• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 82 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Савельева И. М. Диалог со временем. 2015. № 53. С. 54-71.

Герой статьи – ученый, экономист, статистик, специалист по теории исторической мысли, историк и теоретик науки А.В. Полетаев (1952–2010). Его исследования стали новым словом в ряде социальных дисциплин. Статья повествует о пути А.В. Полетаева в историческую науку, о движении его исследовательских интересов от анализа экономических процессов к экономической истории, затем – к современной теории истории, изучению эволюции образов прошлого в разные эпохи, исследованиям массовых исторических представлений. Анализируются основные теоретические идеи цикла исторических работ, написанных в соавторстве с И.М. Савельевой.

Добавлено: 12 декабря 2015
Статья
Морозов О. В. Диалог со временем. 2017. № 60. С. 128-141.

В статье исследуются истоки происхождения «гумбольдтовского мифа». Автор подвергает критике устоявшийся в науке взгляд на то, что миф возник во время празднований 100-летнего юбилея Берлинского университета в 1910 г., показывая, что это не подтверждается источниками. Сначала автор рассматривает речи, с которыми выступали участники юбилея 1910 г., и приходит к выводу, что они не могли служить основой для конструирования «гумбольдтовского мифа»: имя Гумбольдта в них упоминается не чаще, чем имена других именитых ученых, а краткие оценки его деятельности слишком туманны, чтобы по ним можно было судить о его вкладе в развитие высшего образования. Разбирая сочинения немецких философов и педагогов начала ХХ в., автор подчеркивает, что истоки «гумбольдтовского мифа» содержатся прежде всего в тех из них, что были написаны до 1910 г., не имели никакого отношения к 100-летнему юбилею Берлинского университета и испытали влияние записки Гумбольдта «О внутренней и внешней организации высших научных учреждений в Берлине», изданной в 1903 г. Автор приходит к выводу, что традиционный взгляд на происхождение «гумбольдтовского мифа» необходимо уточнить: миф зародился раньше 1910 г., а 100-летний юбилей Берлинского университета стал лишь одним из способов его фиксации и распространения.

 

 

Добавлено: 30 октября 2016
Статья
Савельева И. М., Полетаев А. В. Диалог со временем. 2008. № 25/1. С. 26-54.
Добавлено: 25 марта 2009
Статья
Добровольский Д. А. Диалог со временем. 2012. № 39. С. 286-294.

Отношения Древней Руси и степи являются одним из важнейших «мест памяти» в российской истории. Историография Нового времени диктует восприятие этих отношений как однозначного противостояния. Однако с точки зрения современников ситуация была более сложной. Изучение характеристик и функций, приписываемых половцам в летописных текстах, позволяет увидеть многоплановость и неоднозначность русско-половецких отношений XI–XII вв.

Добавлено: 21 июня 2012
Статья
Хряков А. В. Диалог со временем. 2012. № 38.

Рассматривается, предложенный немецким историком Германом Геймпелем вариант "преодоления прошлого". 

Добавлено: 20 марта 2014
Статья
Хряков А. В. Диалог со временем. 2011. № 35.
Добавлено: 19 марта 2014
Статья
Воскобойников О. С. Диалог со временем. 2017. № 61. С. 159-173.

Около 1125 г. Гильом Коншский опубликовал свой первый самостоятельный трак- тат «Философия». Благодаря ряду новых идей он довольно быстро начал распро- страняться в ученой среде. Один из экземпляров ок. 1140 г. попал в руки богослову Гильому из Сен-Тьерри, близкому другу Бернарда Клервосского. Придирчивый читатель всех интеллектуальных и богословских новинок, он уже выступил в те годы главным обвинителем Абеляра, что привело к временному отлучению знаме- нитому философа. Одновременно он попытался добиться суда над Гильомом Конш- ским, обратившись с посланием к своему влиятельному другу. Суда не последовало, но послание представляет собой важное свидетельство о стиле интеллектуальных дискуссий. В статье предлагается сравнительный анализ послания и «Философии». 

Добавлено: 1 декабря 2017
Статья
Андреев М. Л. Диалог со временем. 2018. Т. 62. С. 359-365.

В статье исследуется топос «поэта-изгнаннника», являющийся подвариантом топоса «поэта-страдальца». Особенную популярность он обрел в эпоху романтизма, когда прочно стал частью поэтического языка и элементом самоописания для поэзии. Но корни у него давние. Уже Данте дал этому топосу мотивы моральной стойкости, любви к родине вопреки и поверх ее несправедливого суда, приятия своей судьбы. Петрарка прибавил мотив абсолютной самодостаточности как главного условия поэтической самореализации. Тассо сформировал топос окончательно, придав ему свойства и статус нормативности: поэт в силу своего выбора оказывается обречен на неразрешимый конфликт с социальной действительностью.

Добавлено: 21 октября 2018
Статья
Белькович Р. Ю. Диалог со временем. 2014. № 49. С. 218-235.

 

В основе государственности США лежит акт сецессии – одностороннего отделения североамериканских колоний от Британской империи посредством принятия Декларации независимости. Последовавшая война с метрополией заложила фундамент республиканского героического дискурса. В то же время, попытка сецессии южных штатов век спустя была подавлена войсками Севера, апологеты независимости Юга были объявлены предателями. Существенную роль в изменении восприятия идеи сецессии в интеллектуальном пространстве США сыграл Авраам Линкольн. В статье рассматриваются аргументы Линкольна в пользу территориальной целостности США. Автор делает вывод о том, что Гражданская война в США обнажает принципиальные противоречия, свойственные государственности в Новое время. Важное последствие войны – интеллектуальный переворот, осуществлённый Линкольном, в отношении понимания природы государства в США. Государство из политической формы социальных отношений, основанных на самоуправлении, превратилось в самостоятельного субъекта, осуществляющего власть вне согласия управляемых.

Добавлено: 26 марта 2015
Статья
Левин Ф. Е. Диалог со временем. 2018. № 65. С. 107-125.

В статье анализируется исторический нарратив Джоффри Китинга (1580–1644) «Основа знаний об Ирландии» как рефлексия по поводу британского композитарного проекта в Ирландии. В центре внимания образ власти, сконструированный не только на основании позаимствованного ирландского средневекового материала, но и современных Китингу представлений. Можно заключить, что нарратив Китинга вобрал в себя концепты власти, перешедшие в нетронутом виде из предшествующей ирландской традиции, а также анахронизмы, элементы современной Китингу реальности, наложенные на прошлое Ирландии.

Добавлено: 14 января 2019
Статья
Гайдук В. Л. Диалог со временем. 2014. № 46. С. 353-361.

Театральная дискуссия 1918-1920-х гг. рассматривается как самостоятельное явление культуры. Проанализированы точки зрения главных оппонентов – А.В. Луначарского и П.М. Керженцева. Показано влияние театральной дискуссии на формирование государственных органов управления театральным делом в Советской России.

Добавлено: 3 февраля 2015
Статья
Добровольский Д. А. Диалог со временем. 2017. № 61. С. 174-190.

Предметом статьи является восприятие западной церкви древнерусскими книжниками, источниками — антилатинские слова и поучения XII–XIII вв. В литературе принято акцентировать неудачную композицию и вторичное содержание древнерусских полемических произведений против латинства. Однако сопоставление таких сочинений с их наиболее вероятными прообразами показывает, что древнерусские книжники были способны уточнять представления о Западе, сформированные богословами-греками, на основании самостоятельных наблюдений и рассуждений. Обращение к вопросу о том, когда жили и кто были эти интересующиеся жизнью Запада люди позволит существенно обогатить наши знания о международных связях Древней Руси.

Добавлено: 29 января 2017
Статья
Иванова Ю. В., Соколов П. В. Диалог со временем. 2016. № 56. С. 72-94.

Статья посвящена взаимоотношениям еврейской и языческой версий истории в конструкции «новой науки» (scienza nuova) Джамбаттисты Вико. Для прояснения контекстов и импликаций мысли Вико привлекаются тексты двух важных для неаполитанского философа авторов Сейченто: Исаака Ла Пейрера (сочинения о преадамитах и о «призвании иудеев» в конце человеческой истории) и Самюэля Бошара («Священная География»). Рецепция Вико концепций Ла Пейрера и Бошара рассматривается на примере трактовок у трех авторов таких библейских событий, как строительство Вавилонской башни, появление гигантов и Великий потоп. Авторы исследования ставят себе целью показать, что тексты Вико возникают как палимпсесты из множества в большей или меньшей степени сохраняющих связи со своими контекстами фрагментов разных историографических, богословских и естественнонаучных дискурсов, и прежде всего – протестантской, преимущественно буквалистской, экзегезы и традиции «древней мудрости» (prisca sapientia).

 

Добавлено: 15 апреля 2016
Статья
Аристов С. В. Диалог со временем. 2010. № 31. С. 113-124.

Статья посвящена изучению положения женщин в концентрационном лагере Равенсбрюк, способов физического и психологического воздействия на узниц, имевших целью, среди прочего, разрушение гендерной идентичности, а также имевшихся у узниц возможностей эту идентичность сохранить.

Добавлено: 27 ноября 2016
Статья
Захаров О. И. Диалог со временем. 2013. № 42. С. 386-390.

В данной статье содержится обзор содержания периодического издания – межвузовского сборника научных трудов «История и историческая память».

Добавлено: 24 декабря 2013
Статья
Матвеев С. Р. Диалог со временем. 2013. № 42. С. 180-193.

В статье рассматривается идея среднего класса на материалах воспоминаний Франсуа Гизо. Идея представлена как результат исследовательской работы и политической деятельности французского мыслителя. Большое внимание уделяется историческому и интеллектуальному контексту, а также генетической связи идеи с предшествующей и последующей традициями ее разработки.

Добавлено: 25 декабря 2012
Статья
Казаков Р. Б. Диалог со временем. 2013. № 44. С. 127-142.

В статье анализируются элементы историографического исследования в сочинениях Н.М. Карамзина (1766-1826), а также его представления о практиках историописания, приемах изучения источников и построения исторических трудов, в частности «Истории государства Российского».

Добавлено: 31 октября 2013
Статья
Некрасова Н. В. Диалог со временем. 2013. № 44. С. 143-151.

В статье предпринята попытка классификации историографических источников - сочинений тверского историописателя В.И.Колосова (1854-1919). Классификация производится по видовому признаку, в соответствии с концепцией Научно-педагогической школы источниковедения. Автор делает предварительный вывод о преобладании социально ориентированных сочинений в творчестве В.И.Колосова.

Добавлено: 18 ноября 2013
Статья
Афанасьева А. Э. Диалог со временем. 2019.

В статье рассматривается становление исследовательского поля истории имперской медицины. Анализируются изменения в предcтавлениях иcториков о целях, cодержании и поcледcтвиях европейских медицинских инициатив в колониях.

Добавлено: 14 апреля 2017
Статья
Моисеев Д. С. Диалог со временем. 2016. № 5. С. 194-207.

Работа посвящена рассмотрению современных подходов к интеллектуальной истории итальянского фашизма. Рассматривается эволюция исследований фашизма с 1960-х годов до нашего времени, обозначаются ключевые точки современных дискуссий о фашизме: истоки и основания фашистских теорий, мифологический базис фашизма, фашизм как политическая религия, фашизм как доктрина. В работе анализируются позиции ряда авторитетных современных исследователей данного вопроса, в том числе Эмилио Джентиле, Роджера Итвелла, Энтони Джеймса Грегора, Роджера Гриффина, Стенли Пейна.

Добавлено: 29 октября 2016
Статья
Репина Л. П. Диалог со временем. 2008. Т. -. № 22. С. 5-15.
Добавлено: 3 ноября 2008