Статья
Сетевая структура и идентичности в локальном сообществе социологов
В статье описаны основные этапы сетевой истории ленинградской / петербургской социологии и подробно проанализирована многоуровневая структура социальной сети, которая связывает петербургских социологов в настоящее время. Основной исследовательский вопрос статьи: являются ли главным элементом этой структуры «научные школы» (или «академические банды», по выражению Томаса Шеффа) – сплоченные клики ученых, объединенные общими исследовательские интересами и интеллектуальной идентичностью? Вывод статьи заключается в том, что хотя социальные сети стоят за решением большинства проблем координации коллективного действия в петербургской социологии, эти сети не состоят из плотных кластеров, имеющих выраженную теоретическую идентичность, которые мы могли бы назвать «школами». Вместо этого, преобладают более инклюзивные «академические культуры».
Препринт представляет результаты исследовательского проекта «Петербургская социология после 1985 года: Институциональная динамика, экономическая адаптация и точки интеллектуального роста», посвященного истории локального академического сообщества петербургских социологов на протяжении последних двадцати пяти лет. Исследование, продолжающее традицию community-studies Чикагской школы, опиралось на широкий круг исторических, социологических, этнографических и библиометрических методов. Целью проекта было изучение экологии интеллектуальных, экономических, политических и других практик сообщества, состоящего примерно из 600 ученых-обществоведов.
В этот выпуск вошли два текста. В первом, за авторством М.М. Соколова, К.С. Губы, Д.В. Димке и М.А. Сафоновой, кратко охарактеризованы интеллектуальные истоки жанра community studies, обоснована его релевантность для социологии науки, описана стратегия и методы исследования, а также перечислены некоторые опубликованные ранее результаты проекта. Во втором тексте, за авторством М.А. Сафоновой, описаны основные этапы сетевой истории ленинградской / петербургской социологии и подробно проанализирована многоуровневая структура социальной сети, которая связывает петербургских социологов в настоящее время. Основной исследовательский вопрос статьи: являются ли главным элементом этой структуры «научные школы» («академические банды», по выражению Томаса Шеффа) – сплоченные клики ученых, объединенные общими интересами и интеллектуальной идентичностью?
Статья посвящена статусной системе сообщества петербургских социологов. На основании данных о цитировании сопоставляются списки самых влиятельных фигур, как для всего сообщества, так и для его отдельных частей. Анализ четырех разных списков самых цитируемых социологов показал отсутствие единой иерархии признания, когда обособленные фрагменты создают свои собственные значимые фигуры. В случае петербургской социологии лишь немногим авторам удается с легкостью переходить из одной части сообщества в другую, что делало бы их центральными фигурами для всего сообщества. В итоге, если что-то и позволяет говорить о «сообществе» в единственном числе, то это наличие интеллектуальных источников «Северной» части, которая создает общий фокус внимания.
Анализируются итоги исследования ситуации в области кадрового обеспечения сферы науки за период с 1998-2008 гг., в рамках которого изучались также условия работы ученого и привлекательность научной карьеры в России.
Using network approach, we propose a new method of identifying key food exporters based on the long-range (LRIC) and short-range interaction indices (SRIC). These indices allow to detect several groups of economies with direct as well as indirect influence on the routes of different levels in the food network.
Вступительное слово научного руководителя проекта Российского гуманитарного научного фонда № 14-33-01001 «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского): 2014-2015 гг.».
Данный номер «PEM: Psychology. Educology. Medicine» представляет собой коллективный труд группы молодых ученых под руководством доктора социологических наук, профессора Ирины Леонидовны Сизовой. Представленные работы были подготовлены в рамках масштабного социологического исследования "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)", проведенного при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в 2014-2015 гг. Особый интерес данное исследование представляет в контексте празднования Нижегородским государственным университетом им. Н.И. Лобачевского столетнего юбилея в следующем году (2016). Одна из важнейших задач профессорско-преподавательского состава в современном университете - приобщение студентов к научной работе, обучению технологии, культуре и секретам этой работы, формированию у подрастающего поколения профессионального мышления и этики взаимоотношений с коллегами под руководством научного наставника. Как гласит хакасская поговорка «Жеребенок учится бегу рядом с конем». Студент не сосуд, который нужно наполнить знаниями основ наук, но факел, который нужно зажечь. Именно работа студента с научным руководителем и является тем горючим материалом, наполняющим этот факел, что позволяет реализации главного девиза любого ученого: «Aliis inserviendo consumor» (лат.) — «светя другим, сгораю сам» (служа другим, расточаю себя). Второй важной составляющей в процессе развития научного потенциала студентов – работа в рамках Студенческого научного общества, в данном номере представлены лишь некоторые из материалов одного из известных в России СНО: Студенческого научного общества Факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В дальнейшем мы намерены ещё не раз представлять работы молодых учёных входящих в Студенческое научное общество ФСН ННГУ. Надеюсь, что материал номера будет интересен и полезен читателям журнала.
Глава посвященная российскому либерализму прослеживает историю российской либеральной мысли и отражения в ней контекста имперского разнообразия на протяжении XIX-начала XX вв. В главе анализируется процесс заимствование стратегий европейского либерального универсализма и развитие рамки национального либерализма как ответа на проблемы империи. Автор утверждает, в истории российского либерализма была и отличная от национального либерализма парадигма, которую можно обозначить как парадигму имперского либерализма. Именно эта парадигма позволила российским либералам найти свое место в имперской политике начале XX века, несмотря на противоречия контекста массовой политики и классического либерализма. В главе впервые вводится в научный оборот исследованная автором транснациональная генеалогия проекта «Великой России»П.Б. Струве.
Диалог двух российских интеллектуалов об истории идей и социологии знания от 1970-х и до наших дней.
Экономика укоренена в продолжающихся социальных сетях, а экономические процессы все больше приобретают международный характер. Три взаимосвязанных процесса важны для обозначения исследовательской рамки данной книги: глобализация, развитие постиндустриальных обществ и трансформация постсоциалистических стран в Европе. Кроме того, в книге обсуждается ряд следующих вопросов: экономика в переходном периоде – надежные модели, имитация, локальная адаптация, культурная укорененность; множественность рынков – коммодификация, новые рынки в традиционных обществах; экономическое поведение – домохозяйства, микропредприятия, влияния локального и глобального характера; современные системы регулирования, т.е. государства, Европейский Союз и крупные корпорации. Авторы этого сборника, опираясь на эмпирический материал, обращаются к очень интересным экономико-социологическим вопросам.
В книге рассматриваются основные принципы истории социологии; анализируются ключевые идеи, из которых сформировалась социология и благодаря которым предыстория этой дисциплины превратилась в ее историю; представлены интеллектуальные портреты некоторых классиков социологической мысли (Огюста Конта, Карла Маркса, Эмиля Дюркгейма, Вильфредо Парето) и отдельные направления социологического редукционизма (социальный дарвинизм и расово-антропологическая школа).
Издание соответствует общей программе курса истории социологии и адресовано преподавателям, студентам и аспирантам вузов, равно как и широкому кругу читателей.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.