• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 9 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шенкман В. И., Баженова Е. А. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2013. № 4 (24). С. 91-97.

На материале, извлеченном из словарей, анализируются лексико-семантические варианты лексемы школа, а также ее синонимы, гипонимы, гиперонимы, симиляры и др.

Добавлено: 21 февраля 2014
Статья
Цветкова М. В. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2015. № 2. С. 106-112.

Статья посвящена исследованию изображения помещиков-англоманов в русской литературе XIX в. Материалом для анализа стали произведения А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Отцы и дети», в которых прослеживаются основные тенден- ции в изображении помещиков-англоманов в русской литературе названного периода. Увлечение ан- глийским образом жизни, способом ведения хозяйства, системой образования и воспитания неизмен- но преподносится в комическом ключе как глубоко чуждое русскому духу. Англомания в произведе- ниях обоих авторов представлена как явление поверхностное, не затрагивающее глубоко ни душу, ни сознание героев. Обнаруженные и описанные тенденции проецируются в то же время и на отношение к Англии и англичанам в русском обществе ХIX в.

Добавлено: 10 декабря 2015
Статья
Бадрызлова Ю. Г., Шехтман Н. Г., Керимов Р. Дж. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2013. № 3(23). С. 82-92.

Изложены принципы и методы создания русскоязычного корпуса концептуальной метафоры. Представлен инструмент BRAT, с помощью которого производится разметка корпуса. Описываются два уровня разметки – поверхностный и глубинный. В частности, рассматривается методика идентификации и описания метафорических употреблений на поверхностном уровне посредством процедуры лингвистической идентификации метафоры MIPVU; излагаются принципы разметки и описания концептуальных метафор на глубинном уровне; приводятся примеры разметки и представления классов метафорических употреблений и концептуальных метафор в русскоязычном корпусе.

Добавлено: 16 марта 2014
Статья
Бочкарев А. Е. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2017. Т. 9. № 1. С. 5-14.

В данной публикации рассматриваются способы и средства отображения чувств в русской языковой картине мира. Описать состояние, обозначенное словами со значением чувств, можно и по внешним проявлениям, и по связанным с ними переживаниям, но собственно лингвистическим исследование эмоциональной субстанции становится только при условии обращения к засвидетельствованным словоупотреблениям. Национальный корпус русского языка позволяет, в частности, установить, что пропозициональная модель, характеризующая наше знание о чувствах, содержит информацию о том, что в наиболее типичных употреблениях чувства испытывают, питают, разделяют, пробуждают, скрывают, подавляют. В метафорическом отображении чувства определяются в отношении к элементам других предметных областей, в том числе ресурсу, жидкости, огню и силе, так или иначе задающим выбор присоединенных предикатов. По аналогии с ресурсом чувства копятся и растрачиваются; по аналогии с неподвластной человеку силой ‒ охватывают и овладевают; по аналогии с водной стихией ‒ захлестывают и переполняют; по аналогии с огнем ‒ разгораются и затухают. Причем такое словоупотребление становится настолько привычным, что говорящие не обращают более внимания на метафоричность выражений вида излить чувства или сгорать от любви, а принимают их чуть ли не за объективную характеристику чувств.

Добавлено: 11 апреля 2017
Статья
Баженова Е. А., Котюрова М. П. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2016. № 2(34). С. 140-148.

В статье рассматривается история и современное состояние пермской научной школы функциональной стилистики. Эта школа сформировалась под руководством проф. М. Н. Кожиной, которая в 60-е гг. ХХ в. одной из первых обратилась к изучению вопросов функционирования языка и обоснованию коммуникативной лингвистики, определившей в дальнейшем парадигму языкознания. В рамках школы разработана теория функциональных стилей; определены стилеобразующие экстралингвистические факторы; обосновано новое научное направление – речеведение, вобравшее в себя плодотворные идеи современной лингвистики и сформировавшее проблематику, связанную с изучением русского языка в условиях изменяющегося социума; определены механизмы текстообразования и разносторонне исследованы тексты социально значимых сфер коммуникации – научной, официально-деловой, массовой, религиозной. С учетом накопленных фундаментальных знаний о закономерностях функционирования языка научная школа стала одним из крупнейших в России центров функционально-стилистических исследований.

Добавлено: 12 января 2017
Статья
Офицеров-Бельский Д. В. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2014. № 4. С. 214-219.

В современной Польше пресса стала главным источником формирования образа России. Русский дискурс достаточно медленно пополняется новыми символами, знаками и связующими идеями. Отчасти это связано с тем, что сложившийся комплекс стереотипов относительно России важен для польского общества как элемент собственной идентичности. Репрезентацией современной России в польской прессе достаточно ограничена - публицистическая риторика в основном базируется на весьма ограниченном наборе топосов. При этом, как отмечено в статье, в последние годы происходит деформация топосов, а также их наложение друг на друга, меняется их типичный набор коннотаций и сокращается их разнообразие. Одновременно наблюдается тенденция к деперсонификации образа России – он становится одновременно менее вариабельным и негативным. Отказ от сложносоставного восприятия говорит о достаточно далеко зашедшей информационной войне и влиянии пропаганды на том глубинном уровне, на котором рождаются или трансформируются стойкие стереотипы и эмоциональная память общества.

Добавлено: 6 февраля 2015
Статья
Туляков Д. С. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2016. № 4(36). С. 132-141.

Представлен обзор творчества малоизвестного в России английского писателя, художника и критика Уиндема Льюиса; проанализированы причины, в силу которых оно долгое время игнорировалось, а затем, напротив, стало привлекать усиленное внимание исследователей; освещены основные тенденции в наиболее значимых работах о Льюисе в отечественной и зарубежной научной литературе; предложены наиболее актуальные направления для дальнейших исследований. Маргинальное положение Льюиса в истории литературы, которое объясняется его стратегией «Врага» (the Enemy) всех доминирующих течений популярного и элитарного искусства и рядом компрометирующих политических заявлений, было пересмотрено в последние десятилетия в связи с расширением сферы исследований модернизма и созвучием наследия Льюиса интересам «Новых исследований модернизма». В посвященной Льюису критике внимание к позитивному содержанию, скрывающемуся за агрессивной позой писателя и его авторитарными взглядами, сменилось обновленным интересом к формальным особенностям его стиля и «постгуманистическими» интерпретациями. Наиболее перспективными представляются интермедиальный и нарратологический подходы к литературному творчеству Льюиса, а также продолжение работы по изучению его наследия в контексте европейского модернизма.

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Тулякова И. И., Бочкарева Н. С. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2011. № 1(13). С. 96-106.

В статье исследуется роман современной английской писательницы Трейси Шевалье «Дева в голубом» в аспекте экфрастического дискурса, т.е. участия образов произведений визуальных искусств в порождении и рецепции литературного текста. Определяются функции экфрасиса в сюжете и конфликте произведения. Анализируются экфрасисы скульптуры, витража, фрески, картины, свя- занные с библейскими сюжетами, особенности их восприятия и интерпретации героями. Рассматри- вается символика голубого (синего) и рыжего (красного и желтого) цветов, их роль в характеристике женских образов романа. Выявляются композиционные особенности постмодернистской поэтики английского романа на рубеже XX–XXI вв. 

Добавлено: 11 декабря 2014
Статья
Тулякова И. И. Вестник Пермского университета. Серия: Российская и зарубежная филология. 2012. № 4(20). С. 174-180.

В статье дается анализ экфрастической природы романа англоязычной писательницы Трейси Шевалье «Дама с единорогом». Определяется роль экфрасисов одноименного цикла французских шпалер XV в. в сюжете, характерологии и конфликте произведения. Раскрывается романная интер- претация средневекового сюжета с единорогом, связанная с мотивом цветочного сада и аллегориями пяти чувств. Экфрастический дискурс в романе рассматривается в связи с темой творчества и обра- зом творческой личности. Выявляются особенности поэтики жанра экфрастического романа рубежа XX–XXI вв. 

Добавлено: 11 декабря 2014