• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 10 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Баязитова Д. А., Лапшова Т. А. Петербургский психологический журнал. 2017. № 19. С. 112-132.

Представлены результаты адаптации опросника монетарных аттитюдов Klontz Money Script Inventory на русскоязычной выборке. Опросник был переведен авторами статьи на русский язык, после чего был выполнен обратный перевод профессиональным переводчиком для сопоставления с исходным англоязычным вариантом. Были проведены когнитивные интервью для корректировки текста опросника, далее методика была протестирована на русскоязычной выборке. Исследование проводилось в течение двух месяцев, количество респондентов составило 200 человек в возрасте от 18 до 35 лет. В качестве контроля был использован адаптированный опросник Фенема (1984). Приведены психометрические характеристики выборки и произведен конфирматорный факторный анализ для согласования шкал. Бланк опросника (исходный вариант и перевод) представлены в Приложении 1 и 2. Переведенный и адаптированный инструментарий готов к использованию в диагностических и исследовательских целях.

Добавлено: 2 апреля 2018
Статья
Татарко А. Н. Петербургский психологический журнал. 2017. № 18. С. 26-46.

Рассматривается модерационный эффект альтруизма по отношению к взаимосвязи между отношением к этническому многообразию и аккультурационными ожиданиями принимающего населения. Предполагалось, что влияние отношения к этническому многообразию на аккультурационные ожидания усиливается при условии высокого альтруизма личности. Теоретическим основанием данного исследования послужила теория аккультурации Дж. Берри, в которой описаны четыре аккультурационных ожидания принимающего населения – «интеграция», «ассимиляция», «сегрегация» и «исключение». Выборку исследования составили 198 русских респондентов (59 мужчин и 139 женщин, средний возраст 24 года), родившихся в Москве, либо проживающих в ней более 10 лет. Для оценки просоциальной ориентации мы использовали методику оценки альтруизма (Rushton, Chrisjohn, Fekken, 1981), также использовался опросник для оценки степени принятия личностью этнического многообразия (Florack et al., 2003), а также адаптированная методика оценки аккультурационных ожиданий Дж. Берри (Лебедева, Татарко, 2009). Исследование показало, что альтруизм играет роль модератора в моделях с «интеграцией» и «ассимиляцией», но не оказывает никакого модерационного эффекта в случаях с «сегрегацией» и «исключением» В статье обсуждается смысл и возможные последствия выявленной модерации.

Добавлено: 23 апреля 2017
Статья
Кудрявцева Е. И., Березовская Р., Мясникова С. и др. Петербургский психологический журнал. 2014. № 9. С. 119-140.

В статье обобщены итоги круглого стола «Коучинг в организации: теория и практика», который состоялся в рамках международной конференции «Ананьевские чтения – 2014: психологическое обеспечение профессиональной деятельности». Представлены мнения экспертов, имеющих большой опыт применения коучинговых технологий на практике, по ряду актуальных вопросов и перспектив развития коучинга (в том числе бизнес-коучинга) в России. Особое внимание уделено роли психологии в становлении коучинга как нового вида профессиональной деятельности и необходимости привлечения внимания к коучингу со стороны научного сообщества.

Добавлено: 29 декабря 2014
Статья
Марарица Л. В., Казанцева Т. В., Почебут Л. Г. Петербургский психологический журнал. 2018. № 25. С. 13-50.

В статье рассматривается согласованность и структура шкал нетворкинг-поведения личности, их соответствие априорной теоретической модели и эмпирическим данным. Приводится теоретическое обоснование содержания стратегий на материале анализа феноменов социального поведения. На выборке 241 человек с помощью конфирматорного факторного анализа показано, что стратегии нормативного партнерства (альфа Кронбаха 0,73) и межличностного прагматизма (0,77) соответствуют по своему содержанию теоретическим ожиданиям; содержание стратегии персонального продвижения (0,82) получило частичное эмпирическое подтверждение. Показано, что связи друг с другом всех четырех стратегий, включенных в модель (включая альтруистическое инвестирование), подтверждают ее правомерность.

Добавлено: 11 октября 2019
Статья
Ефремова М. В. Петербургский психологический журнал. 2013. № 5. С. 1-20.

В статье представлены результаты сравнительного эмпирического исследования взаимосвязи показателей религиозности с представлениями о работе у представителей наиболее традиционных для России религий – православного христианства и ислама.

 В исследований ставится вопрос о наличии межконфессиональных различий в представлениях о работе, трудовой деятельности и роли религиозности в данных представлениях у православных христиан и мусульман России. Использованы данные Европейского Социального Исследования, проведённого в 2010 г. Результаты свидетельствуют о том, что в исследуемых религиозных группах существуют незначительные различия в представлениях о работе.  Выявлена взаимосвязь компонентов религиозности с показателями представлений о работе, трудовой деятельности. Так, для представителей православия и ислама религиозная активность, проявляющаяся в частоте посещения религиозных служб, способствует повышению общего уровня удовлетворенности работой, удовлетворенностью соотношением  времени отведенного на работу и другие аспекты. В то же время, для представителей данных конфессий выявлено, что более частое посещение религиозных служб связано с  представлением о том, что оплата труда не зависит от собственных  усилий и достижений в работе.

Добавлено: 18 декабря 2013
Статья
Свенцицкий А. Л., Марарица Л. В. Петербургский психологический журнал. 2017. № 21. С. 79-109.

Статья посвящена рассмотрению нетворкинг-поведения личности в контексте формирования социального капитала социальной сети. Для исследования вопроса привлекаются концепции социальной и функциональной ролей личности, теория социального обмена, социально-сетевой анализ, в особенности поиск сетевых ролей в социальной структуре, феномен социального капитала. Проводится анализ литературы, посвященной связи личностных особенностей с положением человека в социальной сети и ее нетворкинг-поведением. Выдвигается гипотеза о том, что нетворкинг-стратегия личности основывается на ее ценностях и через определенное социальное поведение помогает личности влиять на социальную структуру в желаемом направлении, участвовать в формировании социального капитала. Этот конструкт позволяет рассматривать человека не только как социального агента, действующего в своих интересах, добивающегося своих целей, но и как участника процессов формирования социального капитала социальной сети.

Добавлено: 12 октября 2019
Статья
Фаликман М. В., Уточкин И. С. Петербургский психологический журнал. 2016. № 17. С. 104-124.

В статье прослеживаются пересечения между постановкой проблемы внимания в классической психологии сознания и проблемами, обсуждаемыми в современной когнитивной психологии и нейронауке. Выделяется круг вопросов, связанных с разграничением того, что субъект может воспринять без участия внимания, а что требует его непосредственного вовлечения. Рассматриваются экспериментальные данные о восприятии сложных зрительных сцен и статистических характеристик множества одновременно предъявленных объектов. Даётся краткий обзор полученных авторами статьи парадоксальных результатов, связанных с исследованиями статистической репрезентации зрительных ансамблей и укрупнения перцептивных единиц в задаче зрительного поиска букв в больших буквенных массивах, содержащих слова родного языка. Резюмируются основные парадоксы современной когнитивной психологии, связанные с проблемой соотношения сознания и внимания.

Добавлено: 9 января 2017
Статья
Татарко А. Н. Петербургский психологический журнал. 2013. № 4. С. 1-29.

В работе рассматривается новый для социальной психологии конструкт – социально-психологический капитал личности, а также обосновывается необходимость его введения в понятийный аппарат социальной психологии. Рассмотрение и анализ социально-психологического капитала личности производится с точки зрения ее включенности в межкультурные отношения в поликультурном обществе, каким является Россия. В работе дается определение социально-психологического капитала личности, предлагается взгляд на его структуру, а также рассматриваются его возможные предикторы и следствия.

 

Добавлено: 14 ноября 2013
Статья
Казанцева Т. В., Гуриева С. Д., Марарица Л. В. Петербургский психологический журнал. 2020. № 30. С. 35-52.

В статье предпринята попытка проанализировать опыт осознания и переживания современными работающими женщинами России своей половой принадлежности в контексте трудовой деятельности. Изучен один из механизмов поддержания гендерного неравенства в организации - актуализация гендера в непосредственном взаимодействии сотрудников. Проанализированы протоколы полуструктури-рованного интервью с 51 работающей женщиной, разного возраста и профессиональной направленности. Женщины воспринимают принадлежность к женскому полу как значимый фактор своей карьеры, который может давать ситуативные преимущества, но в стратегическом плане воспринимается как барьер. Женщины осознают половую принадлежность при столкновении с гендерным неравенством в организации, в связи с материнством, либо с проявлением к ним сексуального интереса, а также при прямых напоминаниях об их поле, которые чаще всего происходят в нерелевантном контексте (на рабочем месте - 56,86 %). Указания на пол, даже в форме шуток, сопровождаются у женщин негативными эмоциями (недоумение, стыд, гнев, отвращение). Эмоции женщин могут быть наиболее точным индикатором микроагрессии и гендерной дискриминации на уровне организации.

Добавлено: 29 октября 2020
Статья
Марарица Л. В., Свенцицкий А. Л., Казанцева Т. В. и др. Петербургский психологический журнал. 2019. № 29. С. 60-83.

Конструкт «нетворкинг-стратегия» описывает тенденциозность социального поведения личности по отношению к другим людям. Согласно описательной модели стратегий нетворкинга, каждая из выделенных 4-х социальных стратегий имеет ценностный, целевой, и поведенческий компоненты. В данном исследовании изучалось содержание ценностного компонента (по методике Ш. Шварца) и особенности поведения в различных ситуациях типа социальных дилемм людей с разными стратегиями. По результатам исследования на выборке из 54 человек установлено, что стратегия «Альтруистического инвестирования» опирается на ценности, связанные с заботой о других людях, справедливостью, толерантностью и стремлением быть принятым другими людьми. В поведении проявляется как готовность вкладывать свои ресурсы в интересы группы и закрепление справедливости. Стратегия «Нормативного партнерства» опирается на ценности поддержания репутации, выполнения долга перед своим окружением, личной и общественной безопасности, следования нормам и правилам, а также стремления к достижению успеха в соответствии с социальными стандартами. На поведенческом уровне эта стратегия проявляется в следовании правилу прямой взаимности. Стратегия «Межличностного прагматизма» опирается на ценности власти как доминирования над другими и контроля за ресурсами. Желание помочь другим людям связано у них с перспективой вознаграждения. Стратегия «Персонального продвижения» опирается на ценности самостоятельности и свободы, стремления к яркой и насыщенной жизни, достижениям и власти, а также на веру в важность и значимость человека.

Добавлено: 29 октября 2020