Статья
Блог как феномен культуры
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в ново- европейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и но- вым явлением в истории европейской культуры. Ее основ- ные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в филосо- фии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом техноло- гическом уровне.
Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личнос- ти важно отметить еще одну — ее принципиальную диало- гичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересу- ет отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неиз- вестного сознания. Сетевая личность невозможна без дру- гой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращает- ся к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Интернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Од- нако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой тех- нологии, настолько разнообразны, что коммуникация ста- новится не просто передачей информации, но и действием.
Статья посвящена анализу предпосылок изменения коммуникационной стратегии российской оппозиции и техник, используемых конкурирующими политическими партиями для артикуляции обществу своих программ.
Данное учебное пособие предназначено для студентов третьего курса отделения прикладной математики и информатики факультета бизнес-информатики. Оно представляет собой первую часть из серии пособий по профессионально-ориентированному английскому (English for Specific Purposes) для данной специальности. Пособие состоит из трех разделов: презентация, социальные сети и веб-дизайн. Пособие основано как на современной коммуникативной методике обучения иностранному языку, так и на программе подготовки специалистов по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика». Материал соответствует требованиям итоговой государственной аттестации по английскому языку на четвертом курсе. Поэтому некоторые задания развивают навыки, необходимые для сдачи экзамена, и составлены в соответствующем формате.
Работа посвящена исследованию сетевых механизмов антиавторитарных движений. Здесь также предпринимаются попытки определить содержание и природу протестов, организуемых при помощи Интернет-ресурсов.
В данной статье, цель которой – приблизиться к ответу на вопрос о том, как разрешить противоречия между обеспечением свободы слова и противодействием экстремистской деятельности в Интернете, показана специфика самовыражения в Сети, влияющая на развитие экстремистских проявлений. Рассматриваются конституционные ограничения свободы слова в Интернете в целях противодействия экстремистской деятельности и их отражение в законодательстве и судебной практике. Представлены предложения по совершенствованию правового регулирования в данной области.
Исследование, посвященное блогам - явлению, которое стало рассматриваться как важный фактор общественной жизни.
Основываясь на обзоре литературы, автор выделил две проблемные области:
первая – отсутствие исследований, посвященных мотиву выражения эмоций у авторов дневников, связи выраженности этого мотива с личностными и демографическими характеристиками авторов, динамике потребности выражения эмоций;
вторая – отсутствие объективных данных о выраженности того или иного мотива, кроме самоотчета автора. Все исследования основывались на опросах авторов дневников.
Чтобы заполнить существующие пробелы, вместо самоотчетов авторов дневников использовалась экспертную оценка эмоциональности записей. На основе количества эмоциональных записей выдвигалось суждение о значимости для автора дневника мотива выражения эмоций.
Электронное издание является сборником материалов международной научно-практической конференции "Теория активных систем" (ТАС-2014)
В статье рассматривается феномен взаимосвязанных глокальных сообществ гостеприимства, распространившихся недавно по всему миру в контексте развития сети Интернет и процессов культурной глобализации. Основное внимание в работе уделяется описанию типичного сообщества пользователей крупнейшей социальной сети гостеприимства CouchSurfing.org в Санкт-Петербурге. Как показывает исследование, в рамках этого веб-сервиса происходит трансформация виртуальных групп пользователей, локализованных в разных точках земного шара, в реальные и взаимосвязанные глокальные сообщества, создающие у их членов общую идентичность и единство норм, ценностей и практик.
Статья посвящена анализу нового типа текста в Интернете с точки зрения текстовой лингвистики. В данный момент интернет-тексты завоевывают все большую популярность среди пользователей, однако традиционные методы текстовой лингвистики не способны точно передать всю многогранность и уникальность данных типов текстов. Для всестороннего и полного изучения новых явлений в текстовой лингвистике, которые предлагает нам Интернет, необходимо внедрение новых критериев анализа и оценки.
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.