Статья
Why people do not vote: The role of personal values
Почему люди не голосуют: роль личных ценностей. О падении уровня избирательного участия в устоявшихся демократиях. Авторы считают, что дело в несовпадении ценностей избирателя и ценностей, которые предлагает избирателю кандидат.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Сборник подводит итоги конференции «Очередная смена вех? Изменение политической повестки дня и перспективы партийно-электоральных исследований», прошедшей 24-25 мая 2012 г. в Москве. В нем в переработанном и дополненном виде представлены доклады как ее участников, так и тех исследователей, которые по каким-либо причинам не смогли на ней присутствовать. Статьи сгруппированы по трем тематическим разделам: материалы первого посвящены эволюции партий и выборов в России в историческом и сравнительном контексте («вчера»), второго – итогам и ближайшим последствиям избирательного цикла 2011–2012 гг. («сегодня»), третьего – реформе партийного законодательства и ожидаемым переменам на партийно-политическом поле («завтра»). Книга предназначена для исследователей, преподавателей, студентов, журналистов и всех, кто интересуется политикой.
We focus on one of these aspects of value theory that has remained relatively underexposed, namely the relation between individual social location and human values. Does one’s position in the social structure—indicated by socio-demographic variables such as age, gender, education and income—affect the values that one prioritizes? We pay special attention to the cross-cultural robustness of the relation between social location and values: Can similar patterns be detected in various European countries? Or do cross-national differences in the relation between structure and values depend on elements of the national context?
We depart from Schwartz’ (1992, 1994, 2006) theory of human values, and make use of the value scale included in the European Social Survey (ESS). We believe that this study adds up to existing research in various ways. First, an exceptionally wide range of European countries is taken into account, including various Eastern European countries. Second, we take up the issue of the cross-cultural equivalence of the measurements. Prior to substantive analysis, we test to what extent different cultural interpretations of values affect the validity of cross-national comparisons. Third, to the best of our knowledge, this is the first study that explicitly addresses the question whether national context affects the relation between social location and values.
На основе ранее предложенной ценностно-нормативной модели социогенеза предлагается систематизация представлений о политической культуре, политических идеологиях, а также методика построения профилей политических культур и их динамики.
Систематиччески рассматриваются ценностно-нормативное содержание российской политической культуры, источники и этапы ее формирования. Специальное внимание уделяется советскому цивилизационному эксперименту, перспективам современной российской политической культуры. Книга ориентирована на всех, интересующихся отечественной историей, состоянием и персппективами развития российского общества.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.