• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 44 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Зеленин Д. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 5. С. 115-134.

Статья посвящена проблеме риторики эмблемы и одному из её проявлений – теории «Imago Figurata» Я. Мазена. В статье указывается развитие риторической эмблемы как её мыслили иезуиты – от концепции «аргуцийной» эмблемы до эмблемы как риторического силлогизма. Статья показывает как риторизация эмблемы Я. Мазеном обусловила её внутреннюю цельность в рамках взаимоотношений понятий «протасиса» и «аподосиса», «четырёх источников inventio» и параллелизма структуры эмблематики канонам риторического dispositio.

Добавлено: 27 ноября 2018
Статья
Ландер Ю. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 1. С. 7-31.

В статье с точки зрения актантных и сирконстантных характеристик исследуется выражение участников ситуации морфологическими и синтаксическими средствами адыгейского языка. Показывается, что обозначения участников ситуации не делятся строго на два класса актантов и сирконстантов, но образуют шкалу, а распределение актантных и сирконстантных характеристик в морфологии и в синтаксисе различается, хотя и не произвольным образом.

Добавлено: 23 марта 2015
Статья
Селезнев Н. Н. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 9-20.

В статье рассматривается пример христианского апологетического дискурса, представленного в несторианской богословской энциклопедии – сочинении, написанном на арабском языке в средневековой Месопотамии. Автор этого сочинения иллюстрирует свой трактат о любви примерами самоотверженности пророков, в частности, Авраама и Иова (ср. отсылки к тем же примерам в Коране, сура 38) и затем возводит свою мысль к Самопожертвованию Христа. В главе о чистоте он неоднократно подчеркивает облачение библейских и христианских подвижников во власяницу, что перекликается с образом мусульманских суфиев (араб. taṣawwuf обыкновенно считается производным от ṣūf «шерсть»). Исследование основано на рукописи с текстом Kitāb al-maǧdal, хранящейся в Национальной Библиотеке Франции – BnF ar. 190.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Чалисова Н. Ю. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 74-94.

Публикация включает полный перевод на русский язык главы 2 из агиографического сочинения «Поминания друзей» (Taẕkirat al-awliyā) Фарид ад-Дина ʻАттара, посвященной жизнеописанию Увайса Карани (ум. 657), йеменского праведника из поколения «последовавших» за пророком Мухаммадом. Предания и легенды об Увайсе, собранные ʻАттаром, могут послужить основой для аргументированного толкования сложных «увайситских» образов, получивших распространение в персидской любовной и мистической поэзии; их краткий обзор дан во введении к переводу. Перевод снабжен подробным филологическим и историко-культурным  комментарием.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Фёдорова А. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 135-144.

Участие во Второй мировой войне завершилось для Японии атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, потерей миллионов жизней и принятием безоговорочной капитуляции. В послевоенные годы оценка этих событий неоднократно пересматривалась. Индикатором важных перемен в общественном сознании стали военные фильмы режиссера Окамото Кихати, созданные в конце 1950-х – начале 1960-х гг. и реабилитирующие положительный образ героя-мужчины. Сравнительный анализ фильмов Окамото с японским кино о войне предшествовавшего периода, поможет нам разобраться в том, как возвращение политического суверенитета и стремительный экономический рост страны отразились на ее понимании своего исторического прошлого. 

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 6. С. 136-161.

В статье на примере творчества известной британской исследователь- ницы Фрэнсис Йейтс проводится анализ рационального рассмотрения явления, получившего в последние годы название «западный эзотеризм». Йейтс была в числе первых исследователей, обратившихся к эзотериче- ской (в ее терминологии – «герметико-каббалистической») составляю- щей культуры Возрождения и раннего Нового времени. Этой теме Йейтс посвятила четыре монографии. Подход Йейтс рассматривается через при- зму нескольких ключевых тем: эзотеризм и научная революция, эзотеризм и художественное творчество, история Джона Ди. Идеи Йейтс вводятся в общий контекст рационального отношения к западному эзотеризму во второй половине XX в.

Добавлено: 24 августа 2016
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. Т. 10. № 2. С. 258-268.

В миниатюрах т.н. Верденского Гомилиария (Верден, Городская библиотека, Ms.1 f.Jr 1110-1114) Дни Творения представлены в виде персонификаций-персонажей с атрибутами. Если большинство персонификаций имеет сходство с изображениями месяцев в позднеантичных и раннесредневековых календарных циклах, то изображение Третьего дня Творения восходит к мифологическому ряду и представляет собой явный дериват изображения Аполлона и Дафны.

Добавлено: 18 февраля 2018
Статья
Фурман Ю. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 21-38.

Статья посвящена сочинению «История временного мира», написанному в конце VII в. восточносирйиским монахом Йохананном бар Пенкайе, и в частности концепции «временного мира». Автор статьи дает ответы на следующие вопросы: какова история этого выражения в традиции сирийской литературы, как оно использовалось и что обозначало. В работе рассмотрены соответствующие отрывки из сочинений восточносирийских авторов и предпринята попытка установить авторство этого концепта.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Алонцев М. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 3(12). С. 9-25.

Статья посвящена исследованию «Поминания Джаʻфара Садика», открывающего крупнейший персоязычный агиографический сборник «Поминания друзей Божьих» Фарид ад-Дина ʻАттара (ум. 1221). В первую очередь рассмотрены апологетические аспекты этого жития в контексте предшествующей суфийской житийной традиции. Кроме того, выявлены мотивы, отчасти раскрывающие замысел, которым руководствовался автор при создании книги.

Добавлено: 13 ноября 2017
Статья
Родин С. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 145-153.

Анализ жизнеописания видного политического деятеля древней Японии, Фудзивара-но Асоми Накамаро, помещенного в историческую хронику "Сёку нихонги".

Добавлено: 8 ноября 2017
Статья
Цендина А. Д., Р. Отгонбаатар .. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 9-24.

Статья посвящена описанию и сопоставительному анализу устных записей, сделанных от информантов в различных районах Монголии, и письменных источников на старомонгольском и тибетском языках, включающих тексты заговоров от детского плача и руководство к совершению соответствующего обряда

Добавлено: 12 ноября 2017
Статья
Родин (Маслов) Б. П. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 36. С. 98-137.

Основной предмет статьи – теоретические основания анализа атти- ческой трагедии в книге О.М. Фрейденберг «Образ и понятие». В пер- вом разделе продуктивность используемого Фрейденберг несинхронного метода подтверждается сопоставлением с современными ей и актуальны- ми по сей день исследовательскими подходами. Главные выводы посвя- щенных трагической сюжетике глав «Образа и понятия» подкрепляются дополнительными примерами во второй части статьи. В заключительном разделе аналитический инструментарий, разработанный Фрейденберг для описания трагического зрелища как одного из основных формантов европейской словесности, соотносится с категориями показа и рассказа, использованными Г. Лукачем при анализе натуралистического и соц- реалистического романа, и применяется к произведениям Жюля Верна и Валентина Катаева, в которых укорененная в трагической эпоптике визуальность получает противоположные идеологические оценки.

Добавлено: 22 января 2019
Статья
Переверзева С. И., Хесед Л. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 9 (18). С. 67-72.

Библиографический список основных работ Г.Е. Крейдлина.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Ковалёв А. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 12 (45), ч. 2. С. 230-250.

Данный небольшой отрывок является частью раздела в работе, посвященной военному делу и вооружению древней Месопотамии (в основном Протописьменного и Раннединастического периодов), которую автор надеется закончить в не слишком отдаленном будущем. Он бегло освещает историю типов оружия, более или менее подпадающих под определение «ножи-мечи-кинжалы», оставляя в стороне многие другие виды. В частности, здесь нет копий, дротиков и топоров — важнейших и наиболее массовых видов вооружения на ранних этапах месопотамской истории. При описании оружия по большей части используется классификация М.В. Горелика [1].

Добавлено: 21 мая 2019
Статья
Парсамов В. С. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 7 (16). С. 68-88.

В основе представлений Франка о культуре лежит первичное отношение Я-Ты. С одной стороны, это отделяет культуру от мира отдельных вещей, где существуют субъектно-объектные связи, а с другой стороны, перемещает позицию исследователя внутрь культурного пространства. Наиболее чистым выражением культуры является искусство, выступающее как модель чистого бытия, не разделенного на отдельные предметы и постигаемого интуитивно. Культура для Франка – это не объект, подлежащий созерцанию, а сам тип отношений человека и реальности.

Добавлено: 6 декабря 2016
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 7. № 40. С. 56-81.

Иконография Сотворения мира так называемого римско- го типа в Италии XI–XIII вв. и за ее пределами во многом восходит к утра- ченным фрескам базилики Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (середина V в.) и еще нескольким раннехристианским традициям, в том числе традиции Ге- незиса лорда Коттона и Пентатевха Ашбернхема. На примере изменений иконографии отдельного элемента этой схемы – персонификации Света в сцене первого дня Творения – автор намечает возможные пути восста- новления облика утраченного образца и дальнейших иконографических заимствований из других ранних традиций. В статье рассмотрен вопрос об устойчивости отдельных элементов композиции «римского типа» – наличия сияния славы, его формы и цвета, атрибутов. Результатом сравнительного анализа нескольких групп памятников становится тезис о взаимовлиянии и взаимозамене двух пар второстепенных элементов композиции – Света и Тьмы и Солнца и Луны, одновременно присутствующих в сценах так называемого римского типа

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Старостин Г. С. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. Т. 3. № 12. С. 93-116.

Статья представляет собой вторую часть небольшого исследования (первая часть опубликована в «Вестнике РГГУ» за 2012 г.), в котором делается попытка суммировать основные текущие проблемы понимания и перевода текстов, написанных на древнекитайском языке в I тыс. до н.э. Во второй части бегло разбирается последний из ключевых теоретических вопросов, стоящих перед исследователем (соотношение «естественного» и «искусственного» компонентов в языковых законах построения древнекитайского текста), а также излагаются соображения практическо-методологического характера относительно возможного будущего устройства «идеального» словаря древнекитайского языка, отвечающего уровню современных научных представлений и в равной степени полезного как для квалифицированного исследователя, так и для студента.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Тулякова Н. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 2. С. 33-44.

В статье анализируется корпус текстов, имеющих тавтологический жанровый идентификатор «легенда» в заголовочном комплексе. Данные тексты рассматриваются как «ядро» жанра литературной легенды благодаря эксплицированной авторской интенции. Определяются стабильные признаки жанра, характерные для всех текстов корпуса, и вариативные, не имеющие формообразующего значения.

Добавлено: 24 октября 2013
Статья
Мещеряков А. Н. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 3 (12). С. 117-137.

Природный фактор оказывает огромное влияние на развитие культуры и становление цивилизации. Отношение человека к природе, ее преодоление или иное взаимодействие с ней находит отражение в мифе, политике, религии. Японская культура, формировавшаяся в условиях окруженности водной стихией, в разные исторические периоды воспринимала ее неоднозначно. В статье рассматривается отношение японской культуры на исторической протяженности к воде соленой и пресной, в связи с чем особенно значимым представляется анализ восприятия японцами моря, с одной стороны, являющегося источником пищевых ресурсов и «мостом» на материк, с другой – отталкивающим и пугающим природным объектом.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Соловьева А. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12(21). С. 25-38.

Настоящая публикация представляет собой перевод нескольких тек- стов актуальной мифологии, записанных монгольским ученым Ц. Дам- динсурэном в прошлом столетии1. Перевод сопровождается рассказом об этой коллекции и комментариями к отдельным сюжетам, популярным в современном монгольском фольклоре.

Добавлено: 25 октября 2018
Статья
Мартин Р. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 3 (36). С. 7-15.

Труды О.М. Фрейденберг сохраняют актуальность не только в связи с новейшими теориями метафоры, но также в качестве эвристического инструмента для изучения архаической греческой поэзии. Почти за полвека до Дж. Лакоффа и его круга ее исследование метафоры предвосхитило появление всеобщего интереса к когнитивной функции метафоры. В отличие от современных когнитивистов Фрейденберг рассматривала метафору (как и любой вид иносказания) диахронически. Она утверждала, что метафорические образы происходят из их собственных мифологических предшественников, в то время как их риторическая (художественная) функция является продолжением более ранней когнитивной функции. Реликты примитивной мысли Фрейденберг считала «культурными переживаниями» коллективных представлений о мире.

Добавлено: 17 сентября 2018