Статья
Иранский кризис разрешится в Сирии
Вмешательство региональных и внешних игроков во внутренний конфликт в Сирии можно рассматривать с разных точек зрения, но ясно одно: атака идет не только на правящий режим одной из основных арабских держав, но и на Иран. Задачи внешнего вмешательства в этот конфликт не ограничиваются изменением роли Сирии в регионе. Падение режима Асада будет также означать резкое снижение возможностей иранской внешней политики по всем направлениям.
В статье показаны противоречия, возникающие внутри Лиги Арабских государств, связанные с взаимоотношениями с Израилем ввиду расширения программы строительства еврейских поселений в Восточном Иерусалиме, а также с вопросами внутреннего реформирования организации. Ввиду усиления контактов ЛАГ с неарабскими государствами (в первую очередь, Турцией и Ираном) рассмотрена внесенная по предложению Генерального секретаря ЛАГ Амр Мусы концепция создания «арабской соседской зоны».
27-28 марта 2010 г. в ливийском городе Сирт прошел 22й очередной саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), который впервые за всю 65летнюю историю существования организации получил название «Иерусалимский»*. Лига арабских государств1 объединяет народы, связанные общей историей, традициями и обычаями, исповедующие в основном ислам. Одна из основных целей ЛАГ расширение сотрудничества и взаимосвязей между арабскими государствами, а также защита интересов этих государств перед третьими странами. ЛАГ, являясь политическим институтом, в настоящее время, тем не менее, не оказывает существенного влияния на политическую жизнь арабского мира. Что и продемонстрировал последний саммит ЛАГ в Сирте, хотя и с некоторыми оговорками.
Сирии удалось выстоять в ходе событий Арабской весны, которая завершилась с падением режима Джамахирии в Ливии и гибелью Муаммара аль-Каддафи. В течение довольно длительного промежутка времени в Сирии в условиях отсутствия внутренних предпосылок для смены правящего алавитского режима во главе с Башаром аль-Асадом единственной силой, способной привести к отставке президента, могло стать внешнее вмешательство, в том числе вооруженное. Однако по мере эскалации террористической активности на территории страны на фоне сохранения напряженной внешнеполитической обстановки на первый план выступают тенденции разворачивания гражданской войны.
Статья содержит комплексное описание устройства и функционирования политической системы Ирана, исторических особенностей формирования политических традиций и институтов, экономики, внешней политики, угроз, с которыми сталкивается государство.
Последнее десятилетие стало концом монополии членов СБ ООН на ядерное оружие и началом новой эпохи ядерного распространения. Остановить этот процесс не удалось, повернуть его вспять, видимо, также не удастся. Как представляется, традиционную научно-политическую дискуссию о проблеме нераспространения сегодня следует дополнить дискуссией о распространении ЯО и о том, какие угрозы для России создает появление ядерного оружия у ее соседей на Юге. Это положение анализуирется в статье, предлагаются сценарии его развития.
Сборник подготовлен Фондом исторической перспективы в сотрудничестве с Центром поддержки и развития общественных инициатив – «Креативная дипломатия» по итогам круглого стола молодых экспертов по теме Афганистана, состоявшегося 3 февраля 2011 г., при участии Центра изучения современного Афганистана.
Издание сборника преследует своей целью привлечение и развитие молодого научного экспертного потенциала России и стран СНГ, а также содействие молодым специалистам в создании постоянно действующей дискуссионной площадки.
Сборник предназначен как для специалистов по тематике афганской войны и смежным вопросам, так и для широкого круга читателей, интересующихся данной темой.
Комплексное исследование состояния и перспектив научно-технического сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран в контексте усложнения международной обстановки вокруг РФ.
В статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 году. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах («модель спрос-предложение»).Данных подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.
С 1 декабря 2012 года Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 года стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики, как основной задачи глобального управления, в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».
Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.
Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.
Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.
По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке»теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.
При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.
В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.
В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.
В рабочей записке проанализировано влияние политической нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке на мировой рынок нефти в краткосрочном и долгосрочном периодах. Рассмотрены действия компании Eni, а также России и КНР в ходе ливийского конфликта.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Во 2 части сборника представлены статьи, посвященные различным аспектам коммуникаций в органах власти. Авторы рассматривают принципы информационной политики, реализуемой органами власти, специфику взаимодействия органов власти с различными субъектами, технологии, а также экономический, организационный и правовой аспекты. Исследуются проблемы, связанные с разработкой и реализацией органами государственной власти и местного самоуправления стратегических программ развития и влияния коммуникаций на реализацию этой важной управленческой функции. Материалы сборника представляют интерес для преподавателей, магистрантов, аспирантов, занимающихся междисциплинарными исследованиями в сфере государственного администрирования, а также и студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Статья посвящена анализу права на проведение контрдемонстраций, являющегося одним из проявлений свободы собраний. Подчеркивая ценность данного права как элемента демократического общества, автор признает наличие риска насильственных столкновений между участниками публичных мероприятий, придерживающихся противоположных идей. Данное обстоятельство диктует необходимость установления соразмерных ограничений права на контрдемонстрации, отдельные виды которых анализируются в настоящей работе.
В статье рассматривается развитие норм международной управляемости в мировой энергетике, применяется институциональный подход к развитию международного правового режима Энергетической хартии. Определение управляемости связано с развитием международных норм разрешения споров, которые достаточно широко представлены в данном документе. В общем контексте вопроса управляемости рассматриваются интересы России - защита инвестиций в ЕС и поощрение экологических инвестиций.
В статье рассматривается понимание основ и задач международного частного права в учениях французских бартолистов.