• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 31 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Ильин М. В. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. № 1. С. 5-24.

Во второй части статьи прослеживаются основные моменты развития патримониальных и имперских порядков, а также институтов и практик. Специально рассматриваются каче- ства патримониев и империй как прототипических оснований властвования и политической организации, а также сохранение и модификация этих качеств в череде метаморфоз. Ана- лизируется проблема «гибридизации», сочетаемости патримониальных и имперских по- рядков друг с другом и с другими политическими формами. В заключение статьи ставится вопрос о настоящем и будущем патримониальных и имперских форм.

Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Ильин М. В. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. № 3. С. 5-21.

Патримониальные и имперские порядки смешиваются с другими политическими формами различных видов и измерений в сложных композициях, образующих «слоеный пирог политики». Их конфигурации можно изучать с помощью морфологического анализа. Он позволяет выявлять морфологические сходства, которые образуются тремя различными способами – родтсвом, избирательным сродством и псевдоморфозом. Первая часть статьи предлагает методологический аппарат морфологического анализа, чтобы разобраться со специфическими парадигматическими вариациями прототипических форм внутри составных политических порядков. Задача изучения эволюционных и исторических трансформаций патримониадьных и имперских прототипов оставляется для второй части статьи.

Добавлено: 24 марта 2015
Статья
Рязанова С. В. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 3. С. 250-264.

Анализируется роль и доля архетипических образов в программах политических партий, материалах, связанных с выборами, региональных политических мифах, текстах новых религий. Исследуются основные тенденции и перспективы использования архаических сюжетов.

Добавлено: 15 февраля 2015
Статья
Маркарян А. Г. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. № 3. С. 97-106.

В статье анализируются взаимоотношения политической власти и предпринимателей с начала структурных преобразований в обществе, с которыми столкнулись обе страны после распада советской плановой экономики и политической системы в целом. В процессе складывался определенный уровень и качество взаимоотношений бизнеса и власти, что, в свою очередь, определяет возникновение соответствующих этапов этих взаимоотношений. В результате выделяются определенные общие характеристики и отличия в динамике взаимоотношений политической власти, предпринимателей и общества, которые связаны как с масштабами, структурой экономики, так и с динамикой политического развития обеих стран.

Добавлено: 26 сентября 2015
Статья
Юрескул Е. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 3. С. 228-249.

В статье рассматривается актуальный теоретический подход к определению и измерению эффективности государственной власти. Предложено сочетание системного и неоинституционального подходов для определения эффективности как количественной характеристики политической системы. На основе данных за 2005-2010 годы проводится измерение эффективности власти методом Data Envelopment Analysis. С помощью корреляционного и регрессионного анализа определяются институциональные факторы, влияющие на эффективность.

Добавлено: 17 ноября 2014
Статья
Сунгуров А. Ю. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2009. Т. 5. № 3(28). С. 230-243.

Цель исследования - выяснить, как сказывается на деятельности Уполномоченного по правам человека (УПЧ) в субъекте РФ предшествующий опыт работы. В соответствии с целью работы были выделены три группы Уполномоченных в зависимости от их предыдущей деятельности: бывшие депутаты, бывшие сотрудники администрации и бывшие сотрудники МВД и прокуратуры. Для достижения поставленной в работе цели и проверки выдвинутых гипотез были подготовлены и проведены анализ Ежегодных докладов Уполномоченных по правам человека, анализ информации о деятельности УПЧ в сети Интернет, выполнен ряд полуформализованных интервью с Уполномоченными, представляющими все три сравниваемые группы. На основании анализа Ежегодных докладов УПЧ и изучения представленности деятельности УПЧ в Интернете можно говорить о том, что большая степень публичности, большее внимание к про-активной стороне деятельности скорее характерны для УПЧ - бывших сотрудников администраций, а группы УПЧ - бывших депутатов и бывших сотрудников МВД и прокуратуры по большинству показателей не отличаются друг от друга.

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Субботин С. В., Конышев В. Н., Сергунин А. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 2. С. 27-40.

В статье рассматриваются концептуальные основы современной военной политики Канады а арктическом регионе. Изучаются внутри- и внешнеполитические факторы, влияющие на формирование военной стратегии Канады. Анализируются военный потенциал, развёрнутый на Крайнем Севере, и программы модернизации вооружённых сил Канады для действий в условиях севера. Делаются выводы о последствиях военной политики Канады для безопасности России.

Добавлено: 2 июля 2016
Статья
Завадская М. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 3. С. 215-231.

«Новые» демократии, появившиеся на политической авансцене в связи с падением коммунистических режимов и распадом СССР, представляют для исследований достаточно большой интерес при оценке собственно институционализации электоральных практик, а также роли выборов в установлении нового политического порядка. Хотя выборы являются одним их ключевых элементов демократии и призваны в идеале канализировать политическое участие, артикулировать публичные интересы и способствовать политической стабилизации, далеко не всегда они приводят к таким результатам. Как показывает политическая практика, выборы могут играть различную роль в функционировании политического режима и в установлении демократического политического порядка: от стабилизирующей роли вплоть до политических переворотов и революций. Несмотря на то, что в любой стране, претендующей на право голоса в международном сообществе, проводятся выборы, характер и специфика этого института могут выступать своего рода лакмусовой бумажкой для характеристики существующего политического порядка, а в соотношении с другими институтами политического участия могут вскрывать особенности сложившихся или формирующихся взаимодействий между политическими акторами, группами и институтами. В данной предпринята попытка определить критерии институционализации выборов и апробировать полученный исследовательский инструментарий на материале стран Центральной и Восточной Европы.

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Гайворонский Ю. О. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. № 1. С. 181-196.

В статье предпринята попытка ответить на вопрос о причинах сохранения качественного разнообразия региональных политических режимов. Рассматриваются процессы политической трансформации Волгоградского региона в контексте централизации отношений «центр-регионы» в 2000-х гг. Основные выводы концентрируются вокруг положения о принципиальной важности институционализированных партий как для региона (оппозиционных, с целью повышения резистентности), так и для федерального центра (провластных, с целью повышения управляемости). Во-вторых, процессы централизации неизбежно приводят к перераспределению ресурсов, что в случае наличия устойчивых линий внутриэлитных расколов представляет собой дополнительный фактор в отклонении от первоначально заданных Центром паттернов.

Добавлено: 12 октября 2014
Статья
Оберемко О. А., Оберемко Т. В. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2014. № 4. С. 91-100.

На примере дискурсивного противопоставления «волонтер» и «доброволец» показано, какие типичные смыслы могут использоваться для обоснования (оправдания) социальной самоидентификации в терминах близких по значению слов. Показано, что различия между понятиями «волонтер» и «доброволец» осмысливаются по следующим линиям: (1) оппозиция укорененности в отечественной истории и современный общественный и языковой контекст, (2) оппозиция родного, понятного слова из русского языка и чужого, иностранного слова, чей смысл интуитивно не угадывается. Противопоставление во времени может иметь негативную коннотацию, например, когда современное волонтерство ассоциируется с проведением акций, а «старомодное» добровольчество — с настоящими делами, конкретной помощью. Оппозиция «родное–чужое» необязательно непримиримое: в картине мира некоторых информантов «свое» и «чужое» меняются местами; тем, кто включен в международный дискурс, ближе слово «волонтер». Когда «чужое» слово оказывается понятнее современнику, «родное» слово рискует стать «пережитком», утратить актуальность. В этом контексте «чужое» не значит «вражье», но связывается с новизной. Новизна же — понятие амбивалентное (как и понятие «кризис»): оно таит одновременно потенциал и органичного обновления, и нарушения органики. В целом, чуждое слово (и его референт) типично рисуется как внешнее заимствование, внедряемое либо властной вертикалью, либо «зарубежьем». 

Добавлено: 25 марта 2015
Статья
Сыропятова (Иванова) М. В. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 4. С. 198-207.

Индекс диспропорциональности выборов демонстрирует, насколько результаты выборов соразмерны воле избирателей. Традиционно индексы диспропорциональности рассчитывается через разницу между долей голосов, отданных за партию, и долей полученных ею мандатов. В статье предложена методика расчёта индекса диспропорциональности, адаптированного для российского случая, которая позволяет оценить соразмерность результатов выборов ожиданиям элит. Используя территориальное распределение кандидатов на выборах, индекс при измерении диспропорциональности учитывает косвенное воздействие на предложение избирательной системы. Таким образом, учет особенностей российской избирательной системы появляется инструмент для более точной оценки диспропорциональности результатов выборов относительно голосования избирателей.

Добавлено: 1 мая 2015
Статья
Трегубов Н. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 2. С. 199-215.

В статье произведен сравнительный анализ статистических и социологических показателей эффективности государственного управления в России в 2002-2011 гг. Для обработки исходного эмпирического материала использован статистический метод линейного масштабирования. Полученные количественные результаты проанализированы по двум содержательным линиям: 1) сравнение траектории изменения основных параметров эффективности государственного управления в периоды президентства В.В.Путина (данные за 2002-2007 гг.) и Д.А.Медведева (данные за 2008-2011 гг.); 2) выявление уровня корреляции статистических и опросных показателей эффективности государственного управления в России, в том числе с учетом возможной инерционности оценок населения.

Добавлено: 17 февраля 2015
Статья
Сунгуров А. Ю. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8. № 4. С. 142-162..

В работе на примере Саратовской области анализируется развитие институтов, выполняющих функцию медиаторов в поле публичной политики. К числу таких институтов отнесены – общественно-консультативные советы различного уровня, включая и Общественные палаты, институт Уполномоченного по правам человека, а также фабрики мысли и центры публичной политики. Показано, что после достаточно высокого развития первого и второго видов институтов-медиаторов в конце девяностых – начале нулевых годов далее наблюдается снижение эффективности реализации их медиаторской функции. При этом отмечается, что наряду с существованием достаточно эффективных коммуникативных экспертных площадок, полноценных фабрик мысли в Саратове пока так и не появилось. Развитие институтов-медиаторов также анализируется с позиции концепции мониторинговой демократии, развиваемой Дж.Кином.

Добавлено: 15 февраля 2013
Статья
Балаян А. А., Вишневский Б. Л. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2017. Т. 13. № 4. С. 100-109.

Статья посвящена анализу формирования и распространения «постправды» в российских СМИ. Прослеживается динамика формирования в стране «испорченных» институтов, ключевым из которых является СМИ. Авторы делают акцент на практических аспектах создания и функционирования «гиперреальности» и «постправды», которые продуцируют современные СМИ. Отдельно отмечается тенденция увеличения контроля власти за Интернетом через социальные сети и YouTube. В заключении предлагается ряд мер с целью минимизации подобных негативных процессов.

Добавлено: 20 декабря 2018
Статья
Гельман В. Я., Рыженков С. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 4. С. 130-151.

В результате серии реформ местной власти в 1990-е и 2000-е годы в крупных городах России произошло становление локальных режимов — новых моделей городского политико-экономического управления, которые рассматриваются в свете теоретических и сравнительных перспектив анализа «городских режимов». Мы полагаем, что основные изменения локальных режимов происходят под влиянием структурных факторов и общенациональных тенденций политико-экономического развития. Однако политические и институциональные изменения в России и в особенности кооптация частично автономных локальных режимов в иерархию «вертикали власти» в ходе рецентрализации 2000-х годов привели к формированию модели локального управления, которую можно назвать смешанной. Хотя местные власти политически подчинены федеральному Центру, последний пытается разрешить проблемы принципал-агентских отношений посредством создания различных селективных стимулов для нижних эшелонов «вертикали власти», частично репродуцируя позднесоветские практики территориального управления. Локальным акторам предоставляется определенное пространство для маневра, которое используется ими как для проведения самостоятельных политических курсов на местном уровне, так и для извлечения политической ренты.

Добавлено: 31 октября 2013
Статья
Романова Т. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2013. № 2. С. 80-100.

Статья предлагает методологию оценки политической эволюции ЕС, базирующуюся на теориях международных отношений, теориях интеграции, а также ряде политологических концепций. Автор полагает, что политические изменения в ЕС можно описать как движение по четырем векторам: от международной организации к государствоподобному образованию, от технократической и элитистской к демократической системе, от сотрудничества, где участвуют все страны ЕС к гибким формам интеграции, и, наконец, от открытости к расширению к относительной закрытости.  Три фактора определяют это движение и одновременно испытывают его давление: это наличие идей и долгосрочных целей интеграции, качество институциональной системы, а также наличие лидера в ЕС.

Добавлено: 17 июня 2013
Статья
Стукал Д. К., Хавенсон Т. Е. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2012. Т. 8. № 1. С. 238-264.

В статье рассматривается методология моделирования государственной состоятельности, предложенная в рамках проекта «Анализ факторов развития и упадка государственности в социалистических и пост-социалистических странах Европы и Азии второй половины ХХ – начала ХХI вв. с помощью количественных и качественных методов (включая QCA, Qualitative Comparative Analysis)» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Обосновывается актуальность измерения государственной состоятельности в контексте современной сравнительной политологии. Излагаются подходы к построению векторных индексов государственной состоятельности, а также ее типологии. Рассматриваются современные подходы к измерению латентных признаков, а также сложности применения этих подходов к изучению малых выборок. В качестве альтернативы авторы предлагают сочетание метода главных компонент и кластерного анализа. Для выявления факторов, влияющих на государственную состоятельность в постсоциалистических государствах, используется основанный на Булевой алгебре алгоритм качественного сравнительного анализа.

Добавлено: 4 мая 2012
Статья
Григорьев И. С. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2008. Т. 4. № 1. С. 86-103.

 

В статье рассматривается вопрос о том, какие последствия будет иметь рост популярности фламандской праворадикальной партии «Флаамс Беланг» для будущего нового правого движения в Бельгии и для бельгийской государственности. В этой связи анализируется идеология «Флаамс Беланга» и те изменения, которые она претерпевает на современном этапе, выявляются тренды в социальной базе партии и на этой основе делаются некоторые прогнозы касательно того, к чему может привести изменение ситуации в будущем. Построение прогнозных сценариев показывает, что фламандский сепаратизм на практике не является серьёзным вызовом целостности Бельгии. Бельгийская политическая система готова принять этот вызов и перевести попытки раскола государства в русло мирного урегулирования в рамках существующих государственных институтов. В то же время критическим для удержания фламандскими правыми своих позиций является вопрос, сможет ли «Флаамс Беланг» совместить идеологическую модерацию с повышением конструктивности политической деятельности.

Добавлено: 6 февраля 2013
Статья
Зверев А. А. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2016. Т. 1. № 1. С. 90-105.

Данная статья является попыткой примирить контекстуальную и процессуальную парадигмы в исследовании городских движений на основе теории медиавозможностей. Автор анализирует градозащитное сообщество Москвы и демонстрирует, что активисты научились создавать и эффективно использовать медиавозможности, что является ключевым фактором развития городского движения в современной России. Для сбора эмпирических данных использовалась методологическая триангуляция: сочетание полуструктурированных интервью с лидерами профильных общественных объединений, медиааналитики и метода включенного наблюдения. 

Добавлено: 7 декабря 2015
Статья
Кабанов Ю. А., Карягин М. Е. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2015. Т. 11. № 4. С. 38-51.

Статья посвящена анализу проблем, связанных с внедрением концепции открытых государственных данных в России на федеральном и региональном уровне. Используя концепцию трансфера институтов Д.Доловица и Д.Марша, проанализированы ошибки переноса института, а также проблемы мотивации акторов. На основании данных анкетирования, интервью, корреляционного анализа данных региональной статистики сделаны выводы о множественности проблем внедрения ОД в России. К наиболее существенным препятствиям относятся неясная мотивация антрепренеров и исполнителей политического курса, половинчатый характер заимствований, проблемы институционального дизайна, а также несовместимые с успешной реализацией условия среды.  

Добавлено: 28 января 2016
Статья
Никовская Л. И., Якимец В. Н. Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 29-48.

В статье рассматриваются проблемы состояния публичной политики в регионах России с использованием результатов эмпирического исследования, проведенного в сентябре-ноябре 2009 г. Показывается, что на уровень и характер развития институтов, механизмов и субъектов публичной политики в регионах влияют все системные пороки «управляемой демократии», креативный потенциал которой в условиях кризиса фактически оказался исчерпан. Переход к реализации целей и задач системной модернизации требует существенного пересмотра принципов организации публичной политики как на федеральном уровне, так и на региональном.

Добавлено: 23 августа 2013
1 2