• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Блог как феномен культуры

Хитров А. В.

В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в ново- европейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и но- вым явлением в истории европейской культуры. Ее основ- ные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в филосо- фии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом техноло- гическом уровне.
Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личнос- ти важно отметить еще одну — ее принципиальную диало- гичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересу- ет отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неиз- вестного сознания. Сетевая личность невозможна без дру- гой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращает- ся к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Интернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Од- нако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой тех- нологии, настолько разнообразны, что коммуникация ста- новится не просто передачей информации, но и действием.