?
Новые тенденции в отношениях коптской общины и властей Египта
Начавшийся в 1970-х годах процесс «возрождения ислама» в Египте, в течение которого государство оказывало самую широкую поддержку исламскому фактору, привел к резкому ухудшению взаимоотношений между мусульманами и христианами этой страны. В то время как интересы мусульман поддерживались на государственном уровне, другим этнорелигиозным меньшинствам очевидно недоставало представительства во власти. Это положило начало политизации самой многочисленной этнорелигиозной общины Египта – коптов, которые по разным оценкам составляют от 5 до 20% всего населения. Главным центром силы для коптов и выразителем их интересов является Коптская православная церковь, в особенности ее нынешний глава – Папа Шенуда III. Вместе с тем, церковь не может и не хочет исполнять роль настоящего политического игрока, поэтому в последнее время в Египте и за его пределами стали появляться светские коптские организации, которые, в отличие от папы Шенуды III, зачастую отстаивают интересы коптов в более жесткой форме. Возникновение и оформление «альтернативного» коптского фронта должно стать серьезным предупреждением для египетских властей. Это говорит о том, что, вопреки принципиальной отрешенности КПЦ от государственных дел, уровень политизации коптской общины за последние годы заметно вырос. Если эти процессы будут усиливаться, уже в скором времени Египет может оказаться в ситуации, когда этноконфессиональное меньшинство будет выдвигать политические требования. Это заметно осложнит положение властей, которые действуют в условиях, когда ислам признан государственной религией Египта, а шариат – основным источником законодательства.