• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 22 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Solovyeva O. Urban Studies and Practices. 2017. Vol. 2. No. 3. P. 7-15.
Добавлено: 4 сентября 2018
Статья
Spirina M., Victoria Remezkova, Gutkovich V. Urban Studies and Practices. 2016. Vol. 1. No. 1. P. 24-38.

Статья посвящена развертыванию процесса субурбанизации в России. Особое внимание уделено двум крупнейшим российским городам — Москве и Санкт-Петербургу. Сравниваются происходящие здесь процессы с похожими изменениями, которые имели место в американских городах во второй половине XX в. Данное сопоставление позволяет выдвинуть гипотезы относительно оптимальных способов улучшения качества жизни в российских мегаполисах. Авторы приходят к выводу, что советское наследие не может позволить отечественным регионам в полной мере скопировать американский опыт, однако американские «окраинные города» представляются нам наилучшей формой субурбанизации с точки зрения повышения качества жизни горожан.

Добавлено: 29 марта 2018
Статья
Майорова К. С. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 4. С. 11-19.

Цель данной статьи — проследить историю становления саунд-стадиз и эксплицировать их связь с исследованиями города и градостроительными практиками. Менее чем за полвека своего существования исследования звука прошли через докритическую и критическую стадии развития и оформились в постдисциплинарное исследовательское направление «саунд-стадиз». Изначально укорененные в городской проблематике, исследования звука могут рассматриваться как своего рода альтернативная (невизуальная) ветвь городских исследований. Поэтому сегодня саунд-стадиз представляют собой ресурс для преодоления ограничений визуальной культуры. Ресурс, пренебрегать которым в контексте актуальных тенденций и международной повестки городских исследований было бы слишком недальновидно.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Никогосян К. С., Павлюк С. Г. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 3. С. 43-63.

Бродвей — самая известная улица Нью-Йорка — проходит через весь остров Манхэттен и многие его вернакулярные районы. Полевое исследование функциональной, социальноэкономической, архитектурной и ментальной дифференциации улицы от Боулинг-Грин на юге Манхэттена до 142-й стрит в Испанском Гарлеме позволило отработать методику профильного районирования территории, а также выявить 16 уникальных районов на выбранном отрезке. Районы получились функциональными по сути, однако их выделение базируется на границах внутригородских вернакулярных районов. Получается, что Бродвей как важная общественно-торговая магистраль формирует окрестный городской ландшафт, но роль и степень выраженности вернакулярных районов, по которым проходит улица, остается значительной, а зачастую — решающей.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Буторина С. А., Котов Е. А. Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 3. С. 69-85.

В статье произведена оценка мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры в городах-участниках Чемпионата мира по футболу 2018 (ЧМ 2018). Рассмотрены транспортные системы городов с наиболее масштабными запланированными изменениями транспортной инфраструктуры – Саранска, Калининграда, Екатеринбурга. Анализ произведен на основе открытых пространственных данных о населении и улично-дорожной сети рассматриваемых городов. Мероприятия оценены с точки зрения их эффективности в период после проведения ЧМ 2018 – масштаба изменений уровней связности улично-дорожной сети, доступности ключевых мест в городе. В результате анализа определено, что наиболее эффективными с точки зрения использования новой инфраструктуры в период после проведения ЧМ 2018 являются изменения в Саранске. Авторами продемонстрирована возможность использования открытых данных для такого анализа, но выявлен и ряд проблем при использовании таких данных.

Добавлено: 3 марта 2017
Статья
Трутнев Э. К. Городские исследования и практики. 2015. № пилотный. С. 13-32.

Город и право: логика циклического развёртывания и свёртывания из прошлого в будущее и из настоящего в прошлое институтов правового градорегулирования в постсоветской России

Добавлено: 3 сентября 2017
Статья
Акимов П. И. Городские исследования и практики. 2015. № пилотный. С. 93-103.

В 1960­е годы планировщики­адвокаты, как назвал их Пол Давидофф, главный идеолог движения, оказывали профессиональную поддержку тем сообществам, чьи интересы в городе были представлены меньше всего — жителям этнических гетто и просто малоимущим. Со временем — в 1970­е и 1980­е — адвокативные планировщики стали чаще попадать во власть и добиваться поставленных целей оттуда. Один из представителей этого направления — Норман Крумгольц — назвал это планированием справедливой среды. Сегодня адвокативное планирование продолжает существовать в двух измерениях: как универсальный практический подход, который применим как в органах власти, так и на уровне сообществ, и как идеология, которая требует от планировщиков бороться за более справедливые основы городской жизни и помогать тем, кто больше всего нуждается в их поддержке.

Добавлено: 2 октября 2018
Статья
Стадников В. Э., Климанова М. В. Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 2. С. 69-85.

Межевание — неотъемлемый инструмент градорегулирования, позволяющий возложить ответственность на собственников за заботу о внутриквартальной территории. Однако, как показывает опыт, межевания недостаточно для того, чтобы обеспечить эффективный уход за территорией. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на содержание и благоустройство внутриквартальных территорий в условиях проведенного межевания. Приводятся результаты анализа четырех кварталов города Тольятти, их параметры и оценка качества благоустройства, а также интерпретация экспертных интервью. Таким образом иллюстрируются процессы благоустройства и содержания в городе, выявляются их основные проблемы и роль, которую в них играет межевание. По результатам проведенной работы определяются направления для дальнейших исследований.

Добавлено: 11 ноября 2019
Статья
Блинкин М. Я. Городские исследования и практики. 2015. С. 55-66.

Эта статья рассматривает применение классических моделей теории трансопртного потока к анализу современных проблем тнранспорта и городского планирования. В качестве классического кейса автор берет "Двухжидкостную модель", предложенную в 70-ых американским физиком Робертов Херманом и нобелевским лауреатом Ильей Пригожиным. Данная модель позволяет расчитать HP-показатель, который отражает качество обслуживания транспорного потока на сети. В настоящей статье приведены результаты рассчета HP-показателя по миру в 1980-2000 гг., а также основных объектов Московской дорожной сети. 

Добавлено: 7 декабря 2016
Статья
Пузанов К. А. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 2. С. 43-55.

Статья посвящена систематизации опыта летних полевых студенческих практик кафедры Социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. Ломоносова. В фокусе статьи находятся городские исследования, в частности изучение районов Манхэттена, которое ежегодно проводилось в рамках практик, начиная с 2013 года. Статью можно условно разделить на две части: методическую и эмпирическую. В первой описываются те методики, которым обучаются студенты, а во второй — некоторые результаты наблюдений районов Манхэттена, которые были собраны за последние 4 года.

Добавлено: 26 января 2019
Статья
Глазков К. П. Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 4. С. 37-46.

Независимая мобильность считается важным фактором в развитии детей. В настоящей статье на данных опроса школьников (N = 568) рассматривается вопрос формирования разрешительных и запретительных установок на независимую мобильность в зависимости от форматов родительского сопровождения и самостоятельного посещения мест детьми. Была выявлена двойственная связь между тем, с кем бывают школьники разных возрастных групп (8–12, 13–17 лет) в самых удаленных от дома и самых посещаемых местах, и расстоянием до этих мест. Если школьники посещают места неподалеку от дома одни,то расстояние от дома до самых удаленных мест у них больше, чем у школьников, которые самостоятельно перемещаются вдали от дома. Однако если школьники бывают одни в самых удаленных местах,то часто посещаемые места находятся дальше от дома. Выявленная взаимосвязь описывается механизмами ближнего и дальнего радиуса родительского контроля, когда совместное с родителями посещение («ближний радиус») удаленных мест способствует увеличению доверия со стороны родителя к независимой мобильности школьника и, как следствие, расстояний посещаемых мест от дома, в то время как самостоятельное посещение («дальний радиус») близлежащих мест также увеличивает расстояние самых удаленных мест, но уже не на основании родительской опеки, а на основании успешного опыта мобильности самого ребенка.

Добавлено: 1 июня 2017
Статья
Митин И. И. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 3. С. 64-79.

Статья посвящена истории возникновения и становления ментальных карт городов. Предложен сравнительно-исторический анализ ментальных карт, позволивший выявить два полярных подхода к ним: 1) пространственная информация в сознании людей, отражающая образ города и/или способы ориентации в нем, и 2) визуальное геоизображение, отражающее индивидуальные и/или групповые представления о городе. В первом случае дополнительно рассмотрены далекие от пространственных данных интеллект-карты и разработанные в гуманитарной географии образно-географические карты. Во втором случае указано на разделение «нарисованных карт», создаваемых информантами по заданию исследователя, и приближенных к традиционным географическим картам геоизображений, тематически отражающих представления о пространстве. В качестве перспективных типов ментальных карт указаны сочетающие в себе черты обоих больших классов. Среди них — карты К. Линча, обобщающие ряд индивидуальных представлений о городах, полученных по результатам разнообразных методик исследований, а также разработанные в гуманитарной географии образно-топографические и мифогеографические карты, позволяющие локализовать на условной карте города его ключевые образы и мифы. 

Добавлено: 23 мая 2018
Статья
Рыжков А. Ю. Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 1. С. 55-69.

В статье рассматриваются развитие микроавтобусных пассажирских перевозок и транспортная политика местной власти. Во вводной части описывается история вопроса, приводятся положительные и отрицательные качества микроавтобусных перевозок, представлен обзор отечественной и зарубежной литературы. В основной части работы на примере двух городов - Бишкека (Киргизия) и Махачкалы (Россия) - рассматриваются маршрутные системы общественного транспорта и транспортной политики власти, проводимая в отношении перевозчиков. Выявляется несоответствие доминирующей роли микроавтобусов и пассивной политики власти. В заключительной части приводятся рекомендации по оптимизации транспортной политики и системы регулирования перевозок.

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Баранова В. В., Федорова К. С. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 1. С. 103-121.

В статье рассматривается современный языковой ландшафт Санкт-Петербурга с точки зрения представленности языков проживающих в нем мигрантов из Средней Азии и Китая. Исследования языкового ландшафта традиционно воспринимаются лингвистами как действительное отражение языковой ситуации в том или ином регионе. Однако реальное многоязычие, возникающее, в частности, в результате миграций в крупные города, не всегда находит непосредственное воплощение в языковом ландшафте, так как этому могут препятствовать как официальная языковая политика, так и языковые представления и идеологии, свойственные большинству населения. В статье данные, полученные в ходе полевой работы в 2016 г. в различных частях Санкт- Петербурга (Девяткино, Парнас, Апраксин двор), анализируются с точки зрения направления коммуникации, сфер, в которых оказывается возможным использование языков мигрантов, а также степени их публичности и видимости в городском пространстве. В результате на основе изучения письменной коммуникации в публичном пространстве (вывески, объявления, указатели и т.п.) оказывается возможным не только получить информацию о существовании в Санкт-Петербурге тех или иных языков, но и оценить ту роль, которую они вынуждены играть, и те языковые идеологии, прежде всего установку на моноязычие и неприятие языкового разнообразия, которые стоят за режимами публичного использования языков.

Добавлено: 28 сентября 2017
Статья
Косарева Н. Б., Полиди Т. Д., Пузанов А. С. Городские исследования и практики. 2015. № 1. С. 33-54.

Повышение конкурентоспособности городов возможно только в условиях постоянного повышения качества городской среды и организации жизни в городах – развития их жилищной экономики. В статье рассмотрены основные тенденции жилищной экономики российских городов, в том числе: жилищная обеспеченность граждан; структура прав собственности на жилье и на землю; динамика цен на жилье и уровень доступности жилья; состояние жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры, инвестиции в их воспроизводство; уровень конкуренции и чувствительность предложения нового жилья к новым требованиям спроса, включающим дифференцированную и качественную городскую среду; государственное регулирование жилищной экономики – поддержка спроса и предложения, налогообложение.

Добавлено: 10 марта 2016
Статья
Акифьева Р. Н. Городские исследования и практики. 2017. № 1. С. 85-102.

В данной статье представлены результаты исследования практик воспитания детей русскоязычными женщинами-мигрантками, проживающими в Мадриде, которые проявляются в организации повседневной жизни ребенка, в выборе образовательных и досуговых программ и площадок. Целью исследования является изучение влияния особенностей района проживания и миграционной специфики семей на практики воспитания детей. Эмпирическую базу составляют интервью с русскоязычными родителями, педагогами и организаторами русскоязычных структурированных форм активности для детей, а также дневники наблюдений, проведенных в ходе посещения данных программ, встреч и прогулок с родителями и детьми. Результаты исследования демонстрируют, что институциональные ресурсы района могут определять разнообразие и выбор структурированных форм активности, в которые оказываются вовлечены дети. Родители используют ряд стратегий, чтобы преодолеть ограниченность востребованных ресурсов и неблагоприятные условия проживания. Миграционная специфика семей, проявляемая в таких особенностях как уровень владения языком страны рецепции, представления о важности передачи родного языка ребенку, ориентированность на русскоязычное сообщество, опосредуют влияние района на практики воспитания.

Добавлено: 30 марта 2017
Статья
Глазков К. П., Деев М. М., Шаулин Ф. В. Городские исследования и практики. 2018. Т. 3. № 2. С. 85-103.

В статье рассматривается работа турникетной системы в общественном транспорте Москвы как неотъемлемая часть пассажирского опыта. Турникеты — это не просто технология контроля оплаты проезда, но и устройства, определяющие взаимодействие пассажиров в пространстве транспорта и нормирующие их телесность. Турникеты преобразуют разнообразие пассажирской телесности в нормированные единицы, образующие обсчитываемый и управляемый пассажиропоток. Посредством турникетов организуется особая последовательность действий пассажиров в до- и послетурникетных зонах, служащих местом встреч и прощания, обеспечивается «справедливость» очередности посадки и выбора мест пассажирами. С другой стороны, турникеты являются точками разрыва и прерывания взаимодействия между пассажирами. Периодически с турникетами случаются поломки, в их зоне возникают непредвиденные ситуации. Нормальное функционирование турникетов предполагает владение пассажирами и персоналом транспортных организаций «турникетными» практиками. Некоторые категории пассажиров (дети, «сумчатые», пожилые и крупногабаритные) могут испытывать трудности при прохождении турникетов, причиняя неудобство себе и окружающим. Безусловно, практики пользования турникетами имеют противоречивые коннотации, но нет сомнений в том, что турникеты существенно влияют на пассажирский опыт москвичей, тем самым являясь прямой реализаций транспортной политики по становлению пассажира нового типа — более дисциплинированного и ответственного. Эмпирическим материалом исследования послужили видеозаписи практик использования турникетов в различных видах транспорта Москвы, собранные в декабре 2017 г. и весной 2018 г

Добавлено: 4 октября 2019
Статья
Городничев А. В. Городские исследования и практики. 2016. Т. 1. № 4. С. 58-59.

Рецензия на книгу Марка Мееровича "Градостроительная политика в СССР (1917–1929). От города-сада к ведомственному рабочему поселку"

Добавлено: 3 июня 2017
Статья
Мулеев Е. Ю. Городские исследования и практики. 2018. Т. 3. № 2. С. 104-110.

Рецензия на книгу 1935 года.

Добавлено: 2 ноября 2019
Статья
Городничев А. В. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 3. С. 80-82.

Рецензия на коллективную монографию “Transport Systems of Russian Cities: Ongoing Transformations”.

Добавлено: 1 августа 2018
Статья
Сапанов П. М., Гончаров Р. В. Городские исследования и практики. 2017. Т. 2. № 2. С. 81-92.

Статья посвящена особому типу полевого городского исследования — решению локационной задачи, одной из практических задач геомаркетинга. Представленная в статье учебная методика неоднократно применялась в ходе полевых студенческих практик и экспедиций на географическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, а ее отдельные элементы — в рамках учебного процесса в Высшей школе урбанистики имени А.А. Высоковского. На примере понятной практической задачи (поиск оптимальной локации для размещения заданного объекта) студенты не только приобретают навыки полевой работы, но и учатся самостоятельно проводить целостные и законченные исследования. Ключевая цель методики — обучение студентов комплексному анализу городского пространства и городской среды во всем их многообразии для дальнейшего обоснования своих практических выводов и решений.

Добавлено: 17 марта 2018
1 2