• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Наследие-как-процесс: дискуссии о концепте культурного наследия в современных социальных и гуманитарных науках

Масштабные трансформации в социальных и гуманитарных науках в 1960–1970-е гг. (появление cultural, memory, postcolonial и gender studies, публичной истории) повлияли на формирование в 1980-е гг. нового исследовательского поля, занимающегося изучением культурного наследия –– heritage studies. В рамках данного направления понятие наследия было пересмотрено: оно стало охватывать сферу обычного и повседневного; были изменены его темпоральные границы, что позволило обратить внимание на объекты, имеющие отношение к недавнему прошлому; была выдвинута идея о снятии монополизации права экспертов (зачастую на государственном уровне) в определении наследия. В 2000-е годы в рамках heritage studies сформировалось отдельное направление критических исследований наследия –– critical heritage studies. Их ключевой задачей стало изучение дискурсивных практик определения и использования наследия, применяемых прежде всего, государственными и международными институциями (т.н. «авторизованный дискурс наследия»); а также проблематизация наследия как процесса постоянного переосмысления и переопределения идентичностей и культурных ценностей, в который включены разные социальные группы. В статье рассмотрена трансформация понимания наследия-как-объекта к наследию как социальному действию и к наследию-как-процессу в рамках heritage studies и critical heritage studies в европейских странах. Представлен обзор ключевых этапов их развития и последующего изменения, основные исследовательские вопросы и проблемы, а также их современное состояние.