• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 4 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Князева Е. Н. Філософія освіти. Philosophy of Education. 2018. Т. 23. № 2. С. 192-218.

В статье раскрывается синтетическое, интегративное значение биосемиотики как современной междисциплинарной исследовательской программы. Направленная на изучение познавательной и жизненной активности живых существ как способных распознавать сигналы и извлекать смыслы биосемиотика выступает концептуальным узлом, в котором соединяются представления теоретической биологии, эволюционной эпистемологии, когнитивной науки, феноменологии, нейронауки и нейрофилософии, а также теории сложных адаптивных систем и науки о сетях. Миры восприятия и действия живых существ строятся в процессе коэволюции, в структурном сопряжении и в энактивном взаимодействии с окружающей природной средой. Тем самым биосемиотические теории основателей биосемиотики Я. фон Икскюля, Т. Себеока, Дж. Проди и Х. Патти концептуально замыкаются на системно-структурный эволюционный подход, развитый в синергетике Г. Хакена и С.П. Курдюмова, концепцию автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, кибернетику второго порядка (Х. фон Фёрстер), концепцию энактивизма в когнитивной науке (Ф. Варела, Э. Томпсон, А. Ноэ). Ключом к постижению процессов извлечения и порождения смыслов является то, что всякий живой организм обитает в субъективно выстраиваемом окружающем мире, умвельте, так что его умвельт и его внутренняя психическая организация становятся частями единой автопоэтической системы. Согласно известному выражению Г. Бейтсона, информация есть небезразличное различие или различие, которое производит различие (a difference that makes a difference). Различия становятся информацией, когда когнитивный агент как интепретатор, выступая как часть автопоэтической системы, видит в этих различиях знаки, обретающие смысл.

Добавлено: 4 мая 2019
Статья
Ищенко Н. И. Філософія освіти. Philosophy of Education. 2016. Т. 19. № 2. С. 163-175.

Рассмотренная в перспективе образовательной тематики, хайдеггеровская аналитика Dasein свидетельствует о том, что в онтологии М. Хайдеггера эпистемологическая проблема объясняющего познания сменяется экзистенциальной проблемой познания понимающего. Так, под «образованием» как бытийным отношением Хайдеггер подразумевает возможность достижения Dasein собственного бытия в его подлинности и целостности, которое Dasein всегда уже предвосхищает в понимании. На этом основании Хайдеггер трактует «образование» как трансцендирующую онтологическую структуру, которую он, подобно Шелеру, именует «открытостью».

Добавлено: 18 февраля 2017
Статья
Князева Е. Н. Філософія освіти. Philosophy of Education. 2017. Т. 20. № 1. С. 52-78.
В статье обсуждаются некоторые свойства когнитивных сетей в контексте современных достижений науки о сетях (Network Science). Именно исследование сетевых структур и их удивительных свойств придает сегодня новый импульс развитию теории сложных систем (синергетики). Анализ познавательных процессов с точки зрения возникающих в них сетевых структур не только сопрягается с уже существующими в когнитивной науке и эпистемологии понятиями (когнитивная ниша, когнитивная карта, когнитивная когерентность и т.п.), но и привносит некоторые новые аспекты в понимание интерактивности, интерсубъективности, синергии в познании и творчестве, эмпатии.
Добавлено: 31 августа 2017
Статья
Князева Е. Н. Філософія освіти. Philosophy of Education. 2016. Т. 18. № 1. С. 163-188.

В статье обосновывается возможность и перспективность использования в научных исследованиях и в различных сферах практической деятельности экологического подхода как расширенного. Показывается, что экология может рассматриваться не только в плане сосуществования и коэволюции человека и природы, но и как экология разума, познания, действия, коммуникации и управления. Такого рода расширенный экологический подход строится на междисциплинарной основе и демонстрирует методологическую силу междисциплинарности в современной науке. Экологический подход становится инструментом изучения специфических свойств и характера связей, устанавливающихся в сетях жизни и познания, действия и управляющего действия, в том числе образовательного воздействия учителя на учеников.

Добавлено: 28 декабря 2016