Статья
Дарвин: пора прощаться?
Отдавая должное важности интеллектуальной революции, связанной с появлением «Происхождения видов...» Ч. Дарвина (1859), мы должны правильно понять его место в научной жизни современности. Развитие науки основывается на постоянных негоциациях, в ходе которых ученые приходят к соглашению о разграничении фактов и интерпретаций, «подлинных» фактов и артефактов наблюдения, формулируют, тестируют и перерабатывают теории. Дарвин давно перестал участвовать в этом процессе. Мы не сможем заставить его принять наши стандарты научности или пересмотреть свои взгляды под давлением новых фактов, сконструированных в ходе позднейших негоциации. За 150 лет, прошедших с момента публикации «Происхождения видов...», картина мира сильно изменилась. Некоторые концепции, восходящие к работам Дарвина, включены в современные эволюционные теории в форме, которая была бы не только непонятна, но, возможно, неприемлема для самого Дарвина и его современников, другие были полностью отброшены. Две основные ошибки в обращении с наследием Дарвина - догматическое следование букве его учения и оспаривание валидности его взглядов на мир - равно неприемлемы. Его труды следует рассматривать как классику научной литературы, относящуюся к определенному периоду развития науки. А научные дискуссии осмысленно вести с коллегами-современниками. В статье подчеркивается важность работы по популяризации современных достижений науки самими учеными, активно вовлеченными в ее развитие.
Учебное пособие написано в соответствии с программой кандидатского минимума по истории и философии науки. В нем обосновывается становление и развитие философии науки как результат познавательной деятельности человека, существующей в диалектическом единстве с предметно-преобразующей деятельностью. Рассмотрены философско- методологические и мировоззренческие проблемы научного познания, осуществлен анализ природы, оснований, критериев, идеалов науки, ее структуры, форм, методов. Прослежено единство непрерывного и дискретного в истории науки и динамика научных революций, серьезное внимание уделено вкладу отечественных ученых в развитие мировой науки.
Учебное пособие предназначено для аспирантов, соискателей и магистрантов, для всех, кто интересуется философскими проблемами науки и ее перспективами в современной цивилизации.
Анализируются перспективы развития научно-педагогической школы источниковедения в новых условиях: как научного сообщества, действующего в традиционных формах (публикация ученых трудов, подготовка и защита диссертаций, проведение конференций, преподавание), и как интернет-сообщества.
Книга представляет собой сборник воспоминаний и материалов, связанных с выдающимся ученым и организатором науки, директором Института физики атмосферы АН СССР, академиком Александром Михайловичем Обуховым (1918 - 1989). Аоспоминания написаны коллегами, друзьями, учениками и родными. В сборник также вошло ненаучное творчество А.М. Обухова - его "литературные опыты".
Стиль исследования А.М. Обухова, его ясный ум и принципиальность во всем, что касалось науки, проницательность и дальновидность, неиссякаемый юмор и заразительный смех создавали вокруг него незабываемую творческую атмосферу, память о которой отражена в этой книге.
Роль Фрэнсиса Бэкона в становлении европейской науки неоспорима. Тем не менее, историки и философы науки до сих пор спорят, в чем выразилось это влияние, и какие из предложений Лорд-Канцлера были услышаны и реализованы зарождающимся научным сообществом. В этой исследуется институциональная составляющая его проекта перестройки науки, и предлагается демонстрация того, что, вопреки сложившемуся мнению, идеи Бэкона не были реализованы в Англии, хотя некоторые и нашли благодатную почву за ее пределами.
Анализируются «Размышления об истории науки, ее задачах, методах построения и педагогическом значении (Лекция, читанная преподавателям средних учебных заведений, съехавшихся в С. Петербург 10-17 июня 1906 г.)». Неопубликованные лекции по истории науки представляют собой теоретические (философский и теоретико-исторический интерес) и практические мотивы их чтения и реализуют практику источниковедческого построения курса лекций по истории наук, в частности по историографии.
В статье содержится краткая биографическая информация о профессоре финансового права Московского и Петербургского университетов И. Х. Озерове (1869-1942), позволяющая оценить его вклад в развитие финансовой и финансово-правовой науки России на рубеже XIX-XX вв. Статья предваряет публикацию работы И. Х. Озерова «О приемах изучения финансовой науки», в которой были заложены основы применения социологического метода при исследовании финансовых отношений.
Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции по теме «Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы». Она посвящена памяти профессора университета А. Арсентьевой. Представлены выступления участников форума из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Поволжья и Урала. На секционных заседаниях конференции обсуждались проблемы нынешней высшей школы и пути ее совершенствования. Конференция проходила под эгидой Министерства образования РФ, Российского гуманитарного научного фонда, Российского общества интеллектуальной истории и ЧГУ.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.