рынок труда: руководство для начинающих социологов», в котором профессор департамента социологии Университета Британской Колумбии Франческо Дюина и профессор департамента социологии Университета Британской Колумбии Нил Гаппи дают важные советы студентам-социологам, которые помогут им построить успешную карьеру на рынке труда.

Добавлено: 15 августа 2016
Статья
Конобеева Е. А. ЭСфорум. 2012. № 2. С. 11-15.

В рубрике «Учимся» опубликовано эссе студентки факультета социологии НИУ ВШЭ Елены Конобеевой, в котором она задается вопросом, стоит ли видеть в таком явлении как детские сады на дому зарождающееся социальное предпринимательство или пока подобные организации остаются лишь гражданской инициативой? Анализируя десять интервью с владельцами домашних садов и экспертами в области дошкольного образования, автор приходит к выводу, что современные домашние детские сады скорее можно охарактеризовать как гражданскую инициативу, диктуемую реальной потребностью общества, обладающую большим потенциалом, но пока еще очень шаткую.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Уци Б. ЭСфорум. 2010. № 4. С. 2-6.

Интервью с Брайаном Уци.

Добавлено: 18 января 2016
Статья
Шмидт М. А. ЭСфорум. 2015. № 5(46). С. 10-13.

Рецензия стажера-исследователя ЛЭСИ Майи Шмидт «Когда творец становится торговцем» на русский перевод книги Джона Сибрука «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» (Ad Marginem Press, 2013). Автор попытался разобраться в том, как Сибрук объясняет, что происходит в обществе, когда элитарная и массовая культуры сближаются в угоду коммерческому успеху, а также определить место данного феномена в российской культуре. 

Добавлено: 22 февраля 2016
Статья
Бердышева Е. С. ЭСфорум. 2014. Т. 41. № 5. С. 4-10.

В статье с точки зрения экономико-социологического подхода анализируются аргументы, при помощи которых сотрудники российской полиции легитимируют неформальные экономические практики, в которых участвуют.

Добавлено: 25 марта 2015
Статья
Ремезкова В. П., Баранова А. А. ЭСфорум. 2014. Т. 2. № 38. С. 9-13.

В статье авторы пытаются выяснить, зачем большим городам публичные пространства, что отличает Парк культуры и отдыха им. М. Горького от других обычных городских парков и способствуют ли его планировка и оформление общению между горожанами.

Добавлено: 25 апреля 2014
Статья
Бархатова Л. А. ЭСфорум. 2018. Т. 57. № 1. С. 9-13.

В статье рассматриваются особые методические приемы проведения «кратких этнографий» российскими исследователями. Одной из ключевых проблем является низкий уровень социального капитала и нехватка институционального и межличностного доверия, что затрудняет «вход» в поле. Решением проблемы могут быть предварительное погружение в объект и конструирование общей идентичности.

Добавлено: 23 июля 2019
Статья
Бердышева Е. С. ЭСфорум. 2014. Т. 39. № 3. С. 5-11.
В статье автор поднимает не очень популярную в экономической социологии тему торга. Причины непопулярности данной темы неочевидны: связано ли это с маргинальностью торга в практике торговли или, скорее, с низким статусом самой темы в экономической теории? Автор предпринимает попытку ответить на следующие вопросы: какое место занимает торг в современной жизни москвичей? Нравится ли им торговаться, и если да, то почему? Где они реализуют возможности торга? Какие смыслы приписывают своему участию в торге или отказу от него?
Добавлено: 25 марта 2015
Статья
Бердышева Е. С., Решетеева Р. И. ЭСфорум. 2012. № 2. С. 5-10.

В рубрике «Узнаем» представлен новый текст кандидата социологических наук, старшего научного сотрудника ЛЭСИ НИУ ВШЭ Елены Бердышевой и студентки факультета социологии НИУ ВШЭ Регины Решетеевой. В нем авторы пытаются разобраться в смысловой организации ценового мониторинга, являющегося неотъемлемой частью деловых практик современных компаний. На примере онлайновой торговли бытовой техникой и электроникой они убедительно демонстрируют, что ценовое поведение фирм происходит в условиях необходимости социальной координации действий различных игроков и важности соблюдения ими негласных рыночных правил.

Добавлено: 27 августа 2012
Статья
Артамонова А. В. ЭСфорум. 2015. № 2. С. 8-12.

В социологии и смежных областях жизненные пути принято изучать как процессы развития, культурно-нормативно сконструированные жизненные этапы и соответствующие им возрастные роли. В рамках этого направления изучают период жизни человека с детства до преклонных лет, раскладывая его на различные сферы: семью, образование, работу. Исследование, представленное в данной статье, посвящено сфере семьи и сфокусировано на старте брачно-партнерских биографий россиян. Главной задачей исследования было выяснить, является ли незарегистрированный союз самостоятельным институтом в нашей стране или это только «придаток» к браку, его пробная версия. В рамках этого исследования для анализа использовалась панельная часть базы обследования «РиДМиЖ», межнационального, сравнительного исследования прошлой и будущей динамики семейных отношений в современных индустриальных странах. Было выявлено, что большинство первых сожительств, завершившихся на момент опроса, являлись «придатком» к браку, однако различия в матримониальном поведении россиян увеличиваются. Сожительства как самостоятельные союзы становятся все более распространенными среди молодых россиян с высшим образованием, причем данная тенденция в большей степени характерна для жителей мегаполисов, чем для тех, кто проживает в сельской местности. Это свидетельствует о некоторой деинституционализации жизненного пути россиян в брачно-партнерской сфере.

 

Добавлено: 9 декабря 2015
Статья
Решетеева Р. И. ЭСфорум. 2012. № 31(5). С. 9-14.
В рубрике «Учимся» представлено эссе студентки факультета социологии Регины Решетеевой, написанное по результатам практикума по экономической социологии, преподаваемого на третьем курсе. Статья посвящена профессиональным игрокам в покер. В небольшом эссе автор поднимает разные вопросы, в том числе: при каких условиях участие в этой игре оказывается профессией? какие профессиональные навыки и личностные качества должны быть у игрока, чтобы добиться успеха? почему люди выбирают данный вид занятости в качестве профессиональной траектории?
Добавлено: 6 марта 2013
Статья
Казун А. Д. ЭСфорум. 2015. № 3. С. 12-16.

В статье рассматриваются несколько примеров того, как по-разному объясняют социологи, психологи и экономисты воздействие погоды на жизнь отдельного индивида и общества в целом.

Добавлено: 5 июля 2015
Статья
Спирина М. О., Ковалева Е. С. ЭСфорум. 2015. Т. 4. № 45. С. 6-13.

Выбор тела в качестве объекта эмпирического анализа является относительно новым, но уже устоявшимся направлением в современной социологии. Количество академических работ, посвященных различным аспектам телесности, постоянно растет, что позволяет говорить о «телесном повороте» («corporeal turn») в социальных науках. Исследователи отмечают все возрастающую значимость телесных практик как отправной точки для культурной и социальной идентификации в современном обществе, усиление значения тела в потребительской культуре, медикализацию телесного дискурса и появление новых форм заботы о теле.

Одной из новых форм телесной работы стала современная йога, под которой обычно понимается комплекс физических, ментальных и духовных практик, нацеленных, согласно индийской культуре (индуизм и буддизм), на трансформацию тела и души человека. В условиях стремительной популяризации на Западе и в России йога может рассматриваться в более широком контексте представлений о здоровом образе жизни, заботы о себе, дисциплине тела, а также направленной работы по улучшению физической формы и внешности.

Высокая популярность йоги в западных странах не вызывает сомнения – так, в США около 20,4 млн. людей практикуют йогу, тогда как в России йогой интересуются более 3,4 млн. человек, а занимаются – 1,4 млн., что составляется 2,3% от взрослого городского населения. В любом книжном магазине столицы, в отделе о здоровом образе жизни, вы обязательно найдете множество красочных изданий о разных типах йоги, на обложках которых, как правило, изображены гибкие девушки. Популярность йоги среди женщин является фактом - так, из всех практикующих йогу около 84% составляют женщины, а в представлении молодых людей йога ассоциируется почти исключительно с женской половиной населения.

Согласно традиционной индийской культуре, йога нацелена в большей степени на трансформацию души человека, и лишь затем на работу над его физическим телом. Интересно, что в современном нам обществе практики йоги зачастую переходят из сферы сакрального и духовного в область физического, общедоступного и коммерционализированного, а аутентичная практика йоги в Индии, ориентированная в основном на мужчин, превратилась в популярную физическую гимнастику с восточным колоритом для женщин по всему миру. Как в обществе формируются представления о том, для кого и для чего предназначаются такие практики? И если модели тела, формируемые культурой и поддерживаемые массмедиа, являются инструментом для построения и закрепления гендерной идентичности человека, то каким образом они участвуют в производстве гендерных стереотипов?

Мы полагаем, что изучение тела как культурного и социального феномена подразумевает обязательное включение в анализ гендерного аспекта, особенно в случае фокуса на женской телесности, так как исторически именно женщины воспринимались как находящиеся во власти физиологии, телесных стандартов и канонов. Мы также предполагаем, что репрезентация женского тела в современной практике йоги свидетельствует об изменении гендерных стереотипных образов в массмедиа, а сама практика может быть как дисциплинирующей тело, так и освобождающей, не навязывающей стандарты красоты.

В нашем исследовании мы задались целью понять, каким образом женское тело репрезентируется в современной йоге в России: отличается ли образ современной женщины, занимающейся йогой, от стереотипизированной и сексистской картины, навязываемой современными массмедиа? При помощи каких визуальных средств этот образ транслируется различными йога-школами? Как он может быть осмыслен теоретически с точки зрения практики дисциплины тела и технологий себя?

Предметом нашего исследования выступила визуализация женского тела на веб-сайтах и группах в социальных сетях московских школ и студий йоги. Современные йога-школы и студии являются трансляторами гендерных репрезентаций, которые не только выражают определенные идеи и образы, но также и создают их, поэтому в качестве эмпирической базы мы взяли визуальный материал (фотографии, рисунки, посты, баннеры) веб-сайтов и групп в социальных сетях популярных йога-школ Москвы. Список из пятнадцати школ был подготовлен на основе двух рейтингов – журнала Афиша-Город и Forbes. Были критически проанализированы более 500 визуальных единиц, размещенных на изучаемых интернет-ресурсах за последний три месяца на момент проведения исследования (декабрь 2014 – февраль 2015 года), при этом особое внимание уделялось образам женского тела.

Добавлено: 16 октября 2015
Статья
Губерман М. ЭСфорум. 2017. № 1 (52). С. 5-7.

В рубрике «Узнаем» опубликован перевод эссе профессора экономической истории Монреальского университета Майкла Губермана «Столетний юбилей государства всеобщего благосостояния?». Автор поднимает вопросы зарождения, трансформации и будущего современных государств всеобщего благосостояния в условиях нарастающей глобализации и усиления торговых отношений поверх национальных границ.

Добавлено: 11 июля 2017
Статья
Бейлина Е., Кантер Д., Лялина Н. ЭСфорум. 2016. Т. 48. № 2. С. 11-15.

В рубрике «Учимся» помещено эссе «Типы и факторы инфантилизма студентов НИУ ВШЭ» Елены Бейлиной, Дарьи Кантер и Надежды Лялиной, студенток факультета социальных наук НИУ ВШЭ. В нем представлены результаты исследования, в котором предпринимается попытка примирить социологический и психологический подходы в контексте изучения желания молодых людей дольше оставаться детьми. Авторов интересует то, каким образом выражен инфантилизм у студентов Высшей школы экономики, различается ли он у российских студентов и студентов, приехавших из-за рубежа, и какими факторами уровень инфантилизма обусловливается.

Добавлено: 20 июня 2016
Статья
Конобеева Е. А. ЭСфорум. 2013. № 3 (34). С. 10-14.

В работе автор пытается продемонстрировать социальный характер рыночных границ. В центре внимания оказывается рынок шоколада и шоколадной продукции, которые, по информации социологических и маркетинговых служб, являются одними из самых любимых лакомств у россиян. Автор показывает, каким образом можно "оздоровить" шоколад и привлечь внимание к этой проблеме людей, заботящихся о своем здоровье и физической привлекательности.

Добавлено: 21 октября 2013