Статья
Отдача от интеллектуального капитала компании: экзогенные факторы влияния
В последние двадцать лет интеллектуальный капитал стал объектом пристального внимания, как теоретиков, так и практиков. Экономика знаний фокусирует усилия менеджеров на повышении эффективности управления интеллектуальным капиталом компании. На сегодняшний день мало изученным остается вопрос о роли интеллектуального капитала в процессе увеличения стоимости компании и о том, какие факторы оказывают влияние на отдачу от интеллектуального капитала. В частности, роль внешних факторов, таких как уровень развития страны или принадлежность к отрасли, остается недооцененной. Данная работа посвящена анализу влияния экзогенных факторов на отдачу от интеллектуального капитала на выборке из 668 компаний России, Украины, Великобритании, Германии и США за период с 2005 по 2009 гг.
«Социоэкономика» - первое в России учебное пособие по стремительно развивающемуся в мире научному направлению, возникшему под воздействием широкого и постоянно возрастающего спектра практических вызовов макро-, мезо- и микроуровня. В основу пособия легли лекции, читаемые автором на ряде факультетов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с 2004 г.
Обосновываются базовые принципы и возможности такой версии социоэкономики, которая пытается органически увязать потенциал экономического подхода с подходами других социальных наук и содействовать на этой основе повышению эффективности управленческих решений на самых разных уровнях. Показывается, что эта версия социоэкономики адекватно отвечает на новые вызовы практики и направлена на решение широкого класса задач, актуальных как для стабильных высокоразвитых социально-экономических систем, так и для трансформирующихся экономик и обществ.
Для студентов и преподавателей экономических и управленческих вузов и факультетов, аналитиков и менеджеров компаний, госслужащих разных уровней, всех тех, кто интересуется системным и многоаспектным осмыслением актуальных социально-экономических проблем и поиском эффективных путей их ослабления.
Необходимость эстетики как дисциплины подготовки будущих менеджеров определяется глобальными изменениями на рынках, когда компании, ориентированные на наращивание интеллектуального капитала, делают ставку на инициативу и творчество своего персонала. Эстетика способна инициировать и реализовывать эвристический потенциал каждого человека.
Современный этап развития экономики связан с возросшей ролью знаний как ключевого ресурса роста, что определяет принципиально новые подходы к управлению, и расставляет приоритеты в пользу интеллектуальных ресурсов. В этом контексте возрастает интерес к измерению неосязаемых активов, при этом существуют сложности, обусловленные природой интеллектуального капитала. На сегодняшний день существует ряд методов, как финансовых, так и нефинансовых, которые позволяют менеджменту компании управлять такими активами, проводя сравнительный анализ и измеряя добавленную стоимость от их использования (Sveiby, 1997). В данной работе авторы, используя методологию коэффициента добавленной интеллектуальной стоимости А. Пулика (Value Added Intellectual Coefficient), анализируют поведение промышленных предприятий Пермского края. На основе данных о более чем 350 компаний региона за 2005 – 2007 гг., авторы обнаружили устойчивую положительную взаимосвязь между индикаторами интеллектуального капитала и результатами деятельности фирмы, в частности производительностью труда по добавленной стоимости. Авторы также адаптировали методологию оценки коэффициента добавленной интеллектуальной стоимости в соответствии с требованиями и возможностями российской системы бухгалтерского и статистического учета. Полученные результаты свидетельствуют о возрастающей роли интеллектуальных ресурсов в процессе формирования устойчивых конкурентных преимуществ компаний в развивающихся экономиках.
Cтатья посвящена выявлению характера взаимосвязи между эффективностью использования интеллектуального капитала и структурой капитала компаний как основного финансового решения, влияющего на стоимость компании, в России в 2005-2007 гг. Показано, что эффективность использования интеллектуального капитала оказывает положительное влияние на размер финансового рычага компаний. Эффективное использование интеллектуального капитала увеличивает привлекательность компании для кредитных организаций и открывает дополнительные возможности для получения финансирования. Были выявлены российские особенности взаимосвязи между эффективностью использования интеллектуального капитала и структурой капитала компании. Полученный результат согласуется с результатами аналогичных исследований, проведенных на развитых рынках капитала.
Учитывая неопределенность развития рыночной ситуации, непредсказуемость действий конкурентов, неполноту информации и другие факторы, оказывающие негативное влияние на деятельность компании, ее руководству необходимо иметь представление обо всех возможных вариантах развития событий для выбора наилучшего из них. Использование метода VaR и его модификаций представляет собой наиболее эффективный подход к управлению компанией и увеличению ее стоимости.
В новой экономике интеллектуальный капитал рассматривается как ключевой ресурс организации, способствующий улучшению финансовых результатов, поэтому у внешних инвесторов, осознающих его значимость, возникает проблема отбора компаний с высокой результативностью его использования. Автор предлагает метод EcRAVE, позволяющий на базе открытой информации оценить созданную компонентами интеллектуального капитала рыночную стоимость, а затем проранжировать компании по их инвестиционной привлекательности.
Эта статья анализирует с финансовой точки зрения один из самых спорных активов компании, а именно, гудвилл. Противоречивый характер гудвилла находится не только в его определении, но также в его оценке, учете и раскрытии в финансовой отчетности.
В данной статье рассматриваются два аспекта: во-первых, сравниваются международные и национальные стандарты по бухгалтерскому учету гудвилла, предлагаются решения по объединению и оптимизации методов его учета; и, во-вторых, оценивается воздействие гудвилла на стоимость компании. Сравнение сосредотачивается на раскрытии проблем и двусмысленностей, которые возникают при применении международных стандартов в России. Между тем, мы подчеркиваем, что и приобретенный, и созданный гудвилл влияют на ценность компании, поэтому унификация бухгалтерских методов оценки неизбежна.
Рецензия на книгу Барбера М. Приказано добиться результата. Как была обеспечена реализация реформ в сфере государственных услуг Великобритании / пер. с англ. под науч. ред. Я.И. Кузьминова, А.В. Клименко. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 394 с.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
Сборник статей посвящен решению важной научной задачи по исследованию развития и формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в сборнике, отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.
В декабре 2011 г. был обнародован консультативный документ Базельского комитета по принципам надзора за деятельностью финансовых конгломератов. В статье дан обзор данных принципов, а также ряд предложений, разработанных авторами в рамках проведенного анализа исследовательской группы ВШЭ.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Переводы классики по разделам экономической науки (ВЕХИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ), учебники экономические, справочные и методические материалы, книжные серии, экономическая терминология
В статье проанализированы последствия гайдаровских реформ для России.