Статья
Визуальная социология и развитие социологического воображения
Статья посвящена методологическим и методическим аспектам преподавания визуальной социологии. Обобщен опыт двух преподавателей из Государственного университета-Высшей школы экономики и социологического факультета МГУ. Даются два разных подхода к преподаванию визуальной социологии в данных вузах: первый основан на соединении социологии и фотографии, второй - на развитии социологического воображения с помощью метода включенного визуального наблюдения.
В монографии рассматриваются теоретико-методологические основы и методика визуального анализа государственной идентичности в современном обществе. В книге предпринята попытка показать, как имаджинативная (образная) реальность отражает отношения человека и государства, а также формирует эти отношения. Работа содержит подробное изложение результатов трех эмпирических исследований, посвященных изучению армянской национальной идентичности, конструируемой через букварь; отражения национально-государственной идентичности в фильмах Н. Михалкова; визуальных репрезентаций России в рамках интернет-сообщества "Потсреотизм".
В статье исследуется ряд фотоальбомов о первой мировой войне, издававшихся в годы Веймарской республики правоконсервативным интеллектуалом Эрнстом Юнгером. Его концепция «тотальной мобилизации» позволяет продемонстрировать генетическую связь между фотографией и кинематографом как «новыми масс-медиа» и феноменом технической войны. Для Юнгера техническая война и техника в целом суть тот способ, каким «гештальт рабочего» мобилизует мир и достигает глобального господства. Фотоальбомы о войне оказываются, таким образом, документами/свидетельствами глобальной трансформации и маркируют новый опыт героического освоения технической действительности, сопоставимый с фильмами Дзиги Вертова, Лени Рифеншталь или Фрица Ланга.
В широком социально-философском и культурологическом контексте рассмотрены теоретические основания и практика использования фотографии как метода социологического исследования. Показаны особая роль визуальных представлений, проявлений и воображения в современном и особенно в постсовременном обществе. Освещены основные вехи развития социально ориентированной фотографии и показан путь, пройденный по направлению к социологической фотографии. Охарактеризовано общество в фотографическом объективе, включая человеческие личности, действия, социальное взаимодействие, коллективность, культуру и окружающую среду общества. Представлены возможности фотографии в качестве дополнения к другим методам социологии. Проанализирован фотографический образ как предмет интерпретации. Изложены теоретические аспекты развития визуальной социологии.
Для студентов высших учебных заведений, получающих образование в области социологии, культурной антропологии, этнографии, журналистики. Представляет интерес для широкого круга ученых и специалистов социально-гуманитарной сферы, практикующих использование фотографии и других методов отображения визуальных аспектов общественной жизни.
В данной статье представлены различные способы использования видеоматериалов и приведены практические примеры для работы на занятиях. С помощью видеоматериалов, воспроизводящих разнообразные жизненные ситуации, создаются речевые образцы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Статья посвящена использованию мультимедийных средств обучения на уроках английского языка. Авторы приводят примеры разных этапов урока, на которых можно использовать аутентичные видео материалы, а также освещают цели и возможные результаты данного вида деятельности. В статье приводятся полезные ссылки на тематическое видео.
Визуальные свидетельства, документы и объекты открывают для антропологов, культурологов, социологов и этнографов новые пути к пониманию прошлого и настоящего, обогащая исследовательский дизайн и способы анализа данных. Анализируя предысторию и вскрывая подтексты визуальных репрезентаций, изучая образы как источники информации об обществе, исследователи ставят вопрос о роли тех или иных социальных акторов в производстве и первичном отборе визуальных репрезентаций. При этом очень важно отрефлексировать этот многоэтапный процесс селекции материала, чтобы приблизиться к пониманию логики его участников. Книга «Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность» стала результатом совместной деятельности представителей различных творческих коллективов, научных дисциплин и традиций, встретившихся в июле 2006 года на летних курсах и конференции Центра социальной политики и гендерных исследований, кафедры социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета при поддержке Фонда Форда, Центра социологического образования Института социологии РАН, Российского фонда фундаментальных исследований. Эта книга отражает стремление редакторов и авторов сделать новый шаг к инститyциализации визуальной антропологии в России, переход от позитивистского к интерпретативному анализу визуальных материалов, будь то визуальные формы доиндустриальных, отдаленных в пространстве и времени культур или индустриального мира, современного общества во всем многообразии его географических и социальных контекстов.
Тесная связь виртуализации с общественно-технологическими реалиями ХХ века не вызывает сомнения. Однако связывать виртуализацию исключительно с развитием современных технологий коммуникации едва ли правомерно. Этот процесс в своих элементах и фрагментах уходит в глубины культуры и ретроспективу ее истории. В основе виртуализации, на наш взгляд, лежит базовая для человека способность к воображению, идеализации, интеллектуальной деятельности, основанной на продуцировании абстрактных моделей и образов. Значимость мира мыслимого, «интеллигибельного», в отличие от мира, раскрываемого в ощущениях, постоянно нарастала в ходе истории человечества. Однако развитие информационных технологий конца XX и начала XXI веков повлекло за собой качественное изменение самого статуса информации в современном мире. В различных социальных системах постепенно (и чем дальше, тем больше) информационные технологии приобретают самодовлеющий и самодостаточный характер, становясь реальностью-в-себе и реальностью-для-себя. С развитием масс-медийных технологий «виртуальная реальность» перешла из области продаваемой на рынке метафоры в общезначимый символ современной действительности. Причем одна из важнейших особенностей виртуализации состоит в ее манипулятивности, инженерной конструируемости и проектности. Фактически в общественном поле теперь возможно интеллектуально сымитировать практически любой продукт и придать ему убедительные черты бытийственности.
Рассматривается ситуация конкуренции за гражданина как тен- денция современного общества. Представляются результаты эмпирического ис- следования невидимой государственной идентичности, выполненного с использо- ванием методов визуальной социологии.
This paper is dedicated to the characteristics of phenomenon of state identity in the modern Russian society which has been affected for last 20 years by the processes of virtualization, informatization and political transformation. Today, the Russian Federation, like any other state in the world, is closely connected to non-local events and ideas; the " title nation" and " strong state" ideas are routinely confronted by challenges from multiple agents including immigrants, the mass media and especially the Internet. In the present study, empirical findings from several studies developed with methods of visual sociology, expert interviews and public opinion research are used to understand how people in Russia tend to realize their desire to be the unit of the state forming so-called " invisible" state identity, which is not absolutely loyal to the government institutions and is very stable. This type of identity has been formed under alternative institutional logic which isn't preordained by acting of the state but is shaped as well by cultural, social, and cognitive processes in " real" , but especially in " virtual" spaces of communication. And despite " Russia as a state" is still a way of maintaining the symbolic power of political leaders, there are some strong but hidden tendencies forming " Russia as a community of citizens" under the influence of information technologies, global values, norms and outlooks.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.