• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 3 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Маслов В. П. Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 62-70.

Статья выполнена в форме эссе. Она рассматривает, какое значение для хода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в частности для обороны Ленинграда, имела нейтрально-сдержанная позиция Маннергейма и Финляндии как государства, выразившаяся в относительном дистанцировании от гитлеровской Германии: неучастии в штурме Ленинграда и его обстреле, отказе предоставить немецкой армии территорию Финляндии для ударов по городу, блокировать «Дорогу жизни» по Ладожскому озеру. Показано, что такая позиция в значительной мере явилась результатом дипломатических усилий советского посла в Швеции Александры Коллонтай, которую связывали особые дружеские отношения с Маннергеймом. В ходе аргументации, наряду с анализом объективных и литературно документированных фактов, автор опирается также на личные свидетельства, уходящие корнями в биографию его деда, известного академика П.П. Маслова. Статья на конкретном примере показывает, как персональные позиции и межличностные связи, подчинённые своей собственной логике, становятся важными элементами исторически значимых факторов.

Добавлено: 25 ноября 2020
Статья
Драгалина-Черная Е. Г. Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 207-218.

В статье рассматривается творческая эволюция создателя отечественной школы логической семантики Елены Дмитриевны Смирновой. Выявляются наиболее значимые научные результаты Е.Д. Смирновой в разработке теоретико-модельных методов, теории семантических категорий, интенсиональной логики. Отмечается оригинальность предложенного ею обобщающего подхода к построению логической семантики, открывающего новые перспективы в обосновании аподиктического знания. Демонстрируется роль научно-педагогической деятельности Е.Д. Смирновой в развитии философской логики в России

Добавлено: 2 июля 2019
Статья
Канаева Н. А. Философская антропология. 2019. Т. 5. № 2. С. 157-191.

Публикация представляет обзор содержания специальной дисциплины праманавады (учения об инструментах достоверного познания), сформировавшейся в индийских системах мировоззренческого знания – даршанах. Обзор начинается с установления сходств праманавады с западными эпистемологией и логикой, определения её структуры и небольшого экскурса в историю её формирования; отмечается влияние грамматики Панини (IV в. до н.э.) на выбор концептуального каркаса дисциплины Акшападой (III–IV вв.). Структура праманавады определена на основе «Ньяя-сутр» Акшапады, сочинений буддиста Дигнаги (ок. 450‒520 гг.) и джайнских канонических сочинений Умасвати (II–III вв.) и Кундакунды (III–IV вв.); содержание логико-эпистемологических концептов раскрывается по базовым сочинениям восьми даршан. Автор обращает внимание на роль концепта вьявахара (конвенциональное словоупотребление и повседневная практика), повлиявшего на специфику критического дискурса в Индии, описывает характерные для индийской традиции философ- ствования представления о лингвистической референции. Содержание базовых концепций праманавады (субъект познания, познающее сознание, воспринимаю- щие способности, сверхъестественные познавательные способности, идеалы по- знания, цель познания, истина, повседневная практика, инструменты достоверного познания, вывод у найяиков и буддистов, «точки зрения» джайнов, теория полемики) раскрывается через их сопоставление с западными логико-эпистемологическими идеями. Специфика праманавады усматривается наряду со своеобразием решения теоретических проблем в отсутствии символического языка для анализа рассуждений, в наличии особого формализма (закрепления традиционных способов ведения полемики) и в сохранении ограниченной свободы критического дискурса в формализованном скептицизме.

Добавлено: 29 января 2020