?
Регулирование соглашений об узком паритете цен на многосторонних рынках
Статья посвящена обсуждению вертикальных ограничивающих соглашений об узком паритете цен, которые приобрели популярность по мере развития цифровых многосторонних рынков. Эти соглашения лишают поставщика права продавать товар по цене более низкой, чем та, которая была выставлена им на платформе. Они призваны защитить платформу от showrooming, т.е. использования ее сайта лишь для привлечения потребителей при последующем оформлении сделки в прямом канале продаж. В последние годы в некоторых странах EC на такого рода соглашения были наложены запреты, которые обосновывались предполагаемыми выгодами от усиления вертикальной конкуренции между поставщиками и платформами, выступающими в роли их дистрибьюторов. В работе проводится анализ взаимодействия между поставщиком и платформой, подобной Booking.com, при действии соглашений об узком паритете цен и в условиях наложения запрета на их заключение. Показано, что запрет этих соглашений, формально расширяющий права поставщиков, чреват для них серьезными негативными последствиями. Причиной тому являются действия платформы, противостоящей вертикальной конкуренции за счет активизации конкуренции по горизонтали – между прежними и вновь привлекаемыми поставщиками (владельцами апартаментов). Происходящая при этом уберизация отрасли осложняет течение воспроизводственных процессов у традиционных поставщиков (отелей) и, в конечном счете, негативно сказывается и на благосостоянии потребителей. Неэффективность применяемых методов регулирования многосторонних рынков и происходящая концентрация доходов в руках трансакционных платформ дают основание полагать, что существует настоятельная потребность в формировании национальных платформ, функцией которых должны стать поддержка отечественных поставщиков, создание инфраструктуры отрасли и пр.