• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 20 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Маслов А. А. Тетради по консерватизму. 2015. № 5. С. 119-122.

Анализ трансформации традиционного и современного подхода Китая к своему статусу и взаимоотношениям  с внешним миром 

 

 

 

Добавлено: 26 ноября 2016
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2014. № 3. С. 157-158.

2ой форум «Бердяевские чтения»

Добавлено: 9 марта 2015
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2017. № 2. С. 35-43.

Революция 1917 года стала результатом взаимодействия множества факторов. Один из наиболее сильных ударов пришелся в самое сердце русской цивилизации – в православие. В статье рассматривается комплекс социально-религиозных факторов ослабления позиций Русской православной церкви накануне русской революции, определяется роль старообрядческих общин, сект различного толка, иудейских институций, мусульманства, католического прозелитизма и «новых религий», в т.ч. теософии и антропософии. Отдельному подробному анализу подвергается неоязыческая идеология, прежде всего, в ее наивно-аллегорическом проявлении («скифство»), а также продолжавшая сосуществовать с христианством матрица древнеславянских языческих верований.

Автор утверждает, что «природное язычество», питавшее дух русского народа, выступило одним из важнейших факторов коренной трансформации российского общества в ходе революционных событий: в народе была серьезно укоренена «языческая Русь», и подспудно русский человек относился к христианской церкви как институту, привнесенному извне и так до конца не ставшему его плотью и кровью.

Добавлено: 20 ноября 2017
Статья
Поляков Л. В. Тетради по консерватизму. 2015. № 4. С. 219-229.
Статья посвящена выявлению и критическому рассмотрению смыслов терминов «консерватизм» и «консерваторы», присутствующих в русской философско-политической мысли второй половины XIX – начала ХХ вв. В качестве исходного берется позднее определение Николая Бердяева, которое позволяет установить основную дилемму консервативного (само)определения: либо беспощадная критика «временного» с точки зрения «вечности», либо возведение всего наличного в статус «вечного». В рамках этой дилеммы можно проследить, как аутентично консервативные принципы и смыслы могут быть парадоксально выражены в различных и даже противоположных идеологических парадигмах. Неразрешимость этой дилеммы привела в имперский период к крушению консерватизма и гибели государства. Но она может быть разрешена в современной России за счет того, что базовые консервативные принципы выступают теми «духовными скрепами», которые объединяют «власть» и «народ».
Добавлено: 26 ноября 2015
Статья
Ильин М. В. Тетради по консерватизму. 2015. № 1. С. 128-135.
Михаил Ильин рассматривает основные моменты научной дискуссии между ним и Вадимом Цымбурским, развернувшимся с начала 90-х годов, когда они оба развивали геополитические и хронополитические исследования в новой России. Этот спор касался пяти основных тем: особенностей геополитики, геополитики России (Евра- зии), лимитрофных пространств вокруг России и, особенно, Балто-Черноморья. Очень ясные и отчетливые разногласия между обоими аналитиками не подрывали их принци- пиального согласия по основным вопросам и не препятствовали их соавторству. Более того, разногласия дополняли друг друга. И по сей день они способствуют дальнейшим исследованиям.
Добавлено: 14 марта 2016
Статья
Поляков Л. В. Тетради по консерватизму. 2014. № 3. С. 128-130.

Любое человеческое сообщество в ходе своей эволюции создает институты. Эти институты возникают как своего рода «обобщение» самых распространенных и регулярных навыков и общезначимых практик. Становясь социальными правилами и нормами, некоторые из этих институтов превращаются в ценности, образуя моральную инфраструктуру любого данного общества. Можно предположить, что есть четыре таких института: Справедливость, Совесть, Семья и Родина. Именно эти институты были существенно пересмотрены и фактически подорваны политикой, основанной в Западных обществах на презумпции приоритета защиты прав меньшинств. Особая задача современных консервативных движений состоит в том, чтобы защитить эти традиционные ценности как базовые институты человеческого общества как такового. И это реальный шанс для российских консерваторов стать ведущей силой в процесс выработки консервативной альтернативы (интегральной общечеловеческой идеологии), способной противостоять саморазрушительному натиску Запада на фундаментальные человеческие институты/ценности.

Добавлено: 2 марта 2015
Статья
Кашин В. Б. Тетради по консерватизму. 2015. № 5. С. 159-165.

Статья посвящена перспективам трансформации внешней политики КНР и влиянию этого процесса на будущее российско-китайских отношений. По мнению автора, происходящий пересмотр китайского внешнеполитического курса будет сопровождаться попытками Китая выстроить китаецентричную систему международных отношений сначала в Восточной Азии, а затем и за ее пределами. Партнерство с Россией является одним из краеугольных камней китайской внешнеполитической стратегии, и такая ситуация сохранится в обозримом будущем. Но рано или поздно России придется делать выбор, какой модели будущего мироустройства она хотела бы отдать предпочтение.

Добавлено: 27 января 2017
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2014. № 2. С. 74-81.

Классификация видов консерватизма

Добавлено: 9 марта 2015
Статья
Орлов И. Б. Тетради по консерватизму. 2017. № 4. С. 211-222.

В статье рассматривается отношение социал-демократической (в частности, меньшевистской) интеллигенции к событиям Октября 1917 года, к первым итогам и перспективам развития революционного процесса в России. Конечно, для левого лагеря российской интеллигенции ракурс зрения был в значительной мере скорректирован партийной «оптикой» и, прежде всего, разногласиями внутри самого меньшевизма. Усугубляющийся раскол между оборонцами и интернационалистами не только ослаблял позиции меньшевиков в их борьбе с большевистским режимом, но во многом предопределил политическое поражение меньшевизма на рубеже 1917-1918 годов. В статье показано, что при общей для всех течений меньшевизма уверенности в буржуазно-демократическом характере российской революции, осуждении насилия как способа строительства нового общества, после прихода большевиков к власти разногласия между интернациональным и оборонческим крылом существенно усилились. При несовместимости всего происходящего в России с пониманием лидерами меньшевиков социальной гуманности и нравственных принципов цивилизованного общества именно отношение к перспективам сохранения власти большевиками и оправданности вооруженной борьбы с ними стало очередной линией раскола среди меньшевистского лагеря.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Павлов А. В. Тетради по консерватизму. 2016. Т. 1. № 1. С. 101-116.

Статья посвящена истории возникновения и эволюции американского неоконсерватизма как интеллектуального и политического движения. Освещаются следующие вопросы: какова причина появления неоконсерватизма; как он трансформировался за последние годы; кого можно и кого нельзя причислять к этому движению; в чем заключаются причины его успеха. Автор считает, что рост влияния неоконсерватизма на политический процесс в США во многом зависел от его прагматизма и гибкости. Кроме того, в соответствии с признаниями самих неоконсерваторов, автор отмечает, что влияние неоконсерватизма на внешнюю политику США сильно преувеличено и не в последнюю очередь благодаря СМИ. Именно медиа создали «демонический образ» неоконсерватизма. Некоторые политики принимали решения (например, об интервенции в Ирак) в духе неоконсервативных убеждений не потому, что испытывали влияние неоконсерваторов, но потому, что независимо пришли к этим взглядам. В статье констатируется, чем неоконсерватизм отличается от других разновидностей нового американского консерватизма. Автор кратко рассматривает несколько точек зрения на проблему истоков неоконсерватизма и, предлагая собственное видение истории этого течения, концентрирует внимание на трех истоках неоконсервативной идеи – на взглядах Ирвинга Кристола, на политической философии Лео Штрауса и на практической деятельности сенатора Генри Джексона. Автор доказывает, что изначально неоконсерватизм не был однородным. Так, главный представитель движения – Ирвинг Кристол – не уделял внимания вопросам внешней политики и лишь значительно позднее включил этот пункт повестки дня в свою программу; за внешнюю политику изначально отвечали представители другого крыла неоконсерватизма – редакторы и авторы журнала “Commentary”.

Добавлено: 20 февраля 2017
Статья
Руткевич А. М. Тетради по консерватизму. 2015. № 4. С. 9-22.

Русский консерватизм принадлежит истории европейской политической мысли, равно как и истории партийной политической практики в России XIX столетия. В статье последовательно рассматриваются этапы развития консервативной идеологии в странах Западной Европы и в России.

Добавлено: 13 октября 2015
Статья
Павлов А. В., Денисов И. В. Тетради по консерватизму. 2016. Т. 1. № 1. С. 89-100.

Статья – краткий очерк истории либертарианского движения в США в рамках формирования американского консерватизма как такового. Авторы сосредоточивают внимание на том, что в США многие мыслители и деятели правых убеждений испытали серьезное влияние протолибертарианцев, и потому у либертарианства были большие шансы стать главным течением в новом американском консерватизме. В середине ХХ века у некоторых деятелей из журнала “National Review” возникла идея «консервативной коалиции», однако либертарианцы не приняли в ней участие и в лице своих лидеров Айн Рэнд и Мюррея Ротбарда пошли на конфликт с остальными правыми. В итоге либертарианцы всё более отдалялись от американского консерватизма и в какой-то момент даже создали партию, перестав быть только интеллектуальным течением и став политическим движением. Однако в итоге тот же Мюррей Ротбард, после определенных идеологических «виляний», решил вернуться в лагерь правых и предложить консерваторам «палеолибертарианскую стратегию». Однако попытка оказалась неудачной, и «стратегия» скорее дискредитировала ее авторов и либертарианское движение в целом. В начале 1990-х палеолибертарианцы сошлись с палеоконсерваторами, но этот союз в итоге тоже не дал никаких видимых результатов в политике. Авторы статьи отмечают, что деятельность либертарианцев негативным образом сказалась на политической карьере Рона Пола. Более того, в настоящий момент наследие Ротбарда может негативно отразиться на деятельности Рэнда Пола – особенно в свете нынешней президентской гонки, – если он вовремя не отречется от оставшегося ему «наследства».

Добавлено: 20 февраля 2017
Статья
Павлов А. В. Тетради по консерватизму. 2017. № 2. С. 21-34.

я. Цель настоящего исследования – заново проблематизировать мысль Владимира Ленина для новейшей социальной и политической философии, тем самым актуализировав ее. Ленин перестал быть интересным для российской гуманитарной науки и в то же время стал важным предметом размышлений для западных левых теоретиков. Более того, Ленин стал своеобразной точкой сборки для классического «западного марксизма», который был возможен в том числе благодаря тому, что активно обращался к идеям и деятельности Ленина, а чаще – просто к его фигуре. В этом смысле исследование имеет скорее историографический и контекстуальный характер, и потому автор не обращается к текстам самого Ленина. Главным же мыслителем, кто обсуждает Ленина всерьез сегодня, является словенский социальный философ и культурный теоретик с мировым именем Славой Жижек. Поскольку именно Жижек стал одним изглавных сторонников необходимости актуализации наследия вождя русской революции, в статье рассматривается то, что из политической теории Ленина старается спасти Жижек.

Добавлено: 17 августа 2018
Статья
Макаркин А. В. Тетради по консерватизму. 2018. № 4.

Российский парламент принято считать непопулярным органом власти, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что ситуация сложнее, чем это кажется на первый взгляд. Популярность Государственной думы в период правления Владимира Путина, действительно, существенно уступает президентской, но в общественном мнении в разные периоды существовали серьезные отличия в отношении к парламенту и депутатам. Кроме того, консервативная стилистика в поведении россиян в последнее время существенно меняет их отношение к закону, что является новым важным фактором общественного сознания. Можно говорить о таком общественном феномене как «новый консерватизм», связанный не столько с политическим выбором, сколько со стилем жизни, ориентированным на «нормальность», выражающуюся как в заботе о здоровье и благополучии – своем и членов семьи – так и в уважении к закону как пусть не всегда совершенному, но необходимому инструменту защиты интересов гражданина. Такой консерватизм способствует высокому рейтингу «Единой России», но не исключает голосования его носителей и за неконсервативные политические силы – в зависимости от симпатий и текущих политических вызовов. Как за либеральные – как это произошло на муниципальных выборах в центральных районах Москвы в 2017 году, так и за левые, и популистские (ЛДПР). А также предусматривает возможность и чисто протестного электорального поведения, как на губернаторских выборах в нескольких регионах в 2018 году. Но он означает серьезные поведенческие изменения, влияющие на отношение к закону и, опосредованно, к законотворчеству – оно становится более серьезным и уважительным.

Добавлено: 28 октября 2018
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2015. № 4. С. 178-192.

Четвертый форум «Бердяевские чтения».  Россия и Азия. Векторы цивилизационного развития

Добавлено: 21 апреля 2016
Статья
Алексей Руткевич Тетради по консерватизму. 2017. № 4. С. 11-28.

Термин "интеллигенция" применительно к слою образованных и "прогрессивных" людей был введён в оборот в России, вопреки расхожему мнению, раньше П.Д. Боборыкина. Русскому термину предшествуют немецкий и французский аналоги: Intelligenz и intellectual, под которыми подразумевался слой людей, которые не принадлежали к верхним сословиям "старого порядка", но и от рождающейся буржуазии отличались своим образованием, вкусами, склонностью к критике существующих порядков, которые никак не соответствовали критериям разумности и справедливости. Исследователи эволюции этого слова отмечают параллелизм семантической эволюции "интеллигенции" и "цивилизации": одновременный переход прилагательных к существительным, определение поля действия образованной элиты. Интеллигенция задаёт вектор развития культуры. В этом смысле её функция аналогична функции власти, но в ином смысловом поле. Интеллектуалы являются идеологами par excellence, именно они делают социальную реальность осмысленной для малообразованных масс.

Добавлено: 29 июня 2018
Статья
Поляков Л. В. Тетради по консерватизму. 2016. № 4. С. 40-60.

Статья посвящена сравнительному анализу двух важнейших документов эпохи либеральных реформ первого десятилетия правления императора Александра I – «Записке о древней и новой России» придворного историка Николая Карамзина и «Четырем неизданным главам о России» посланника сардинского короля в России графа Жозефа де Местра. Оба текста появились в 1811 г. и были адресованы непосредственно императору. Они содержали радикальную критику тех реформ, которые по указанию Александра проводил его ближайший помощник Государственный секретарь Михаил Сперанский. Карамзин и де Местр не интриговали против Сперанского лично, но представили императору развернутую консервативную аргументацию против таких ключевых идей реформы Сперанского как отмена крепостного права, ограничение самодержавия посредством конституции и просветительство (в научном и религиозном смысле). Хотя сами эти документы были известны лишь небольшому кругу русской элиты и были опубликованы лишь полстолетия спустя, их можно рассматривать как смыслопорождающие для последующей отечественной консервативной традиции.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Поляков Л. В. Тетради по консерватизму. 2017. № 1. С. 62-71.

Николай Бердяев всегда был современен – в оценке своей эпохи он умел совмещать взгляд публициста и взгляд философа. При этом, в конечном счете его критика современного мира всегда достигала философской глубины. И у него всегда хватало смелости бросать вызов очевидному. Это особенно наглядно показывает его последняя книга «Царство Духа и Царство Кесаря», рукопись которой лежала на его письменном столе в день 24 марта 19148 г., когда его застигла смерть в парижском пригороде Кламаре. Бердяев как критик своей эпохи уникален, и его выводы и оценки строятся не на дискурсивном анализе, а скорее на интуитивном усмотрении и афористическом выражении. Однако это не умаляет ценности и значимости его философских прозрений, которые заслуживает изучения в любую эпоху.

Добавлено: 16 октября 2017
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2015. № 3. С. 52-59.

В докладе излагается концепция идеологических миксов. Анализируя содержание книги «Философия неравенства», автор показывает, что в ней Н.А. Бердяев выступает как носитель либерального консерватизма в чистом виде. Именно это обстоятельство обеспечило понимание и популярность этой книги в Западной Европе 20–30-х годов минувшего века.


 

Добавлено: 21 апреля 2016
Статья
Матвейчев О. А. Тетради по консерватизму. 2016. № 3. С. 181-192.

Положение церкви в информационном мире, мире медиа, ныне совер- шенно не похоже на то, что было в предшествующие эпохи. Кто-то пытается не замечать перемен, кто-то противостоит им, кто-то забывает свои корни и с головой погружается во всевозможные модернизации, а кто-то – стараясь оставаться верным себе – стремится использовать открывшиеся возможности. К сожалению, желание «сделать что-нибудь полезное» на деле часто оборачи- вается ударом по самому себе, возвращается бумерангом.

Добавлено: 9 января 2017