• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 48 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Зеленин Д. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 5. С. 115-134.

Статья посвящена проблеме риторики эмблемы и одному из её проявлений – теории «Imago Figurata» Я. Мазена. В статье указывается развитие риторической эмблемы как её мыслили иезуиты – от концепции «аргуцийной» эмблемы до эмблемы как риторического силлогизма. Статья показывает как риторизация эмблемы Я. Мазеном обусловила её внутреннюю цельность в рамках взаимоотношений понятий «протасиса» и «аподосиса», «четырёх источников inventio» и параллелизма структуры эмблематики канонам риторического dispositio.

Добавлено: 27 ноября 2018
Статья
Ландер Ю. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 1. С. 7-31.

В статье с точки зрения актантных и сирконстантных характеристик исследуется выражение участников ситуации морфологическими и синтаксическими средствами адыгейского языка. Показывается, что обозначения участников ситуации не делятся строго на два класса актантов и сирконстантов, но образуют шкалу, а распределение актантных и сирконстантных характеристик в морфологии и в синтаксисе различается, хотя и не произвольным образом.

Добавлено: 23 марта 2015
Статья
Селезнев Н. Н. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 9-20.

В статье рассматривается пример христианского апологетического дискурса, представленного в несторианской богословской энциклопедии – сочинении, написанном на арабском языке в средневековой Месопотамии. Автор этого сочинения иллюстрирует свой трактат о любви примерами самоотверженности пророков, в частности, Авраама и Иова (ср. отсылки к тем же примерам в Коране, сура 38) и затем возводит свою мысль к Самопожертвованию Христа. В главе о чистоте он неоднократно подчеркивает облачение библейских и христианских подвижников во власяницу, что перекликается с образом мусульманских суфиев (араб. taṣawwuf обыкновенно считается производным от ṣūf «шерсть»). Исследование основано на рукописи с текстом Kitāb al-maǧdal, хранящейся в Национальной Библиотеке Франции – BnF ar. 190.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Чалисова Н. Ю. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 74-94.

Публикация включает полный перевод на русский язык главы 2 из агиографического сочинения «Поминания друзей» (Taẕkirat al-awliyā) Фарид ад-Дина ʻАттара, посвященной жизнеописанию Увайса Карани (ум. 657), йеменского праведника из поколения «последовавших» за пророком Мухаммадом. Предания и легенды об Увайсе, собранные ʻАттаром, могут послужить основой для аргументированного толкования сложных «увайситских» образов, получивших распространение в персидской любовной и мистической поэзии; их краткий обзор дан во введении к переводу. Перевод снабжен подробным филологическим и историко-культурным  комментарием.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Фёдорова А. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 135-144.

Участие во Второй мировой войне завершилось для Японии атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки, потерей миллионов жизней и принятием безоговорочной капитуляции. В послевоенные годы оценка этих событий неоднократно пересматривалась. Индикатором важных перемен в общественном сознании стали военные фильмы режиссера Окамото Кихати, созданные в конце 1950-х – начале 1960-х гг. и реабилитирующие положительный образ героя-мужчины. Сравнительный анализ фильмов Окамото с японским кино о войне предшествовавшего периода, поможет нам разобраться в том, как возвращение политического суверенитета и стремительный экономический рост страны отразились на ее понимании своего исторического прошлого. 

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Носачев П. Г. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 6. С. 136-161.

В статье на примере творчества известной британской исследователь- ницы Фрэнсис Йейтс проводится анализ рационального рассмотрения явления, получившего в последние годы название «западный эзотеризм». Йейтс была в числе первых исследователей, обратившихся к эзотериче- ской (в ее терминологии – «герметико-каббалистической») составляю- щей культуры Возрождения и раннего Нового времени. Этой теме Йейтс посвятила четыре монографии. Подход Йейтс рассматривается через при- зму нескольких ключевых тем: эзотеризм и научная революция, эзотеризм и художественное творчество, история Джона Ди. Идеи Йейтс вводятся в общий контекст рационального отношения к западному эзотеризму во второй половине XX в.

Добавлено: 24 августа 2016
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2017. Т. 10. № 2. С. 258-268.

В миниатюрах т.н. Верденского Гомилиария (Верден, Городская библиотека, Ms.1 f.Jr 1110-1114) Дни Творения представлены в виде персонификаций-персонажей с атрибутами. Если большинство персонификаций имеет сходство с изображениями месяцев в позднеантичных и раннесредневековых календарных циклах, то изображение Третьего дня Творения восходит к мифологическому ряду и представляет собой явный дериват изображения Аполлона и Дафны.

Добавлено: 18 февраля 2018
Статья
Фурман Ю. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 21-38.

Статья посвящена сочинению «История временного мира», написанному в конце VII в. восточносирйиским монахом Йохананном бар Пенкайе, и в частности концепции «временного мира». Автор статьи дает ответы на следующие вопросы: какова история этого выражения в традиции сирийской литературы, как оно использовалось и что обозначало. В работе рассмотрены соответствующие отрывки из сочинений восточносирийских авторов и предпринята попытка установить авторство этого концепта.

Добавлено: 23 октября 2017
Статья
Чеснокова Н. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 2. № 12. С. 285-296.

В статье рассматривается историко-географический литературный памятник XVIII в. «Описание избранных деревень» (Тхэнниджи, 擇里志) в контексте культурной оппозиции «свой – чужой», приобретшей с XVII в. особое значение для корейских интеллектуалов. С приходом к власти в 1644 г. маньчжурской династии Цин и падением китайской династии Мин – бывшего формального сюзерена Кореи – корейцы-интеллектуалы желали пересмотреть существующую картину мира, так как «нецивилизованные» Цин не могли быть «Срединным государством». Ли Джунхван, автор «Описания избранных деревень», для решения этого культурного конфликта обратился к корейской географии, доказывая преемственность Кореи от Китая, и в настоящей статье мы рассматриваем изложенные им идеи. Согласно представлениям Ли Джунхвана, само географическое расположение Кореи определяет высокий уровень моральных ценностей корейского народа; его заслуги – главная из которых – это «верность» по отношению к Мин; и предопределяет развитие корейской истории и международные отношения. В «наследовании» традиционных китайских ценностей, норм и «цивилизованности» гора Пэктусан, стоящая на границе между Китаем и Кореей, выступает в качестве связующего звена и по этой причине наделяется Ли Джунхваном особыми «качествами». При этом гора также входит в территории, считающиеся для Цин священными. Таким образом, конфликт между интересами обоих государств оказывается неизбежен

Добавлено: 19 июня 2019
Статья
Оськина А. С. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 12 (45). С. 251-269.

Статья посвящена дневникам монахини Абуцу «Утатанэно ки» и «Идзаёи никки». Абуцу начала свою карьеру, как большинство молодых женщин ее круга, в качестве придворной дамы на службе у принцессы Анкамонъин. Судьба распорядилась так, что в тридцать лет Абуцу познакомилась с Фудзивара-но Тамэиэ, потомком великой династии поэтов. Абуцу повлияла на жизнь поэтического дома Микохидари, по-видимому, сыграв свою роль в расколе рода на три ветви. Абуцу пришлось бороться за право своих детей на наследство: речь шла не только о богатом поместье Хосокава, но также о передачи всей библиотеки, открывавшей огромные возможности для карьеры придворного поэта. Являясь практически единственными источниками биографии Абуцу, дневники дают ценную информацию о молодых и преклонных годах писательницы. Однако мы имеем дело с художественными произведениями, одновременно очень личными для автора. Так, «Утатанэ» представляет собой дневник еще совсем юной Абуцу, увлекающейся «Гэндзи-моногатари» и находящейся явно под ее влиянием. В то время как «Идзаёи никки» носит совсем другой характер, в нем очевидна очевидна политическая и личная подоплека, которую преследовала Абуцу при написании дневника. Абуцу позиционирует себя как сильная личность: преданная жена, оплакивающая мужа, отверженная мать, готовая отправиться в нелегкое путешествие, и, наконец, талантливый поэт, способный передать сакральное знание о поэзии своим потомкам

Добавлено: 2 февраля 2017
Статья
Алонцев М. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 3(12). С. 9-25.

Статья посвящена исследованию «Поминания Джаʻфара Садика», открывающего крупнейший персоязычный агиографический сборник «Поминания друзей Божьих» Фарид ад-Дина ʻАттара (ум. 1221). В первую очередь рассмотрены апологетические аспекты этого жития в контексте предшествующей суфийской житийной традиции. Кроме того, выявлены мотивы, отчасти раскрывающие замысел, которым руководствовался автор при создании книги.

Добавлено: 13 ноября 2017
Статья
Родин С. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 3. С. 145-153.

Анализ жизнеописания видного политического деятеля древней Японии, Фудзивара-но Асоми Накамаро, помещенного в историческую хронику "Сёку нихонги".

Добавлено: 8 ноября 2017
Статья
Цендина А. Д., Р. Отгонбаатар .. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 12 (21). С. 9-24.

Статья посвящена описанию и сопоставительному анализу устных записей, сделанных от информантов в различных районах Монголии, и письменных источников на старомонгольском и тибетском языках, включающих тексты заговоров от детского плача и руководство к совершению соответствующего обряда

Добавлено: 12 ноября 2017
Статья
Родин (Маслов) Б. П. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 36. С. 98-137.

Основной предмет статьи – теоретические основания анализа атти- ческой трагедии в книге О.М. Фрейденберг «Образ и понятие». В пер- вом разделе продуктивность используемого Фрейденберг несинхронного метода подтверждается сопоставлением с современными ей и актуальны- ми по сей день исследовательскими подходами. Главные выводы посвя- щенных трагической сюжетике глав «Образа и понятия» подкрепляются дополнительными примерами во второй части статьи. В заключительном разделе аналитический инструментарий, разработанный Фрейденберг для описания трагического зрелища как одного из основных формантов европейской словесности, соотносится с категориями показа и рассказа, использованными Г. Лукачем при анализе натуралистического и соц- реалистического романа, и применяется к произведениям Жюля Верна и Валентина Катаева, в которых укорененная в трагической эпоптике визуальность получает противоположные идеологические оценки.

Добавлено: 22 января 2019
Статья
Переверзева С. И., Хесед Л. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 9 (18). С. 67-72.

Библиографический список основных работ Г.Е. Крейдлина.

Добавлено: 3 октября 2018
Статья
Ковалёв А. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 12 (45), ч. 2. С. 230-250.
Добавлено: 21 мая 2019
Статья
Парсамов В. С. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. № 7 (16). С. 68-88.

В основе представлений Франка о культуре лежит первичное отношение Я-Ты. С одной стороны, это отделяет культуру от мира отдельных вещей, где существуют субъектно-объектные связи, а с другой стороны, перемещает позицию исследователя внутрь культурного пространства. Наиболее чистым выражением культуры является искусство, выступающее как модель чистого бытия, не разделенного на отдельные предметы и постигаемого интуитивно. Культура для Франка – это не объект, подлежащий созерцанию, а сам тип отношений человека и реальности.

Добавлено: 6 декабря 2016
Статья
Назарова О. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2019. №  № 1-2. С. 205-217.

Данная статья посвящена вопросу двойной идентичности произведений живописи на досках (преимущественно алтарных образов, но не только их), которые были заказаны частными лицами или братствами для церквей нищенствующих орденов. Cвязанные обетами бедности и ригористическими уставами, эти конгрегации были ограничены в своих возможностях выступать заказчиками произведений искусства для своих церквей. Однако они охотно предоставляли в частное пользование капеллы богатым мирянам и алтари религиозным братствам горожан в своих церквах. Это обеспечивало финансирование ордена и укрепляло связи с горожанами. Однако даже в этих частных пространствах монахи тщательно контролировали декоративное убранство, влияя на иконографические программы и нередко выступая их авторами. Анализируемые в статье произведения транслируют как идентичность заказчика (посредством семейных гербов и фигур святых покровителей различных членов семьи), так и идентичность ордена, которому принадлежит церковь, посредством сложной иконографической программы. Сохраняя контроль над частными произведениями, монахи обретали в своих церквах целостные смысловые и художественные ансамбли, которые формально создавались по инициативе и на средства светских заказчиков. Подобный механизм можно назвать косвенным патронажем, который стал эффективной заменой недоступного нищенствующим орденам патронажа прямого.

Добавлено: 23 июля 2019
Статья
Пожидаева А. В. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. Т. 7. № 40. С. 56-81.

Иконография Сотворения мира так называемого римско- го типа в Италии XI–XIII вв. и за ее пределами во многом восходит к утра- ченным фрескам базилики Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (середина V в.) и еще нескольким раннехристианским традициям, в том числе традиции Ге- незиса лорда Коттона и Пентатевха Ашбернхема. На примере изменений иконографии отдельного элемента этой схемы – персонификации Света в сцене первого дня Творения – автор намечает возможные пути восста- новления облика утраченного образца и дальнейших иконографических заимствований из других ранних традиций. В статье рассмотрен вопрос об устойчивости отдельных элементов композиции «римского типа» – наличия сияния славы, его формы и цвета, атрибутов. Результатом сравнительного анализа нескольких групп памятников становится тезис о взаимовлиянии и взаимозамене двух пар второстепенных элементов композиции – Света и Тьмы и Солнца и Луны, одновременно присутствующих в сценах так называемого римского типа

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Старостин Г. С. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2016. Т. 3. № 12. С. 93-116.

Статья представляет собой вторую часть небольшого исследования (первая часть опубликована в «Вестнике РГГУ» за 2012 г.), в котором делается попытка суммировать основные текущие проблемы понимания и перевода текстов, написанных на древнекитайском языке в I тыс. до н.э. Во второй части бегло разбирается последний из ключевых теоретических вопросов, стоящих перед исследователем (соотношение «естественного» и «искусственного» компонентов в языковых законах построения древнекитайского текста), а также излагаются соображения практическо-методологического характера относительно возможного будущего устройства «идеального» словаря древнекитайского языка, отвечающего уровню современных научных представлений и в равной степени полезного как для квалифицированного исследователя, так и для студента.

Добавлено: 21 октября 2017
Статья
Тулякова Н. А. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2015. № 2. С. 33-44.

В статье анализируется корпус текстов, имеющих тавтологический жанровый идентификатор «легенда» в заголовочном комплексе. Данные тексты рассматриваются как «ядро» жанра литературной легенды благодаря эксплицированной авторской интенции. Определяются стабильные признаки жанра, характерные для всех текстов корпуса, и вариативные, не имеющие формообразующего значения.

Добавлено: 24 октября 2013