• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 7 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Замятин Д. Н. Художественный журнал. 2016. Т. 99. С. 38-48.

Тенденции к актуализации искусства, столь чётко проявляющиеся, усиливающиеся и доминирующие в постмодернистских и глобализационных контекстах и дискурсах, несомненно, опираются на существенно иные онтологии воображения. Эти онтологии воображения во многом представляют собой «разрыв» – как онтический, так и коммуникативный – с модернистскими онтологиями воображения, включая, по-видимому, и сам концепт «современного искусства». Всякая пространственность, воображаемая и воспринимаемая, воспроизводимая и расширяющаяся в любых произведениях искусства, имеет свои знаковые и символические маркеры, обозначающие и выражающие схематическое ментальное ориентирование, своего рода онтологическую карту конкретного миметического процесса, осложнённого также аутопойетическими «поправками» и «ревизиями». Характерно, что постмодерн «в лице» актуального искусства «отодвигает» эти процессы на задний план, имея дело не с самой пространственностью в её различных миметических коннотациях, а с сопространственностями, чья множественная онтологическая специфика определяет фактически господство и даже процессуальное когнитивное «насилие» процессов аутопойесиса, приближающих художников к пониманию ими своего творчества как со-творчества с определённым местом, ландшафтом, городом, средой.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Кулева М. И. Художественный журнал. 2021.

Методологическая статья посвящена пересмотру задач современной социологии искусства: от мнимой автономии и стремлении рассмотреть в индивидуальных событиях художественной жизни большие социальные структуры и паттерны к переинтерпретации устоявшихся категорий институционального оформления искусства, позволяющей показать уникальность локальных сцен и противоречия больших теорий в формате постколониальной критики. 

Добавлено: 12 декабря 2020
Статья
Сафронов П. А. Художественный журнал. 2015. № 93. С. 7-13.

Уже хорошо опробовано мышление по краям философии. Но, кажется, сегодня - в эпоху всепоглощающего плюрализма - следует настаивать на возможности некой позиции извне философии, поэтому становящейся в наибольшей степени философской. Исследование этого извне требует проститься с ресурсами "критического мышления" всегда с легкостью подающего знаки герменевтической благонадежности.

Добавлено: 11 июня 2015
Статья
Платт Дж. Б. Художественный журнал. 2018. Т. 104. С. 100-115.

Эта статья написана в русле исследований поздне- и постсоветского искусства, которыми я занимаюсь уже несколько лет. Моя главная цель — выявить взаимосвязь между неолиберальным разрывом 1989–1991 годов и авангардными художественными течениями ближайших к нему десятилетий. Ввиду переломного характера неолиберальной революции я считаю поздне- и постсоветское искусство последним авангардом (ПА), последним революционным событием в истории современного искусства. И не потому, что завершает историю искусства — невыполнимая задача! — а потому, что игнорирует эту историю и предает ее забвению, предвосхищая, выявляя и празднуя дискурсивный коллапс модерна.

Добавлено: 14 июня 2019
Статья
Сафронов П. А. Художественный журнал. 2016. № 98. С. 3-9.

Статья посвящена тому, как мы платим современному капитализму налог временем наших жизней. И не только. 

Добавлено: 19 мая 2017
Статья
Сосна Н. Н. Художественный журнал. 2015. № 94. С. 41-45.

p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; }

Проблематика образа активно разрабатывается гуманитариями со второй половины 1990-х годов. Дискуссии оказались и дисциплинарно плодотворны: миновал этап pictorial turn, за которым следовали не только visual studies, но и прямо посвященные роли образа Bildwissenschaft и image studies. Теоретикам нужно было изыскивать выразительные средства, которые позволили бы различить то, что технически, буквально обозначалось одним и тем же словом image. Получается, что образ функционирует, балансируя между близостью и дистанцией, адресуя себя зрителю и уклоняясь от прямого взгляда, связываясь с характеристиками поверхности, данной взгляду, но не сводясь к ее свойствам.

Добавлено: 24 марта 2016
Статья
Сафронов П. А. Художественный журнал. 2015. Т. 95. С. 33-39.

Сообщества как будто кончились. Точнее оказались присвоены современным стилем государственного и корпоративного управления - отсылающего к "сообществам" постоянно. Итак, где же теперь искать сообщество?

Добавлено: 21 января 2016