• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 20 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Shkolnikov V. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. Vol. 63. No. 2. P. 334-363.
Добавлено: 17 января 2018
Статья
Litvina A., Uspenskij D. F. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2015. Vol. 60. No. 2. P. 346-364.

Жизнь династии в средневековой Европе охватывалась целой сложной сетью норм, правил и запретов, часть из которых фиксировалась на письме (впрочем, обыкновенно – с заметным опозданием, когда сами правила грозили уже выйти из употребления). Другая же часть и вовсе навсегда оставалась неписаной, и тем не менее каждый шаг династического обихода этими неписаными правилами поддерживался и одновременно всякий раз подтверждал их существование. Речь идет не только о церемониале и, так сказать, династическом этикете, но и о своеобразном родовом предопределении, заставляющем различных членов династии и их ближайшее окружение брать на себя определенные функции и вести себя так, а не иначе.Одной из сфер, регулируемых подобными неписаными, но весьма эффективными нормами, является имянаречение, выбор имени. Если посмотреть на жизнь разных европейских дворов в эпоху, условно говоря, с IX по начало XIII в., мы можем выделить некий набор параметров, по которым в принципе могут даваться имена представителям правящего рода и посмотреть, какие из этих параметров актуальны для каждой отдельно взятой династии, причем здесь очень легко убедиться, что часть этих параметров как бы сцеплены, связаны между собой. Сами эти структурные связки весьма интересны как для создания целостного династического портрета, будь то правители Франции, Венгрии, Польши, Руси или Скандинавии, так и в перспективе установления определенных правовых отношений с помощью имен собственных. Самыми значимыми, самыми системными, определяющими все прочие параметры, являются, пожалуй, следующие два: может ли новый член династии получить имя своего живого отца или деда и могут ли династические имена в массовом порядке жить за пределами династии? В самом деле, во всех европейских правящих родах эпохи Средневековья при нормальном течение событий новорожденные с наибольшей вероятностью получают имена своих предков. Но вот можно ли использовать имена живых родичей или — в соответствии с некими реликтами архаических представлений о своеобразной реинкарнациии предка в потомке — только предка умершего? В интересующее нас время славянские династии Центральной Европы, например, не знают запрета на повтор имени живого отца, так что в роду Пястов или у Пржемысловичей могут фигурировать подряд два Мешко или два Болеслава, отец и сын. В Скандинавии же очень долго такое имянаречение могло бы означать только одно — что сын является постумом, то есть появился на свет непосредственно после гибели или внезапной кончины своего отца. Соответственно, уже не отец выбирает ему имя, это осуществляется другими членами рода. Точно так же обстояло дело и на Руси, более того, русские князья придерживались этого принципа дольше и последовательнее, чем их северные соседи: подобно тому, как конунг по имени  Харальд или Хакон, не мог назвать Харальдом или Хаконом своего сына, у Рюриковичей князь Святослав или Владимир не мог наречь собственного отпрыска своим династическим именем. В Скандинавии некоторый ономастический сдвиг приходится на XII в. и касается он в основном Дании — во второй половине столетия могущественный датский конунг Вальдемар Великий называет Вальдемаром одного из своих законных сыновей. Вообще говоря, Дания из всех стран скандинавского полуострова демонстрирует в этом отношении наибольшее число отклонений, в Норвегии же, как и на Руси, вплоть до XIII в. сыновья государей почти никогда не становятся тезками своих живых отцов. Нельзя не отметить, что тем самым как бы упускается очень выгодная с точки зрения престолонаследия возможность своеобразной десигнации путем повтора имени. Вспомним, что право на имя всюду в Европе так или иначе связано с правом на власть. Нарекая сына собственным именем, правитель как бы с самого начала представляет его всему миру как своего легитимного наследника. Русскому же князю или скандинавскому конунгу, на первый взгляд, как будто бы некуда деть свое родовое имя при жизни. Он лично как будто бы вообще не может его использовать, ему остается надеяться, что после смерти оно будет востребовано и только тогда с его помощью будет декларирована властно-правовая преемственность по отношению к нему какого-то неведомого потомка. На самом деле подобный запрет не только ограничивал князя, но и порождал ситуацию более изощренного манипулирования династическими именами.

Добавлено: 8 июня 2015
Статья
Roman Krivko. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2014. Vol. 59. No. 1. P. 82-94.
Добавлено: 15 февраля 2014
Статья
Савицкий С. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2017. № 1. С. 137-147.

В статье рассматривается проблема фрагментарного письма как существенный элемент поэтики Л. Я. Гинзбург. Тезис статьи: фрагментарное письмо Л. Я. Гинзбург типологически укоренено не в романтической традиции, но является инвариантом отрывочной эссеистики, сформировавшейся в творчестве Паскаля, Шамфора и Беньямина.

Добавлено: 25 октября 2017
Статья
Калугин Д. Я. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. № 4. С. 110-122.

Статья посвящена анализу изменений понятия времени в русской культуре второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Анализируются феномен досуга и рассматриваются основные формы его заполнения. 

Добавлено: 7 ноября 2017
Статья
Левченко Я. С. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2009. Т. 54. № 2. С. 326-337.

В статье рассматривается проблема контрапункта изображения и звука в фильме «Одна» (1931). Картина была снята в переходный период, когда советское кино, чуть отставая от Голливуда и Европы, изобретало свой вариант звукового кино. Одновременно полным ходом шла «зачистка» художественного поля от разного рода «чуждых» течений, в первую очередь, авангардистских. Козинцев и Трауберг использовали весь доступный им арсенал иносказательных средств, чтобы не сдать позиции без боя. Встреча звукового и визуального ряда в картине выявляет провокационный идеологический подтекст.

Добавлено: 8 октября 2012
Статья
Савицкий С. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. № 1. С. 171-188.
Добавлено: 29 октября 2017
Статья
Марина А. Бобрик Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2015. Т. LX. № 2. С. 319-345.

В статье прослеживается история двух слов - слова "похабъ" как одного из древнейших обозначений юродивого и прилагательного "похабный" . Происхождение и семантика этих слов рассматривается в контексте истории формирования терминологии юродства в древнерусской традиции.

Добавлено: 7 июня 2015
Статья
Пенькова Я. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2017. Т. 62. № 2. С. 247-275.

Аннотация: В статье впервые на достаточно широком материале древних и современных славянских языков рассматриваются пути семантической эволюции славянского второго будущего на фоне типологически сходных явлений в других европейских языках. Славянское второе будущее является полифункциональной дискурсивной категорией. Основными темпоральными и модальными функциями перифразы в славянских языках являются ‘предшествование в будущем/ реальное условие’, ‘следование в будущем’ и ‘предположение о событии в прошлом’. Кроме того, в очень редких случаях второе будущее может употребляться синонимично кондиционалу. Прагматические инференции играют важную роль в судьбе перифразы, поскольку они служат источником производных темпоральных и модальных функций и определяют два основных направления эволюции второго будущего в истории славянских языков. Первый путь предполагает утрату результативной семантики и переосмысление второго будущего как обычного аналитического будущего. Этот путь объединяет следующий ряд западнославянских, юго-западнославянских и восточнославянских языков и диалектов: древнечешский, предположительно, польский, некоторые говоры словацкого, словенский, северо-западные диалекты сербохорватского, а также западные говоры украинского языка. Второй путь характерен для восточной части южнославянских и, отчасти, русского языка и ведет к развитию модально-эвиденциальных значений, дальнейшему переосмыслению вспомогательного глагола как маркера предположительной модальности и его распространению на другие темпоральные формы (болг. ще (да), рус. буде). Русский язык на протяжении своей истории обнаруживает черты, сближающие его как с южнославянскими (возникновение модальной частицы буде), так и с севернославянскими языками (утрата второго будущего и его реликтов).Аннотация: В статье впервые на достаточно широком материале древних и современных славянских языков рассматриваются пути семантической эволюции славянского второго будущего на фоне типологически сходных явлений в других европейских языках. Славянское второе будущее является полифункциональной дискурсивной категорией. Основными темпоральными и модальными функциями перифразы в славянских языках являются ‘предшествование в будущем/ реальное условие’, ‘следование в будущем’ и ‘предположение о событии в прошлом’. Кроме того, в очень редких случаях второе будущее может употребляться синонимично кондиционалу. Прагматические инференции играют важную роль в судьбе перифразы, поскольку они служат источником производных темпоральных и модальных функций и определяют два основных направления эволюции второго будущего в истории славянских языков. Первый путь предполагает утрату результативной семантики и переосмысление второго будущего как обычного аналитического будущего. Этот путь объединяет следующий ряд западнославянских, юго-западнославянских и восточнославянских языков и диалектов: древнечешский, предположительно, польский, некоторые говоры словацкого, словенский, северо-западные диалекты сербохорватского, а также западные говоры украинского языка. Второй путь характерен для восточной части южнославянских и, отчасти, русского языка и ведет к развитию модально-эвиденциальных значений, дальнейшему переосмыслению вспомогательного глагола как маркера предположительной модальности и его распространению на другие темпоральные формы (болг. ще (да), рус. буде). Русский язык на протяжении своей истории обнаруживает черты, сближающие его как с южнославянскими (возникновение модальной частицы буде), так и с севернославянскими языками (утрата второго будущего и его реликтов).

Добавлено: 26 февраля 2018
Статья
Успенский Ф. Б., Литвина А. Ф. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2013. Т. LVIII. С. 308-325.

В работе корректируется общепринятое мнение, согласно которому древнерусские глаголы «свататися» / «сватитися» и производное от них «сват(ь)ство» уже в древний период обладали нематримониальным значением «вступать в политический союз, договариваться». На примере двух летописных эпизодов продемонстрировано, что соответствующие словарные описания ошибочны, нематримониальное значение появляется у этой лексической группы лишь под пером историков XVIII века.

Добавлено: 28 июня 2013
Статья
Илона Светликова Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2015. Т. LX. № 2. С. 300-318.

На основании анализа помет А.Блока на страницах книг, хранящихся в его библиотеке, в данной статье предлагается новое прочтение поэмы "Возмездие", отправным пунктом которого служит комментарий к образу готовящего "месть" Коперника. Пометы Блока позволяют предположить, что  Коперник воспринимался им как разрушитель Средневековья и зачинатель эпохи Возрожденияю Знаменитое описание "железного" девятнадцатого века отражает представления Блока о Возрождении как об истоке пороков современной цивилизации.

Добавлено: 2 марта 2016
Статья
Савицкий С. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2020. Т. 1.

Статья посвящена реконструцкии интеллектуального контекста, в котором сформировалась неоскифская мифология, а именно полемике вокруг публикаций В. Эрна 1910-х гг.

Добавлено: 20 февраля 2019
Статья
Успенский Б. А., Успенский Ф. Б. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2012. Т. 57. № 2. С. 201-212.

Работа посвящена текстологии, поэтике и семантическоому анализу стихотворения Мандельштама, написанного в воронежской ссылке. Вскрываются аллюзии на советскую действительность.

Добавлено: 18 января 2013
Статья
Савицкий С. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. № 2. С. 364-377.

Статья посвящена реконструкции скифской мифологии в контексте русского футуризма.

Добавлено: 29 октября 2017
Статья
Бобрик Марина Анатольевна Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2013. Т. 68. № 1. С. 54-86.

В работе рассматриваются семантика и употребление русского существительного "я", появившегося в русском языке на рубеже XVIII и XIX вв. по аналогии с нем. Ich и фр. moi  "я. Особое внимание в статье уделяется немецким источникам субставнтивного употребления "я" в русском языке.

Добавлено: 9 декабря 2014
Статья
Демин М. Р. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2012. Т. 57. № 1. С. 59-78.

Работа посвящена значению исследований  русской литературы для институализации философского знания в России в конце 19-  начале 20 вв. В ходе конкурентной борьбы между литературным и философским дискурсами в конце 19 века  определяется тенденция проблематизировать литературу как объект философского знания. Русская литература оказывается, с одной стороны, полем для демонстрации возможностей философского  и/или психологического анализа (Владимир Чиж «Достоевский как психопатолог» (1885), «Тургенев как психопатолог» и др.), с другой – используется как средство утверждения своеобразия русской философии (Владимир Соловьев «Три речи в память Достоевского (1881 - 1883), Евгений Бобров «Философия и литература» (1898) и др.). В статье прослеживается как складывалась система описания философских смыслов русской литературы, выявляются методологические установки философского анализа литературных произведений, а также раскрываются социальные эффекты, связанные с включением литературы в область философской компетенции. Особое внимание уделено роли академического журнала («Вопросы философии и психологии»; 1889-1917) в закреплении в качестве успешного и легитимного определенного тематического репертуара и связанных с ним практик исследовательской деятельности.

Добавлено: 9 октября 2012
Статья
Илона Светликова Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. Т. LXIII. № 1. С. 131-144.

Главный герой "Петербурга", сенатор Аблеухов, одновременно играет роль Сатурна и "быстротекущего времени". Покушение на сенатора, в подготовке которого участвует его сын-кантианец, представляет собой реализацию идеи революции против гнета времени, - идеи, проявляющейся и в других аспектах романа.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Поселягин Н. В. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2017. Т. 62. № 1. С. 160-176.

Статья обращается к такому виду аналитической работы в гуманитарных науках, как опыты глобальной реконструкции текста на основе его кратких дошедших до нас отрывков; сам текст при этом либо никогда не был завершен в принципе, либо был создан, но утрачен. В центре внимания находится именно метод реконструкции: единичный текст может быть заменен на типологически связанную группу или даже на целую большую жанровую традицию (хотя это слишком разнородные явления), однако в данном случае метод «реконструирования из ничего» изменяется незначительно. Проиллюстрировав то, как работают подобные реконструкции, на двух хрестоматийных примерах (статья Ю.М. Лотмана о пушкинском сюжете об Иисусе и концепция мениппеи М.М. Бахтина), автор обращается к вопросам: как соотносятся эвристичность и убедительность, присущая разборам подобного рода, с такими принципами научности, как верифицируемость и фальсифицируемость? И каковы в таком случае принципы научности в гуманитарных науках: можно ли вообще говорить здесь о научности в том же смысле, в каком гуманитарии употребляют это понятие в отношении наук других циклов, когда начинают рассуждать об основах научности вообще?

Добавлено: 3 декабря 2018
Статья
Савицкий С. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2018. Т. 1. С. 85-88.

Cтатья посвящена введению в тему подборки материалов конференции «Свободное время в русской художественной культуре XX-XXI вв.». В ней обозначены основные проблемы, поставленные в докладах участников конференции, а также в ней дается обзор публикаций, которые составили данную подборку.

Добавлено: 29 октября 2017
Статья
Рахилина Е. В., Плунгян В. А. Die Welt der Slaven. Internationale Halbjahresschrift für Slavistik. 2014. Т. 59. № 1. С. 22-56.

Исследование семантико-синтаксических свойств русских конструкций с предлогом под: прямые (пространственные) и переносные (временны́е) употребления

Добавлено: 11 марта 2015