Статья
Причины существования нищенства в России на рубеже ХIХ-ХХ веков: историко-правовой аспект
В статье выявляются следующие причины существования нищенства в Российском государстве на рубеже ХIХ-ХХ веков: внешние, внутренние и социальные. К последним относятся юридические причины существования нищенства, которые заключались в слабой правовой защите населения и несовершенстве некоторых законодательных норм, в том числе в сфере государственного призрения.
В книге прослеживаются исторические и генетические связи и параллели в различных странах и периодах между социально-правовыми институтами урегулирования споров, к которым относятся посредничество, третейский суд и связанные с ними процедуры. В монографии, в частности, рассмотрено становление института мирового соглашения и примирительных процедур и их применение в различные исторические эпохи: при родовом строе и в традиционных обществах; в праве и практике Древней Греции, Рима и Иудеи; в Европе в период средневековья, индустриального и постиндустриального общества. Значительное внимание в исследовании уделяется культуре урегулирования споров как части правовой и деловой культуры. Предназначена для всех, кого привлекает изучение теории и практики применения медиации, переговоров, других альтернативных процедур, а также мирового соглашения.
Одной из ключевых проблем России в настоящее время является проблема социального сиротства. Дети, лишенные собственных семей (по разным причинам: алкоголизм или наркомания родителей, насилие или острое социальное неблагополучие в семье, просто пренебрежение интересами и правами ребенка), становятся сначала безнадзорными, а в дальнейшем, с высокой долей вероятности, и беспризорными. Масштабы проблем безнадзорности и беспризорности ужасающи. Справиться с этой проблемой государство не может в силу разных обстоятельств. Это и социальное иждивенчество граждан, бросающих своих детей, и дефекты государственной социальной, в том числе семейной политики, а также государственная монополия в социальной сфере, запаздывание реакции властных органов на ту или иную социальную проблему, репрессивность и манипулятивность подходов к решению актуальных социальных проблем, отчуждение самих граждан от участия в решении социальных проблем общества. Как следствие, в нашей стране не просто катастрофически уменьшается численность населения, но и качество населения существенно снижается, что ставит мощные преграды любым стратегиям долгосрочного и устойчивого развития. Автор считает, что качестве альтернативы государственной политике в этой сфере может использоваться подход, предполагающий совокупность действий, изначально ориентированных на достижение запланированного эффекта. Это — менеджмент, ориентированный на результат.
Рассматривается история понятия "Права человека", а также его понимание в разных контекстах, в том числе субъективном и объективном. Кроме того, автор задается следующими вопросами: Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национально-культурная специфика в их понимании?Можно ли говорить о том, что права человека - едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существуетнационально-культурная специфика в их понимании? Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарных/тоталитарных режимов?
В статье речь идет об особом способе урегулирования споров — мировом ряде, существовавшем в Новгородской республики в XI–XV веков. Мировой ряд был отдельной процедурой разрешения споров, отличной от третейского суда, переговоров и посредничества. Мировое соглашение между сторонами, достигнутое в результате мирового ряда, имело обязательную силу и не могло быть пересмотрено в судебном порядке. Исторические документы свидетельствуют, что эта процедура применялась, как правило, среди купцов и была важной частью русской национальной культуры мирного урегулирования споров.
Глава посвященная российскому либерализму прослеживает историю российской либеральной мысли и отражения в ней контекста имперского разнообразия на протяжении XIX-начала XX вв. В главе анализируется процесс заимствование стратегий европейского либерального универсализма и развитие рамки национального либерализма как ответа на проблемы империи. Автор утверждает, в истории российского либерализма была и отличная от национального либерализма парадигма, которую можно обозначить как парадигму имперского либерализма. Именно эта парадигма позволила российским либералам найти свое место в имперской политике начале XX века, несмотря на противоречия контекста массовой политики и классического либерализма. В главе впервые вводится в научный оборот исследованная автором транснациональная генеалогия проекта «Великой России»П.Б. Струве.
This article is devoted to the Digest of the Laws of the Russian Empire – an embodiment of the operative legal system in late imperial Russia. Even though the Digest contained the law in force, and thus should be studied as a crucial source on Russian (legal) history, its meaning has been often overlooked. The reason for that is a remarkable difference between the original texts of laws adopted by the legislator, and their published form in the Digest. This difference came from the necessary editing procedures when every new piece of legislation was included in the existing system of the Digest. This strange feature of legal procedure when two different versions of a particular law – the original one and the one codified in the Digest – both remained in force should be considered as a part of official autocratic legality in late imperial Russia. Even though it may seem inefficient and irrational, the practice of obligatory codification of laws in the Digest existed for a rather long time – from 1835 until 1917. My research aims to find possible explanations for the Digest’s prolonged existence in the context of political and legal culture of late imperial Russia. What did Russian ‘official legality’ actually mean on the levels of theory and action?
В статье анализируются концепции ведущих представителей неовеберианской исторической социологии в США и Великобритании: Р. Бендикса, Р. Коллинза, М. Манна.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Представлены материалы первой международной научно-практической конференции, отражающие современное состояние инновационной деятельности в образовании, науке, промышленности и социально-экономической сфере с позиций внедрения новейших информационных технологий.
Представляет интерес для широкого круга научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов и специалистов в области инноватики и современных информационных технологий.
В статье анализируются и сравниваются несколько подходов к понятию отцовства, присутствующих в западной социологической традиции: биологический детерминизм, социальный конструктивизм и биосоциальная теория. Проблематика отцовства и родительских практик мужчин маргинализирована в современных российских социальных иссследованиях, посвященных семейной тематике, и этот факт закрепляет традиционное неравенство в семейных отношениях, когда роль отца считается вторичной по сравнению с материнской ролью. В западных критических мужских исследованиях, напротив, можно выделить несколько этапов: развитие «поло-ролевой» парадигмы (биологический детерминизм), возникновение концепции гегемонной маскулинности, междисциплинарный этап (биосоциальная теория). В соответствии с подходом биологического детерминизма отец выступает как патриарх, продолжатель рода и ролевая модель для преемников. Социальный конструктивизм рассматривает функции мужчины в семье с точки зрения маскулинного давления и утверждения гегемонии над женщиной и детьми. Биосоциальная теория стремится объединить биологическую детерминированность отцовства с социальным, культурным и личностным контекстом. В статье показано, что эти подходы непосредственно связаны с уровнем развития общества, отношением к институтам семьи и брака, уровню эгалитарности гендерного порядка
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Первые страницы истории доктрины международного частного права уходят своими корнями в позднее Средневековье и начинаются с глоссаторов. Впервые вопросы коллизий разнонациональных законов были поставлены, когда на Западе Европы наряду с унаследованным римским правом стали зарождаться самостоятельные городские законодательства. Интенсивный торговый оборот повлек за собой возникновение коллизионных проблем. Эти коллизии еще нельзя назвать международными; пока это только межобластные коллизии, но именно они стали объективным фактором зарождения науки МЧП. На рубеже XII–XIII вв. перед юристами уже во всей своей полноте возник вопрос – какое право применить к конкретному, осложненному иностранным элементом правоотношению. В конце XI – начале XII вв. в Западной Европе начался процесс рецепции римского права. Итальянские города-государства приняли систему римского права в качестве общего «естественного закона». Современная наука международного частного права (как и вообще вся наука права) выросла на почве изучения римского права. В принципе, глоссаторы ставили перед собой одну задачу – определить, применимы ли статуты данной общины к иностранцам. Считалось, что на основе римского права, которое имело приоритет над местным правом и являлось общим для всех городов, суды имели право применять статуты других городов при регулировании отношений с участием иностранцев. В период возникновения статутного законодательства проблема коллизий между различными статутами не имела широкого распространения и глоссаторы мало интересовались вопросами о столкновении статутов. Исходя из представления, что статут обязывает только его создателей, они не видели и не допускали возможности конфликта между статутами различных территориальных союзов. У глоссаторов были «излюбленные» места в Кодификации Юстиниана, к которым они предпочитали приурочивать свои учения. Для учения о столкновении статутов таким излюбленным местом сделалась первая конституция Кодекса Юстиниана, помещенная в первом титуле и носившая название «Об утверждении веры в Святую Троицу». Текст конституции был привлечен как доказательство правила о неприменимости к иностранцам местных статутов и к нему была сделана известная глосса, ставшая, согласно общепринятому мнению, колыбелью науки международного частного права. Эта глосса вошла в знаменитую «Глоссу Аккурсия».
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.